Святыни отечества

Наталья Евгеньевна Бухарова

В данной книге представлен опыт преподавания факультативного курса «Святыни Отечества» в средней общеобразовательной школе сельского региона.

Оглавление

  • «СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА». ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СЕЛЬСКОГО РЕГИОНА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святыни отечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Наталья Евгеньевна Бухарова

ISBN 978-5-0060-6615-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА»

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СЕЛЬСКОГО РЕГИОНА

По благословению

Преосвященнейшего Илариона,

епископа Кинешемского и Палехского

Святыни Отечества — что это?

Ехал как-то поездом долго, трое суток. Пустые поля, забытые деревеньки, сёла… А когда-то всё это было заполнено жизнью и не думалось, что будет иначе. Жизни не в городе, где нет шума, поисков работы и развлечений — очень мало осталось.

В сельских школах учителя знали не только своих учеников, но и их бабушек и дедушек, каждый ребёнок был на виду. Да и человек на земле — поневоле человек «государственный». Нельзя этого разрушать — страны не будет. Одной частной собственностью не удержать огромные пространства, которые всегда удерживались трудом, деревнями, сёлами, церковью и малыми школами. А пока нам за деревьями леса не видно.

Представленная книга открывает именно эту плоскость большой проблемы, которая касается не только жителей сельских регионов.

Дай Бог, на эйфории построения мегаполисов не проскочить мимо своего Отечества и своих Святынь.

Духовник Кинешемской епархии, благочинный Юрьевецкого округа — протоиерей Максим Верещак.

Я люблю свою Родину —

Этот мощный простор.

Неприветливый, вроде бы,

Леса дальний узор.

Эту пыль серебристую

На дорогах её

И на вид неказистое

Деревенек жильё.

Необъятных закатов

На пол-неба зарю;

Мне иного не нада —

Я всё это люблю.

Запах этот полынный,

Голубые глаза…

Разом слёзы нахлынут,

Словно с неба гроза.

Ты спросил — как Россия?

Вот и слушай ответ:

Это мощи открылись,

Это святости свет.

Не умрёшь — не воскреснешь

И не будет плода.

Это святости место

Навсегда, навсегда!

Я люблю свою родину…

Вот и весь разговор,

Неприветливый, вроде бы,

Леса дальний узор.

Слово Благодарности

Эта, без лишней скромности, замечательная программа была написана Авдеенко Евгением Андреевичем, на тот момент преподавателем древнегреческого языка и литературы в Московской Ясеневской православной гимназии.

В начале 90-х годов, когда стали восстанавливаться храмы, зазвонили вновь колокола, возникла острая необходимость в том, чтобы наши дети, уже со школьных лет, могли слышать слово Божие.

По благословению правящего тогда архиепископа Иваново-Вознесенсого Амвросия (Щурова), настоятель нашего храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Жарки Юрьевецкого района о. Виктор (Салтыков), обратился к Авдеенко Е. А. с предложением написать программу для занятий с детьми по Закону Божиему в школе сельского региона. Программа была им составлена и названа «Святыни Отечества». И в этом был большой смысл, поскольку в самом названии соединяются два основополагающие, фундаментальные понятия нашей жизни.

Сейчас имя Евгения Андреевича уже широко известно. Его уникальные работы по текстам Ветхого завета: «Книга Иова», «Толкование на псалмы», «Библейские основания русской идеологии» и т. д. можно найти в интернете, и, к великой радости, эти труды сейчас издаются и в книжном варианте. Но Господь одарил Евгения Андреевича ещё и блистательным талантом педагога. И те, кто слышал его Московские лекции, кто бывал на его занятиях по древнегреческой литературе в Ясеневской гимназии, несомненно, получали уроки и впечатления на всю жизнь. Одной из его первых педагогических книжек был «бестселлер» с названием «Как правильно выйти замуж». На фоне остальных его работ, эту можно было бы считать «шуткой гения», но уже и в этой книжечке отчётливо видна крепкая, так необходимая молодёжи, нравственная опора. Готовое методическое пособие для работы с подростками по такой всегда актуальной теме. Евгений Андреевич считал, что надо обязательно вводить духовные занятия в обычную школу, что одной Воскресной школы мало, она не охватывает большинство детей, и вводить не просто факультативом, но именно в сетку часов. До сих пор мы ждём, что это всё-таки осуществиться. Он писал программу «Святыни Отечества» для нашей конкретной поселковой школы, и с 1994—95 учебного года, более 20 лет по этой программе велись уроки, начиная с первого класса и, постепенно включая все классы, вплоть до старшеклассников.

Но и в настоящее время эта программа, такая продуманная и точная, не только не устарела, но даже, может быть, приобрела ещё большую актуальность, чем 30 лет назад. Сейчас наши дети в ещё более опасном положении. У Маркеса в знаменитом романе «Сто лет одиночества» говорилось о том, как пришло время, когда людям приходилось делать везде надписи: это дом, это корова и т.д., так как они перестали чувствовать и понимать мир, который вокруг них.

Сейчас и нашим детям грозит опасность быть вне истории, вне прямых связей, вне ОБРАЗА жизни своего народа, — нигде. Простор для подмен огромен (как на Украине), и они уже не верят, не воспринимают, не зная, где истина, где ложь. Наверное, страшнее этого ничего не может быть. Лик городов изменился, деревни исчезли, природа не окружает наших детей, как раскрытая книга Божьего Творения. Казалось бы, проблема ОПОЗНАНИЯ СЕБЯ, уже неразрешима. НО! — «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7).

Простыми словами этой ясной и понятной программы можно постепенно вернуть детям простое понимание ясной цели нашей жизни. А мы всегда будем помнить с сердечной благодарностью, ныне уже отошедших ко Господу, нашего архиепископа Амвросия, и о. Виктора (иеромонаха Иоакима), и Евгения Андреевича Авдеенко, их неизменную помощь в сложном деле духовного воспитания молодого поколения. Вечная им Память!

Программа курса

Раздел 1. Я ДОМА

Моя семья. Что значит слово «семья». Тепло дома. Отношения «теплые и холодные». Из чего сделан дом. Как дом строится и как разрушается. Как дом украшается и зачем. Кто в доме живёт. Кто в доме главный. Мир в семье и мир между людьми. Когда мира нет. Кто кого слушается. Почему младшие должны слушаться старших. Послушание — основа мира в семье. Мужские дела в семье. Мамины труды. Детские труды. Какой дом называется храмом. Для кого он сделан. Как он украшен. Что у него внутри. Кто там главный. Обычаи построения дома и семьи. Дом — как малая церковь.

Раздел 2. ЧЕМ МЫ ПИТАЕМСЯ

Что мы покупаем, что нет. Кто готовит еду. Что мне нравится есть. Кто что ест. Как мы запасаем еду. Без какой еды человек может прожить, а без какой нет. Какие дни называются постными и для чего они существуют. Что ели на Руси в деревне. Что такое трапеза. Когда еда становится трапезой.

Раздел 3. ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВНЯ

Что такое село. Где мой дом. Как строится деревня. Малая Родина. Почему разрушается деревня. Кто мои соседи. Семья и соседи. Соседи и друзья. Мир между соседями. Что значит «всем миром». Мир в душе. Деревня и приход. Приходской храм.

Раздел 4. УЛИЦА

Улица. Как мы ведём себя дома и как на улице. На улице — на виду у других. Что такое «порог». Порог, как препятствие. Порог зрелости. Куда ведёт улица, куда дорога. Кто на нас смотрит в доме, на улице, в храме.

Раздел 5. КАК МЫ УЧИМСЯ

Чему первому научается человек. Когда прекращается обучение. Почему говорят «век живи, век учись». Чему нас учат дома, в школе, на улице, в храме. Церковно-приходская школа на Руси. Монастырь. Монастырь как источник просвещения. Что будет с человеком, если он ничему не научится в школе, дома, в храме.

Раздел 6. БУДНИ И ПРАЗДНИКИ. РАБОТА И ОТДЫХ. КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУД.

Какой день недели вам больше нравиться. Почему «воскресенье» так называется. Когда возникло воскресенье. Воскресенье — первый день недели. Какие бывают праздники. Праздники домашние, государственные, церковные. Как готовиться к праздникам. Бдение и пост как подготовка к великим церковным праздникам. Самый большой праздник на Руси — Пасха Христова.

Раздел 7. ЧИСТО И ГРЯЗНО. СВЯТОСТЬ

Какая бывает грязь. Грязь невидимая — радиация, химическое загрязнение, грязное ругательство. Грязная мысль. Как загрязняется человек. Грех как грязь. Какие бывают болезни от грязи у тела, у природы, у души. Как уберечь от грязи тело, природу, душу. Как очищаться от грязи. Кто лечит болезни души. Что такое раскаяние. Кто такой Каин. Примеры покаяния. Когда мы говорим «спасибо». Что значит «спасибо». Христос — Спаситель. Какой человек называется святым. Рассказы о святых. Святая Русь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРОГРАММЕ

В программе, написанной Евгением Андреевичем, всё есть, чтобы учитель сразу начал работать.

Но мы хотим поделиться именно своей системой подачи материала по этой программе, итогом конкретной работы в нашей школе. Основным в этой системе будет раскрытие каждой темы с четырёх «точек зрения»:

1. Сначала это известная ученикам реальность обычной повседневной жизни. Кратко — «Быт».

2. Потом мы рассматриваем, как раскрывается изучаемая тема в мире природы — «Природа».

3. Далее переходим к тому, что говорится на этот счёт в Священном писании — «Писание».

4. И только после этого подходим к церковной практике, к православной традиции, — «Церковь».

Согласно такому построению, у нас 7 основных разделов программы включают 27 тем и 33 урока.

Свои занятия мы проводили факультативно, но в сетке часов. В неделю был запланирован 1 урок для каждого класса. Обычно в пятницу по очереди все классы посещали свой урок.

Приведём образец проведения конкретных уроков по темам в нашей школе. Сама же программа настолько точна и пластична, что останется целостной при возможных вариантах своего личного подхода к ней учителя, т.к. любой поиск ПРАВДЫ жизни приведёт к БОГУ.

ПОУРОЧНАЯ СЕТКА по РАЗДЕЛАМ и ТЕМАМ ЗАНЯТИЙ

Ребёнок не оперирует с отдельно взятыми понятиями. Перед ним раскрыта вся картина жизни, и он лучше, чем некоторые взрослые люди, ощущает целостность картины жизни. Она может быть искажённой, и необходимейшая задача педагога самому иметь целостную систему этой картины жизни, по которой ребёнок может скорректировать своё видение.

Духовные истины и в душу взрослого человека, и в душу ребёнка приходят как открытие, встреча — как радость.

В основу построения программы положен принцип постепенного перехода от знакомых понятий жизни к православной традиции и к обретению личного духовного опыта.

Раздел I. Я дома

I четверть

Сентябрь—октябрь, 8 уроков

(по 2 урока на каждую тему)

Тема 1. Дом отчий (устроение, семья)

Тема 2. Природа — общий дом (дом нерукотворный)

Тема 3. Сотворение мира и человека (первый дом первых людей — рай)

Тема 4. Храм — дом Божий (небо на земле)

Раздел II. Что мы едим

II четверть

Ноябрь—декабрь, 6 уроков

Тема 1. Еда домашняя (откуда она берётся)

Тема 2. Еда в природе (природное равновесие)

Тема 3. Первая еда первых людей (первая заповедь, данная людям в раю)

Тема 4. Трапеза. Молитва. Пост (духовная сила)

Раздел III. Мир (деревня), поселение

III четверть

Январь, 3 урока

Тема 1. Соседи (другой мир)

Тема 2. Мир природы (гармония природы)

Тема 3. Грехопадение в раю (грех и его последствия)

Тема 4. Деревня. Приход. Батюшка (исповедь)

(Из-за каникул тема 4 этого раздела переходит на февраль)

Раздел IV. Улица (порог), дорога

III четверть

Февраль, 4 урока

Тема 1. Выход в незнакомое (как жить, поиск смысла, правды)

Тема 2. Заповеди Моисея (нравственные ориентиры)

Тема 3. Бог — Любовь (Церковь — Мать)

(из-за переноса одного январского урока,

тему «Природа» в феврале приходится опустить)

Раздел V. Как мы учимся

III четверть

Март, 4 урока

Тема 1. Домашняя наука (чему и как учатся в семье)

Тема 2. Книга природы (о мудрости творения)

Тема 3. Священное Писание (о спасении)

Тема 4. Монастырь как школа (молитва и труд)

Раздел VI. Будни и праздники

IV четверть

Апрель, 4 урока

Тема 1. Домашние и государственные праздники (радость праздника)

Тема 2. Календарь природы (живой ритм природы)

Тема 3. Воскресенье. Пасха (праздников праздник)

Тема 4. Церковные посты и праздники (церковные традиции)

Раздел VII. Чисто и грязно. Святость

IV четверть

Май, 4 урока

Тема 1. Грязный дом (человек против себя)

Тема 2. Загрязнение природы (человек против творения)

Тема 3. Грех как грязь души (человек против Творца; почему распяли Христа)

Тема 4. Церковь как лечебница, как «баня, омывающая совесть» (очищение совести, покаяние)

Святая Русь (радость покаяния)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ (КОНСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ)

РАЗДЕЛ 1. «Я ДОМА»

Тема1 «Дом отчий»

Для младших классов два урока.

Для учителя: с маленькими детьми надо разговаривать. Начинать с простых знакомых вещей, направляя внимание в нужную сторону. Их надо укрепить в интересе к реальному окружающему миру. Дети утомляются от однообразия речи учителя, поэтому учителю необходима эмоционально окрашенная речь и дробление урока на небольшие части, естественно, связанные общей целью урока. Так и называем эти смены точек внимания: слушаем (пусть уши работают!), смотрим, рисуем, отвечаем на вопросы и даже думаем!

По теме «Дом отчий» основным является то, что для нас всех отчий дом любимый, знакомый, родной — свой.

1-й урок

1. Учитель начинает разговор о школе, в которой учатся дети: «В этом красивом большом доме вы проживёте вместе не один год…».

И далее предлагает вопросы: это новое здание или старое, большое или маленькое, деревянное или кирпичное, какие у него окна, много ли их, какие комнаты, для чего они? и т. д.

После ответов учитель расскажет (поучимся слушать, уши поработают) о других школах, например, о школе своего детства, древних школах, можно прочитать коротенький отрывок с описанием школы из детской классики. Например, из книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

2. Школа — наш второй родной дом, а какой первый, самый главный? Дом, где мы живём. После школы мы пойдём домой, и у каждого дом свой, особенный. В нашем посёлке дома маленькие и похожие, но никто свой дом не перепутает. Если я захочу пойти к вам в гости, расскажите, как мне узнать ваш дом. Какой он?

3. После ответов хорошо бы показать картинки разных домов, объясняя, что люди любят украшать свои дома, и что каждый дом имеет своё «лицо», потом можно взять для сравнения только две картинки: дом красивый, чистый и дом грязный, неухоженный.

Есть такая народная пословица: «Каков Дёма, таково у него и дома». (Вот как важно быть аккуратным!)

4. И в заключение имеет смысл, спросить у детей о своём любимом местечке в доме или рядом с домом и рассказать о возможности существования таких своих местечек (например, на чердаке, у окна, на печке, на сеновале) там, где можно посидеть в тишине одному, подумать. Если успеваем, то начинаем в классе рисунок на одну из тем: «Мой любимый дом», «Наш дом», «Вокруг дома», «Моё местечко», а заканчиваем рисовать дома.

2-й урок

1. Сразу же все вместе рассматриваем рисунки и, по возможности, отводим им в классе определённое место. (Это будет «наша деревня»; необходимо, чтобы каждый ребёнок обязательно сделал рисунок.)

Теперь поговорим о том, кто в доме живёт. Сначала расскажите, кто вас в школу провожает? После ответов учитель предлагает детям подумать над очень трудным вопросом: кто в доме главный? В школе директор главный, а в доме?

2. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо нам понять, что такое семья. Хорошо показать картинку с изображением трёх поколений: ребёнок, мама и папа, две бабушки и два дедушки. (Отсюда, семь «я»; то есть, «я» — седьмой в третьем поколении.) Можно с детьми сыграть в «три поколения»: бабушка провожает ребёнка в школу, дедушка топит печь, мама доит корову, папа поехал к своим родителям помогать копать огород и т. п. В игре сначала выбираем «ребёнка», который, к примеру, спит перед школой, и его надо разбудить. Затем выбираем «маму» и «папу» и их дела. Потом и старшее поколение — «бабушек» и «дедушек», их занятия.

3. Когда дети наиграются и рассядутся, объявляется «большое внимание!», т. е. внимание с запоминанием. (Как такие команды подавать, каждый учитель решит сам. Это может быть плакат с большим восклицательным знаком или звук колокольчика и т. п. Такие сигналы удобны, чтобы быстро установить внимание.)

Итак, бабушка и дедушка — старшее поколение. С английского и немецкого языка бабушка и дедушка переводятся как «большая мама» и «большой папа». Они прожили большую жизнь, много знают и умеют, но они уже не такие сильные, как мама и папа. Не у всех, к сожалению, есть дедушки и бабушки. Поэтому в семье самый главный — отец.

(Предварительно спросим у детей, кто главный в доме и почему. Дети, в подавляющем большинстве, говорят, что главная в семье — мама. Учитель тогда спрашивает: а на войне, кто кровь проливает? кто маму защищает?) Мама — хозяйка в доме, а папа — главный в семье.

4. Свою землю мы называем Родина, потому что мы тут родились, и Отечество, потому что тут родились, жили, строили, защищали эту землю, Родину, наши дедушки и отцы.

Каждый отец должен кормить и защищать свою семью, это его долг, его любовь, а детям надо слушаться своих родителей. Это их долг, их любовь. В такой семье тепло и хорошо. (Учитель должен знать своих детей, учитывать, что у многих нет отцов, некоторых воспитывают бабушки. Есть такие родители, что ребенок не должен им подражать. Иногда имеет смысл говорить о том, как надо поступать мужчине и как надо поступать ребенку. Можно рассказать о войне, когда многие дети остались без родителей, и старшие дети становились ответственными за младших.)

На этом уроке желательно показать старинные (бабушкины и дедушкины) домашние вещи и инструменты. Рисуем семью. (Для чтения по этой теме хорошо подходят рассказы Л. Е. Нечаева из сборника «Старший брат». )

Средние классы

Два урока по этой же теме «Дом отчий».

Для учителя: с учащимися средних классов надо «путешествовать» — расширять горизонт. Они, в хорошем смысле, «захватчики и накопители». Поэтому они способны очень хорошо трудиться. Их надо нагружать, иначе они «нагрузят» учителя. В этот период особенно развивается чувство патриотизма и совершенно необходим объект, на который будут направлены закипающие силы. Для учеников тоже желательна смена ритма в уроке, но в состоянии увлечения они уже способны весь урок просидеть за одним занятием, например, рисованием каких-либо карт, схем и т. п.

1-й урок

Занятия проводим по книге «Жилища народов мира», М. Ф. Альбедиль, Ю. Е. Берёзкин, Калининград, 2002, но можно использовать иные подходящие материалы. (Надо иметь копии рисунков и текста из книги выборочно и иметь контурную карту земных полушарий — размером в альбомный лист.)

1. Как мы знаем, все люди живут в домах. Почти во всех городах есть так называемые «спальные районы». Дома так похожи, что можно запутаться. Они как бы все на одно лицо, точнее, обезличены. Но так было не всегда. Тысячи лет люди на земле жили в своих традиционных жилищах. (Желательно не скупиться на показ — одинаковые дома в разных городах впечатляют.)

2. Посмотрим на карту мира: какие большие пространства, страны. Здесь холодно. Здесь жарко. Всё разное. Всегда хочется посмотреть, как люди живут. Были великие путешественники. Хорошая профессия? Известный путешественник Марко Поло добрался из Италии в Китай (смотрим по карте), а наш купец Афанасий Никитин из Твери добрался до Индии. Англичанин капитан Кук добрался до Полинезии и Австралии. А Колумб, уроженец итальянского города Генуи, открыл Америку. И каждый из них видел совершенно необычайные жилища и постройки, в которых жили люди других стран мира.

3. Вид традиционного дома зависит от климатической зоны. Изба, хата, юрта, иглу (дом изо льда), сакля, фанза, бунгало — кому знакомы такие названия? Где такие жилища располагаются? Чем отличаются? Есть ли что-то общее?

4. Далее проводим игру «Великие открытия» (по книге «Жилища народов мира»). Каждый получает картинку жилища или текст с описанием устройства традиционного дома. Самый простой вариант игры: имеющие текст читают сведения о рассматриваемых жилищах, а имеющие картинку находят соответствующее жилище. Затем всё обсуждаем, отмечаем на карте их местонахождение. Все открытия фиксируем кратко, зарисовываем в рабочей тетради.

5. В конце урока желательно в рабочей тетради записать вывод: традиционное жилище — это дом на своём месте, в своем народе, на своей земле. Общим для всех жилищ является наличие очага и места поклонения. В традиционном доме есть всё, что необходимо для жизни семьи в данном месте. Такой дом по-своему красив, удобен, целесообразен.

2-й урок

Изба — русский традиционный дом

1. Мой дом — мой мир. Каков же был мир русского человека? Что вокруг? Посмотрим на карту — какое огромное пространство занято лесом. Много неба. Долгая снежная зима… Изумительные деревянные русские дома ещё живы во многих провинциальных городах и селениях, но таких домов осталось немного. Из таких построек даже составляют отдельные музеи. Что же мы теряем и почему?

2. Вот фотографии домов нашего Юрьевецкого района. Что видим? Все дома непохожие, живые. Живой дом смотрит на мир живым оком — окном. Изящество, резьба, но во всём какая-то скромность. Дома стоят лицом на улицу, все открытые, на виду. И внутри всегда просто, без излишеств.

Дом существует не сам по себе как цель, а как частичка большого красивого мира. Поэтому он прост, не возвеличивается (слова «престиж» ещё нет в употреблении), а украшается. Вокруг красиво, (бабушка Шура говорила: «Выйдешь — вокруг благодать»). И дом нельзя не украсить!

3. Что же ещё нами забывается? Вокруг не только красота, но и труд, и терпение… и смекалка. Иначе пропадёшь. Лето короткое, а трудов много. Была особая летняя пора — страда, она продолжалась шесть недель, это было время жатвы, косьбы и уборки хлеба. Поговорка была: «Шапка упадёт — не поднимешь», т. е. некогда.

Зимой дело иное, незачем суетиться. И труды зимние — неторопливые. Русский человек очень умел трудиться, а умел и на печи сидеть — отдыхать, и не считалось, что это плохо. Но и во время зимнего отдыха чинили упряжь, мастерили, ткали. Пустого времени, которое нечем занять, не бывало никогда.

У нас пространства большие, ездили на лошадях. Весной и осенью, в распутицу грязно, ездить было очень трудно. И телегу жалели, и лошадь. В распутицу тоже сидели на месте. Даже говаривали: «Какой человек (дурак, говорили) в бездорожье ездит?» А зимой и летом дороги были накатанные и плотные. Всё по-умному.

4. В избе основное — красный угол и русская печь. И когда в избу входили, сначала крестились на иконы. И стол обычно ставили так, чтобы иконы были видны, и можно было бы благословить еду, помолиться.

Русская печь — кормилица. (Это понятие чрезвычайно важное, т. к. кормильцем именуют обычно главу семьи — отца, а остальные именуются «домочадцами», то есть «детьми дома»). Пословицу напомню: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Это о ком?

Русская печь уникальна. На пол-избы. На шести — девяти берёзовых поленьях готовится еда и для всей семьи, и для скотины. На печке «живут» дети и старики — в самом тёплом и лучшем месте.

Русская семья редко бывала без коровы. И называли её ласково «коровушкой», любили, жалели. Она тоже удостаивалась именоваться кормилицей. Лень ленью, а скотину кормить надо каждый день. Сам не поел, а скотину покорми. Вот и привыкали думать сначала о других, потом о себе.

5. И самое главное: в доме жили большими семьями. В такой семье, действительно, невозможно думать только о себе. Было понятие общей жизни. Вместе трудились, вместе горевали, вместе праздновали. В семьях всегда соблюдалось старшинство (младшие вперёд не забегали — не по чину, а то и ложкой по лбу можно получить).

Устройство деревенской русской традиционной жизни очень напоминало улей. И наполнялся этот улей мёдом доброты, трудолюбия, терпения. Стояли такие ульи по всей России. И каждый дом как ячейка в улье всей Святой Руси.

Наши корни — Святая Русь. Никак нельзя этого забывать и быть лишь россиянами, т. е. жителями просто определенной географической территории. У живого дерева и корни живые.

Желательно с учениками медленно пройтись по деревенской улице, посмотреть, как украшен дом, вплоть до слухового оконца, посмотреть, как пробит мхом или пенькой между брёвнами. Где-то можно увидеть и старую дранку, которой крыли крыши, увидеть деревянные резные ставни, наличники. Над

окном обычно треугольник вверх или восходящее солнышко — всё со смыслом. Можно посетить какой-нибудь дом и сделать по памяти или с натуры рисунок старого русского дома.

В специальные папки собираем материал о России. Стихи, например, Ф. И. Тютчева «Эти скромные селенья…»; песни, например, «Вижу чудное приволье…»; прозу, например, из рассказов Л. Е. Нечаева, Е. И. Носова («Шумит луговая овсяница»); рисунки и фотографии русской природы, например, из книги В. Белова «Лад». «лица» изб, зарисовки бытовых инструментов и приспособлений. Расшифровываем незнакомые названия предметов быта, например, страда, полати, загнеток, приженец, шесток. И, конечно, ищем изображения огромного количества церквей, церквушек, часовен, поминальных крестов. Если есть возможность поместить в классе фотографии С. М. Прокудина-Горского о дореволюционной России, то лучшего и желать нельзя.

ТЕМА 2. «Природа — общий дом» (нерукотворный храм)

Для младших классов два урока.

1-й урок

1. Вокруг нас — дом природы. Почему дом?

Потому что всё на своих местах, хотя и не нами построено.

Дом природыдля всех людей на земле.

Солнце, дождь, горы, море, снег…

Моря у нас нет, но есть много речек, родников, и самое главное, у нас есть снег, то есть это тоже вода, только другая.

А есть такие места, где нет снега никогда. (Можно расспросить детей, что видели они, и показать им разные «диковины»). Смотрите, какая ракушка океанская! В ней слышен шум волн. Это — огромная шишка от сосны, которая растёт в Италии у моря. Такими шишками Буратино швырял в Карабаса Барабаса.

У нас тоже есть шишки, но поменьше.

Это — кристаллы хрусталя. Их можно найти в горах. А эти камни дети собрали у нас в Жарках — они тоже замечательные. А это наша речная жемчужница… Красиво! И очень удивительно!

Вот если бы мы поехали куда-нибудь далеко, что бы мы там рассказали о нашей красоте? (Радуга, снежинки, лес, небо…)

2. Красоту надо научиться видеть. Как мы видим? — Глазами. Слышим? — Ушами. А сердцем что делаем? — Любим, жалеем. Вот как человек устроен чудесно! И вот какой чудесный дом — дом живой природы — у нас есть. Свой дом мы уже знаем, а этот ещё предстоит узнавать. Этот дом говорящий, он с нами говорит на своём языке. Так и называется — язык природы.

3. Какое сейчас время года? — Осень. Вот она, за окном. Кто что видит? Вспомним, что видели мы летом?

Теперь внимательно слушаем, что увидел один мальчик. (Читаем рассказ К. Д. Ушинского «Времена года». )

4. Поучим очень хорошее стихотворение:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев; это стихотворение на стенде в классе).

Вот художник нарисовал наш с вами человеческий глаз. Вот как он устроен.

В самой середине альбомного листа нарисуем этот глаз. А дома нарисуем вокруг глаза чудеса, красоту, которые наш глаз увидел. Можно нарисовать вокруг четыре времени года. (Такой рисунок уже есть в классе).

2-й урок

Разбор рисунков, кто что увидел.

Эти рисунки можно включить в уголок «Наша деревня», а можно собрать их в отдельное место под названием: «Смотрю и вижу, слушаю и слышу».

Есть песня, которая так и называется «Вижу чудное приволье». Послушайте.

1. Есть много на свете людей, которые умеют читать книгу природы. Давайте и мы послушаем и посмотрим в эту книгу не своими глазами, которые ещё мало видят, а глазами писателя В. В. Бианки. (Читаем рассказ «Без рук, без топорёнка построена избёнка». )

2. Дома нарисуем большое дерево-дом.

Для кого дерево — дом? И птицы здесь живут, и дикие пчёлы, и жуки, и мышка, и грибы под деревом растут, земляника растёт, кабан приходит порыться, лось отдыхает, муравейник большой рядом… Дерево — тоже целый свой мир.

3. А откуда дерево берётся?

Давайте подумаем (большое внимание!), что человек сам может сделать, а что не может? Дом, стол, стул, машину, ракету человек сделать может. А вот эту птицу или мышку, или хоть травинку? Дерево? Не может.

Природа — это наш удивительный живой дом, который для нас сделал Сам Бог, а мы ничего живого сами сделать не можем, а можем только, как из кубиков, строить из готового Божьего материала. У нас есть для этого дерево, камни, в земле нефть, газ…

4. Вот я держу в руке яблоко. Что я держу? — Целое дерево!

А что раньше — семечко или яблочко? Яичко или курочка? Откуда у пчёлки разум? Как корова знает, какую траву ей есть?

Вот тут уже великая тайна Божия. Господь Сам её людям может открыть. Добрым, хорошим, жалостливым, которым жалко и цветок без пользы сорвать, и кошку обидеть. А если человек плохой? Пословица есть: «Как аукнется, так и откликнется».

Дома каждый нарисует своё дерево: ёлку, берёзку, рябинку, яблоньку. Назовём рисунок: «Любимое дерево».

Средние классы. Два урока по этой же теме

«Природа — общий дом»

1-й урок

1. Понимание того, что природа — общий дом, что всё в ней взаимосвязано, появилось у людей не сразу.

Мы говорили об эпохе великих открытий. Европейцы открыли для себя новый мир. Это был мир не только человеческий, но и мир природы, поразивший их воображение. XV—XVIII века — это время, когда люди вот на таких примерно парусных судах добирались до невиданных земель, полных чудес и тайн. Бывало, что по многу месяцев они плыли, не зная, будет земля впереди или нет. Но мы, к сожалению, уже никогда не увидим многое из того, что увидели они. Почему?

2. Вот фотопортреты некоторых животных — они прекрасны. Послушайте несколько рассказов. (Рассказы можно практически полностью взять из книги И. И. Акимушкина «Трагедия диких животных». ) Вот сколько было всего: несметные количества диких голубей в Америке, дронты в Австралии, стеллерова корова в северных морях, бескрылые гагарки — их теперь нет вообще и больше никогда не будет. Нет знаменитого нашего лесного тура. Зубров, к счастью, людям удалось восстановить.

3. Надо хорошо понять и крепко-накрепко запомнить, что у человека всегда есть право выбора, как поступить: например, уничтожить или сохранить. Всё очень конкретно. Убьем медведя — купим велосипед. Вырубим рощу — построим дом. Животные и умные, и красивые, но они полностью зависят от нас. (Но не потому, что мы такие сильные, а потому что так Господь устроил — поставил человека выше всей твари.)

Когда одного святого побивали камнями, т. е. убивали за его веру, он сказал: «Прости им, Господи, не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Ведаем мы или нет, что творим, уничтожая живой Божий мир?

В папку собираем материал по этой теме — фотографии, рисунки, тексты. И в классе есть такое место, например, около карты полушарий, где находятся впечатляющие «фотопортреты» разных животных.

2-й урок

1. Наука о сохранении природы называется экология. «Ойкос» — с греческого — дом. Экология — это наука о природе как нашем доме, в котором нам надо жить и который поэтому надо беречь. Экология — наука сравнительно молодая. Конечно, перед ней стоят технические задачи, но основная задача — общечеловеческая, моральная.

У нас есть поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что это значит? Это значит, что только тогда мы начинаем думать, что делать, когда кончается питьевая вода, погибают леса, невозвратно уничтожено множество видов птиц и зверей, когда катастрофически меняется климат… Как жить дальше?

2. Тот, Кто дом этот сотворил, Тот и дал нам ответы на все наши вопросы. «Блажен человек, иже и скоты милует» (Притч. 12, 10). Чтобы природу не убивать, не нужно быть жадным — все мне да мне. Тот, кто все тянет к себе, называется «стяжатель». Человек верующий, особенно монах, одним из правил своей жизни ставит нестяжание. Он ничего лишнего к себе не тащит. А мы часто видим, что ребенок кричит: «Дайте мне, дайте!» Ему дают, а он потом бросает. И так вырастает человек, который ни к чему не привязывается, ничего ему не жалко.

Государства договориться не могут — бить китов или не бить, а святые кормили с руки медведей, святому Герасиму лев носил воду. Известны слова преподобного Серафима: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

3. Человек как рассуждает: я не возьму, другие возьмут. И представьте, что у вас есть такой выбор. Сохранилась, к примеру, во всем мире только одна пара каких-то диких птиц… И музей предлагает очень большие деньги тому, кто выловит эту последнюю пару птиц и сдаст в музей, чтобы из них сделали чучела. Вдруг вы увидели этих птиц, что вы сделаете?.. Такой случай действительно был, эти птицы назывались бескрылые гагарки, их заказал Британский музей (история из книги И. И. Акимушкина «Трагедия диких животных»). Охотники, которые выследили последнюю пару этих птиц, не пожалели её. Таких птиц на земле больше нет.

Всегда будут люди, которые ради денег не пожалеют ни последних животных, ни последних птиц, и всегда будут люди, их тоже много, которые ни за какие деньги делать этого не будут.

У человека есть способность — сочувствовать всему живому. А если у него нет такой способности, это называется «окамененное нечувствие». Как вы понимаете эти слова?

Здесь можно рассказать о том, как в нацистской Германии истребляли чувство жалости, недостойное «сверхчеловека». Детей учили выращивать котят и кроликов, чтобы потом их своими руками убить.

(О жалости — в рассказе А. П. Платонова «Иван Великий», стихи из «Поэтической экологии» Ф. Р. Штильмарка.)

ТЕМА 3. «Первый дом первых людей» (сотворение мира и человека)

Для младших классов два урока.

1-й урок

1. Учитель показывает детям книгу, желательно настоящую Библию в старом издании. Дети, как правило, с интересом воспринимают эту книгу, просят подержать.

Библия это Книга книг.

Огромные библиотеки, т. е. собрания книг, никогда не заменят нам одной этой книги. Эта книга переписывалась от руки, украшалась драгоценными камнями и т. д., многие книги пропадали навсегда, а эта всегда будет со всеми людьми мира.

И после этого, зададим детям неожиданный вопрос: чем человек отличается от всех остальных живых существ? («Чем мама отличается от коровы?» — по книге архимандрита Амвросия (Юрасова) «Господи, благослови». )

2. Пусть дети расскажут о знакомых им живых существах (вплоть до обезьян, которых видели в зоопарке; можно прочитать небольшие рассказы о животных, например, из Б. С. Житкова), и мы поймём, что животные и умные, и красивые и т. д. И затем выясним, что человек от всех животных отличается именно тем, что он словесен.

Люди разговаривают, пишут книги, читают. И если бы они не знали слов, они бы ничего не могли построить — ни дома, ни корабля. И стали бы жить как звери в лесу, в норах, и скоро бы погибли, ведь у них нет ни когтей, ни клыков.

Вот какая огромная сила — слово!

3. Библия рассказывает одну историю про древних людей, которые решили построить высокую башню (столп) — до небес. Город, в котором они жили, назывался Вавилон. Все древние люди разговаривали на одном и том же языке. Разве плохо построить что-нибудь нужное? Но эти люди придумали новый строительный материал — кирпичи и научились их скреплять крепким раствором. Люди научились хорошо строить и так возгордились, что подумали, будто теперь они и без Бога обойдутся.

А Бог сделал так, что каждый из них стал говорить на своём языке, и все перестали друг друга понимать, и ничего у них не получилось. С тех пор пошло выражение «Вавилонское столпотворение». Это когда люди кричат, шумят, а друг друга не понимают.

4. И у нас бывает так, что мы, хотя и говорим на одном языке, но друг друга не понимаем. Почему?

Слова очень нужны людям. Но есть и плохие слова. Плохие слова могут сделать жизнь лучше? Нет, только хуже. А если так, то их не надо говорить. Как только люди начинают друг другу говорить плохие слова, они перестают понимать друг друга.

Библия — это книга, которая написана для всех людей, чтобы они знали, как надо правильно жить на свете. Эта книга еще называется «Слово Божие».

На уроке рисуем книгу, свечу, пишем слово «Библия». Вокруг рисунка учимся делать орнамент.

2-й урок

1. Посмотрим на рисунки наших домов — целая деревенька. Сразу ли мы стали рисовать? Нет, не сразу. Сначала мы всё обсудили, поговорили, вспомнили, подумали, а потом стали рисовать.

А само собой что-нибудь делается? Если положим листочек и карандашик — ничего само не произойдёт. Нужно, чтобы был кто-то, кто сначала подумает, а потом и карандаш в руки возьмёт.

2. Земля — наш прекрасный дом. Она очень большая. Значит, есть Кто-то такой Великий, Кто это мог создать.

И когда мы откроем книгу, которую видели на прошлом уроке (как она называется, что вы про неё запомнили?), сразу же прочитаем, как Господь Бог сотворил небо и землю и всё, что в них: птиц, рыб, зверей и первых на земле людей, которые являются нашими прародителями. Это значит, что они самые первые люди и для всех они — родители.

Мамы любят своих детишек, собирают их фотографии и рассказывают им о том, как они росли. Мы сами не можем помнить своего младенчества.

Вот и Бог, который нас любит, всё для нас сохранил; все записано. Записывали разные люди, но все они тоже любили Бога и очень внимательно Его слушали.

Библия ещё называется Священное Писание.

3. Вот самые первые слова в Библии, очень простые, и мы их запомним:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Т. е. не сразу сотворил Бог людей.

Небо — это мир невидимый, мир ангелов. Человеку нужны ангелы? Нужны. Но человеку нужна еще и земля, чтобы на ней жить.

Бог сотворил небо и землю, но и после этого Он ещё не сразу сотворил человека. А почему? Потому что, конечно, сначала надо сделать место, дом, где человек будет жить.

Посмотрите на эти чудесные рисунки.

(В классе на постоянном месте есть изображение шести дней Творения — Шестоднев. Для этого очень подходит удачный выпуск №1 «Сотворение мира», из серии «Библейские рассказы», книжка-раскраска.)

На каждом листе — один день творения. Посчитаем — их шесть. И вот только на шестой день — среди прекрасных цветов, деревьев, птиц и зверей — мы видим первых людей.

Их всего двое — Адам и Ева. Это наши с вами прародители, и самые первые мама и папа на земле. Внимательно рассмотрим картинку Шестого Дня Творения, а дома нарисуем прекрасный сад, где жили наши прародители. Это Рай, или Эдем.

Средние классы. Два урока по этой же теме:

«Первый дом первых людей»

1-й урок

1. На этих уроках нам надо сначала выяснить, откуда у человека сила берётся. И кто действительно сильный, а кто нет? Может, то, что кажется нам силой, ещё не вся сила.

Из предыдущих уроков знаем, что, во-первых, природа — дом для всех живых существ: и для людей, и для зверей. Во-вторых, все живут по своим законам, согласно своим условиям. В-третьих, все рождают детей, кормят, воспитывают, защищают. Каждый использует свои силы, приспособления, умения.

2. Но человек занимает особое место среди всех. У зверей, как и у нас, душа живая, и ум, и чувство, и инстинкты, и звуковые сигналы, но нет слова. Они — бессловесные. Человеку дана удивительная силаэто сила слова. Нет ничего подобного этой силе. Сделай нас бессловесными, и мы умрем. Человека можно словом научить, утешить, обрадовать… А можно оскорбить. Можно такое сказать, что человек огорчится и умрет. Говорят: «Слово не воробей, вылетит — не воротишь».

3. Господь сотворил эту землю, на которой мы все живём, словом Своим. «Сказал… да будет… И стало так» (Быт. 1, 6). И самое удивительное, что нам это известно: Господь не стал от нас скрывать, какой силой Он это сделал. Даже одно из Евангелий так и начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Это мы запишем очень красивыми буквами и навсегда запомним.

Когда Христос был на земле, то ходил по водам, исцелял бесноватых, воскрешал мёртвых, и люди пытливые Его спрашивали именно об этом: «Какой силой Ты всё это делаешь?» Вот какой силе может быть причастен человек, которому дано Слово.

Словом человек пользуется, не задумываясь, в повседневной жизни, словом он Богу молится, но словами надо пользоваться осторожно. И верующие люди помнят, о чём их Господь Сам предупредил: «От слов своих или осудишься, или оправдаешься», «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 37, 36). (Запишем, запомним.)

4. Первый дом первых людей был в райском саду, в Эдеме. Этот бесценный дар — слово, люди получили вместе с жизнью от Бога. Каждое слово — это ещё и понятие. Адам получил задание от своего Отца в своём первом доме — научиться понимать и называть. И он называл животных. Он должен был узнать этот дом, как дети маленькие узнают свой дом. Он словесно познавал мир. Ведь так делаем и мы. Говорить на одном языке с Богом — вот такая сила может быть у людей. Такой дар.

5. Когда враги захватывают страну и людей делают своими рабами, они лишают их родного языка. А если люди не знают языка, на котором они могут говорить с Богом, то такие люди тоже в большой опасности и могут погибнуть. Из людей превратиться в «нелюдей». Лишиться силы любви, силы творчества. Вместо этого возникает сила разрушения и самоуничтожения. (Именно ДУША живёт словом Божиим. И людей Бог предупредил очень крепко: «Не бойтесь убивающих тело, бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить». (Мф. 10, 28.)

Во время войны, в самом тяжёлом переломном 1942 году Анна Ахматова написала небольшое, но необыкновенное стихотворение. Послушайте его:

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь.

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

Раздадим детям ксерокопированный текст 1-й главы Бытия для ознакомления дома.

2-й урок

Чтобы проверить, насколько дети восприняли текст 1-й главы Бытия и для запоминания последовательности дней творения, делаем схему Шестоднева следующим образом. Берём шесть небольших листков белой бумаги, таких, чтобы они могли расположиться в два ряда по три в каждом ряду, один над другим на альбомном листе, лучше тонированном, т. к. это более отчётливо.

И затем начинаем «творить» по одному дню.

Первый белый листок «СВЕТ» — 1-й день. Свет Божественный — особенный, он не идет ни от Солнца, ни от какого другого источника, неземной свет, «нетварный».

Условно изображаем идущий сверху «золотой» свет и отступающую с четкой границей тьму. (Приклеиваем этот «1-й день» на лист.)

2-й день — «НЕБО». Свод неба (рисуем на голубом фоне). Отделение «воды от воды». Это небесная защита будущей земли, как крыша, чтобы строить дальше. (Приклеиваем на лист наш «2-й день)

3-й день — «ЗЕМЛЯ». Повторяется предыдущий рисунок, но из воды вышла «горбом» земля и прорастает. (Приклеиваем на лист «3-й день». Верхний ряд закончен.)

4-й день — «СВЕТИЛА»: солнце, луна, звезды. Растительному миру нужна смена дня и ночи. (Располагаем рисунок под рисунком 1-го дня.)

5-й день — « ПТИЦЫ И РЫБЫ». Заполняются оба океана — воздушный и водный, те, которые мы видим во втором дне. (Располагаем рисунок под рисунком 2-го дня, т. е. та же схема 2-го дня, но заполненная.)

6-й день — «ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК». (Рисунок располагается под схемой 3-го дня). Теперь оба ряда заполнены. Всё на месте, по порядку и всё «хорошо весьма»! (Быт. 1, 38).

Человек выделен из всего, что было сотворено. Человек был создан самым последним. Человек — словесный. Между человеком и любым животным (и даже обезьяной!) есть непереходимая грань. Ни обезьяна никогда не станет человеком, ни человек не станет обезьяной или другим животным.

Бог создал людей своими детьми. Но решить за человека Бог не может. Человек решает сам, кого в отцы выбирать — Бога или обезьяну.

На дом даём распечатку отрывка из 3-й главы Бытия (ст. 1—7). Затем эти тексты хранятся в общей папке «Священное Писание».

ТЕМА 4. «Храм — Дом Божий» (Небо на земле)

Младшие классы, два урока.

1-й урок

1. Мы много уже узнали. Узнали, что у людей есть свой дом, семья, что человек отличается от зверей тем, что он словесный, что Господь Бог дал человеку силу не в когтях и клыках, а в слове. Человек умеет говорить, читать, писать, понимать, помнить, учиться — в этом его сила. Ещё мы узнали, что вся земля — это тоже дом для всех людей, что она была сотворена Богом для нас, что самых первых людей звали Адам и Ева (в переводе «человек» и «жизнь») и что первым их домом был Рай — прекрасный сад. И людям всё это стало известно из самой главной нашей книги, которая называется Библия, т. е. «Книги». (Повторение усвоенного материала проводим в форме вопросов и делаем выводы.)

2. А сегодня поговорим о церкви. Все ли бывали в храме? И пусть дети расскажут, кто, где бывал, что видел. Учитель покажет великолепные изображения православных храмов, благо недостатка в изобразительной продукции сейчас нет. Красота церквей поражает!

3. Рассказываем детям о нашем святом равноапостольном князе Владимире, который выбирал веру и послал посмотреть, как служат Богу в разных странах. И когда послы вернулись из Византии, из Константинополя, то сказали, что не знают, где были — на земле или на небе. Почему они так сказали? Потому что было так красиво, что они не знали, с чем это сравнить. Ничего такого красивого на земле они не видели. Поэтому они и сказали, что, может быть, они были на небе. Потому мы говорим, что церковь — это Небо на земле.

Рисуем церковь просто, можно по шаблону, в виде однокупольного храма, подобного храму Покрова-на-Нерли, но так, чтобы через неё соединились небо и земля.

2-й урок

1. На этом уроке мы заканчиваем начатые рисунки. Делаем небо со звёздами, солнцем и луной одновременно — всё это есть на небе. Есть радуга, есть ангелы. В начале рисования мы оставляли рамку вокруг рисунка. Это называется «поле». То, что внутри, — «ковчег». (Поле и ковчег лучше просто детям показать по иконам, находящимся в классе.)

Пространство земли, на котором стоит храм, мы рисовали полусферой, такой «горбушкой». Теперь эту землю можно наполнить домиками, деревьями, тропинками, речушкой с мостком, фигурками людей. Пусть всё живёт!

На полях рисуем орнамент, условно изображающий четыре времени года: снежинки, траву, цветы, жёлтые листья — так мы нарисовали «весь мир».

На это занятие рисованием может уйти весь урок, поэтому учителю самому лучше найти время, чтобы рассказать детям, что такое «радуга» и что такое «ковчег», объяснить, что об этом нам тоже известно из Библии.

(Когда бывает радуга? Почему-то бывает радостно, когда смотрим на радугу. Ковчег — такое место, внутри которого что-то очень дорогое находится, сохраняется).

2. В Библии рассказывается о том, что был на земле потоп. Было время, когда люди своими делами стали Бога оскорблять, совсем перестали думать о Нём и стали хуже зверей. Эти люди назывались до-потопными. Бог хотел, чтобы они исправились, и велел праведному Ною строить большой корабль — ковчег — на сухом месте. Допотопные люди смеялись над Ноем и продолжали делать своё. А Ной взял в ковчег свою семью и много разных зверей, которые к нему сами пришли. И когда начался потоп, допотопные люди утонули, а Ной, его семья и звери спаслись. Когда потоп кончился, на небе засияла радуга. Это была большая радость. Господь в этом ковчеге сохранил очень дорогое для Него — верных людей. Наша Церковь — это тоже ковчег, в котором спасается очень дорогая вещь — душа.

Дома рисуем на одной половине листа Ноев ковчег, на второй половине этого же листа рисуем храм.

Средние классы. Два урока по этой же теме

«Храм — Дом Божий» (Небо на земле)

1-й урок

1. В 1988 году праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Русские были крещены в так называемую «греческую веру» — в Православие. До этого времени было многобожие, т. е. язычество. Что это такое? Вот посмотрите, как выглядят языческие боги. Кто во что горазд. (Показываем несколько изображений языческих богов. И по своей рабочей карте, по которой мы «путешествовали», проследим, где во что веровали.)

Были времена, когда языческая вера распространялась повсеместно. Были «боги» рангом повыше, были пониже. И животным поклонялись.

Нам смешно, что можно поклоняться кошке или крокодилу и вообще несуществующим мифическим существам. Понятнее громовержец Зевс или Посейдон — бог морей, богиня охоты или бог торговли.

В Японии обожествляют природу. Маленькие пигмеи Африки поклоняются большим деревьям. В Индии поклоняются невозмутимому Будде и верят в перевоплощение. Были и страшные обряды языческие с принесением в жертву людей, в Карфагене приносили в жертву Ваалу детей.

А римляне считали, что это отвратительно и надо разрушить Карфаген, что и было, в конце концов, ими сделано. Сами они веровали в «благородных» богов — Юпитера, Марса, Венеру. Их скульптурными изображениями украшались не только специальные места поклонения, но и дворцы знати, городские площади и сады. Но тех, кто осмеливался не поклоняться этим их богам, как было с христианами, отправляли на мучения и смерть, так же, как поступали обычно все язычники. Когда мучеников допрашивали, то римляне вели записи (протоколы), чтобы всё было «по закону». Таким образом, сохранились бесценные свидетельства о подвигах, о силе веры и духа первых христиан.

Есть и современное язычество. Люди поклоняются деньгам, машинам, компьютерам. Их не объявляют богами, но все время посвящают им. Кто-то верит в инопланетян. Кто-то поклоняется певцам и спортсменам, это их «боги» — кумиры. «Где твоё богатство, там и сердце твоё».

2. А в те времена, лишь в одном месте на земле был народ, который поклонялся единому Богу. На этой Святой Земле Палестины (карта Палестины должна обязательно быть в классе на видном месте) 2000 лет тому назад произошло событие, которому после сотворения мира нет равного по значению для всех людей, и до конца времён не будет.

Люди, поклоняясь идолам, истуканам, обожествляя явления природы, сидели в темноте и не имели правды. И вот к этим людям, «сидящим во тьме и сени смертной» (Лк. 1, 79), явилось Солнце правды» и «Свет воссиял над ними». Исполнилось то, что было обещано в Раю после грехопадения — к людям на землю спустилось само Небо, пришёл Спаситель. (Показываем икону Спасителя с Евангелием, которая находится в классе.)

«Господь родился, Бог воплотился» — так мы поём в Рождественских песнопениях. И, конечно, если у нас есть Евангелие, есть церковь, то, как рядом с этим выглядит крокодил в виде бога? И мифы — в отличие от Священного Писания?

3. Вспомним, когда послы князя Владимира вернулись из Константинополя, где уже более полутысячи лет была христианская вера, то, как точно они доложили князю: «Не знаем, где были — на земле или на небе». (Надо ещё раз подробно остановиться на выборе веры князем Владимиром, и для закрепления провести письменный опрос по этой теме.)

2-й урок

1. Когда пришел Христос, проявилось истинное лицо Бога — любящего и сострадающего. Такого в многобожии (язычестве) не могло быть.

(В классе три изображения Спасителя. Прямо перед учениками над доской «Господь Благословляющий»; над схемой Шестоднева — «Троица» преподобного Андрея Рублёва и ещё две иконы Спасителя: «Спас в силах» и «Лик Спасителя» как человека, тоже преподобного Андрея Рублёва. Именно на эту икону сейчас обращаем внимание учеников.)

В каждой церкви есть обязательно икона Христа. Но что такое церковь? Зачем люди ходят в церковь?

Красивое необычное здание. И снаружи, и внутри церковь — иная, чем другие дома и помещения. Люди заняты там не тем, чем в обычной жизни. А когда люди идут в монастырь, они идут туда не просто «жить» (поесть, поспать), а служить, и такие люди называются иноками и инокинями, т. е. иными.

2. На стенах храма — роспись и множество икон. Мы как-то с детьми были в храме в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. На стенах этого огромного храма вся Библия: райский сад, Ной, Авраам… Лики святых смотрят на нас. Храм наполнен жизнью, ведь у Бога все живые. Вот святая княгиня Ольга, князь Владимир, наши первые мученики — князья Борис и Глеб (все иконы, о которых идет речь, должны быть в классе). И далее множество прославленных во святых наших князей, правителей России, собирателей земли Русской, преподобных, воинов, множество монахов, блаженных, юродивых.

3. Самое удивительное то, что мы знаем, что святые — это люди. Люди, которые, как и мы, ходили по земле, были детьми. И затем с ними случилось нечто. Они увидели в человеке этот образ Божий. Их сердце стало видеть Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Увидели, и стали жить по-другому.

Вот послушайте житие Бориса и Глеба. Они сделали то, что в их времена не приходило людям в голову. Они сознательно, Бога ради, решили не вести братоубийственную войну. Они были убиты предательски, но прославились как святые. Они душу свою спасли, а их брата люди прозвали «Святополк окаянный», и душу свою он погубил. (Вспомним, откуда пошло слово «окаянный», кто первый братоубийца.)

4. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них» (Мф. 18, 20), (записываем в тетрадь). Вот что такое церковь — она не из камней или из бревен. Церковь — дом Божий, куда собираются люди Божьи, и там же невидимо присутствуют наши умершие. Когда мы говорим о Церкви, мы не говорим отдельно о Боге или отдельно о людях, но говорим о Боге и о людях вместе.

Церковь — еще и школа. Господь сказал: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). Вот где настоящее просвещение. И образование, ведь человек — образ Божий. В школу ходим, чтобы научиться грамотности, а в церковь, чтобы научиться святости.

Каждый верующий человек знает о евангельской заповеди, которую Христос оставил своим ученикам. Вот она у нас в классе на самом видном месте. Перепишем и запомним. В ней всего две части:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всей крепостию твоею. Это первая заповедь. И вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22, 37—39. Лк. 10, 27).

РАЗДЕЛ 2. «ЧТО МЫ ЕДИМ»

ТЕМА 1. «Еда домашняя» (откуда она берётся)

Младшие классы, два урока

1-й урок

1. У нас в доме всегда есть еда. Вы бы, наверное, очень удивились, если бы перед школой мама вам сказала: «Сегодня мы есть не будем, у нас еды нет». Но, к сожалению, такие страшные слова люди иногда говорили, когда бывал голод.

Откуда же берётся еда?

Мама покупает. Берёт деньги, идёт в магазин… А без денежек не дадут. Надо потрудиться, где-то работать. Где ещё можно взять еду? На огороде. Тоже надо потрудиться, но по-другому. И еда другая. Из магазина мама приносит молоко в пакете, а от коровы в ведре — тёплое. Оно постоит, и из него будет простокваша, а из неё мама сделает творог и снимет сметану. На сыворотке бабушка напечёт блинов — и уже не пропадём.

Значит, есть еда магазинная, покупная. А есть своя еда — домашняя, деревенская. Морковка на грядке растёт, растут картошка, огурцы. Какая еда вкуснее? В магазин пошёл и купил, что там найдётся, если денег хватит и если магазин открыт. А в деревне семья сама делает запасы. Варят, солят, сушат — зима-то в наших краях долгая. Лес кормит, река кормит. Земля кормит.

2. Трудно ли на огороде что-нибудь вырастить? Кто знает, как, например, огурец вырастить или лук? (Дети рассказывают о своих домашних огородах.) Бабушки не надеялись на магазин. Они надеялись на труд и на Бога, и просили: «Пошли, Господи, урожай

Рисуем на листе — на одной половине то, что покупаем, на второй, то, что выращиваем. Это задание можно дать на дом, чтобы родители помогли разобраться, а на уроке рисовать огород — увлекательное дело! Если усложнить, то можно сделать рисунок «Земля кормит». Это и огород, и река, и лес, и пасека, и сад, и пастбище.

Итак, еда достаётся всегда трудом.

2-й урок

1. Сегодня нам надо разобраться, всё ли надо есть, что захотелось, и всё ли, что захотелось, хорошо. Но сначала на небольшом листочке, немножко подумайте, и быстро, за пять минут, нарисуйте или напишите то, что вам нравится, любимую еду. Только то, что вы нарисуете, пока пусть будет секретом. А я расскажу вам про одну девочку.

Девочка пошла в первый класс и жила у бабушки. Бабушка решила девочку немножко побаловать и стала ей покупать всё, что она ни попросит. Девочка привыкла есть конфетки и печенье и всё сладкое, а суп совсем перестала есть. Ещё ей понравилось пить газированную воду, а молоко или кашу она совсем не хотела в рот брать. И бабушку перестала слушаться. Потом у неё начали болеть зубы и живот. Но тут приехал папа. Он был человек военный и строгий. За столом девочка сказала, что она суп не хочет, а кашу не будет. А папа и не стал её, как бабушка, уговаривать. Он всё убрал. Девочка обрадовалась. Но конфеты и сладости все тоже совсем исчезли. Так продолжалось два дня. А на третий день, когда папа хотел убрать её тарелку с супом, эта девочка ухватилась за тарелку и съела всё ровно за две минуты. И очень хорошо поняла папин урок. (Эта девочка была я.) А вы его поняли? Еда — дело серьёзное.

2. Оказывается, не всё полезно, что нам хочется. Вот посмотрите: в лесу стоят два гриба — боровик и мухомор. Мухомор такой яркий, а боровик скромный. Но мухомор ядовитый. Вот и сейчас упаковки бывают очень яркие, но детки потом болеют, а яркие бумажки разбросаны повсюду.

Как вкусно пахнет топлёное молоко и как просто его сделать: поставил в печку — и всё. Или как хороша томлёная в печи картошка или рассыпчатая каша — да со своим хрустящим огурчиком. «Пальчики оближешь!» Бабушки и мамы умудрялись из совсем простых продуктов приготовить такую вкусную, сытную еду, которую люди помнили всю жизнь, особенно, если им потом приходилось есть в столовых или всухомятку, на бегу.

А рецепт этой домашней еды был тоже прост: всё делалось с любовью и желанием порадовать других.

Сейчас, к сожалению, люди стали больше рассчитывать на покупную еду. А она бывает не только не совсем вкусная, но даже вредная. Хотя вам кажется, что лучше этих разноцветных «пакетиков» ничего нет.

Посмотрим на этот рисунок. Справа еда полезная, а слева неполезная. А теперь разберёмся, в какой стороне ваша любимая еда. (Можно нарисовать с детьми эти пары, «хорошие» и «плохие»: конфеты и мёд, молоко и фанту, зелёный лук и жвачку, блины и «пакетики», помидоры и кетчуп, и т. д.)

Вот и запомним, что еда своя, домашняя, которую сами вырастили, сами приготовили, — самая вкусная и полезная.

Средние классы, два урока по этой же теме

«Еда домашняя» (откуда она берётся)

1-й урок

1. Вспомним эпоху великих открытий. Неповторимо и удивительно жили люди в каждой точке земли. Вот (смотрим на карту) два полюса Земли — Северный полюс и Южный, Арктика и Антарктика, вот линия экватора — диаметрально противоположные условия жизни. Мы говорили о том, как логично устроено жильё у всех народов мира. Но каждый человек на земле ещё был обеспечен своей собственной неповторимой домашней едой. Это сейчас кругом «доширак» и больные животы. А к традиционному дому, всегда была и традиционная еда. Сейчас по карте мы попробуем догадаться, какая еда, какому народу свойственна.

2. У народов Севера не усваиваются апельсины, зато рыба для них — всё. Рыбий жир и мясо тюленей для них — источник всех витаминов, мало того, это заменитель хлеба.

В Японии основа питания — морепродукты. Японцы добывают и едят водоросль, которая называется ламинария, или морская капуста. Ученые изучили её состав и удивились, какая она полезная.

Калмыки пьют калмыцкий чай с кобыльим молоком и салом бараньим — тоже полезно для них. Пьют кумыс (кислое кобылье молоко). Он лечит туберкулёз.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • «СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА». ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СЕЛЬСКОГО РЕГИОНА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святыни отечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я