Таинственным образом переплетаются судьбы известного французского архитектора Корбюзье и успешного московского дизайнера. Прошлое опального гения и настоящее кумира рублевской элиты сходятся в одной точке, и эта точка – любовь. Одновременно раскрываются зловещие подробности из жизни широко известной медиаперсоны, которая оказывается аферисткой, помешанной на деньгах и славе. Наталья Солей сумела так перемешать правду и вымысел, что проще поверить во все написанное. Тем более что многие персонажи, скрытые под «масками», очень легко угадываются.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ход Корбюзье, или Шерше бlя femme предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Знакомство с банкиром
— Спасибо Весниным. Благодаря им Корбюзье смог начать работу в Москве, хоть и не довел ее до конца. Дом Центросоюза, где сейчас располагается Статуправление, достраивали по его проекту, но уже без его участия. Говорили, что, работая с русскими, он почерпнул у них много ценных идей и разнес их по миру. Именно за это его не очень любят некоторые маститые архитекторы старшего поколения, но… ладно. Гораздо хуже то, что его идеи у нас довольно бестолково растиражированы по всей стране…
Только сейчас голос Ангелины Ивановны вернул Владимира к реальности. Он так ярко представил себе картину знакомства Корбюзье с ее бабушкой, будто присутствовал в мастерской…
Спохватившись, Шапошников поспешил поддержать последнюю сентенцию хозяйки дома:
— Да, согласен. То, что он делал сам, было гениально, но адепты переборщили.
— Вот именно. Очень правильное определение. В результате для многих он стал создателем бесконечных бетонных сооружений — общежитий, заводов и санаториев — с ленточными окнами. Монстром, придумавшим высоту потолка в два сорок.
— Мне, кстати, всегда казалось очень досадным это обвинение в его адрес, — заметил Владимир. — Опять же — адаптация! Ведь Корбюзье был неисправимым идеалистом. Ему казалось, что он нашел способ за счет уменьшения высоты увеличить количество помещений. Его два сорок в высоту плохо сочетались с девятью обязательными метрами пространства на человека, по советским жилищным нормам.
— Владимир Николаевич, я вас обожаю. Конечно, это его главный тезис — у каждого человека должно быть свое личное пространство, отдельная комната, где он может заниматься чем хочет — хоть зарядкой, хоть творчеством. Главное — человек должен иметь возможность побыть один.
— Как говорила бабушка одной моей заказчицы: «Коммуналка — это академия подлости». Оттуда пошли резкость и категоричность суждений, обязательные поиски крайнего!
— Он хотел всех сделать счастливыми. Это утопия, — привычно вздохнула Ангелина Ивановна и продолжила: — Корбюзье стал часто и подолгу бывать в Москве. Постепенно они с бабушкой очень сблизились, но отношения скрывались от всех, хотя, конечно, многие о них догадывались.
— Постойте, так вы внучка Корбюзье? — наконец сообразил Владимир.
— Да. Сейчас можно сказать, что к счастью — да… Было ли это счастьем для бабушки — не знаю. Поначалу — конечно. Но потом… Но все по порядку. Моя тема — история архитектуры Москвы. Я писала по ней диплом, потом диссертацию, уже более конкретно связанную с Корбюзье. Была идея строительства Москвы как социалистической столицы. Купеческая, наполовину деревянная, она представлялась тогда символом отсталости, символом царской России. Нужно было какое-то крупное сооружение, способное затмить прошлое. Дворец Советов, к примеру, замысливался таким огромным, что храм Христа Спасителя был бы ему «по колено». Симонов монастырь взорвали. Это был политический акт: мол, на месте рассадника мракобесия построим очаг социалистической культуры! Здание Рабочего дворца сооружено на монастырском подворье по проекту братьев Весниных; оно вошло во все советские архитектурные учебники. Чудом уцелела Красная площадь: на месте ГУМа, например, должно было возникнуть здание Наркомтяжпрома — министерства, отвечающего за индустриализацию страны.
Корбюзье же предложил совсем другую концепцию новой Москвы: оставить старый город и строить рядом новую столицу, а историческую часть сделать музеем. Но наши вожди эту идею с негодованием отвергли. Было заявлено, что Корбюзье мыслит «не по-нашему». У нас есть Кремль, и от него должно все расти, развиваться. Стали строить новый дом Совнаркома, второй дом Совнаркома — печально известные «дома на набережной»… Объявили конкурс на проект Дворца труда, которому надлежало занять весь Охотный Ряд, в результате построили на этом месте гостиницу «Москва», которую теперь доблестно снесли. У нас вечно все так — «до основанья мы разрушим, а затем…».
— Был против, а в конкурсе на проект Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя участвовал.
— Так храм к тому времени давно снесли…
— Да и в конце концов, кроме бассейна, ничего не построили.
— Да как построишь? Там ведь все проваливалось, Дворец Советов построить пытались, но не смогли. Даже бассейн все время ремонтировали, там что-то все время рушилось. А восстановили храм — и все нормально, никаких проблем при строительстве не было. Вот пример того, что нельзя все разрушать до основания, потом все равно придется восстанавливать, а на это уходят годы.
— Так что же было потом?
Ангелина Ивановна не успела ответить на вопрос Шапошникова. Зазвонил домофон.
— О, это Аня с Андрюшей пришли. Сейчас я вас с ними познакомлю, — радостно сказала хозяйка дома. — Наконец-то. Аня поехала за едой для Феди.
На звонок в комнату вышел огромный заспанный кот. Он оценивающе посмотрел на Владимира, чинно проследовал к входной двери и уселся там в ожидании своих.
— Удивительно. Сколько людей живут в доме, а он всегда знает, когда кто-то из нас заходит в подъезд. Это наш Фердинанд. Красавец, правда?
Вопрос был риторическим и подразумевал только утвердительный ответ. Видимо, Фердинанд в доме был не на последних ролях.
«Обычно мои заказчики котов в квартирах не держат, — подумал Шапошников. — Опасаются за мебель и обои. Но этот котяра воспитанный, наверное. Вроде бы никаких повреждений в квартире нет. Видимо, потому и любимец».
Где-то вдалеке заурчал лифт, и вскоре под приветственное мявканье Фердинанда в квартиру вошла Аня.
Володя сидел прямо напротив входной двери. Хорошо, что сидел. На несколько мгновений он впал в столбняк — это была ТА самая девушка, которую, как считал Шапошников, он больше никогда не увидит.
Следом за Аней вошел тот самый парень, который подъехал к дому на машине.
«Так вот кому достаются лучшие из лучших. Банкирам. Что ж, вполне логично», — с грустью подумал Володя.
— Мы тут вас заждались, — запричитала Ангелина Ивановна. — Особенно Федя. Вот познакомьтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич, очень известный архитектор, ну, вы это знаете, а это моя дочь Аня и ее жених Андрей Сергеевич Павлов.
Аня впервые посмотрела на гостя. Их глаза встретились, и Володя понял, что же именно так привлекает в этой девушке. Глаза, конечно глаза. Они же светятся… Девушка протянула руку. А Владимир неожиданно для самого себя, и не вполне оправдано для делового знакомства, вместо того чтобы пожать эту руку, склонился над ней для поцелуя.
Едва прикоснувшись к кончикам ее пальцев, он почувствовал, что его как будто слегка ударило током. Почудилось даже, что искра промелькнула и что ее не могли не заметить окружающие.
Во всяком случае, Андрей Сергеевич определенно был недоволен внезапно наэлектризовавшейся атмосферой и очень сухо приветствовал Владимира, боковым зрением отмечая повышенный интерес своей невесты к этому, видите ли, известному архитектору. Да она с него глаз не сводит!
Нет, он не из тех, кто потерпит соперника. Ну ничего, он с ним разберется, но сделает это тонко. Никаких грубых выпадов и унижений противника, лишь ненавязчивая демонстрация своих явных преимуществ.
— Действительно, мы о вас много наслышаны. Приятно, что вы смогли к нам приехать — это при вашей-то востребованности! Кажется, вы нашли с Ангелиной Ивановной общий язык? — любезно поинтересовался жених.
— Надеюсь.
— Это главное. Ангелина Ивановна порой необычайно требовательна в оценке людей…
— Ну, не надо делать из меня монстра, Андрей. Если вы имеете в виду вашу протеже с Рублевки, то ведь она только декоратор, а нам нужен человек универсальный. С нуля и под ключ. Архитектор и дизайнер в одном лице. К тому же она большая поклонница поп-арта, чего не могу сказать о себе.
Аня взяла на руки проходившего мимо сытого и довольного Фердинанда и водрузила к себе на колени, поставив на задние лапы. Вид у кота был очень важный. Аня подняла вверх его переднюю лапу, как будто он просит слова.
— Мы все не любим поп-арт, — облизываясь, серьезно сообщил Фердинанд голосом Ани. — Хотя понятно, почему в начале девяностых у нас вновь к нему возник интерес. У нас сложилась та же ситуация, что и в Америке после Второй мировой войны. Тогда там сформировался слой состоятельных людей, которые могли себе позволить приобретать товары не столько необходимые, сколько знаковые, указывающие на принадлежность их владельцев к тому или иному социальному слою. Именно так и формируется массовая культура, поп-искусство. Оно ведь непременно использует стереотипы и символы при отсутствии личностного начала.
— Ну и что это за искусство — без личностного начала, без души? — подхватила Ангелина Ивановна. — Нам такое искусство неинтересно, хоть мы и переживаем время царствования стереотипов. Опять революция, опять до основания все разрушили, опять вернулись к банальной установке — быть не хуже других, быть как все.
— Я этого не хочу, — продолжал невозмутимый Фердинанд. — На самом деле только с развитием, благодаря эволюции, появляется желание не сливаться с толпой. А мы, консерваторы, все эволюционные стадии развития давно преодолели, и стереотипы нам неинтересны.
Подчиняясь Аниным рукам, Федя послушно жестикулировал лапами, мотал головой и в заключение раскланялся под аплодисменты хохочущих гостей.
— Фердинанд — наш единомышленник, ярый противник революций, сторонник эволюционного развития, неразрывности времен, — пояснила Ангелина Ивановна. — Уважая любые эксперименты в современном искусстве, он все-таки отдает предпочтение традиционным направлениям.
— Да, с таким котом и такой семьей и в лекторий ходить не надо, — подчеркнуто оживленно констатировал Павлов. — Я, знаете, много раз был в Италии, ну Италия, ну да, красиво, но когда поехал с Аней, она всюду меня водила, столько рассказала интересных историй — как и кто строил, когда что написано. Я был потрясен.
— Я тоже была потрясена, когда своими глазами увидела то, о чем читала, что знала только по репродукциям. Живое настоящее — это, конечно, неповторимо, это надо видеть. Я была там просто счастлива.
— Рад это слышать.
Павлов победоносно посмотрел на Шапошникова. Такие временные знакомцы, интересные своей известностью, приходят и уходят. А верный Андрей будет всегда. Да, именно он дал ей возможность почувствовать себя счастливой. И вообще, именно он — тот человек, который может составить ее настоящее счастье.
— Аня у нас художник, заканчивает Строгановку, — с гордостью сказала Ангелина Ивановна, — ее вкусу тоже нелегко угодить.
— Если мы найдем общий язык и достигнем взаимопонимания, то об угождении говорить не придется, — улыбнулся Владимир.
— Вопрос взаимопонимания — это вторая часть нашего Марлезонского балета, а сейчас всех приглашаю поужинать, — торжественно сообщила Ангелина Ивановна.
Андрей Сергеевич неожиданно заторопился:
— Девочки, у меня важная деловая встреча. Я отлучусь максимум на час. Вы тут без меня поужинайте. Все подробно расскажите нашему гостю, все покажите. Как решите — так и будет. Я всегда солидарен с вашим выбором. Что касается финансовых вопросов, — с любезной деловитостью обратился он к Шапошникову, — готов обсудить любую смету. Главное, чтобы это устраивало женскую половину. Возможно, когда я вернусь, вы еще будете здесь, тогда мы этот вопрос сразу обсудим.
Они пожали друг другу руки. Когда Андрей удалился, Шапошников вдруг отметил, что сидит здесь уже не менее двух часов, а уходить совсем не хочется. Ему были интересны и приятны и эти женщины, и эта атмосфера, такая домашняя, немного старомодная, но тем не менее очень непринужденная. Кажется, права была Ангелина Ивановна — не исключено, что вне всякой очереди он возьмется построить дом, который они хотят. Только вот — зачем? Ну зачем Аня встретила этого своего жениха? Через два месяца замуж… Но ведь она…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ход Корбюзье, или Шерше бlя femme предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других