Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей

Наталья Берязева

Это сказка? Фантазия? Научно-популярная литература? И то, и другое, и третье. Это разговор с думающими родителями, которым важно, каким вырастет их ребенок. И помощником, и советчиком в этой книге выступает сам Леонардо да Винчи. Мальчик из итальянской деревни Винчи, которого знает весь мир.

Оглавление

  • Дуся, бабуся и Лео да Винчи

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Наталья Блинкова

© Наталья Берязева, 2020

© Наталья Блинкова, иллюстрации, 2020

ISBN 978-5-0051-9444-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дуся, бабуся и Лео да Винчи

(Книга для умных родителей)

Вступление, или как я стала crazy бабушкой. ОТ АВТОРА

К написанию этой книги меня подтолкнуло увлечение нестандартной личностью Леонардо да Винчи. В самом начале, а случилось это уже более семи лет назад, я взялась за продвижение выставки из Голландии «Гений да Винчи», где мне пришлось совмещать множество должностей. В том числе я работала и гидом выставки. Как человек увлеченный и очень упертый, я стала вникать в жизнь гения, знакомиться с эпохой, временем, а главное меня интересовал сам Леонардо, как человек. Мне очень хотелось понять, откуда такая многосторонность? Как в одном человеке может умещаться СТОЛЬКО талантов? Может ли родиться еще один такой же гений? Или это было лишь единственное исключение в природе развития человека? Чем больше я читала, тем интересней мне становилось. Я уже сама вела авторский тренинг про зеркальное письмо да Винчи, рассказывала об истоках его гениальности. И главное, я видела, что многое, что было в этом одаренном во всех отношениях мальчике, можно передать сегодняшним детям. То есть их можно, если не научить ГЕНИАЛЬНОСТИ, то развить их природные способности, которыми наделен каждый ребенок, вполне реально. Только нужно не пропустить самое главное время в жизни детей. А именно период до пяти лет. Потом социум заставит их быть как все.

Потом родилась моя внучка Влада. И я встретилась с творчеством Михаила Казиника. Затем были лекции Татьяны Черниговской, Натальи Бехтеревой. Пазл сложился.

Все, что меня мучило и волновало, я нашла в их книгах и выступлениях. На них наложились мои уже глубокие знания о Леонардо да Винчи. Том самом универсальном человеке, о котором мы знаем так много, но так и не подошли к разгадке его феномена. Но многому у него мы все-таки можем поучиться. И, может быть, воспитать нового гения. И просто счастливого Человека.

Потому эту книгу я посвящаю моей внучке Владе.

А поможет мне в написании пособия для будущих нобелевских лауреатов мальчик Леонардо, родившийся в деревне Винчи в Италии более 500 лет назад, понимающий больше об окружающем его мире, чем мы сегодня, живущие в 21 веке. Его подсказки я принимаю с благодарностью и почтением, и я уверена, что и вы скажете ему огромное спасибо, дочитав последнюю страницу. Ведь не так часто ушедшие гении позволяют присутствовать среди нас, чтобы просто подсказать и дать совет. А, может и указать путь.

Но я тороплю события. Начнем все по порядку.

Самое главное в жизни

Зачем мы приходим в этот мир?

Как стать счастливым?

Как проживать каждый день с радостью?

Как не реагировать на суету жизни?

Как?

Тысяча как, если не научился радоваться в детстве. Ручью, который журчит и переливается. Цветку, что неожиданно вспыхнул на клумбе. Росинке на траве, в которой отражается какой-то другой сказочный мир. Кудрявому облаку, спешащему по своим воздушным делам. Божьей коровке, которую ты бережно посадил на ладошку и поспешил показать маме, чтобы она тоже обрадовалась и стала рассматривать ее вместе с тобой. Это же чудо и надо срочно его показать!

Но… Маме некогда, и она просто от ребенка отмахнулась.

И оранжевое живое волшебство в ладошке сразу потеряло свой цвет и перестало радовать.

Ведь если удивление не разделить, это же совсем не радостно. Согласны?

И в следующий раз малыш просто пройдет мимо зеленой глазастой лягушки, не заметит древесный сучок, похожий на павлина, не захочет собирать цветные стеклышки, чтобы спрятать настоящий клад.

Вместе с неразделенной радостью исчезает и удивление перед миром.

А ведь можно было его сохранить. Если рядом оказался мудрый взрослый.

История про крапиву, Дусю и бабушку

Дусенька начала ходить. Сама. И большой деревенский участок деда стал местом для исследований.

Прямо пойдешь, к бочке с водой придешь. Там живет чудовище, которое кричит «ква-ква». Дуся туда одна боится ходить.

Налево пойдешь, к сараю придешь. Там тоже страшно. Темно за дверью.

Рядом с крылечком очень красиво, но туда бабуся не пускает. Говорит, что это клумба.

Дуся идет там, где нет дорожки. К зеленым кустикам, что так призывно манят. И листики там такие яркие и красивые. Дуся топает босиком, она вообще обувь не любит, да и бабуся говорит, что босиком ходить полезно. Вот Дуся и пошла к зеленым кустикам, пока бабушка отвернулась и какие-то колокольчики подвязывает.

— Ой, — кричит Дуся.

— Ты чего кусаешься? Я же просто шла. Я погулять!!!

И Дуся захлебывается в плаче.

Бабуся берет Дусеньку на ручки.

— Не плачь, Дуся. Это растение — крапива. Оно очень полезное. В нем много витаминов, весной мы варим из нее суп. Но. Оно бывает злым, если мы на него наступаем или пытаемся залезть на его территорию. Это растение — боец. Оно само себя защищает, если на него нападают.

— Я на него не нападала, я просто шла. А оно такое красивое..

— И так случается. Красота бывает обманчивой. Мы залюбуемся ею, а нас, раз, и съели.

Есть такие растения, которые завлекают обманом, есть рыбы, есть насекомые. Даже люди такие есть. Чуть — чуть зазеваешься, а тебя раз и проглотили.

Дуся удивлена.

— Так что не надо верить красоте? И всегда ждать обмана?

— Нет, мое солнышко! Просто надо учиться, набираться опыта, чтобы отличать, где правда, а где ложь. Где искренность, а где фальшь, где любовь, а где желание тобой манипулировать и использовать. Но пока тебе это сложно.

Сейчас же запомни, когда хочешь узнать что-то новое, спроси у мамуси или бабуси, а не кусается ли это, не царапается, не горькое ли это, не заразное?

Например, ты пошла гулять. Почему нельзя брать топор, которым деда так легко управляется, а тебе его трогать не нужно?

— Он тоже кусается? — округляет глаза Дуся.

— Да, и очень сильно. Деда много лет учился с ним управляться, потому он его и слушается…

— А почему коршуну Кеше нельзя косточку с руки давать?

— Мы его избаловали, и он не понимает, что ты малышка и может больно тебя клюнуть.

— А почему та зеленая так громко ругается, что у бочки сидит?

— Это лягушка, как раз она не ругается, она своих малышей охраняет, чтобы ты не дай Бог, на них не наступила и не раздавила. Ведь ты рядом с ними просто великан.

— Ага, — соображает Дуся, — значит, наш участок нужно хорошо изучить, чтобы никому не сделать больно, и чтобы мне никто не сделал больно. Так?

— Так.

— То есть, если я чего-то не знаю, лучше не лезть, а спросить?

— Правильно, солнышко. Ну, а если не спросила, а тебя наказали, то не реветь и не жаловаться. Это просто урок. Так ты набираешься опыта и ума.

— Как у вас, взрослых, все сложно, — вздохнула Дуся и зашагала к бочке с водой.

Там проверено, опасности нет, а лягушки она уже не боится. И сделает так, чтобы малыши — лягушата её не испугались. Она теперь будет осторожной. Так интересно, оказывается, она для кого — то тоже великан. Так много надо еще узнать, так много спросить..

И Дусенька поспешила навстречу новым приключениям..

А если бы бабушки не было рядом? Какой бы вывод сделала Дуся? Да, она тоже бы поняла, что растения могут быть опасными, но более широкую картину на окружение она бы не получила. То есть общение со взрослым ускорило ее понимание мира.

……………

Когда малыш начинает подрастать, самое сложное для взрослых, которые всегда очень заняты, давать разумные объяснения происходящему. До пяти лет надо, чтобы у ребенка в голове уже была картина мира, чтобы он понимал, что в нем все взаимосвязано.

Про шарик

Дуся в первый раз увидела воздушный шарик. Он такой красивый. Голубой-голубой, как небо. Его можно держать на веревочке и с ним гулять. А можно еще подпрыгивать и тогда кажется, что шарик помогает летать.

Здорово с шариком. Весело. Но Дуся споткнулась, и шарик, точнее его хвостик, выскользнул из рук. Шарик обрадовался свободе и полетел. Туда где небо, такое же синее, как он.

Дуся заплакала.

— Нам ведь было так весело. Зачем он улетел?

Бабуся посадила Дусеньку на колени. Поцеловала ее в щечки, вытерла слезки и сказала: «Скажи спасибо шарику, что был с тобой и подарил тебе замечательное время вдвоем. Вы прыгали, играли, бегали, а потом он устал. У шарика внутри воздух, а это небо и свобода. Он захотел домой. И ты его отпустила. С благодарностью за игру. Пусть летит! Скажи ему спасибо. Это был очень веселый и добрый шарик. Вы так здорово с ним бегали и прыгали»

Дуся шмыгнула носиком.

— А шарик тоже будет меня вспоминать?

— Конечно, ведь ему тоже было хорошо с тобой. Он, улетая, крикнул тебе спасибо.

— Правда?

— Правда!

— И ему спасибо. Я его полюбила. С ним был весело. И я тоже немножко летала.

— До свидания, шарик. Прилетай, если сможешь.

И Дусенька взглянула на небо и помахала ручкой.

Потом поцеловала бабусю и побежала по своим делам. Ведь у малышей тоже очень много дел, только взрослые совсем этого не понимают..

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Идет урок в подготовительном классе.

Учительница: «Ребята. Вот на нашей умной доске вы видите изображение снежинки. Какая она?»

Дети начинают описывать.

Красивая, пушистая, яркая, волшебная, сказочная.

— Ребята, а кто вчера, когда шел снег, поймал снежинку на рукавичку и долго на нее смотрел?

Всего несколько рук.

— Зачем? — сказал мальчик с последней парты. Я могу погуглить и рассмотреть ее. Что тут такого?

Подняла руку Маша. Странная молчаливая девочка, которая никогда не хочет лидировать.

— Да, Машенька.

— А я ее вчера нарисовала. Можно покажу?

И девочка достала рисунок. На нем снежинка была нарисована с глазками и немножко похожа на человечка.

— А почему тебе ее захотелось нарисовать?

— Потому что она была живая. Необыкновенная. Я боялась, что она скоро растает, и я не успею ее запомнить. Потому что она была волшебная. Теперь она будет со мной всегда.

Девочка засмущалась и села.

— Ребята, а кто может, как и Маша, нарисовать свою снежинку? Ту самую, единственную, которую вы однажды увидели.

Мальчик с задней парты опять заворчал. А что тут придумывать? Сейчас открою гугл и срисую.

— Матвей, поступай, как хочешь, а мы будем рисовать нашу снежинку. Точнее каждый свою.

Класс затих.

Снежинки. Снежинки. Снежинки. Волшебство знакомое с детства. Или уже не знакомое?

Вопрос для родителей

А вы хоть однажды прилипали языком к холодному ключу? Или к блестящей трубе на детской площадке? А, может, лизнули красивую железяку во дворе? Было такое?

А ваш ребенок? Или внук? Они делали это?

— Зачем? — скажете уже умные вы. Скорей всего вы им даже не позволите это сделать. И будете не совсем правы. Потому что это их опыт. Опыт познания жизни, удивления, обиды, разочарования и поиска ответа.

Помните, бабушка разрешила Дусе самой потрогать крапиву. Ведь она только сделала вид, что отвернулась. Этот урок был нужен внучке, потому что это личный опыт.

Позвольте. Я вмешаюсь. Вы дали мне соблаговоление быть вашим советчиком. Я Леонардо с деревни Винчи. Я не видел снега, хотя знаю, что это такое. Это застывшая вода, я так любил рисовать ее движение, я знаю, что с ней происходит, если она замерзает. Про круговорот воды в природе первым написал я, хоть и жил в жаркой Италии. Для этого надо лишь иметь дерзкий ум, как про меня написала великий ученый Тосканелли. Знаете эту историю? Когда я пришел к нему? Меня обуревали вопросы по математике, астрономии, геометрии, а он был самым лучшим, самым известным. Но. Он был стар. И его лицо после оспы было ужасным. Он никого не принимал. Но я был дерзок во всем. Мне было всего 14. Я пришел к нему и постучал. Его слуга сказал: «Как ты смеешь, дерзкий юноша? Мэтр никого не принимает». Но я был настойчив. Я сказал: «Я задам ему всего лишь два вопроса, если мэтр скажет, что я глуп, я уйду, извинившись». Что я у него спросил, не знает никто, но мэтр в тот день записал в своем дневнике: «Я прожил долгую жизнь, но такой дерзкий ум я встречаю впервые»

С той самой встречи и до смерти Тосканелли был моим учителем по всем наукам, которыми он владел». Быть дерзким — это главное правило думающего и размышляющего Человека. Оно касается изучения и познания новых наук и самой жизни.

Ваши дети, увы, перестали быть дерзкими. Они даже разучились удивляться.

С чего начинал я?

Не знаю, как много вы знаете обо мне, я не буду вдаваться в подробности. Лишь кусочек моего детства. Кто-то скажет, что мне не повезло. Я же родился незаконнорожденным. Это значит, что путь к классическому образованию мне был закрыт. И это, вы не поверите, оказалось замечательно. Мое образование я получал сам. Сам выбирал то, что мне интересно и посвящал всю мою суть исследуемому предмету. Но я был такой непостоянный. Потому так много не закончил и лишь указал путь, куда идти.

Место, где я вырос, было прекрасно! Бабушка с дедушкой меня обожали и не обременяли сверх опекой. Я убегал в горы с моим дядей, и мы сутками напролет бродили по прекрасным окрестностям, наблюдая жизнь природы во всей красе. Больше всего на свете я любил смотреть на небо. Я часами наблюдал, как парят в высоте птицы и мечтал о таком же полете. Там. Высоко-высоко. Как они это делают? Могу ли я когда — то полететь? А бабочки? Кто их такими придумал? Почему они так красивы? А еще. Почему они летают иначе? Хотя у них ведь тоже крылья? Я мог думать об этом очень долго. А дома я пытался зарисовать полет птиц, крылья бабочки. Мне было не более пяти лет. Меня потрясал окружающий мир. Удивлял. Это удивление перед природой я пронес через всю мою длинную жизнь. Удивление. Диво. Чудо. Sorpresa. Узнаете это слово? Да, сюрприз тоже. Вы же любите сюрпризы? Но для вас это лишь подарок. Для меня — это откровение. Восторг. Счастье!

Но более точно это понятие для вас передает итальянское слово stupore. Это тоже удивление. Меня, да, увиденное вгоняло в ступор. Вы ведь так это говорите?

Если что-то не понимаете? А это ведь тоже восторг! Высшая степень удивления.

Если вы не испытываете этого чувства, то вы никогда не сделаете великих открытий. Это говорю вам я, Леонардо из Винчи, которого вы сегодня называете гением.

N.B.

Великий Леонардо прав — удивление — это то, что может сохранить гениальность вашего ребенка или развить его природные способности.

Упражнение для взрослых

Возьмите любые мелкие предметы, которые есть в вашем доме: точилку, старую брошь, обертку от конфеты, пульт от старого плеера, ненужную емкость и так далее.

Великий Леонардо писал: «В обычном увидь необычное, наверняка родится новый гений»

Вспомните его наблюдения за птицами, бабочками, какие изобретения родились в последствие?

Например, у вас в руках старый пульт. Да, да Винчи описал мобильную связь, но он никогда не видел ни мобильного телефона, ни пульта, ни джойстика.

Если бы ему сейчас было пять лет, что бы он увидел?

В современном пульте? Или бы он просто бросился его разбирать и изучать?

А что видите вы? Представьте, что вам сейчас пять лет!

Глядя, например, на детский спинер, джойстик?

Что это?

Не бойтесь фантазировать!

Увы, наши современные дети уже живут в шаблоне, их очень трудно вернуть во времена, когда жил Леонардо. Видя современную вещь, они никак не могут уйти от представления о её сегодняшнем применении. Но постепенно они начинают фантазировать. Да, 500 лет назад, может быть, это было..

И тут начинается игра. И удивление. Ого. Как много всего, о чем они не подозревали!

А вы? Вы, взрослые и умные, можете поиграть?

Так можно работать с любым предметом. Вы удивитесь, насколько велика фантазия ваших детей, если с них снять привычные шоры.

Кстати, может быть, на вашей даче или дома есть деревянная мебель или стены сделаны из дерева и там много сучков. Пофантазируйте с ребенком, что это может быть? Павлин? Улитка? Хохолок петуха?

А мраморный или кафельный пол у вас есть? Посмотрите на его рисунок! Хоть в ванной комнате хоть на кухне! Просто удивитесь: «Что это я тут вижу? Мне кажется, это лохматый Домовёнок. Нет?»

Игра начинается. Мозг вашего ребенка, как нынче говорят, активирован. Он готов к нестандартным и дерзким решениям. Спасибо, Леонардо, за подсказку!

Наш мозг. Чем он отличается от мозга курицы? Почему мы говорим куриные мозги?

Жила-была курица. Очень даже симпатичная. Всем во дворе нравился ее цвет, ее пушистые перышки, красный гребешок. Она это знала и стала воображать, что, мол, она особенная. Когда всех звали на завтрак, она не откликалась, мол, успеет. И для нее хозяйка всегда найдет что-то вкусненькое. Когда приближалась опасность, а во двор любила заходить лиса из соседнего дикого парка, она не откликалась на призывы петуха всем прятаться. Чего ей бояться? Лиса залюбуется ее красотой и просто пройдет мимо. Странная была курица.

Однажды, когда лиса чуть не схватила глупую зазнайку, хозяйка решила: «Лучше уж мы сами сварим суп из этой красавицы, чем отдадим её этой наглой рыжей хищнице. Потому что слишком уж она глупая. Говорят, что нет мозгов у курицы. А у этой и подавно». Сами понимаете, чем закончилась эта история. Наваристым куриным бульоном.

А что там было у нее с мозгами?

Если вы найдете в интернете мозг курицы, то очень удивитесь. Потому что он меньше монеты.

А что касается мозга нашей красавицы, которая считала себя самой красивой, то там дела обстоят и того хуже. Она не использовала возможности даже своего куриного мозга, потому и оказалась в кастрюле.

Мозг человека. Почему нам не надо быть курицей?

Найдите в интернете рисунок человеческого мозга.

Что вы видите?

Сильно мозг отличается от куриного?

Что в нем особенного?

Да, он состоит из двух отделов: правого и левого полушария. Эти полушария связывает нерв, похожий на толстый жгут.

Как вы думаете, где живет сказка про самовлюбленную курицу, про которую вы только что прочитали? В каком полушарии?

А ее изображение?

А, если бы вы вдруг курица «поумнела», стала откликаться на призывы петуха об опасности, «переоценила» бы значимость своей красоты, то как бы выглядел ее мозг?

Но дадим слово Леонардо. Он уже стоит рядом, чтобы дать нам подсказку.

Человек — это тварь божеская. От слова творить. Бог создал нас не похожими на тех, кто живет рядом. Тварей ползающих и летающих. Это касается и нашей курицы, к которой я отношусь с большим уважением. Почему погибла курица? Её подвел ее глупый мозг. Она решила, что она красивая, и это ее спасет от лисицы. Она не реагировала на крик петуха, она не хотела ничего знать. Итог понятен. Я бы мог объяснить вам, почему это произошло с исследовательской точки зрения, я очень любил изучать птиц. Одно строение пера чего только стоит! Вы же задумывались, почему, например, не тонет утка? Или огромный лебедь? Опять я увлекаюсь и отвлекаюсь. Вернемся к нашей курице. Всего лишь одна подсказка — ответы на вопрос о курице ищите не в ее мозге, а в вашем. Именно он хранит все ответы и еще множество тайн, которые вы никогда не раскроете до конца. Это говорю вам я, Леонардо из Винчи, которого вы окрестили гением. Но некоторые подсказки я вам дам. Их время пришло.

Левое и правое полушарие. ЧТо такое скука? Рецепты от Леонардо

Леонардо, как всегда, лишь намекнул, где искать разгадку глупости курицы и истоки рождения творческих способностей у человека.

Все ответы в нашей голове. То есть в мозгу.

Если мы поем песни, пишем стихи, придумываем наряды для кукол, танцуем под музыку, собираем пазлы, придумываем сказку про путешествие на Луну, то в правом полушарии нашего мозга загораются огонёчки. Это нейроны, которые реагируют на наши мыследействия. Их будет гораздо больше, чем слева. Хотя левое полушарие тоже будет активным.

Если мы решаем задачи, зубрим текст, изучаем иностранный язык, исполняем ежедневные и привычные дела по дому, смотрим телевизор или мультики просто так, то огонечки загораются у нас в левом полушарии мозга. Причем, если мы каждый день повторяем одно и то же, то огонечки загораются в тех же самых привычных местах и их свет постепенно ослабевает, потому что нейроны бегают по привычной дорожке. Та же тысяча слов для общения, те же сто дел для выживания. И мозг начинает лениться.

Простой пример. Если мыть пол и повторять: «Как я ненавижу мыть пол», — то мозг соглашается с вами и приходит скука и ненависть. Та самая рутина, о которой мы так много говорим.

А если бы вы придумали новый метод мытья полов, включили бы музыку и, танцуя и напевая стали работать, то что бы случилось?

Scuso. Извините

— О, Леонардо! Вы знаете рецепт как не скучать? Как расшевелить правое полушарие? И не дать заснуть левому?

Вы меня просто обижаете. Вся моя жизнь — это один рецепт. Мне НИКОГДА не было скучно.

Но начнем по порядку. Я не буду выглядеть не скромно, если скажу, что я был очень красив.

Многие завидовали моему стройному телосложению, голубым глазам и вьющимся кудрям. Я был первым модельером мужской одежды. Это я дерзнул переодеть мужчин в короткие цветные плащи, дабы подчеркнуть их природную красоту. Многие жаждали со мной знакомства, потому что я был мил в обхождении, прекрасно пел и музицировал, мог поддержать самую умную беседу на любую тему. И да. Я никогда не был в плохом расположении духа. Сейчас вы называете это позитивное мышление. Да, я не давал моему мозгу унывать. Даже в обычном, повседневном я искал положительный смысл. Да, люди разные. У меня было много завистников. Но это лишь увеличивало мою жажду жить ярко. У меня были тяжелые времена. Но это становилось поводом для поиска новых радостей, открытий. Мне было интересно все. Я с улыбкой встречал как нового человека, так и пушистую гусеницу, которая ползла по своим делам. Каждая мелочь в жизни может стать ступенькой к открытию, познанию, если вы в состоянии эти мелочи замечать.

Будьте всегда в хорошем настроении и улыбайтесь всем и всему, кто встречается на вашем пути.

Второй рецепт от скуки также вытекает из всей моей жизни, которую уже столько лет вы пытаетесь разгадать.

Постоянная смена дела — это рецепт от скуки. Земная жизнь такая короткая и так много хочется успеть. Вы меня просто пугаете вашей сегодняшней скукой. Если вы знаете, я почти не спал. То есть я спал. Но это были короткие перерывы между работой. Иначе, как бы я так много изучил и сделал? Хотя мне кажется, что очень мало. Мне хотелось дойти до истины в тысяче дел. Да, я спал по 15 минут через каждые четыре часа работы. И этого было достаточно. Мой мозг всегда был в возбужденном состоянии, потому что у меня всегда были сотни вопросов по самым разным предметам. Я легко переключался с рисования на математику, с музицирования на изучение строения глаза. С архитектуры на сценарий нового праздника. Сегодня у вас катастрофа. КАТАСТРОФА. Вы все сошли с ума. Вы не используете свой мозг! Вы стали приложением к вашим новомодным штучкам, которые выдают вам готовые ответы. Вы не общаетесь, не говорите, не рассуждаете о прочитанном, совсем не поете! Я бы сегодня нарисовал бы ваш мозг так: левое полушарие гораздо больше правого.

Вы совсем забыли про душу. По секрету, она как раз и живет не в подреберье или под сердцем. Она живет в правом полушарии мозга. Но об этом мне пока запрещено говорить.

Вспомните вашу курицу, если бы она владела всем своим мозгом, а не его крохотной частью, она бы не погибла!

Обратите внимание на правое полушарие. Еще не поздно!

Левша и амбидекстр. ЭТот странный мозг и его подсказки

Ваш ребенок случайно не левша?

Вы знаете, сколько процентов левшей живет в мире?

От 8 до 15%. Это зависит от страны, где родился ребенок. Доказано, что левшей больше в южном полушарии Земли. В ЮАР, например, их процент составляет до 50% всего населения. А в США и Великобритании до 10%. Меньший процент в России.

Чем отличаются дети левши от правшей? У леворукого ребенка более активно развито правое полушарие, потому среди них чаще всего рождаются писатели, артисты, художники. То есть люди творческих профессий. Среди профессиональных живописцев большее число левшей. Если вы придете в студию живописи, то сразу заметите, что рисующих левой рукой здесь очень большое число. А вот среди профессиональных музыкантов, композиторов, кто использует ноты с детства, леворуких единицы. Однако, гении были и тут! И какие гении! Левшами были Паганини, Бетховен, Моцарт, Шопен. Потому что язык как знаковая система, нотная грамота — это удел прежде всего левого полушария. Хотя гениальные пианисты, как показывают исследования, во время концертов используют одинаково и левое и правое полушарие. Здесь уместно вспомнить и Александра Скрябина, который написал два произведения специально для левой руки, чтобы постоянно держать себя и свой мозг в форме, пока его правая рука от переигры, есть такой термин у музыкантов, когда они так много играют, что их руки начинают болеть, нуждалась в лечении и отдыхе.

Получается, что гениальный человек вопреки всем законам делает открытия там, где его мозг работает не по правилам! Леворукий Эйнштейн не может определиться, что он любит больше — физику или играть на скрипке. Побеждает физика, но без его скрипки, с которой он не расставался никогда, есть большая вероятность, что он бы не сделал великие открытия!

Если ваш ребенок левша, будьте к нему предельно внимательны. По крайней мере, не заставляйте его идти в класс с углубленным изучением математики. Или какой-то другой точной науки, если не убедитесь, что ему действительно интересно. Потому что правило правилом, но исключения и рождают нестандартных личностей и гениев.

Левшам многие столетия приписывали связь с дьяволом, потому что они отличались от других детей, потому их всячески старались переучить, потому что все делать правой рукой — это правильно. Отсюда и все однокоренные слова.

Левши, так как у них доминирующее правое полушарие, мыслят образами. А правши логикой. Например, если дать одну и ту же задачу левше и правше, то второй справится быстрее, но даст одно решение. Левша будет дольше думать, но выдаст несколько вариантов. Например, того же Эйнштейна называли даже туповатым, потому что он очень медленно думал. Сегодня вряд ли бы он смог учиться в нашей школе. Его бы просто отчислили за неуспеваемость. Та же участь постигла бы и левшей Ньютона, Тесла, нашего физиолога Павлова. Того самого, что рассказал нам о безусловном рефлексе.

Любопытно, но и шахматист Каспаров — левша. Значит ли это, что шахматы — это совсем не логическая игра, а искусство?

Среди писателей левшей — Пушкин, Толстой, Андерсен, Твен, Кэролл. Тут даже можно не сомневаться. Только нестандартный левша и странный во всех отношениях человек может создать «Алису в стране чудес» с ее Зазеркальем и чудесами. Среди художников это: Рафаэль, Пикассо, Дюрер, Рубенс, Тулуз Лотрек.

И, конечно, наш мальчик из Винчи.

Scuso. Извините. Я дополню.

Да, да. Пользоваться левой рукой было непростительно. В наше время это не приветствовалось. Нельзя было это показывать. Но я уже говорил вам, я не учился со всеми. Я постигал науки сам. И когда было нужно, я мог пользоваться и правой рукой. Но писал и рисовал я чаще левой, хотя мог рисовать и двумя руками одновременно. Многие мои картины так бы и остались неизвестными, я их не подписывал, но потомки вычислили их по моей необычной штриховке. Я делал ее не так, как другие. Это заметит каждый, кто когда-то рисовал или рисует. Мой мозг был очень гибким. Он помогал мне решать самые необычные задачи, хотя живопись и математику я ставил выше всех наук. Такой мозг как у меня сегодня называют ambidestrismo

Кто такой амбидекстр?

Да, это ребенок, который одинаково владеет обеими руками.

Это значит, что у него нет ведущего полушария. Он может прекрасно собирать конструкции из кубиков, быстро решать примеры по арифметике и при этом легко рифмовать, рисовать, участвовать в театральных постановках. Есть лишь одно отличие — этот ребенок неусидчив. Ему быстро надоедать делать одно и то же. Узнаете мальчика Леонардо из Винчи?

Советская школа не любит таких детей. Они требуют больше внимания и терпения.

С одной стороны — этот малыш может стать будущим светилом науки или искусства, с другой стороны мы делаем все, чтобы этому помешать, потому что с ним трудно и непредсказуемо.

Да, да. Я был очень подвижным и неусидчивым.

Это снова вмешивается мальчик Леонардо из Винчи

Но я был так хорош собой, что дедушка с бабушкой закрывали глаза на мои шалости. Они разрешали мне все. Придумывать разные игры с использованием кухонной утвари и мебели, и я признаюсь, я часто я их портил, приносить из длительных прогулок змей и лягушек, чтобы лучше их рассмотреть дома, экспериментировать с землей, глиной и камнями. Я устраивал водяные фонтаны и ручьи, превращая наш уютный дворик в грязное болото. Они только смеялись и говорили, что я очень любознательный. К чему я относился с благоговением так это к книгам и бумаге. Они были очень дорогими, потому первые свои рисунки я делал на деревянных досточках, которые в начале покрывал специальным раствором из толченых костей и воска. А книги. Я до конца жизни испытывал к ним священный трепет. Потому что благодаря им я добирался до истины гораздо быстрее. Увы, но свои книги я так и не закончил. Потому что я слишком многого хотел. Но мои наброски остались, вы их называете кодексы (дневники). Вы до сих пор не расшифровали их до конца.

Я специально писал мои кодексы, мои записные книжки, зеркальным письмом. Мне так было удобно. Точнее моему мозгу так было проще. К тому же чернила не размазывались. А еще я не хотел, чтобы кто-то украл мои изобретения. И я даже специально пропускал нужные формулы, чтобы их понял лишь тот, кто равен мне по уму. Ведь это так просто поставить зеркало напротив и прочесть то, что я написал. А вот понять? Это уже не для каждого.

Зеркальное письмо. Или Зеркальный почерк да Винчи

Почему его нужно практиковать с того момента, как только ребенок научился писать?

До пяти лет приблизительно, как считают психологи, все дети талантливы. Это потом мы, взрослые, заставляем их играть по нашим правилам. То есть вгоняем в определенный шаблон. Помните же первое упражнение, когда нам очень сложно было «разыграть» детей, вытащить их из привычного представления о вещах?

Почему все нейролингвисты, психологи, нейробиологи кричат о том, что нужно сокращать время пребывания детей в интернете?

Почему те, кто придумывает самые современные девайсы, своих детей строго ограничивают по времени их использование? Не более двух часов в день?

Почему в продвинутых школах типа Вальдорфской не пользуются телефоном и интернетом?

Вспомните шестилетнего Матвея, который уже не хочет рассматривать снежинку на варежке, чтобы потом ее рисовать! Ему проще погуглить. Вот оно поколение гугл, о котором сегодня там много говорят!

Плюсы интернета никто оспаривать не будет. Но то количество информации, которое сегодня выливается на наши головы, уже невозможно переварить. Как сказал один большой ученый, что все мы сегодня серфингисты. Мы летаем над волнами, а вглубь нам смотреть уже некогда. Пролетели и забыли. Мы не тренируем память, не рассматриваем детали, не докапываемся до сути. Мы просто глупеем. И как показывают последние исследования детей поколения гугл, их память хуже, чем у их бабушек и даже прабабушек. Им не нужно запоминать. Для этого есть умный дивайс.

В итоге наш мозг атрофируется без учебы и тренировок.

Потому надо практиковать зеркальное письмо, чтобы взбадривать наш мозг и оживлять нейронные сети и связи между ними.

Что происходит, когда мы пишем зеркально?

Мы восстанавливаем межполушарные связи. Заставляем работать оба полушария.

Все самые великие открытия происходят именно на стыке полушарий, когда приходится искать нестандартное решение.

Интересный факт. Мозг Эйнштейна был украден патологоанатомом Томасом Харви. Ему казалось, что так будет правильно во имя науки. Первые исследования его были сделаны в 1984 году. Ученые подтвердили, что плотность нейронов мозга гения была выше среднестатистической. А самое главное, на их взгляд, это более толстое мозолистое тело, которое соединяет два полушария. Это значит, что межполушарные связи у гения были развиты намного сильнее, чем у обычных людей. Вы же помните его непростой выбор между музыкой и физикой?

Кстати, Нобелевские лауреаты, как правило, владеют каким-то музыкальным инструментом и знакомы не понаслышке с классической музыкой. Потому что языки математики и музыки похожи. Точнее, законы, по которым они строятся и описывают наш мир.

Но об этом лучше скажет сам Леонардо из Винчи, которого еще никто не превзошел по количеству открытий в самых различных областях.

Верно. Меня называют лучшим во многих областях. Потому что я любил наблюдать и экспериментировать. Я стал первооткрывателем новых законов в математике, физике, химии, геологии, астрономии, медицине. Я нарисовал первые карты, придумал робота и еще много умных машин, которые сегодня работают на благо людей, я сконструировал несколько музыкальных инструментов, написал предсказания на будущее, моя Джоконда является самой известной картиной в мире, наконец. Жаль, что мои музыкальные произведения не дошли до вас. Я же прекрасно пел и, как правило, это были мои песни. Под мой аккомпанемент. Возьмите любую известную вам область науки, и я уверен, везде вы найдете мой след. И я был левшой и амбидекстром. Обратите на это внимание! Это многое объясняет. Мой мозг был устроен иначе. Это он поддерживал все мои таланты. И я не ленился его тренировать, подбрасывая ему новые и новые задачки.

Упражнение для взрослых

Ваш ребенок только начинает писать или уже пишет. Причем вы часто удивляетесь, что он путает, в какую сторону писать. как говорит моя внучка, животики у букв я, б, р и так далее.

Вы его поправляете, но он забывает и снова пишет по-своему.

Потому что в его голове пока оба полушария равноправны. Вы же помните, что все мы рождаемся амбидекстрами и такими остаемся, пока «великий и могучий» язык с его ярлыками, понятиями и законами накрепко не поселится в левом полушарии.

Ребенок начинает писать. Для него это игра. Это мы, взрослые, превращаем ее в рутину с нашими «надо так».

Сегодня мы с вами на время станем малышами и будем учиться писать. Мы будем писать левой рукой, точнее той, которой вы не пользуетесь. То есть правша пишет левой рукой. Левша правой. И будем писать как великий Леонардо.

Зачем?

Разрешите мне, Леонардо из Винчи, дополнить? По поводу моего зеркального письма много спорят. Ведь я мог писать и правой рукой, а рисовал часто двумя руками. Я думаю, что сейчас вы будете учить родителей писать как я. То есть левой рукой. И справа налево. Это очень верно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок сохранил любопытство к жизни. Такое непривычное письмо возбуждает мозг. Делает его более деятельным и творческим.

Вы поняли подсказку Леонардо?

Чтобы ваш ребенок не утратил любознательность и удивление, а также его врожденные таланты, нужно, как говорят современные психологи, выводить его из состояния комфорта. То есть привычки и шаблона.

Вы уже научились писать как надо. А сейчас будем писать, как не надо. Мозг удивится, начнет сопротивляться, что тут за глупости творятся, я не позволю, а потом постепенно начнет принимать новые правила игры. Навык письма неудобной рукой и к тому же зеркально, то есть справа налево очень быстро возвращается. Вспомните ваших детей, когда они только начинали писать!

Им было все равно, с какой стороны пририсовывать животики у букв.

Левое полушарие, как правило, доминирующее, разрешает и правому поучаствовать в процессе. То есть вы сломали логику мозга, отправили нейроны по новому пути. Вы запустили его работу на более эффективном уровне!

Попробуйте сами и посоветуйте вашим подросшим детям писать зеркально неудобной рукой перед контрольной, семинаром, конференцией.

То есть осознанно настраивайте мозг на более продуктивную работу.

Если вы освоили письмо зеркально левой рукой, то переход к работе двумя руками особого труда не составит. Главное — правильно поставить руки и поймать импульс. То есть волну, как говорят дети.

Картинка, как правильно поставить руки. А именно ровно посередине листа. Руки рядом.

Дурацкие вопросы

Ваш ребенок любит задавать вопросы? Как часто он это делает? Или лет до пяти у него их было тысячи, а сейчас они возникают реже и реже?

И, если честно, вы немножко рады, что он перестал вас бесконечно дергать, требуя разъяснения и ответов.

Когда ребенок маленький, ему хочется понять, как устроен мир, что такое свет, почему журчит вода, куда вечером прячется солнце, почему небо синее. Сотни почему за день.

И миллион фантазий на любую тему.

История про море, Дусю и бабушку

Дусенька маленькая, но уже была летом на море. Очень его полюбила. Потому что в нем так весело плескаться. Только когда поднимались волны, Дусенька сердилась: «Ты почему меня купаться не пускаешь, почему по попке шлепаешь?»

Дусенька привыкла, что всегда все делают так, как ей хочется, а море не слушается. Почему?

Бабуся поднимает с песка ракушку. Подносит к уху внучки.

— Слышишь, как шепчет тебе в ушко море? Ракушка сохранила его голос, чтобы ты помнила его даже когда будешь от него далеко-далеко.

— А зачем мне его помнить, оно меня купаться не пускает! И вообще меня не слушается?

— Ты такая маленькая, а рассуждаешь как взрослые дяди, что возомнили себя начальниками мира. Они приказывают рекам, куда течь. Огню, где гореть, животным, кому жить, а кому нет.

В жизни есть много сил, что могущественнее и мудрее человека. И прежде всего это силы природы: земли, огня, воды и воздуха. И есть только одно средство, которое может удержать баланс и устранить противостояние между человеком и ними. Любовь. Любовь и осознание своей совсем не главной роли в этом мире. Желание жить в гармонии, а не в противоречии.

Пока тебе это очень трудно понять. Для начала просто не сердись на море, не плачь от сильного ветра, не зли огонь, не сори и не обижай землю.

Дуся берет ракушку и прикладывает к уху: «Не сердись море, я знаю, ты сильное. Я подожду, когда твои волны улягутся. Я уже знаю, что я не главная и не должна тобой командовать. Я буду тебя слушаться».

И раковина в ответ ей отвечает: «Хорошшшо.. Хорошшшо…

Дуся получила еще один урок жизни. Потому что у бабушки хватило терпения ей объяснить, как устроен мир.

Но, увы.

Чаще всего взрослые отмахиваются от надоедающего малыша, вручив ему современный гаджет, который его успокоит и сделает незаметным.

Начинается поверхностное скольжение по волнам не только информации, но и жизни.

Вопросов больше нет. Но и новый гений вряд ли появится.

А если бы Ньютон не спросил: «Почему яблоко падает вниз?» — мы бы так и не узнали законы гравитации. Если бы не дурацкие вопросы, точнее непривычные вопросы, то человечество не узнало бы о многих великих открытиях и изобретениях.

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека от бездействия чахнет», — это вновь в наше повествование вмешивается мальчик из Винчи.

Я расскажу вам про себя. Наблюдать, рассматривать, изучать — это было моим любимым занятием. Советую это делать и вам. Потому что большинство изобретений — это всего лишь подсказки природы, получившие законченный вид благодаря работе нашего мозга. Благодаря, да, да, нашим дурацким вопросам. Если ты сможешь увидеть объект с непривычного угла или точки зрения, то постигнешь истину, которую до тебя никто не заметил. И нужно, чтобы ты чему-то очень удивился, восхитился, захотел понять причину тебе неведомую. Я впервые увидел рисующего человека в строящемся палаццо недалеко от нашей деревни. Этот человек стоял на лесах и накладывал краски на стену, и она, о чудо, оживала! Появлялись глаза, рот.. Я простоял в тот день возле стены много часов, пока тот человек, что творил чудо, не стал собираться домой. Он хотел со мной заговорить, но я был так потрясен, что не смог ответить. Я просто разрыдался. После той встречи я начал рисовать. Начал я с цветов и листьев. Я старался рисовать их так, чтобы они выглядели живыми. Но начинал я всегда с долгого их рассматривания. Мне было интересно, почему один и тот же предмет выглядит иначе в разное время дня. Я смотрел листок оливы на просвет и видел прожилки, которые были похожи на те, что у меня на коже. Почему они там? Какую функцию выполняют? Почему на одном дереве листья различаются и по цвету и по оттенкам? Почему? Дед был ласков со мной, но и он не мог мне многое объяснить. Я наблюдал, рисовал, размышлял. Да, мы потом подружились с тем художником. Он даже советовался со мной, когда смешивал краски. Уже тогда я понял, что художник, который рисует так, как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его. Потому самой главной задачей моей жизни я поставил познание.

Упражнение для взрослых

Дурацкие вопросы для будущего гения.

Продолжи ответ на поставленный вопрос.

Если бы люди ходили на руках, что бы было?

Если бы ты был великим изобретателем, что бы ты изобрел?

Почему люди глупеют?

Зачем комары жужжат?

Почему только Бог умеет ходить по воде?

Что может изменить один человек?

Вопросы можно придумать самим.

Это упражнение позволяет посмотреть на мир иначе. Ведь из игры часто получается толк.

Мальчик из Винчи очень любил играть.

Именно это позволило ему обогнать время на несколько десятилетий.

Бабушкины сказки. Про ложку

Каждое утро я открываю ящик со столовыми принадлежностями. Там лежат ножи, вилки, ложки, в отдельном отсеке — маленькие ложечки.

И совсем в стороне — набор дорогих серебряных ложек, которыми я никогда не пользуюсь. Зачем? Они же для праздников, дорогих гостей. Но таких встреч становится все меньше и меньше.

Однажды после завтрака я мыла посуду. Маленькая ложечка, совсем старая, переехавшая в мою новую квартиру из деревянного дома в провинциальном городке, выскользнула из рук, звонко блямкнув о край пиалки.

Я машинально подняла ее и почему-то замерла. Наверное, потому, что почувствовала, что ложечка живая.

Да, живая!

И она что-то мне хочет рассказать.

Вот что я услышала…

Жила-была Ложа. Так звали маленькую ложечку, которая попала в деревенский дом случайно. Ее дали на сдачу в магазине. Она была одна, ни на кого не похожая. То есть — неформат, как сегодня бы сказали. Гостям не подашь, в хозяйство не пустишь. По этой причине определили ей место рядом с игрушками для маленькой девочки. Та и прозвала ее Ложей. Играть-то особо было нечем. Кукол нет, одни тряпочки старые да пуговицы. Вот и стала Ложа вместо куколки. Ее и спать укладывали, и качали-баюкали, и даже наказывали за непослушание.

Хорошо жилось Ложе. Очень она полюбила маленькую девочку.

Только выросла девочка.

Потом Ложа оказалась в другом большом доме. Здесь было трое детей. И снова была девочка. Только теперь Ложа стала служить ей по назначению. Потому что она была ни на кого не похожа, и малышка сама могла ее найти, не перепутав с ложками братьев.

Совсем Ложа потускнела, потеряла свой блеск. Рядом с новыми соседками она выглядела старой дурнушкой.

Однажды в доме появился дорогой столовый набор. Серебряный. Там были и маленькие ложечки. Шесть штук. Необычные, с витыми ручками и цветным узором. Очень красивые. Хозяйка доставала их, любовалась и убирала обратно — до торжественного случая.

А пока он не наступил, в ход шли повседневные ложки, как говорили в доме.

Старенькую Ложу доставали для самой грязной работы.

Снять пенку, убрать накипь или подгоревший жир, выскрести остатки засохшей пищи. Ее же не жалко.

Ложа не сердилась и выполняла свою работу честно.

Она радовалась, что снова пригодилась. Если бы не серебряные ложки, которые постоянно над ней смеялись и говорили, что ей осталось жить совсем недолго, что скоро ее совсем выбросят, Ложу можно было бы назвать даже счастливой.

«Кому нужно такое уродство?» — кривились серебряные ложки.

Ложа слушала, но никогда не вступала в спор. Зачем? Чтобы лишь увеличить нападки?

«Как сложится, так сложится. И так прожила отличную и долгую жизнь», — думала Ложа про себя.

Да, некрасивая. Не серебряная. Нет узора и витой ручки. Но, тем не менее, без дела не лежит и постоянно кому-то нужна. А это самое главное для ложек.

И случилось чудо. В доме вновь появилась маленькая девочка, которая залезла в ящик с кухонными принадлежностями и нашла ее.

Выбрала из десятка более новых и красивых.

Она сразу назвала ее по имени: «Моя Ложа».

И больше не захотела с ней расставаться. Кукол и других игрушек у нее было много, но чаще всего она почему-то играла с ней.

Знакомила со своими друзьями, машинками и мишками, и постоянно с ней разговаривала.

«Ты моя любимая Ложа. Ты живая. Настоящая. Я это знаю».

Начался новый этап жизни. Неожиданный и счастливый.

А ведь было время, когда, устав от колкостей серебряных ложек, ей хотелось самой прыгнуть в мешок с мусором. Чтобы ее унесли и забыли…

* * *

Я пришла в себя от звука текущей из крана воды. Я все еще стояла с ложкой в руках. Старенькой ложечкой, невзрачной на вид.

Но сейчас я посмотрела на нее совсем другими глазами. Я поняла, почему моя внучка выбирает только ее. Ест и играет только с ней. Просит помыть, а вытирает всегда сама. Значит, она видит и понимает больше, чем мы, взрослые.

Я бережно еще раз ополоснула ложку. Закрыла кран с водой.

Затем обтерла Ложу сухой салфеткой и положила на самое видное место.

Чтобы внучка, когда снова придет ко мне в гости, сразу смогла ее найти.

Я прошептала: «Спасибо, Ложа! Спасибо за внучку. Спасибо, что помогаешь видеть то, во что мы, взрослые, перестали верить».

И мне показалось, что я услышала в ответ благодарный смех. Похожий на перезвон крохотных колокольчиков.

Игра. Воображение. Il gioco. Вы же знаете, что мне приходилось устраивать очень много городских праздников? Это были и свадьбы, и дни рождения, и церковные торжества. И я никогда не сердился, не говорил, что эта работа отвлекает меня от главного в моей жизни — живописи и науки. Как вы думаете почему? Да, да! Потому что именно в подготовке этих праздников я мог без страха использовать все, что я изобрел. Самое необычное, странное, удивительное легко оправдывалось праздником. Помните моего первого робота? Он мог ходить как человек и дарить цветы! А фигуру движущегося льва? Ваша сегодняшняя движущаяся сцена в театре вас не удивляет. Этот механизм придумал я, чтобы сделать действие настоящим. Божественным и прекрасным. У меня плавали облака, перемещались горы, декорации были живыми. Вне праздника меня бы обозвали колдуном и магом, но здесь это было красиво и уместно. И меня прощали. Прощали мои дерзкие затеи, потому что действие щекотало им нервы, а правители могли гордиться, такое возможно только у них. Играть — это может лишь человек, чей мозг гибок как у ребенка, кто не боится придумывать новые роли и изобретать возможности, как их ярко сыграть. Поддерживайте игру! Играйте сами. Чем проще предмет, с которым вы беретесь играть, тем интересней результат. Это говорю вам я — Леонардо из Винчи, первый постановщик массовых театральных действий и представлений. Прошло столько лет, но описание праздников, придуманных и осуществленных мной, осталось в дневниках и письмах моих современников. Они не всегда любили меня, я часто их раздражал, но мои увеселения публики, мои городские представления они запомнили и остались в восхищении на всю жизнь. Игра — это мир, который дает фантазию для творчества и новых открытий. Мозг обожает играть. Играя, легко найти дорогу к будущему. Так и получилось у меня. Возьмите хотя бы живопись.

— Да, да, маэстро. Возьмем всего лишь вашу живопись, потому что в мире вас знают, прежде всего, как автора женщины с загадочной улыбкой. Вашей Мона Лизы. Однако профессионалы отметят, что ни одно новомодное течение в живописи не обошлось без влияния вашего неугомонного ума. Вы доигрались!

Riflettere sul future. Размышления о будущем

Многие современники не любят галерей с современным искусством. Они им кажутся оскорбительными, не несущими души и не вызывающими эстетического наслаждения, ради чего и ходит человек в музеи и выставочные залы.

Как мы, Люди, могли от великих мастеров докатиться до такой пошлости?

Не поверите, но и тут подсказчиком всего этого безобразия был да Винчи. Именно он указал на возможность и такого развития искусства. Но все по порядку.

— В 21 год он нарисовал вид на долину Арно, то есть пейзаж. До него, это 1473 год, никто и никогда не делал природу главным действующим лицом. Только полвека спустя Альбрехт Альтдорфер напишет первый в западной живописи пейзаж масляными красками «Дунайский пейзаж около Регенбурга»

— Перспектива и сфумато. «Исчезающий как дым». Цвета удаленных предметов выглядят менее ясными, а тени менее резкими.

— Анаморфизм, прием в живописи, основанный на искажении перспективы. Если смотреть на объект обычным образом, он выглядит искаженным. Как в кривом зеркале. Если же смотреть сбоку под минимальным углом, то анаморфный объект обретает реалистичный вид на фоне искаженного основного изображения

— Две половины лица человека, несмотря на кажущуюся симметричность, немного разные. Леонардо знал, что левое полушарие управляет правой стороной лица, а правое — левой. Большинство людей левополушарные правши, поэтому правая часть их лица лучше поддается сознательному контролю. Левая сторона, наоборот, связана с эмоциональным правым полушарием и сильнее отражает то, что чувствует человек. Чтобы лучше оценить портрет Мона Лизы, лучше смотреть на левую сторону ее лица. Чтобы усилить загадку ее улыбки, Леонардо осветил правую сторону лица, а левую поместил в тень.

— Леонардо первым изобразил на портретах руки. Он утверждал, что художник должен не только создать точную копию человека, но и передать его душевное состояние.

— Основоположник карикатуры. Записные книжки Леонардо пестрят сотнями лиц, где он утрированно изображает отдельные черты лица, преувеличивая или преуменьшая их, что и есть суть карикатуры.

— Влияние Леонардо на Мане. В 1863 году выставляется скандальная работа Мане «Завтрак на траве», ознаменовавшая новый период его творчества. В новых работах он эксплуатирует метод половой неопределенности у изображаемой модели, а также изображение фигур без заднего плана по примеру работы Леонардо «Иоанн Креститель»

— Изображение объектов на пленэре, то есть на открытом воздухе. Только в 1870 году Клод Моне стал практиковать этот метод.

— Показывать предмет с разных углов зрения, получая новые ракурсы. Он предвосхитил работы Сезанна, кубистские полотна Пикассо, освободив художников будущего от оков перспективы

— Предвосхитил абстрактный рисунок. Кандинский совершенно случайно открыл новую возможность подачи изображения, перевернув свою работу под углом 90 градусов. Когда знакомое изображение лишь угадывается.

500 лет назад Леонардо написал: «Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, — в его ударах ты найдешь любое имя и слово, какое ты себе вообразишь» Это было написано в его трактате «О живописи», который был опубликован лишь в 1651 году.

— И даже абстрактный экспрессионизм. Его основоположник Джексон Поллок отказался от кистей, его холст лежал на полу, по которому он разбрасывал и разбрызгивал краски резкими движениями. Его работы напоминают фантастические рисунки Леонардо перед смертью, где стирается грань между предметами и рельефом. Кроме того, еще 500 лет назад гений советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской об стену, чтобы придать работе живость.

— Предвосхитил кинематограф. Его наброски к картине «Леда и лебедь» показывают все этапы ее движения. Как она встает с колен и до рисунка в полный рост. Чтобы получить движение нужно картины всего лишь поставить в нужной последовательности.

— Поль Сезанн и Анри Матисс в начале 1900 специально оставляют на своих полотнах не закрашенные куски, чтобы зритель сам «дорисовал» их. Не по этой ли причине оставил незаконченными свои работы Леонардо. Это касается прежде всего «Поклонения волхвов» и «Святого Иеронима».

— Парадоксы в живописи. «Мадонна в скалах» и парящие валуны в пещере. Это потом повторит Рене Магритт

— Оптические иллюзии. Двойственное восприятие одного и того же изображения. До Сальвадора Дали это прекрасно изобразил Леонардо в элементах лепнины в работе «Тайная вечеря»

Да, нам легко рассуждать сегодня о достижениях гения с высоты сегодняшних знаний. А ведь мы еще не учли, что все это было создано во времена самой строжайшей цензуры, когда заказчиком выступала церковь, которая и диктовала свои условия, вплоть до цвета платья изображаемых на картине и поворота их головы. Как тут еще раз не восхититься дерзким умом мастера, обходящим все препоны и запреты.

Что мы, сегодняшние, можем извлечь из этого наследия?

Станем ли мы иначе смотреть на современное искусство? Стоит ли водить ребенка на подобные выставки?

Вот что вам советует Ирина Антонова, наш старейший искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения

В мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?.. Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.

Пока есть — и он будет длиться долго — век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок — это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же все видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему. Дух становится никому не нужен.

Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.

Рисунок. Белый лист в паспорту, где написано. Это искусство. Другой такой же лист рядом с подписью: Это не искусство.

И снова вступает в разговор мальчик Леонардо из Винчи.

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Как этому научить ребенка? Распознавать дух в произведении?

Мы очень не любили друг друга. Я про Микеланджело. Я уже был стар. Он молод и честолюбив. И очень талантлив. Точнее, гениален. Только слепой не увидит в его работах великий человеческий дух. И я простил ему все оскорбления в мой адрес. Это было просто соперничество. И время все расставило по своим местам. Изучайте творения таких, как он. Ваш мозг должен уметь сравнивать и понимать, где живет дух, а где его нет. Только натренированный ум даст вам подсказку.

Это еще раз подтверждает высказывание Ирины Антоновой:

Власть технологий приведет к тому, что все будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?

Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их еще много. Но все больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гете, ни Томаса Манна. Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Тайны мозга

Наша наука развивается семимильными шагами. Даже ребенок знает, что самый модный телефон или компьютер устаревает очень быстро. Что существует какой-то коллайдер, который скоро доберется до разгадки тайн вселенной.

Но есть одна область, где человек практически бессилен. Он не может разгадать тайны собственного мозга. Если бы это было возможно, то, наверняка, уже появились бы новые Леонардо да Винчи.

Да, есть предположения, догадки, открытия.

Но они не раскрывают суть гениальности. Не могут объяснить, что происходит в мозгу, когда творит великий музыкант, когда рисует талантливый художник, когда пишет книгу писатель. Они могут только делать предположения.

Уже научно доказано, что, если с ребенком не заговорить до четырех-пяти лет, то наш Маугли уже никогда не сможет освоить речь. А, если с ним общаться сразу на нескольких языках, то он легко усвоит их все.

Какой из этого нужно сделать вывод?

Верно. С самого раннего детства как можно больше общаться с ребенком.

Что это значит? Начинать читать книги на других языках?

И да. И нет.

Нам хочется вырастить счастливого человека. Это же самое главное? Гармоничного, думающего, сопереживающего.

Но, в начале, нам самим нужно понять, что такое язык.

Не тот, который во рту, а тот, благодаря которому мы общаемся с друг другом, и даже с теми, кого уже рядом нет. Хотя здесь уже не про язык. Но все по порядку.

Сказка про необитаемый остров

Далеко-далеко в океане есть остров. Очень удобный для жизни. И речки там есть с пресной водой, и фруктов много, и хищники там не водятся. Вот только добраться до него не может никто. Из живущих на нашей планете. Потому что рядом Заколдованный треугольник, мимо которого давно никто ни пролетать, ни проплывать не хочет. Потому что те, кто пробовал, навсегда пропали.

Однако однажды капитан из далекой страны Брейнланд решил добраться до этого острова. Слышал он про него. Видел его карту, которую еще да Винчи нарисовал.

— Эх, один раз живем. Нет смысла быть на Земле, если не исполнишь свою мечту. Надо делать то, о чем страстно думаешь многие годы. Он собрал команду из четырех человек, таких же, как он сам, мечтающих о дальних странах и опасных путешествиях, чтобы найти остров, который никто не видел, но о котором много книг написано. Членов команды звали: Ресёчер, Пейнтер, Дэнсер, Мьют и Сингер.

Путь был не простым. Но никто и не ждал, что будет легко. Сильный ветер рвал на яхте паруса, вода заливала палубу, морская качка выматывала все силы. А когда светило солнце и не было ветра, то было еще хуже. Яхта безжизненно замирала среди бесконечной глади воды. Тем не менее, через двадцать семь дней пути они оказались в самом опасном месте. В том, где погибали все.

Капитан принял решение: «Двигаемся прямо по курсу. Будь что будет»

Ничего не предвещало беды.

Светило яркое солнце, дул легкий попутный ветер, рядом с яхтой резвились голубые дельфины.

Это последнее, что запомнили все, кто был на судне.

Когда капитан пришел в себя, то он увидел, что его яхта в целости и сохранности стоит у берега, все члены команды мирно спят на песке под пальмой. А вокруг такая красота, что захватывает дух. Яркие цветочные лианы обвивают зеленые возвышенности, чуть вдалеке струится серебристый водопад, рядом пальмы все в тяжелых банановых гроздьях.

Наверное, я уже в раю, — подумал капитан.

Ан, нет. Его товарищи по команде тоже открыли глаза и также как он сам, открыли рот от удивления.

— Где мы?

— Мы погибли или уже в раю?

— Интересно, есть ли здесь живые существа? Не опасно ли это место для жизни?

Только они это проговорили, как услышали странный звук, похожий на звук дудочки. Точнее дудки, потому что был он громким и немного хрипящим.

Немного погодя из-за ближайшей горы показалась странная процессия. Под звук хрипящего и гудящего инструмента, слегка напоминающего дудку, к ним приближались люди. Нет, они были не совсем такими, как незваные гости, но ничего устрашающего в них не было.

Просто чуть ниже ростом, с темным цветом кожи и почему-то голубыми глазами. Это и было очень странно. Тот, который дудел, первым подошел к гостям и проговорил что-то нечленораздельное.

— Что? Переспросил капитан.

Ответ был таким же непонятным.

— Давай, попробую поговорить я, — сказал первый член команды по имени Сингер. Я им спою. И он запел про море, про путешествие, про свою страну. Жители острова слушали и кивали головами. Затем он взял необычную дудку у вожака, дунул в нее. Раздался хрипящий звук.

— Так не пойдет. Давайте я поправлю. И острым лезвием ножа, к счастью он остался висеть на поясе, сделал несколько дырочек в дудке. И начал дуть в нее, зажимая по очереди то одну, то другую. Звук стал долгим и протяжным. Довольные жители закивали головами, стали улыбаться и хлопать в ладоши.

— Теперь давайте попробую о нас рассказать я, сказал Пейнтер. Он очертил на песке территорию, похожую на багет от картины и начал рисовать яхту, море и вдалеке огромный город с мостами, машинами, самолетами.

К нему вышел житель острова. И так же начал рисовать свой остров. Странные жилища, животных, почему-то большой барабан и еще что-то, что приплывшим с другой стороны земли, было непонятно.

Настала очередь третьего члена экипажа. Его имя было Ресёчер. Он нарисовал колесо, разбил его на сектора, начал писать какие-то формулы и знаки.

Рядом встал житель острова и тоже начал чертить какие-то фигуры и писать знаки.

Было видно, что они тоже понимают друг — друга, как поняли предыдущие пары.

Настала очередь капитана. Его звали Дэнсер. Он знал много иностранных языков, ведь он мечтал о путешествиях. Но тут они были бессмысленными и бесполезными. И он начал танцевать. Совсем скоро он услышал звук дудки, которая стала направлять его танец мелодией. Несколько жителей острова подхватили ритм и начали пританцовывать.

А в это время последний член экипажа по имени Мьют уже живо общался с другими жителями острова языком жестов. Он широко раскинул руки, а потом, сведя их, указал на сердце, показав, что оно открыто для встречи. Что они пришли сюда с миром. Что они хотят дружить.

Что случилось дальше?

Конечно, все подружились и со временем стали даже понимать язык друг друга. Оказалось, что им есть чем друг с другом поделиться. Жители острова учили путешественников, как жить в мире, как всегда быть счастливыми, как выращивать хорошие урожаи фруктов и овощей, а самое главное, как растить детей, чтобы они приумножали накопленные знания для процветания и украшения острова.

Что должен был уметь каждый житель острова, независимо от дела, которое он выберет? Петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, их оказалось достаточно много на острове, рисовать цветными глинами и украшать жилище различными поделками из травы, ракушек, лиан, которые делали жизнь красивой и комфортной, а также знать основы счета и письма. Особо одаренные в том или ином деле — рисовании, счете, музицировании становились профессионалами, как это говорят на Земле.

Самой уважаемой профессией, у островитян это называлось «открыватель мира» была, да, профессия учителя. Из них и выбирали старейшину Острова.

А почему они живут так обособленно и никого к себе не пускают?

Этот вопрос очень интересовал гостей. Ответ был, потому что еще не время. У них есть Большая Книга Знаний, где указано, когда будет можно открыть путь на остров. Пока рано.

Так что не ошибся Леонардо да Винчи, когда рисовал эту карту. Откуда он про остров узнал? Это путешественникам выяснить не удалось.

Почему они сами не хотят побывать по другую сторону Заколдованного треугольника? Боятся погибнуть?

Нет. Этот треугольник им не страшен.

В их Книге Знаний написано, что тогда они потеряют себя. Потому что именно треугольник спасает их от уничтожения. Они понимают, зачем они здесь, каков смысл их существования, как будет развиваться их островной мир. Идеальный для жизни.

По ту сторону треугольника земляне забыли, зачем они пришли на планету. Потому что разучились думать. То есть использовать свой разум, данный им Создателем, по назначению.

И еще раз показали гостям карту Леонардо да Винчи, на которой в самом низу в правом углу было написано.

Reflession (Надо написать зеркально)

Вот что забыли люди.

Рефлексия, или история про Дусю, бабушку и цветок

Хорошо летом в деревне! Огород большой-большой. Для Дуси и вообще кажется бесконечным. Она тянет бубусю то в одну сторону, то в другую. Интересней там, где много цветов. Дуся смотрит, нюхает, тянет в рот. И норовит каждый сорвать. А бабуся не разрешает.

— Зачем тебе, Дусенька цветок? Ты его сейчас сорвешь и тут же бросишь. А он живой. Видишь, как головой тебе кивает?

Дуся смотрит удивленно.

— Но я же его хочу взять. Он красивый. Я отнесу его домой.

— А дома что с ним сделаешь?

Дуся не понимает. Ножкой топает. Хочу, мол, цветочек.

Бабуся берет Дусю на руки. Несет по огороду.

— Вот, Дуся, смотри. Это птичка. Птичка-мама. У нее под крышей птенцы. Она их кормит. Потом они подрастут и будут наводить порядок на нашем огороде. Чтобы не заводились вредные жучки и червячки.

— Вот подсолнух. Сейчас это красивый цветок, а потом будут семечки. Их будут клевать птички, или, может, приедет твой папа и с удовольствием их пощелкает.

— Вот куст шиповника, вот грибочек. И у всех есть свое предназначенье.

— Сто? Предззнасенье?

Дуся маленькая. Пока не понимает длинные слова.

— То есть каждое растение, каждая вещь имеет свое значение. Они для чего-то нужны. Сломай одно, испортится другое.

— Как ты думаешь, Дуся, зачем нужна чашка?

— Чтобы мне пить молочко, — это Дусенька знает.

— А цветочек тогда зачем?

— Если я его не кушаю, то не знаю, — Дуся растерялась.

— Глупенькая ты моя еще. Чтобы ты смотрела и радовалась. Потому что цветы красивые. Они дарят нам что? Конечно, красоту! А, если ты сорвешь и бросишь, то этой красоты станет меньше. И рядом мама-цветочек будет плакать, что пришла Дуся и просто так забрала ее ребеночка. Прежде чем что-то сделать: сорвать, сломать, бросить, испортить, подумай, кому ты сделаешь этим плохо. Кто из-за этого расстроится?

— Поняла, — сказала Дуся. Нужно все, что вокруг, любить как бабусю. Быть ласковой и внимательной. Да?

— Да, мое солнышко! И тогда и тебя все тоже будут любить и радоваться, что ты есть.

— Здорово! — обрадовалась Дусенька и побежала сказать цветку спасибо и поблагодарить его за красоту. Ведь с ним в огороде намного красивей. Потому он и нужен. Всем. И Дусеньке тоже. Ей нравится, когда красиво.

А про свое это, предназнасенье, она тоже подумает, когда подрастет.

Что такое рефлексия?

РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Так ее трактует словарь философских терминов

А, если проще, осознание себя в этом мире, своей роли и того самого предназначения, о котором говорила бабушка внучке.

Какой бы умной не была собака, но вопросы бытия ее не волнуют. Способностью к рефлексии обладает только человек. Разумный человек. И именно рефлексия приводит человека к самоидентификации.

Никакой современный компьютер никогда не сможет этого. А, если сможет, то человечеству конец. Зачем умной машине человек с его непредсказуемостью?

Но все по порядку. Мы же хотим вырастить счастливого человека. Ведь пока путь на остров Счастья закрыт опасным морским треугольником, то нужно самим учиться быть счастливыми.

— Scuso. Scuso. Я хочу вмешаться. Вы нашли мою старую карту. Удивительно, как она дошла до вас. Про этот остров я знал один на планете, потому что.. Но это вам не нужно знать. Главное, что вы обратили внимание на мою приписку внизу справа. Вы догадались подставить зеркало и прочесть это слово. Да. Да. Reflession. Простите, но люди невежды, они думают, что им дан язык, чтобы говорить всякие глупости. Вы же сами убедились, что на острове язык совсем не нужен, можно понимать друг друга через музыку, картины, танец, науку, через жесты. Язык нам дан Создателем, чтобы мы могли размышлять, думать, анализировать, творить. Да. Именно творить!

У меня есть очень резкие высказывания о людях, которые забыли самое главное. Про свой дух созидания. Тот самый, который водит рукой художника, писателя, ученого, музыканта. Человек, который не творит, абсолютно бессмысленное существо, такое же, как животное. Только от него больше вреда, чем пользы. Животное выполняет свою миссию, оно стоит во взаимосвязанной цепи природы. Не будет зайца, погибнет лиса. Не будет лисы, погибнут крупные животные. И так далее. Человек — часть природы. Но Человек думающий — ее венец. Потому что он может ее воспеть, он слышит Космос и говорит с ним на одном языке.

Вспомните задник моей картины, где я из одного растения создал весь рисунок, показав общую взаимосвязь всего живого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Дуся, бабуся и Лео да Винчи

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я