"Русская" Индивидуальная Философия (РИФ). Ключевое слово: "индивидуальная". Философия человека думающего, имеющего на всё свой взгляд. То есть – философия исчезающего вида человека. Кто с этим исчезновением "человека думающего и мыслящего" согласен, кто за расцвет человека "потребляющего" и "жующего" – пусть отложит эту книгу. Если нет, то эта книга для тебя!Книга начата в 2008 году и окончена была в 2010 году. Окончательно отредактирована в 2021 году. Всё, что интересует человека и о чём не принято говорить среди людей-потребителей: национальный, гендерный, политический и многие другие острые и непопулярные сегодня вопросы – обо всём напрямую в этой книге. Без призывов, агитации, требований и оскорблений. Это личное мнение, личный взгляд, следовать которому или нет – личное дело каждого! К сожалению, всё о чём писалось тогда – сбывается сегодня и будет сбываться в будущем. Читайте, думайте и делайте свои выводы.В книге упоминается ИГИЛ – организация, запрещённая в РФ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги РИФ («Русская» Индивидуальная Философия). Диалоги с Царством Божьим предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая
— В самом начале Ты сказал, что люди становятся «маленькими». Поясни пожалуйста, это.
— Я не имею в виду рост физический. Ты, конечно, слышал о таком понятии, как духовное развитие, внутренний рост. У многих людей в современном мире он направлен вниз, то есть вместо роста происходит деградация.
Как человек в пожилом возрасте уменьшается в росте, так люди в большинстве своем духовно «растут вниз». Отсюда появляется целое общество никчемных, бесполезных людей. Этих людей и их общество прекрасно описал Ницше. Люди, которые вместо мысли и действия моргают. Ты тоже с Моей помощью их образ, подаренный вам философом Фридрихом Ницше, облачил в стихотворную форму. Напомни, пожалуйста.
— Мы маленькие люди — мы моргаем
И прыгаем по шарику земному.
Блошиный род — его мы созидаем,
Где все и вся — подчинено закону.
Мы все умны и знаем все, как было,
Уверены, что так же будет впредь
И если ссоримся, то быстро миримся уныло —
Желудок в ссоре может заболеть.
Мы маленькие люди — все большое
Не проглотить нам, взором не объять.
Отсюда суета, тревога, нет покоя,
Ведь счастье только в том, что можно воспринять.
Поэтому все измельчить, уладить,
Нам нужен мир, покой и мелкота.
Те речки хороши, где нам не надо плавать,
Пусть лучше будет мутная вода.
Она бездонна, так как дна не видно
И золотую рыбку можно в ней поймать…
Мы так нежны, политкорректны, безобидны.
Не дай Господь, чтобы пришлось нам воевать.
У нас свои герои и подвиги их мелки
И Бог наш тоже как-то измельчал.
Он счастье обещает нам отныне и навеки,
Тем, кто душой своею обнищал.
Но здесь толпа прервала речь пророка:
Ура! Нам нужен этот мелкий человек!
Ты сделай нас такими — без порока.
Что нам какой-то римлянин иль грек!
Ты указал нам путь! Ура! Он самый легкий!
Не надо думать, соответственно, страдать.
Последним людям гимн поем мы громкий,
Но петь не можем мы, а можем лишь пищать!
Но давай продолжим наш диалог. Вопрос к Тебе: а как же достижения цивилизации, как же тот факт, что знания современного человека намного выше и больше, чем скажем у человека столетней давности? Человек покорил природу, полетел в космос, создал различные технологии, в том числе, и нано. Ведь это все было бы невозможно при массовом измельчании человека!
— Ты говоришь сейчас о научном прогрессе. Но сам факт этого прогресса очень спорен. Это прогресс только точных наук. Но что касается философии и религии, то есть областей, от развития которых напрямую зависит внутренний рост человека, то здесь регресс полный. Деградация. Если в точных науках вы, люди, взяли с собой из глубины веков только полезное добились и добьетесь в дальнейшем на этом поприще огромных достижений, то в гуманитарном, философском, религиозном наследии вы умудрились притащить с собой такое количество безумия, что к началу XXI века человечество оказалось на краю пропасти. Потому, что нет проку в научных достижениях, если ими пользуются не люди, а биологические роботы.
Все достижения прогресса поставлены на службу целям, далеким от создания условий для духовного роста и внутреннего развития человека, его удалению от состояния обезьяны. Напротив. Ваш прогресс служит исключительно для подавления и разрушения. Созданы все условия для того, чтобы человек убегал от Меня, то есть от самого себя, убегал от свободы, не был самим собой.
Ты говоришь, что человек покорил Природу. Это не твоя мысль. Это мысль, навязанная тебе извне. Истина заключается в том, что человек нагадил на нее. Он всеми силами разрушает и уничтожает Природу, при этом в силу своего безумия считает, что он покорил ее. Вместо того, чтобы слиться с ней, жить с Природой одним дыханием, он по собственной воле отделил себя от нее и пытается возвыситься над Природой. Но так как, Природа и Я не разделимы, то он отделил себя и от Меня.
Современный человек говорит, что он господин над своим Царством Небесным, но на самом деле он только гадит там. Но беспорядочно гадить, где вздумается — это не значит быть хозяином. Истинно говорю, Я не найден и Природа не покорена. Как можно покорить стихию, космос, бесконечность!
Может быть, человек научился покорять цунами, извержения вулканов? Он беспомощен даже против микроба и вируса.
Что, разве мир кишит Буддами, Христами, Магометами, Ницшами? Отнюдь! Он кишит мелкими и еще более мелкими обезьяноподобными людьми различных вероисповеданий, национальностей, классов и социальных групп. Начиная от олигархов и президентов, и заканчивая пролетариями и бомжами. Каждому в этом мире Я предлагаю свою помощь. Каждому я предлагаю стать Христом, Буддой или Лао-Цзы. Но люди слушают другой, а не Мой голос. А голос тот вещает всегда извне, что это невозможно, что это гордыня, что это наказуемо. Переложить со своих плеч ответственность на плечи другого — проще. Пусть даже если этот кто-то будет Христом или Буддой.
Но только, истинно говорю тебе, что никто бесплатно твою ношу не понесет. Тебе придется платить и платить собой. Своей душой. Своей жизнью.
Я процитирую тебе Хенрика Ибсена:
Клубки (на земле)
Мы — твои мысли; но нас до конца
Ты не трудился продумать.
Жизнь не вдохнул в нас и свет не пустил, —
Вот и свились мы клубками!
…Крыльями воли снабдил бы ты нас, —
Мы бы взвились, полетели,
А не катались клубками в пыли,
Путаясь между ногами.
Сухие листья
(гонимые ветром)
Лозунги мы, — те, которые ты
Провозгласить был обязан!
Видишь, от спячки мы высохли все,
Лености червь источил нас;
Не довелось нам венком вкруг плода —
Светлого дела — обвиться!
Шелест в воздухе
Песни, тобою не спетые, — мы!
Тщетно рвались мы на волю,
Тщетно просились тебе на уста.
Ты нас глушил в своем сердце,
Не дал облечься нам в звуки, в слова!
Горе тебе!
Капли росы
(скатываясь с ветвей)
Слезы мы — те, что могли бы
Теплою влагой своей растопить
Сердца кору ледяную,
Если бы выплакал нас! А теперь
Сердце твое омертвело;
Нет больше силы целительной в нас!
Сломанные соломинки
Мы — те дела, за которые ты
С юности должен был взяться.
Нас загубило сомненье твое.
Против тебя мы в день судный
С жалобой выступим — и обвиним! 11
То, что было адресовано Пер Гюнту, касается каждого из вас. Истинно говорю тебе, плата будет взята с каждого. Я с легкой руки Данте поместил вас всех между адом и раем. Где вы сейчас и находитесь.
31 И я, с главою, ужасом стесненной,
«Чей это крик? — едва спросить посмел. —
Какой толпы, страданьем побежденной?»
34 И вождь в ответ: «То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная,
Ни славы, ни позора смертных дел.
37 И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и неверна
Всевышнему, средину соблюдая.
40 Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина».
43 И я: «Учитель, что их так терзает
И понуждает к жалобам таким?»
А он: «Ответ недолгий подобает.
46 И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им.
49 Их память на земле невоскресима;
От них и суд и милость отошли.
Они не стоят слов: взгляни — и мимо!»12
— Ты хочешь сказать: то, что мы видим вокруг — это Ад? А точнее, вечное болтание этих никчемных душ между Небом и Землей?
— А ты думал, что большая часть из семи с лишним миллиардов жителей Земли, в том числе даже самые уважаемые и богатые среди них, находятся на райском курорте? Может это и не Ад, но огромный сумасшедший дом — это точно. У вас у всех действительно очень развита паранойя. Скажи, а за какие заслуги человечество заслуживает Рая? Человечество пока — всего лишь толпа, разделенная на разные части, ненавидящие друг друга. Эта толпа поглощает и уничтожает любую индивидуальность. Поэтому индивидуумы здесь в большинстве своем довольно неприятны.
Посмотри на людей в метро, в кинотеатре, на улице — много ли ты найдешь психически здоровых, свободных и полноценных личностей? Это касается и тебя. Нет, вы не высшие существа, даже если вы в это сами верите. Процитированные строки Ибсена и к тебе относятся в полной мере. Вы стали как автоматы. Вы утратили эмоции… вы, как роботы.
Это может быть Раем, но Раем скорее для чертей. Или как Я сказал Данте: «Здесь жив к добру тот, в ком оно мертво»,13 что означает «В аду добро состоит в том, чтобы не быть добрым, не чувствовать сострадания к наказуемым грешникам». А к вам разве кто-то из контролирующих вас и правящими вами чертей, чувствует добро и сострадание? Ты не сможешь стать Зелотом, если не сдашь тест на жестокость.
Даже самые, на первый взгляд, богатые и успешные, внешне наслаждающиеся этой жизнью и находящиеся на самом верху вашего общества, имеют свой кошмар. Этот кошмар для них заключается в возможности однажды оказаться внизу. Этот кошмар довел их всех до сумасшествия. Истинно говорю тебе, что, не будь у них этого кошмара и связанного с этим сумасшествия — на Земле не было бы бедных. Поэтому первое лекарство от бедности — исцеление душ богатых.
— Это как в России в 1917-м году?
— Ни в коем случае! Не утрируй! Тем более что от бедности никого так и не излечили. В ней просто всех уровняли. Но на место своих богатых, пришли богатые чужие — более наглые и подлые, кровожадные и ненасытные.
— Что такое эмоциональность? Ведь сегодня это стало синонимом таких качеств как «неуравновешенность» и «бестактность». Может быть, она действительно вредна для человека — для его психического здоровья и социального положения?
— Эмоциональность — это Я. Это Мой выплеск наружу, Мой разговор через тело человека с внешним миром. Убрав ее, ты уберешь Меня. Ты убьешь свое Царство Небесное. Ты станешь роботом.
Творчество всегда связано с проявлением эмоций, но современные люди стремятся изо всех сил жить и мыслить неэмоционально. Отсюда такая деградация в искусстве.
Психологический автомат, в которого превратился современный человек, жив лишь с точки зрения биологии. В эмоциональном же плане он мертв; он функционирует, как живой, но жизнь, тем не менее, уходит, испаряется словно пар. За свое внешнее благополучие, одобрение окружающих — таких же биологических роботов, человек расплачивается отказом от своей спонтанности, индивидуальности и, что страшнее всего, от своей свободы. Он начинает зависеть от мнения других. Если я — всего лишь то, чего от меня ждут другие, то кто же я на самом деле?
Признав то, что эмоциональность — отрицательная черта человеческого характера, человек как бы обокрал самого себя. Он стал мыслить конкретными понятиями и в одной плоскости. Но надо помнить, что эмоции нельзя искоренить или подавить полностью. Они продолжат существовать, но будут существовать уже независимо от интеллектуальной стороны личности человека. В результате — пошлые проявления сентиментальности, которые с удовольствием «проглатывают» миллионы любителей дешевых сериалов, «мыльных опер» и попсовых песенок. Человек вашего времени изголодался по жизни, но, поскольку он живет как автомат, жизнь не может означать для него спонтанную, эмоциональную деятельность. Поэтому он вынужден довольствоваться любыми суррогатами естественной эмоциональности: пьянством, спортом или переживанием чужих вымышленных страстей на экране.
Вместо инициативы и оптимизма человеком-автоматом правит ощущение собственного бессилия, поэтому он совершенно равнодушно воспринимает, любые надвигающиеся катаклизмы, которые угрожают его жизни. Но самая главная опасность заключается в том, что в поисках этой самой настоящей жизни присутствует готовность принять любую идеологию и любого вождя, который пообещает придать его жизни хоть какую-то видимость смысла и порядка. Отчаяние, которое охватывает автоматизированных и без эмоциональных людей, является питательной средой для всевозможных политических и религиозных авантюристов.
У истинной любви к себе и близким людям существует суррогатная замена в виде любви к государству, вождю, идее, которая появляется у людей из-за постоянного подавления эмоций. Эмоции ищут своего хозяина, они рвутся наружу и они находят друг друга. Но находят не в тишине творчества, а в экстатическом реве толпы. Толпа может любить только своего фюрера или диктатора и идеи, которые тот ей подкидывает. В крайнем случае, любить какого-нибудь нападающего футбольного клуба, забившего гол.
Толпа не осуждает эмоций. Толпа часто управляется эмоциями, выплеск которых не только не осуждается, а скорее даже поощряется. Толпе периодически надо скармливать людей. Она самоедка. Когда идет толпа на толпу — это война. И тогда уже «горе побежденному». Толпа верит в Меня. Толпа никогда не смотрит внутрь, она ищет Меня во вне. Сначала она искала Меня на самой высокой горе, затем на облаках, космос ей тоже не помог. Но зато, сколько она распяла людей действительно Меня нашедших! Так что, будь эмоционален! Тебе последний абзац ничего не напоминает?
— Русское общество?
— Точно! Русские — это чистая эмоция либо ее отсутствие.
— Но, если я не буду подавлять свои эмоции, тогда в один прекрасный момент я смогу стать нетерпимым или как сейчас принято это называть «не толерантным». Сейчас «неприлично» быть «не толерантным» и говорить на темы, которые непосредственно влияют на нашу жизнь: политика, национальный вопрос, альтернативная история, религия и другие вопросы.
— Скверное это слово — «толерантность». Это медицинский термин, обозначающий терпимость к болезни. Истинно говорю, лучше бы не рождались на свет люди, провозгласившие это слово своим кредо. Толерантность — это подавление. Подавление Бога. Его убийство. Это скрытая трусость и безразличие. По-Моему, наступают времена, когда станет, наоборот, неприлично не говорить о том, что ты только что назвал «неприличными темами». Те, кто сейчас говорит о том, что говорить об этом неприлично — либо ослы, либо подлецы.
Более того, существует простая жизненная истина: чем больше говорят о каком-нибудь понятии, его пользе и необходимости, тем реже это понятие встречается в вашей жизни. Толерантности, особенно национальной, а тем более свободы слова, в XIII-XIV веках было намного больше, чем сейчас. Я, правда, не имею в виду зелотов. Они больше всех говорят о толерантности, но подразумевают при этом, прежде всего, толерантность к себе любимым.
Ответь мне, пожалуйста, что бы ожидало тебя или другого современного демократического автора за стихи в «Божественной комедии», этом памятнике всемирной литературы ХIV века о Магомете. Я не буду приводить их в этой книге. Кто захочет узнать, пусть открывает, не запрещенную пока еще в РФ эту книгу, и читает сам.
— Мне даже страшно подумать. В лучшем случае, его бы заставили каяться и просить прощения до конца своих дней. Ты право: странно, что евреи, а также мусульмане до сих пор не запретили «Божественную комедию», а самого Данте Алигьери не объявили отсталым и недоразвитым ксенофобом, фашистом и антисемитом.
Просто, наверное, Данте тогда мало кто читал. Его читали избранные и те, были христиане. А сейчас его и подавно читают только отдельные любители и специалисты. «Божественная комедия» — книга не для массового чтения, книга не для толпы. Это книга для просвещения, а не для образования, поэтому не надо видеть в данных отрывках чей-то злой умысел оскорбить чью-то веру или религию. Поэтому сейчас настали большие проблемы в литературе. Она теперь настроена на массового читателя, на охлос, чандалу. Поэтому, ни одно издательство не интересуется серьезной художественной литературой от новых авторов. Печатается только то, что «схавает пипл», а он думать и размышлять не любит и не будет. Вот слышал статистику: Россия — самая читающая в мире страна! Может быть! Со статистикой не поспоришь! Но вот качество этого чтива, в большей его части, оставляет желать лучшего.
— Ты правильно подметил разницу между терминами «образование» и «просвещение». Вам всем дают «образование» и, как правильно оно у вас названо «среднее». Иногда, правда, его называют «высшим». Но, что первое, что второе — скажу честно, намного ниже того среднего, что развивает в человеке способность самостоятельно думать, критически относится к получаемой информации, быть личностью.
Образование всегда дают. Это не твое. Это на чужое усмотрение. Просвещение — это индивидуально. Образование — это для ума, Просвещение — для души. Образование + Просвещение рождают Разум.
Толпе нужно давать образование. Его ей и дают. И только его. Более того, именно образование и создает толпу. Просвещение создает гениев, как добрых, так и злых. Помнишь, ты читал фальшивку под названием «Застольные беседы Гитлера»?
— Да, там Гитлер якобы излагает программу действий Германии на оккупированных территориях России. Главное, — говорил он, — надо научить их читать, считать и писать.
— Вот это и есть дать образование!
Образование дисциплинирует, оно укрощает не только отдельного человека, но и толпу. Просвещение, ставит эту толпу «на дыбы».
Просвещение без образования — это страшно, но это движение вперед. Это — Сталин и Гитлер. Образование без просвещения — это еще хуже. Это — ваша нынешняя власть. И полный паралич во всех сферах жизни общества. Это — оруэлловский «1984».
И истинно для тебя говорю, что именно к нему вы движетесь. Весь мир движется именно в этом направлении. Под мудрым руководством зелотской «демократической секты», одержимой идеей образования, но не желающей просвещения. Такими они стали сами и сделали, или почти сделали, всех вас.
— А если отсутствует и образование, и просвещение?
— Тогда это 1917 год в России. Малообразованные местечковые дети лавочников и сапожников (я уже молчу об их непросвещенности) решили обуздать и управлять стихийной русской инерцией.
— Какой инерцией?
—Это мы разберем чуть позже. Слушай дальше.
Немецкие учителя выиграли франко-прусскую войну и помогли Бисмарку и Вильгельму I воссоединить Германию, а отсутствие русских учителей утопило Россию в крови.
Истинно тебе говорю, что сейчас в вашем мире многие пропагандируют толерантность «большого» к «малому», сильного к слабому, а Я говорю об обратном. Я говорю о толерантности «малого» к «большому», и слабого к сильному. И даже не о толерантности. Я говорю о полном подчинении. Ибо малое и слабое многочисленно. И в этом их непреодолимая сила. Оно кусает, мучает и низводит большое с ненавистью комаров, потревоженных на болоте. «Большое» часто вянет, сохнет и никнет под воздействием многочисленного и озлобленного «малого». Действия «большого» обычно открыты и честны, действия же «малого» всегда подлы и коварны. Это действия микроба. Виден только результат его работы. Как правило, они приводят к болезни и гибели организма. Сила «малого» и слабого в их вампиризме.
Малое всегда организует толпу. Но львы не ходят табунами, а акулы не сбиваются в косяки. «Большое» создает семью.
Большим может быть как отдельный человек, так и целый народ. Джордано Бруно — человек большой. Те, кто его судил и сжигал — маленькие. Русский народ — большой. Был. По количеству, но не по качеству. В силу своей природной доверчивости он пустил к себе множество малых по количеству и по качеству. Теперь от него самого осталось только количество, но уже с другим качеством. Качеством советско-россиянского ничтожества. Истинно говорю тебе, что это количество без прежнего качества никакого отношения к исконному русскому этносу, к которому принадлежали наши предки, не имеет.
Как показывает история, не большое ассимилирует малое, но большое под непрерывным воздействием малого постепенно меняет свои формы и, в конце концов, исчезает.
Большое — это не всегда большинство. Немцы, призванные в Россию Петром I, были меньшинством, но по своему значению для вашей страны они были «большим» по сравнению с многочисленными «малыми» русскими. Со времен принятия Христианства это был единственный шанс русских стать со временем «большими».
Не «малое» кормит «большое» и защищает его, а «большое» не испытывает ненависти к «малому». В человеческом мире все происходит наоборот.
Евреи, поняли это очень давно. Я не имею здесь в виду евреев, как отдельных индивидуумов. Они — точно такая же часть толпы, как и русские, немцы или индусы. Я имею в виду духовную и объединяющую элиту еврейской нации. Истинно говорю тебе, что она есть, как и у любого народа. Этих людей по фамилиям не знает никто, но истинно говорю тебе, что центр, связывающий всех евреев от США до Занзибара единой духовной нитью, есть.
— Ага, сейчас, многие евреи скажут: опять очередной автор-шизофреник, который имеет наглость употреблять фразу «истинно говорю», бредит идеей всемирного еврейского заговора о мировом господстве. Мировое правительство, Протоколы сионских мудрецов и прочее бла, бла, бла! Не позорь меня, ради Бога, и не смеши честной народ! Кто же они и кто их видел? Кто общался с этими людьми?
— Ну, сейчас они не на виду. Пресса и телевидение о них умалчивает вследствие «торжества» свободы слова и демократии в современном мире. А также торжества их ценностей в головах человечества. Но в человеческой истории, говорю тебе, свидетели вольные или невольные, знающие и не знающие, были.
Некоторых Могу назвать по именам: Иисус, Пилат, Иуда Искариот, апостол Павел, Иосиф Флавий, Тиверий Александр, рабби Акива, Бар-Козиба.
Кто из них был знающим, а кого использовали «втемную» — поразмышляй сам. На то тебе компьютер в голову и заложен, чтобы размышлять и выдавать варианты. А Я уже тебе подскажу: прав ты или нет.
А были и представители этой еврейской элиты — те, кого Данте поселил в шестой ров лицемеров восьмого круга своего Ада. Это Каиафа, тесть его первосвященник Анна и весь совет первосвященников и фарисеев. Истинно говорю тебе, нынешнее христианство — их рук дело. Хотя придумывали его тоже не они.
Они — тонкие психологи, ловцы и пожиратели человеческих душ, хотя по своей сути они — воплощение бездушного ума. Все свои умения и знания по «обработке» человеческого ума и души они перенимали по наследству, по наследству и передают их из поколения в поколение. Именно такие, как они, оболванили, в первую очередь, свой народ, внушив ему такую приятную для него идею богоизбранности и мирового господства. При их поддержке возникла эта секта — Зелоты. Тот старинный еврейский «ИГИЛ14». Именно эта «змея», созданная ими для борьбы с Римом и покусала их самих. Храм был разрушен, государство уничтожено, вместо цивилизации пришло время темного фанатизма, вместо Иерусалима — Элия-Капитолина.
Это были самые первые и самые подлые нацисты в истории человечества. Их наследники таковыми остаются и сейчас. Повторюсь, что сейчас они уже интернациональны, ибо их взгляды, убеждения, а самое главное, инстинкты и психологические аффекты — оказались очень близки таким же выродкам во власти среди других народов. Они раскололи мир на четыре враждующих лагеря — христиан, мусульман, иудеев и коммунистов. Три четверти мира расколоты на эти религии, имеющие общий корень, один фундамент. Более того, каждый из этих лагерей, расколот на множество более мелких. Христианство — на православие, католицизм и протестантизм, ислам — на суннитов, шиитов и ваххабитов, коммунисты — на троцкистов, сталинистов и маоистов и т.д. А эти подгруппы, в свою очередь, расколоты на еще более мелкие группки. И все они в той или иной степени враждуют между собой. Но сделано все это так хитро и умно, что ты никогда не подумаешь, что к этому имеет отношение элита еврейских зелотов. Полное лицемерие. Восьмой круг ада, шестой ров. Данте — гений и провидец. Вера в Единое всегда ведет к расколу, ибо рано или поздно всегда зарождается неверие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги РИФ («Русская» Индивидуальная Философия). Диалоги с Царством Божьим предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других