Еще вчера вы были успешным сотрудником, а сегодня вдруг вам предложено расторгнуть трудовые отношения с компанией и привычный мир мгновенно рушится.Как благополучно выбраться из этой ситуации? И есть ли вообще счастливая «жизнь после»? Можно ли предотвратить увольнение? Почему для поиска новой работы не всегда достаточно привычных инструментов?Автор книги ответит на эти и другие вопросы, основываясь на опыте реальных людей, которые сумели превратить для себя увольнение в полезное событие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вас уволили? Поздравляем! Все лучшее только начинается! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть II.
Сразу после,
или Важные дела
Глава 1.
Дело первое.
Романсы моих финансов
Важные дела на то и важные, что про них ни в коем случае нельзя забывать, как бы худо тебе ни было. Ибо жизнь со своими регулярными требованиями каждый день будет напоминать, что «чувак, ты, конечно, в печали, но пора оплатить счет за квартиру, дабы печаль не усугублять!». Подумать о безопасном будущем, блистательном, а может, и не очень, придется сразу, сейчас, именно в эти неприятные дни. Поэтому я и хочу начать с рассказа о том, что важно и нужно сделать сразу после того, как получен расчет.
Я знала довольно много людей, которые прошли через увольнение задолго до того, как в эту ситуацию попала я. И каждый из них всегда подробно делился со мной не только своими эмоциональными переживаниями, но и полезными выводами из всех своих «хождений по мукам», поэтому, оказавшись на их месте, я точно знала, что стоит сделать быстро и обязательно, чтобы в ближайшее полугодие не умереть голодной смертью, даже если я за это время не успею найти работу своей мечты.
И здесь для уволенных граждан есть два варианта развития событий: заплатили выходное пособие (и опять же — какое?) или вовсе нет. К сожалению, бывает до сих пор и так.
Мне повезло: заплатили. А с учетом не отгулянных в прошлые годы отпусков получилось вполне нормально. Должно было хватить на несколько месяцев, пока ищу новую работу. Однако было неизвестно, на сколько мой поиск затянется, поэтому режим жесткой экономии точно был нужен. (К моему великому сожалению, пока я работала, я слишком мало заботилась о своем безопасном финансовом будущем. Усиленными темпами погашала ипотечный кредит, а о том, что могут настать времена, когда зарплата не будет капать на карту, не думала. Соответственно, не имела ни депозитных счетов в банке, ни денежных мешочков дома «под подушкой». ) И как только я получила окончательный расчет и трудовую книжку, я забрала с работы свои вещи, с чувством абсолютной свободы и выполненного долга покинула рабочее место и отправилась определять судьбу моего выходного пособия. Никаких прощальных обнимашек коллегам и торжественных проводов с поеданием пиццы устраивать не стала, ибо всем, кого я любила и ценила, все уже успела сказать. А собирать прощальную толпу соболезнующих в мои планы никак не входило. Да и меркантильность моя поработала на опережение: мысли про собственные проводы за мой же счет были расстреляны и похоронены, видимо, еще на этапе зачатия.
Поскольку на моей зарплатной карте теперь образовалась некая сумма, важно было грамотно ей распорядиться. Поэтому первым делом я полностью погасила задолженность по кредитной карте. Ведь в этом случае вся кредитная линия будет мне доступна в любой момент и, возможно, пригодится в моем пока что не очень понятном будущем, а проценты за пользование кредитом в ближайшие месяцы в мою статью расходов не попадут. (У всех, кто кредитов не имеет, этот пункт в перечне дел автоматически вычеркиваем.)
Следующим шагом важно было определить сумму минимальных расходов на несколько ближайших месяцев, которой должно хватить для умеренного существования — без лишнего шика, но и без критичных лишений, и оставить ее на активном дебетовом счету; это будет как бы ежемесячная зарплата на период поиска работы. Остальные же деньги (если, конечно, что-то еще останется) перевести в вечнозеленую валюту и разместить на депозитном счету (в идеале — без права снятия в ближайшие месяцы), это будет подушка безопасности на случай непредвиденных ситуаций.
Все, что получилось навспоминать по минимальным расходам, я добросовестно внесла в табличку (в моем домашнем, бумажном, варианте еще везде подписала суммы):
МОИ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ РАСХОДЫ
• Обязательные платежи (коммунальные, интернет, связь, обучение детей и т. д.)
• Расходы на продукты
• Прочие регулярные покупки, необходимые для жизнеобеспечения (хозтовары, книги, канцелярка, косметика и т. д.)
• Расходы на поддержание здоровья (линзы, обязательные лекарства, платные врачи, от которых отказаться невозможно)
• Расходы на бензин и транспорт
• Услуги косметологов, парикмахера и прочий обязательный минимальный уход за собой, который самостоятельно невозможно обеспечить
• Расходы на дни рождения и прочие неизбежные подарки для родственников и друзей (даже если символические, но они будут)
• Расходы на кафешки с друзьями (ну хотя бы кофе раз в месяц, чтоб совсем не заплесневеть)
• Непредвиденные расходы (внеплановые лекарства, такси, какие-то срочные покупки обуви или одежды и т. д.)
В идеале я мечтала уже через два месяца обрести новую работу и вернуться в привычное русло расходов с ежедневными завтраками и кофе-брейками в любимых кафешках, походами по магазинам с любимой дочей и регулярными «киношками и кафешками» с семьей, но сейчас все это баловство выглядело бы в моей «пирамидке Маслова»15 неуместно.
Стоит сразу сказать, что жизнь, конечно же, мою табличку искромсала до неузнаваемости, потому что в первый же месяц возникли непредвиденные медицинские расходы, сильно превышающие то, что я заложила в графе «непредвиденные расходы», а еще через пару месяцев я решила вложиться в свое новое образование. Однако наличие понятных пределов расходов было все-таки полезно, и, добавляя новую расходную статью, я сокращала какую-то из запланированных, чтобы не сильно вылетать за рамки. А также этот, уже скорректированный жизнью, список определил сумму минимального прожиточного минимума, ниже которого я просто не имела права опускаться при поиске работы.
Понятно, что мы, взрослые люди, можем свои примерные ежемесячные расходы и без табличек в уме посчитать и прикинуть. Но упражнения с визуальным фиксированием сумм расходов в этой ситуации весьма полезны, поскольку они, во-первых, дисциплинируют, заставляют «приземлиться», осознать реальность. А во-вторых, придают уверенности в том, что как минимум в течение нескольких месяцев деньги не закончатся, а уж за это время наверняка наступят долгожданные изменения.
Так или иначе, в уме или на бумаге, но с организацией затрат разбирались все мои герои и заботились о том, чтобы при любом раскладе у них были варианты обеспечить себе все жизненно необходимое.
Теперь самое время обсудить второй вариант. Что же делать, если денег на заплатили? Рассчитать затраты придется и в этом случае, потому что деньги надо искать. И когда ты понимаешь, сколько их необходимо найти, варианты решения приходят быстрее. Вот что предприняли мои герои, которые остались без выходного пособия.
Светлана, 49 лет, коммерческий директор:
«Знаешь, в такие моменты я всегда оптимизирую свои ресурсы. От лишних статей расходов сразу избавляюсь. Вот в последнее свое увольнение я быстро продала свою любимую машину. Это оказались вполне нормальные деньги. Мы на них жили с мамой и дочкой, пока я искала работу. А потом даже и привыкла без машины: на каршеринге оказалось и удобнее, и дешевле. А еще были случаи, когда ну совсем негде взять. Тогда обзванивала друзей и занимала. А что делать? Ну и, конечно, бралась за разовую работу, пока искала основную, практически за любую, которую умела делать. Продажи в основном».
Елена, 60 лет, журналист:
«Я оказалась уволенной в 36 лет одним днем, без выходного пособия, в чужом городе, в съемной квартире и с ребенком на руках. За несколько часов до увольнения у меня в транспорте еще и украли сумочку со сбережениями. Полная жесть… Что делать в такой ситуации? У кого искать помощи и поддержки? Как теперь оплачивать аренду и чем кормить ребенка? Было настолько тяжело, что даже приходили мысли о суициде. Никаких быстрых вариантов найти деньги в городе, где я никого не знала, не было. Я сделала единственное, что могла, — позвонила своей квартирной хозяйке и все ей рассказала. И вот здесь было мое первое открытие: незнакомые люди тоже могут оказать поддержку и помощь! Хозяйка быстро приехала, даже пирожков каких-то привезла, помогла приготовить ужин. А потом мы до ночи говорили, придумывали пути выхода, вспоминали, кто еще может помочь, и решили, что пока я поживу без оплаты, столько, сколько надо, пока не появится новая работа. Вот так совершенно чужой человек пошел навстречу. На следующий день я с криком о помощи обзвонила всех своих друзей в поиске хоть каких-то полезных контактов по трудоустройству в этом городе.
А пока работа не появилась, чтобы быстро заработать деньги на питание, я пошла продавать косметику «Мэри Кей». Непросто, конечно, приходилось: в буквальном смысле стучаться в двери, с совершенно незнакомыми людьми начинать разговор. Но вариантов не было. Только очень сильное желание просто выжить в чужом городе. Урок оказался непростой, но очень полезный. И знаешь, наверное, я была такая, какая есть, настоящая, искренняя, когда пыталась заводить разговор с незнакомцами, поэтому они мне и двери открывали, и коробочки мои покупали, и я в тот период столько новых хороших людей узнала, которые мне помогали и тогда, и потом, ну и вообще не погибла с голоду. И я теперь знаю, что в любой беде главное — рассказать про нее сразу и всем. Это не стыдно. С каждым ведь может случиться».
Анастасия, 35 лет, региональный управляющий розничной сети:
«Знаешь, мне так стыдно было хоть кому-то рассказывать, что я без работы, что я, наверное, готова была с голоду умирать, лишь бы не просить ни у кого. Я же и родителям тоже ничего не рассказала. Немолодые они уже у меня, их нельзя такими новостями травмировать. Поэтому денег и у них не попросишь… вот какое дело. Но объективно я понимала, что за съемную квартиру надо платить, а нечем теперь. Пришлось с хозяйкой поговорить, что в долг буду жить. Хорошая она оказалась, понимающая. Я месяцев шесть потом так и жила без оплаты, пока работу не нашла. А на те сбережения, что у меня еще оставались, питалась, скромненько так, но мне хватило. Из дома почти никуда не выбиралась, экономила каждую копейку».
Совершенно разные ситуации пережили герои, но о том, что помощь в период, когда денег нет, приходила не только от друзей и близких, а совсем неожиданно от незнакомых людей, рассказывали многие. И мы все сошлись во мнении, что в ситуации поиска работы лучше и полезнее быть открытыми и для любой помощи, и для каждой новой информации, и для новых полезных событий.
Но оптимизации расходов, определения нужных сумм и поиска средств на ближайшие месяцы не избежать в любом случае. Поэтому расчет необходимых и допустимых ежемесячных затрат нужно зафиксировать как первое Важное дело.
Глава 2.
Дело второе. Жизненно важные занятия
Человеку, оказавшемуся вдруг «не при делах», частенько хочется пожалеть себя несчастного, засунуть голову в песок и не высовывать, пока все проблемы не рассеются. Ну, по крайней мере, у большинства моих респондентов такое было. И мне о-о-очень хотелось тоже! Заснуть и проснуться потом, когда весь этот кошмар закончится и все будет как раньше или, может, даже лучше! Но так не бывает, я это понимала.
Посему, как только я разобралась с финансовой стороной, я решила определить для себя некоторый минимальный набор действий, выполнение которых необходимо для старта поиска работы.
Для этого я использовала следующие ресурсы:
— книги и публикации с рекомендациями по поиску работы;
— рекомендации соискателей из числа моих знакомых, которые лично успешно прошли процедуру поиска в последние несколько месяцев;
— рекомендации карьерных консультантов кадровых агентств HR-Prof16 и Kontakt InterSearch17, к которым я обращалась лично и с которыми плотно взаимодействовала в процессе поиска.
«Минимальный набор действий» звучит как будто это что-то простенькое, а по факту на то, чтобы выполнить первое упражнение из списка необходимых дел, у меня ушло несколько часов.
Итак, с чего начинаем? Многие авторы книг по поиску работы пишут о том, что начинать искать работу без четко сформулированной цели и явно описанной организации мечты бесполезно, и это пустая трата времени. Алена Владимирская в своей книге «Антирабство»18 пишет: «Нужно сесть, взять лист бумаги и четко обозначить, чего вы хотите от нового места… Например, я хочу зарабатывать не меньше 80 тысяч рублей в месяц и хочу работу рядом с домом. Если деньги для меня важнее, я готов поездить. А если важнее не тратить время на дорогу, то я готов получать 60 тысяч… Далее составляйте список компаний, которые соответствуют всем требованиям (на ваш взгляд). Найдите людей, которые в этих компаниях работают, и узнайте, действительно ли там работается именно так, как вы думаете».
Похожий совет дает Оксана Крылова в книге «Как найти работу своей мечты даже в кризис»19: «С чего вы планируете начать поиск новой работы? Прежде всего необходимо сосредоточиться и честно ответить на вопрос: «Какую работу я хочу?» Но не торопитесь отвечать «Любую», «Какую угодно» или «Такую же, как у меня была». Такой подход заведет вас в тупик. Лучше подумайте о том, что вы действительно хотите делать, чем интересуетесь, что получается у вас лучше всего. Важно, чтобы ваш ответ был сформулирован позитивно… Нужно писать, например, так: «Я хочу работать в международной корпорации, иметь возможность повышать свою квалификацию, ездить в заграничные командировки и т. п.». Согласитесь, искать такую работу гораздо интереснее. И, поверьте мне, эффективнее».
Попробовав применить эти советы на практике, не могу с этим не согласиться. Пожелания к новой работе лучше сформулировать! И, раз уж получен «пинок судьбы», надо потратить время, напрячься и описать работу своей мечты некими понятными для себя критериями. (Я их забила в привычный «эксельчик» и потом по этим критериям постоянно ранжировала и вакансии, и предложения, которые появлялись в процессе поиска.) Все-таки работа должна приносить удовольствие — и финансово, и эмоционально. Ну и это, конечно, очень помогает не «заблудиться» в количестве предложений, которые вываливаются на соискателя в первые дни.
А вот со списком желательных организаций… Он, может быть, и нужен для старта, но ограничиваться только им в поиске точно не стоит.
Вот так же считает и Дмитрий, 44 года, директор макрорегиона:
«Если ты работал в какой-нибудь одной организации много лет, ты практически жил в неком замкнутом пространстве, в системе, в Матрице и сформулировать для себя образ какой-то иной организации сразу после „вылета“ из этой Матрицы вряд ли способен. Максимум, что будет в этом списке, — ближайшие, знакомые по работе конкуренты. Но на рынке полно небольших и не очень известных компаний из этого же сегмента, которые тоже заслуживают внимания, а они в этот список не попадут».
И кстати, многие мои герои нашли для себя работу на поисковых сайтах в совершенно новых отраслях, которые они в свои первые после увольнения дни даже и не думали вносить в целевой список.
Например, Ольга, 28 лет, управляющая федеральной сети ломбардов:
«Изначально я рассматривала для себя в основном работу в банковской рознице. Когда же через какое-то время успешно прошла по приглашению собеседование и обучение на позицию управляющего в крупную сеть ломбардов, поняла, что это самое настоящее мое! Это оказалось настолько интересно — работать в этой сфере, изучать основы ювелирного мастерства. Но сама бы я точно никогда не додумалась внести в список работы мечты такую профессию!»
Получается, что любое явное описание организаций — это ограничение возможностей. Поэтому лично я на старте поиска ограничиваться списком компаний, которые мне нравятся, не стала, да и герои мои тоже: искали везде и откликались на все, что нравится, тренировали навык прохождения интервью.
Второе непременное действие — написать свое первое резюме или обновить старое. Здесь было особенно сложно, поскольку опыта в написании эффективного и структурированного текста такого рода у меня не было совсем, да и вспомнить вот так сразу свою биографию со всеми заслугами и подвигами, в цифровых значениях приростов, со всеми пройденными за жизнь (или хотя бы последние лет десять) тренингами и обучениями тоже непросто. Чтобы быть более-менее уверенной в том, что мой «шедевр» соответствует времени и заинтересует хоть одного потенциального работодателя, я отправила то, что получилось и казалось мне весьма удачным, на проверку сразу двум людям, мнение которых в данном вопросе было для меня спасительной экспертизой: моему приятелю из HR и моему бывшему руководителю, имеющему за плечами отличную карьерную лестницу с несколькими сменами компаний. Коллеги быстро, беспощадно и честно отредактировали, каждый внес свои правки, и я получила более совершенный документ, чему была несказанно рада. Впоследствии это резюме я отредактирую еще неоднократно, под каждую функционально отличающуюся вакансию и с учетом советов профессиональных рекрутеров, но для старта это было то, что надо!
На самом деле, всем, кто еще никогда не сталкивался с написанием резюме, совет такой: напишите его прямо сейчас. Пока нет спешки и это вам не нужно. Пусть оно будет. Его можно даже разместить на НeadНunter20 (там есть кнопочка «скрыть от всех»). Зато вы сможете обновлять его всякий раз, как только что-то обновляется в вашей карьере, сможете доводить до идеального состояния, дописывая туда новое образование, новые тренинги, новые достижения. И когда наступит День Х (а он наступит!), вам не придется судорожно вспоминать биографию и свои трудовые подвиги, а будет достаточно просто открыть доступ к резюме для всех компаний.
Менеджерам сегмента «топ» еще довольно много времени может понадобиться для составления реестра агентств executive search21, куда необходимо обратиться. Я делала этот реестр сразу с адресами, телефонами и фамилиями ответственных контактных лиц (хотя бы там, где они встречались при поиске контактов). Ну и над сопроводительным письмом для предоставления в эти агентства тоже пришлось покорпеть. Когда в первый раз составляешь такую бумагу, сложность вызывает все: понять, что в твоей биографии является самым нужным для отражения в письме, какими фразами наиболее правильно это описать, чтобы взгляд рекрутера из тысячи откликов выцепил именно твое письмо и прочел именно твое резюме.
Сопроводительное, которое я сочла достойным отправки, получилось раза с пятого, не меньше. И хорошо, что я не всем агентствам сразу его разослала, потому что потом еще неделю каждое утро что-то в нем переделывала, перефразировала, по-другому компоновала. Многие, конечно, написание своих первых резюме и сопроводительных поручают профессионалам за деньги. Я решила попробовать сама, тем более у меня были помощники-проверяльщики. Опять-таки опытные топы советуют знакомиться с агентствами заранее, пока гром не грянул.
Сергей, 39 лет, директор департамента:
«С учетом развития моей карьеры методика поиска всегда менялась. Довольно широкий круг позиций можно находить через знакомых, на поисковых сайтах, на внутренних порталах, пока ты менеджер среднего звена. Но если ты ищешь позицию уже федеральную, типа начальника управления или директора департамента, то там, скорее всего, большего результата можно достичь через агентства executive search, вернее, даже через активное проталкивание себя туда. Мой совет такой: в идеале агентства должны о тебе знать еще до того, как ты оказываешься в поиске работы. А когда ты в поиске, ты должен им сразу всем сообщить о том, что ты на рынке, у тебя должно быть готово качественное резюме, отражающее твой жизненный путь. И все. Мне этого хватало. Всего лишь однажды я трудоустраивался с помощью знакомых. Все остальные случаи были только через агентства. Но это не значит, что то, что работает у меня, точно так же сработает у других. Я слышу много отзывов о том, как люди находят работу через знакомых или через сайты вакансий.
По моему опыту, 80 процентов всех поисковых действий будет мусором и результата не принесет. Но поскольку у каждого человека 20 полезных процентов будут свои и неповторимые, а времени на поиск работы, когда ты без нее, более чем достаточно, я советую не зацикливаться только на моем методе, а пробовать все».
Ну и теперь про «все». В результате всех упражнений, моих и героев, получился вот такой список дел по поиску на ближайшее время:
ВСЕ, ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ ОДИН РАЗ В САМОМ НАЧАЛЕ
• Описать критерии работы, которую хочется получить, и по ним в дальнейшем сравнивать все понравившиеся предложения.
• Написать резюме, отправить его на проверку опытным коллегам и отредактировать с учетом их замечаний либо воспользоваться услугами рекрутинговых агентств по составлению резюме.
• Зарегистрироваться на сайтах по поиску работы22, разместить там готовое резюме и посмотреть актуальные предложения по интересующим вакансиям.
• Настроить автоматическое обновление резюме (это платная услуга), создать подписки на интересующие вакансии по ключевым словам.
• Составить список близких и друзей (желательно не менее 100), у которых можно попросить рекомендации по трудоустройству, и разослать им свое резюме. (При составлении списка использовать все свои контакты из записных книжек смартфонов и соцсетей за все годы жизни, без малейшего стеснения.)
• Составить рейтинг рекрутинговых агентств23, в которые необходимо будет направить сопроводительные письма24 и резюме. (Для топов список агентств отличается, это сегмент executive search.)
• Составить текст универсального сопроводительного письма для агентств, послать в каждое агентство отдельно сопроводительное письмо + резюме. (Можно также воспользоваться кнопкой авторассылки на HeadHunter, это недорого, но в этом случае никакой обратной связи ждать не стоит.)
• Обновить свой профиль и статус в соцсетях, как минимум в LinkedIn и Facebook (если в статусе будет отражено, что нужна работа, это увеличит шансы). Подписаться на рассылки и группы по поиску работы25.
• Составить и сохранить список официальных сайтов компаний, которые потенциально интересны, чтобы в дальнейшем просматривать вакансии прямо у них на сайтах.
• Если финансовые возможности позволяют, то можно еще поискать себе карьерного консультанта из рекрутингового агентства (сравнить ценники, почитать рекомендации в соцсетях).
ВСЕ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ КАЖДОЕ УТРО
• Проверять на актуальность все вакансии, которые «прилетели» по подпискам на поисковых сайтах, по рекомендациям сайтов и социальных сетей.
• Проверять наличие вакансий на официальных сайтах компаний.
• На каждую вакансию, которая заинтересовала, направлять отклик с сопроводительным письмом и резюме. Важно! Нельзя при этом использовать универсальное сопроводительное письмо, которое вы писали для кадровых агентств. При составлении сопроводительного письма на каждую конкретную вакансию необходимо отталкиваться от требований к кандидату, которые выставлены компанией, и строго под эти требования формулировать ваши конкурентные профессиональные преимущества.
• Вспоминать постоянно людей из своего прошлого и настоящего, проверять, всех ли попросили помочь с поиском работы, и каждому новому контакту направлять свою просьбу и свое резюме. Отдельно постоянно искать по цепочке знакомых «теплые» контакты людей, которые работают или работали ранее в рекрутменте, и обращаться с рекомендацией к ним напрямую.
Вот такое второе Важное дело необходимо организовать. И есть еще одно непременное условие: все эти действия, которые надо выполнять ежедневно, действительно надо выполнять ежедневно! Даже если будет казаться, что это безнадежно, бесполезно, неинтересно и вообще полная фигня, надо верить и помнить, что это сейчас Самые Важные дела и именно они помогут скорее найти работу!
Глава 3.
Дело номер три.
Прелести безработного тайм-менеджмента
Помнится, когда я сразу после увольнения попыталась поплакать в жилетку одному из моих наставников, он сказал с улыбкой: «Ну что ж, поздравляю! Наконец-то у тебя будет много свободного времени для наполнения твоей жизни действительно стоящими занятиями! Я за тебя рад. В этом есть отдельная прелесть безработного состояния. Вот увидишь, тебе понравится!» Конечно, я промолчала, но внутри все вскипело и захотелось его убить: как может человек так открыто издеваться надо мной, бедной и несчастной, для которой, кроме любимой работы, ничего другого в жизни никогда не существовало и не имело такой великой ценности! Да разве есть что-то другое, способное ТАК заполнить эту нишу? Сейчас я вспоминаю этот разговор тоже с улыбкой.
В первые дни организация поиска работы занимала у меня довольно много времени, поскольку каждое действие я совершала впервые в жизни, подходила к процессу ответственно и внимательно, обдумывала содержание текстов и соответствие запросу, проверяла на орфографические ошибки и т. д. (И от этого еще болезненнее потом воспринимала непрочитанные отклики.) Однако уже через неделю регулярные обязательные действия занимали не более полутора часов, за исключением дней, когда были назначены встречи — собеседования на вакансию или работодатель присылал какое-то задание, чтобы протестировать профессиональные навыки. В этом случае день превращается в полноценный рабочий. В остальных же случаях свободного времени оставалось достаточно много, и я столкнулась с еще одним Важным делом первых недель — правильным его заполнением.
В самые первые дни не хотелось делать ничего нового, полезного, энергозатратного и продуктивного. Оно и понятно: энергия внутри пока точно не созидательная, лично мне при всем моем внешнем спокойствии хотелось прорыдаться (но только чтоб никто не увидел!), а еще лучше выпустить очередь из автомата (жаль, что его нет!), ну или на крайний случай хоть что-нибудь разбить, такое большое, чтобы разлетелось на миллион стеклянных брызг. В это разрушительное пекло мозг старательно и методично подкидывал дровишки — всякие страдальческие мысли про несправедливость жизни, и, таким образом, энергия разрушителя сохранялась и все больше требовала освобождения. Но найти в себе силы заполнить свободные часы не страданием и болью, а полезными делами я смогла, только когда поняла, что организм уже чересчур токсичен и мое состояние ощущают и в речи, и в поведенческих реакциях мои самые близкие люди. И пребывание рядом со мной в таком виде для них явно неполезно. Поэтому пришлось себе сказать «соберись, тряпка!» и напихать в свой день пока хотя бы обычной физической нагрузки, чтобы вытряхнуть ненужную энергию. О пользе и необходимости ежедневной физической нагрузки говорили в один голос и все мои герои.
Анастасия рассказывала, что каждый день до блеска драила полы в квартире, разбирала шкафы, избавляясь от залежей и ненужного мусора. И доводила себя «уборочными работами» до такого состояния, что к вечеру просто валилась с ног. Зато быстро засыпала, и на жаление себя времени практически не оставалось.
Елена сделала выбор в пользу активного спорта. Она знала, что физическая активность не просто необходима для нормального течения психических процессов, но центральная нервная система и опорно-двигательный аппарат человека тесно связаны между собой. После занятий спортом снижается уровень тревожности и остается пониженным в течение шести часов26! Поэтому Елена при каждом увольнении, даже если это последние деньги, покупает абонемент в какой-нибудь фитнес-центр и начинает его ежедневно использовать. В ее списке важных дел приобретение абонемента — это всегда самое первое и самое важное дело! И как только она подключала к ежедневным делам занятия спортом, настроение сразу улучшалось, повышалась самооценка и уверенность в себе. Ведь начинаются хоть и маленькие, но ежедневные победы над собой! Просыпается интерес к окружающему миру, а самоуничижительные мысли проходят.
Я до увольнения совсем немного занималась бегом и, как многие офисники, посещала фитнес-центр, поэтому спортивные занятия в период после увольнения для меня не стали чем-то новым. И пользу от них я понимала. Поэтому, когда для спорта появилось больше времени, просто стала планировать тренировки не когда могу, а когда хочу. И это очень сильно поднимало настроение: не нужно вставать очень рано, чтобы успеть побегать в темноте под светом фонарей. Зато можно неспешно пробежаться по любимой набережной днем, по солнышку. Напитаться энергией города и солнца. И сразу хочется улыбаться и просто жить. Чуть позже, когда к моим занятиям бегом, плаванием и уборкой квартиры присоединилось чтение, в руки попалось «Большое волшебство» Элизабет Гилберт. Книга, на первый взгляд, вроде про творчество, но столько знакомых мыслей про преодоление страхов, пресечение внутреннего нытья и самомотивацию я там нашла! И в том числе обнаружила, что и Лиз каждый раз, выбирая между страданиями и активными действиями, выбирает действия, даже если это будет простым физическим трудом. Потому что «если не поддаваться панике и просто продолжать работать, то можно благополучно миновать каждую из стадий тревоги и перейти на следующий уровень»27.
У большинства моих героев лучшим способом занять несколько свободных часов стало чтение либо прослушивание книг, которые помогали им восстановиться после увольнения. Я не буду здесь подробно перечислять всех авторов, которых выбирали мои герои, поскольку количество тем и направлений неисчислимо. Но в конце я опубликую часть списка тех книг, которые они читали, и если кому-то захочется пройти этой тропой — милости просим! Однако это совершенно не обязательно. Это лишь собственный выбор каждого. «Что ты посоветуешь почитать?» — спросила я Сергея и услышала в ответ:
«Да все! Все, что хочешь! В этот период важно как раз себя не заставлять. Что хочется, что нравится — то и читай! Прочитал что-то, что понравилось, значит, ищи что-то похожее по сайтам, по рекомендациям и читай дальше. Я всегда любил читать, но действительно много я начал читать в период поиска работы. И как раз в это время открыл для себя аудиокниги. И это позволило мне читать наконец-то не только нон-фикшен, но и художественную литературу. А если все 24 часа мы забьем только тем, что читать полезно, это очень быстро наскучит».
Так или иначе, в итоге в рацион чтения практически каждого попали книги по трем направлениям28:
— публикации и книги, содержащие именно практические советы на тему грамотной продажи себя на нынешнем рынке труда и успешного прохождения соискательского интервью;
— self-help29 литература;
— художественная литература: произведения, перечитать которые не доходили руки уже много лет, и новинки книжного рынка.
Чтобы было легче ориентироваться в новом измерении, я сделала еще одно полезное упражнение: вспомнила старые добрые времена, когда мой календарь трещал от рабочих встреч, назначенных надолго вперед, с удовольствием открыла его и забила туда все свои текущие занятия. Все, включая даже те, которые раньше показались бы мне чем-то праздным и бесполезным (например, прогулка в парке на свежем воздухе быстрым шагом = 1 час), уложила в некое формальное расписание с оповещениями по важным делам. И теперь уже точно понимала, в какое время буду выполнять действия по поиску работы и сколько часов останется, чтобы обучаться чему-нибудь, ходить на встречи по вакансиям, читать, гулять и заниматься спортом. Мне это помогло, во-первых, не соскакивать с обязательных ежедневных действий по поиску вакансий (а через несколько безуспешных дней соскочить очень хочется, уж поверьте!), а во-вторых, почувствовать реальное облегчение от понимания, что я не бездельница-неудачница, а обычный человек: я буду ЗАНЯТА в ближайший месяц, или два, или как пойдет.
Многие мои герои тоже были сторонниками расписанного дня.
Сергей, 39 лет, директор департамента:
«На мой взгляд, один из основных шагов в процессе поиска работы — это не дать себе упасть в яму безделья. В этот момент ведь очень легко оказаться на диване бесконечно смотрящим телик. Я стараюсь делать так, чтобы мой день был как минимум расписан так же жестко, как и когда я работаю. И я вписываю туда конкретное фиксированное время, когда я читаю книжку, когда я обедаю, гуляю с собакой, когда я занимаюсь спортом и т. д. Однако я считаю, что в этот период можно и полезно просто потратить время на себя. Не обязательно все сто процентов времени заниматься собственным развитием. Можно просто в своем расписании позволить себе отдыхать, больше спать, больше гулять, больше общаться с друзьями. Ведь в любое другое время этого хочется, но оно недоступно. А сейчас можно просто больше радоваться, например, даже тому, что можно спать, сколько хочется. Это же не значит, что спать ты будешь весь день, это значит, что ты ложишься и встаешь, когда выспался, сам, без будильника. И при этом, когда ты встанешь, ты включишься в режим и успеешь сделать кучу дел».
Но были и те, кто в этот самый первый болезненный период не нашел в себе сил на самоорганизацию.
Мария, 31 год, начальник отдела по работе с партнерами:
«Для меня единственно возможным занятием весь первый месяц было ждать приглашения на собеседование. Утрирую, конечно, у меня двое детей, и я так или иначе занималась домашними делами. Но, действительно, даже во время прогулок с детьми я ни о чем не могла думать, кроме того, что ждала каждую минуту хоть какого-то сообщения на HeadHunter, что мое резюме прочитано, и вот она, долгожданная встреча! Но ничего не происходило. Я весь месяц промучилась, думая, что со мной не так. Вот особенно первые две недели — просто ступор был, знаешь, такой, что ты даже двигаться не можешь и только гоняешь по кругу ужасные мысли: „А вдруг это никогда не кончится?“ Сейчас бы, конечно, все по-другому выстроила, спокойно бы играла с детьми, гуляла, читала. Но в тот раз, в первый, не смогла. И этим только обостряла свой невроз».
Сравнивая состояние тех, кто задал себе ритм жизни, и тех, кто не знал, что это важно и нужно, я поняла, что составить свое расписание в период поиска работы — это было еще одно Важное дело!
Глава 4.
Задание «со звездочкой» — отдохнуть!
Большинство коллег, побывавших в увольнении, с которыми я общалась в процессе написания этой книги, да и задолго до нее, в один голос советовали сразу уехать в отпуск, и лучше сразу на месяц-два, ну или как минимум на три недели. Ибо в этом случае вы никому не причиняете вреда своим токсичным состоянием, а время можно забить до отказа физической активностью: всевозможными экскурсиями, походами, рыбалками и т. д., кому что мило. Тем более что современные технологии позволяют оставаться на связи практически в любой точке мира, достаточно взять с собой хотя бы смартфон — и можно продолжать искать работу и даже проходить собеседования по скайпу.
Сергей, 39 лет, директор департамента, который уже не раз прошел через увольнение и поиск работы и сейчас не испытывает ни острого стресса при увольнении, ни сложностей с организацией своего времени, каждый раз включает возможность реабилитационного отдыха в постувольнительный период:
«Я сразу объявляю себе, что не жду быстрых результатов в плане поиска работы, и уезжаю. По-честному, все эти процессы так или иначе происходят сами собой. Искать работу — это не полная занятость двадцать четыре часа в сутки. Здесь все сводится к тому, что все вокруг должны знать, что ты ищешь работу. Тогда в какой-то момент работа находит тебя. Ну если, конечно, ты ищешь то, чего ты достоин. Поэтому я рекомендую подумать о сохранении себя. Есть возможность уехать — надо уезжать, отдыхать, отвлекаться от всего, насыщаться новыми эмоциями, новыми людьми. Уехать можно ведь хотя бы просто из своего города. На дачу, к родителям, к друзьям, да куда угодно, насколько позволяют финансы. Здесь главное не куда, а зачем. Надо максимально вытащить себя из того процесса, который был до этого. Это будет полезно, и, самое главное, отъезд точно снизит ожидания от «завтра» или от «послезавтра». Эти ожидания неконструктивны и неполезны. Давят.
Да и вообще — ты же не должен стоять в витрине, пока ищешь работу! Собеседование уж в наше-то время точно можно пройти по скайпу. Ну а если позвонят и предложат работу твоей мечты, ты сможешь купить билет на самолет и в течение суток вернуться из любой точки мира.
Если про меня, то я такие перерывы всегда использую как возможность полноценного восстановления, перезагрузки, нормального длинного отпуска. Считаю, что основные проблемы поиска работы связаны не с механикой поиска — они просто в голове. Основные сложности, они эмоционального характера. И все, что можно с этим сделать, — это максимально расслабиться.
Первый раз я уезжал не столько потому, что это осознавал, а просто потому, что мне надо было перезагрузить башку. Я отработал довольно сложные семь лет в сотовом ритейле, практически без нормальных отпусков, в постоянной гонке за результатом. Ни на что, кроме работы, я не тратил времени вообще. Поэтому был готов поотдыхать. И уехал в Танзанию. Ну да, а что? Электронных писем там полторы штуки в неделю. Звонков и каких-то встреч практически нет. То, что надо. При этом деньги нужны практически только на перелет, а жизнь там была довольно бюджетная, уж точно дешевле, чем в моем родном Питере».
Об острой потребности организма в отдыхе после многолетней работы в тяжелом графике рассказала мне и Анастасия, 35 лет, региональный управляющий розничной сети:
«Как только я уволилась, уехала к подруге в Нижний Новгород. (Мы с ней давно знакомы, такая дружба называется „и в горе, и в радости“. ) И целые две недели я просто отдыхала. Ну то есть у меня в голове вместо мыслей о выполнении планов была пустота. Я в этот период вообще ничего не делала, работу не искала, не общалась ни с кем, кроме подруги. Ничего я не хотела. Просто паузу».
Ирина, 54 года, специалист федеральной службы ревизионного контроля госбюджета, еще проще объяснила необходимость отдыха:
«Даже замуж ведь второй раз нельзя сразу выходить, надо сначала передохнуть, остановиться и подумать — чего ты хочешь! А ты про работу! Что ты! Нельзя сразу искать!
Ну а если серьезно… Я вот точно знаю, что когда у меня начинается «тухлое» настроение, то его, как дождь, надо просто переждать. В этот момент мне надо просто уединиться. Поэтому, когда я осталась без работы, первое, что сделала, уехала за город, на дачу. А я, на минуточку, 25 лет отработала! Нормальный такой «тухлячок» наступил. Но я понимаю, что в такой момент мне надо просто вылежаться. Вот как бы тебе объяснить, что значит «вылежаться»… Знаешь, как гриб растет? Он же не сразу появляется. Он сначала под землей набирает сил, его не видно, а он там в земле растет. И только потом уж поднимает землю, раздвигает какие-то там травинки, сосновые иголки… Вот и мое состояние такое, когда надо уединиться и «вылежаться», как гриб, который еще в земле, но уже растет. Я могу поплакать сама с собой: «Ой, как мне себя жалко!», пострадать. Но по факту я все равно просто должна дождаться времени, когда приду в себя, стану менее эмоциональна и приму ситуацию. Мысли появятся правильные, конструктивные, но через время. Я человек не спортивный, мне трудно это выбегать, мне нужно это «вылежать», спокойно, уединенно, чтоб никто не трогал. Короче, вот, гриб зреет. Отдохнул, созрел, а потом раз — и вылез».
Но все-таки уехать в путешествие, да даже и просто куда-нибудь за город, получается далеко не у всех. Бывают беспощадные ситуации, когда остаешься без денег вовсе и нет возможности дать себе даже день на перезагрузку, потому что надо думать о том, что есть уже сегодня и где брать денег на проезд уже завтра. Поэтому оставляем этот пункт «под звездочкой».
Таким образом, список первых Важных дел сразу после увольнения получился такой:
МОИ ВАЖНЫЕ ДЕЛА
• составить список минимально допустимых расходов;
• составить список мероприятий по поиску работы;
• расписать обновленный режим дня и соблюдать его;
• отдохнуть (уехать в отпуск) *.
После всех этих дел лично я почувствовала реальное облегчение, потому что знала, что делать дальше, и мои привычки не сильно пострадали.
Я искала среди моих героев, но не смогла найти никого, кто с первых же дней смог включить в свое расписание дня любимое творчество. Позже оно обязательно появлялось, и я об этом расскажу, но в первые недели, оказывается, организму было достаточно просто позволить выдохнуть, выплеснуть негатив и расслабиться. И все! Больше можно ничего не делать (ну не считая обязательных действий по поиску работы, конечно же)!
И через какое-то время я научилась принимать эту возможность как удовольствие. Сами посудите: теперь в сутках было 24 часа свободы, можно спать сколько хочется и когда хочется, можно планировать свои занятия спортом именно тогда, когда организм действительно готов и хочет спорта, ну и, наконец, просто чувство, что ты никому ничем не обязан, само по себе было прекрасно!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вас уволили? Поздравляем! Все лучшее только начинается! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других