Все мы, родители, безумно любим своих детей, но иногда они просто выводят нас из себя! Нередко мы срываемся на них и тем самым лишь усугубляем проблемы. В итоге страдают все. Натали де Буагролье против криков и ссор. Ее книга представлена в виде семинара, в ходе которого шаг за шагом мы можем научиться понимать и контролировать чувства, эмоции и потребности свои и своих детей. Здесь вы найдете подходящие способы урегулирования семейных конфликтов и поймете, что помимо повышенного тона, существует множество приемов, позволяющих вашему сыну или дочери услышать вас.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Первые ориентиры в воспитании
Корни и крылья
Ваши родители, ваши бабушки и дедушки, а до того их собственные родители принимали свои решения, опираясь на конкретные обстоятельства и время, в котором они жили. Повлияли ли эти решения на вашу жизнь и на ваше воспитание своих детей? Каждый из нас откуда-то родом: из какой-то области, из какой-то семьи, и у каждого своя история жизни. Слово «фамилия» включает в себя два понятия: обычную семью (двое родителей и их дети) и большую семью, состоящую из многих поколений. Эти поколения людей всегда подвергались воздействию истории страны и ее культуры. Каждый человек является частью этой истории, даже если он и не отдает себе в этом отчет.
Когда внук спрашивает своего дедушку: «А как было раньше?», он стремится узнать свои корни. То же самое делает приемный ребенок, разыскивающий своих биологических родителей. И дедушке порой не хватает собственных воспоминаний, чтобы объяснить какое-то событие задолго до своего рождения.
Семьи коммерсантов, семьи военных и многие другие знают не понаслышке, что такое семейные традиции. Любому человеку изучать свою собственную историю (как сформировались его семья, культура, социальные ориентиры) важно не меньше, чем историю своей страны, правителей и войн.
Повседневная жизнь людей стала сейчас предметом всеобщего внимания — это социальная история. В нескольких словах мы попробуем дать краткий обзор, который поможет лучше понять связь вашей личной истории и истории вашей семьи с осознанными или бессознательными решениями ваших предков и тем выбором, который вы уже сделали и делаете каждый день. Вот пример:
1970 год, Марианне 30 лет. Ей трудно живется, ее тяготят эмоции и отношения с окружающими. Со временем она обнаруживает у себя чувство вины, которое ей удается связать с историей своей матери Жанны. Она стала вдовой во время Второй мировой войны. Жанна никогда не получала пособия и всегда еле-еле сводила концы с концами. Как так получилось, что Жанне в нем отказали? Все дело в том, что ее отца Гастона расстреляли в 1916 году за дезертирство! Вот ее и посчитали недостойной получать ни единой монетки от государства.
Не у каждого из нас личная история окажется настолько тяжелой. Но и другие события в жизни человека способны привести к появлению таких черт характера и умонастроений, которые передаются из поколения в поколение. Раз Марианне осознание (без осуждения) того, какое место в мировой истории занимает ее семья, позволило преодолеть собственное чувство вины, то это поможет и нам стать более свободными в своих действиях, и в частности — в воспитании своих детей. Потому что в ходе воспитания ребенок очень многому учится непосредственно у родителей.
А как им можно быть самими собой, если они не видят своих корней? Как примириться со своими слабыми и сильными чертами, если не знаешь, хотя бы частично, историю своей семьи? Это может стать своего рода терапией. А что, если поможет изучение истории страны и своей семьи? Что, если специалист по психологической генеалогии сумеет ускорить лечение, а то и вовсе отказаться от него?
К этому подходу меня подвели собственные ощущения. Я убеждена, что это является основой для работы над собой, которая подойдет многим.
Итак, я приглашаю вас в следующую главу, где можно заново взглянуть на историю современной семьи. Не стоит удивляться, если вам покажется, что мы зашли слишком далеко в глубь времен. Это нужно, чтобы лучше понять очень многое о последних двух-трех поколениях. Тем более что некоторые традиции, устаревшие в Европе, по-прежнему царят в других уголках мира.
А еще я призываю вас не относиться с осуждением к тому, что прочитаете на следующих страницах про историю современной семьи, и не искать виноватых в прошлом вашей собственной.
История современной семьи
На заре человечества и в античные времена
В самом начале человеческое общество было матриархальным. «Матриархальным» не означает, что в нем правили женщины, по аналогии с так называемыми в современном западном мире «патриархальными» обществами. Это имеет более глубокий смысл. Женщины наделены таинственной способностью передачи жизни, что придает им определенную власть. В женских руках заключена волшебная власть, которая дает им определенный статус и привилегированное положение перед богами. Ребенок представляет собой проявление через женщину божественности и щедрости.
Позже человек переходит к оседлому образу жизни и начинает заниматься сельским хозяйством. Он узнает, что если поместить в один загон баранов и овец, то появляются ягнята. Он открывает для себя семена, которыми засевает почву. Мужчины осознают свою роль в передаче жизни.
Со временем женщин начинают держать под замком и пристальным наблюдением. Появляется понятие рода. Люди осознают, что за счет потомства могут добиться бессмертия. В войнах между племенами убивают всю семью вождя, его жену и его детей, чтобы победа была абсолютной и вождь не мог оставить потомков, которые будут мстить и годы спустя.
В итоге женщины, которым раньше присваивались какой-то сверхъестественный статус и привилегированное положение перед лицом божеств, теряют свою былую власть и постепенно становятся объектом постоянного контроля. Важная роль отводится непорочности женщины, так как это является доказательством и гарантией «чистого», «благородного» потомства.
В античные времена родственные отношения были простые, непосредственные и порой весьма жестокие. Детей запросто усыновляют и так же легко бросают. Отец семейства распоряжается жизнью своих домочадцев, среди которых есть рабы, мужчины, женщины, любовницы и их дети. Если он сомневается, что сын от него, он может попросту его не признать. В большинстве случаев непризнанного наследника убивают.
Слово «ребенок» у римлян означало буквально «тот, кто не говорит». Это наглядно иллюстрирует отсутствие у него какого-либо статуса или прав.
Разводы, умершие мужья и жены, кровная месть — люди женятся по меньшей мере три раза в жизни. Эти союзы построены вовсе не на любви. Они позволяют быть добропорядочными римскими или греческими гражданами и уж никак не служат целью создания счастливой семьи.
Семья в том виде, в каком мы привыкли ее воспринимать в наши дни, сильно отличается от того, что было в древности. Тогда она была группой, необходимой для выживания: расти, быть самым сильным, подчинять себе другие группы людей. Не было места для таких личных чувств и эмоций, как желание, удовольствие и комфорт.
Было важно, чтобы первенцем в семье был сын, которому можно будет передать свое имя после смерти, тем самым достигнув своеобразного бессмертия. Ребенок должен быть покорным и послушным. Нельзя было допустить, чтобы он раньше времени занял место своего отца, не дождавшись его смерти.
В Средние века и в дореволюционной Франции
В Средние века в западных странах ребенок становится взрослым в 13 или 14 лет. Мальчики в этом возрасте уже женятся. Девочки становятся невестами в 7 лет, но брак заключается только после достижения половой зрелости.
В обеспеченных семьях принято отдавать дочку в 12–13 лет замуж за взрослого мужчину, ставшего вдовцом. Только представьте себе ситуацию, в которой оказывается маленькая, едва подросшая девочка, не получившая толком никакого образования и живущая с мужчиной за тридцать, причем его дети старше ее самой.
Образование по-прежнему минимальное. Доступ к нему есть только у знатных семей, и только у мужчин. Женятся люди из финансовых соображений и для продолжения рода. Мужчины, которые из-за недостатка денег не в состоянии обзавестись собственным хозяйством, пополняют ряды служителей церкви.
Великий мыслитель IV в. св. Августин своими письменными работами продолжал оказывать огромное влияние на общество вплоть до XVII в. Основную идею брака он выражает тремя словами: размножение, верность и таинство.
На пересечении античных времен и Средних веков св. Августин начинает интересоваться проблемами детства. В те времена считалось, что ребенок не умеет думать, лишен сознания, логики, собственной воли, бурно реагирует по пустякам и его нужно дрессировать и сдерживать. И необходимо как можно скорее окрестить, пока он не умер. Спасения души можно добиться только с помощью Бога через крещение.
Бытовало поверье, что дьявол может завладеть телом ребенка и, чтобы этого избежать, его надо непременно пеленать. Разумеется, в те времена не существовало пуговиц, застежек-молний и удобной детской одежды, в которой он мог бы свободно двигаться. Увы, эта традиция сохранилась вплоть до второй половины XX в.
В Среднике века понятие родства принимает еще более важное значение, особенно в знатных семьях. Первенцем непременно должен быть сын. Наделение его особыми правами будет проявляться затем по-разному в зависимости от страны и эпохи.
Показатели смертности, особенно детской, очень высоки, и поэтому к ребенку нет особой эмоциональной привязанности. Ему не придают большой важности и воспринимают как временное бремя. «Родители ожидают, что их дети, когда вырастут, принесут свои плоды», — говорит нам Филипп де Новар[2]. Ребенок обязан слушаться и уважать своих родителей и вообще всех взрослых. Супружеская жизнь регулируется церковью, которая запрещает полигамию, разводы, внебрачные связи, родственные браки, усыновление детей.
При старом режиме к женщинам по-прежнему относятся как к несовершеннолетним, находящимся под опекой своих родителей или мужа. А мужчина может вволю резвиться где-нибудь в другом месте. Проблемы возникнут только в том случае, если ему хватит наглости пустить свою любовницу или сожительницу на супружеское ложе. Если же в прелюбодеянии замечена женщина, то она подлежит заключению под стражу, и у нее забирают детей.
Показатели смертности населения по-прежнему высоки, как и повторные браки после смерти одного из супругов. Женщина детородного возраста не может жить одна. Вот она и снова выходит замуж за кого-нибудь из своего окружения. В Библии описан левират — обычай, согласно которому овдовевшая женщина выходит замуж за брата покойного мужа, чтобы продолжить род… и, самое главное, оставить все имущество в семье. Эта традиция сохранится на протяжении всего Старого режима (в дореволюционной Франции). По-прежнему не может быть и речи о чувствах, личном счастье, свободе выбора.
От революции[3] до Второй мировой войны
В ходе промышленной революции, в XVIII и XIX вв., ребенок постепенно превращается из домашнего работника в дешевую рабочую силу на прядильных фабриках и на угольных шахтах.
Кстати, именно на этих шахтах севера Франции во второй половине XIX в. появились первые заводские ясли и палаты для ухода за новорожденными. Их целью было позволить женщинам как можно скорее возвращаться к работе после родов и вдобавок избавить детей от нищеты, доверив их воспитание и образование «профессионалам».
Женщинам из буржуазных семей в эти годы нанимают кормилиц, и они видят своих детей лишь время от времени. Они никоим образом не участвуют в их воспитании и эмоционально никак к ним не привязываются.
Истории из жизни различных регионов Франции демонстрируют проявления этой весьма неоднородной эволюции семейных отношений:
— В расположенной в горной местности Верхней Савойе бедные семьи отправляли своих дочек начиная с десятилетнего возраста в богатые семьи в качестве прислуги, выполняющей всю работу по дому. Можете себе представить, какому насилию и жестокому обращению они порой подвергались. А мальчики вместе с отцами чистили дымоходы.
— Из провинции Овернь взрослые доставляют в столицу древесину и уголь. Дети остаются в специальных детских домах, где ими занимаются другие женщины, пока родители работают.
— «Местная специализация» в горном районе Морван — кормилицы для буржуазных семей: молодые женщины либо отправляются вскармливать грудью детей в столицу, либо принимают у себя дома нескольких детей, которые становятся «молочными братьями».
Эпоха промышленной революции совпала с началом других великих перемен — революция свободной любви, движимой первыми журналами, и возникновение романа, нового литературного жанра. Роман становится способом распространения этого нового взгляда на супружеские отношения и на создание семьи.
Свободная любовь становится следствием нового жизненного уклада. Мужчины и женщины покидают родные земли и устраиваются работать на заводах. Жизнь меняется кардинально и в лучшую сторону. С одной стороны, потому что удается укрыться от глаз жителей своей деревни, своей общины и начать все с нуля в совершенно новом месте. С другой — больше не нужно зависеть от капризов природы (сельскохозяйственным работникам не платили, когда непогода не позволяла работать).
Люди приезжают с пустыми карманами, но зато пробуют свободу на вкус. У них здесь нет ничего: ни своей земли, ни своего маленького магазинчика, ни коров, ни другой скотины. Это совершенно новый тип свободы, но также и лучшие условия для работы — они получают свою первую в жизни зарплату. Вот она — страна сказочных богатств. Так простые люди, у которых нет ничего за душой, постепенно стали заселять крупные города, расширяя их границы.
Брак не по расчету становится более свободным: так как молодые люди оказываются вдали от собственных деревень, им больше не нужно испрашивать разрешения у своей общины и своей семьи. Так появляются первые внебрачные сожительства.
Но вплоть до 1940–1950-х годов XX в. в большинстве случаев для заключения брака нужно по-прежнему заручиться благословлением родителей. Необходимость в их одобрении становится уже не настолько обязательной, однако сохраняется давление семейных ценностей, которое зачастую проявляется в виде самодисциплины молодых людей. Если отец девушки отказывает юноше в ее руке, то молодым людям по-прежнему ничего не остается, кроме как повиноваться его воле… либо сбежать подальше и свободно любить друг друга.
Как бы то ни было, к любви по-прежнему еще долго будут относиться как к чему-то запретному. Семьи стараются всеми силами оградить себя от этого нового для них чувства. Ведь речь идет о том, чтобы впустить в свою семью нового, незнакомого человека, который воспринимается как источник раздоров. Это заставляет бояться неравных браков, потери прав и привилегий, так что атмосфера порой сильно накаляется и конфликты — не редкость.
Таким образом, идея свободного брака распространяется очень и очень медленно — фактически, приходится ждать 1968 г.[4], чтобы свободный брак окончательно закрепился в общественном сознании и стал совершенно обыденной вещью.
Если юноша «обрюхатил» (как говорили в те времена) свою любовницу, то он должен «исправить» ситуацию и как можно быстрее жениться, чтобы «скрыть» свое деяние. Мать-одиночка отвергается обществом, в нее тычут пальцами. Даже бездетной незамужней женщине приходится очень несладко. Холостяки попадаются гораздо реже из-за несчастных случаев на заводах и гибели на войне, но они не вызывают ни у кого никаких предубеждений.
А как воспринимался ребенок в этот период (с середины XIX до середины XX в.) с точки зрения закона?
В 1841 г. появился первый во Франции закон, установивший минимальный возраст (восемь лет), когда ребенок может начать работать, ограничив его рабочий день при этом двенадцатью часами.
В 1874 г. минимальный возраст для начала трудовой деятельности был увеличен до 12 лет, и появилось запрещение привлекать детей к подземным работам.
Франция только что проиграла войну Германии (1871 г.), и тут обнаружилось, что у этой страны очень хорошая демографическая ситуация и детей очень рано отдают в школу. Немцы более организованы, лучше дисциплинированы. У них динамичная экономика. Была установлена прямая связь между этими успехами страны и образованием для всех. Осознание этого привело к тому, что и во Франции было принято решение отдавать детей в школу в более раннем возрасте, несмотря на многочисленные возражения.
В 1889 г. министр образования ввел официальный запрет на телесные наказания. Одновременно с этим кассационный суд признал за школьными учителями и воспитателями право наказывать детей так же, как это делают родители: пощечины, оплеухи и дурацкие колпаки[5]. Но жестокое обращение с детьми будет еще какое-то время процветать в учебных заведениях.
С 1892 г. школа обязательна для всех без исключения — инициатором этого закона становится Жюль Ферри[6]. До этого года образованием занимались преимущественно церковные школы, и некоторым городам пришлось организовывать школы для мальчиков — это стало началом самой настоящей революции в образовании.
Для некоторых людей школа является показателем развития общества, но ее повсеместное распространение часто связывают с желанием повысить профессиональные навыки, добиться увеличения производительности в индустриальной и коммерческой сферах.
На деле же уходит немало времени, чтобы каждый ребенок во Франции смог пойти в школу: нужно найти место, построить школы, обучить преподавательский состав, убедить родителей, для которых дети по-прежнему остаются дешевой рабочей силой. Накануне Второй мировой войны в области образования удается добиться значительного прогресса.
Индустриализация также способствует стандартизации языка: местные наречия и региональные языки теряют свою былую значимость и постепенно забываются.
1905 г. знаменует собой отделение церкви от государства. Став следствием долгой, порой весьма ожесточенной борьбы за становление светского мышления, это событие касается не столько повседневной жизнь простых семей, сколько властей. В частности, это привело к распространению государственных школ.
В 1906 г. был раз и навсегда законодательно утвержден обязательный для всех выходной день раз в неделю.
В 1909 г. впервые был установлен декретный отпуск продолжительностью восемь недель.
Приходится ждать 1919–1920 гг., чтобы увидеть первую волну разводов. Это очень непростой период. Мужчины возвращаются с войны, и им очень сложно вернуть себе былую власть. Женщины за время их отсутствия стали более самостоятельными, теперь они берут на себя больше обязанностей, чем раньше, гораздо активнее участвуют в принятии различных решений и занимаются общественной и экономической деятельностью. Теперь они зачастую отказываются считать этих раненных в физическом и психологическом смысле на войне мужчин своими мужьями.
В 1920 г. государство осознает, что необходимо решать демографическую проблему, ставшую чудовищным следствием Первой мировой войны. Принимаются первые меры в области семейной политики, как мы это сейчас называем.
Этот период знаменуется также великими научными открытиями, достижениями в медицине (хотя первые вакцинации были проведены еще в 1881 г.), которые постепенно будут распространяться по всей территории страны. Падает уровень детской смертности: 140 ‰[7] в 1905-м, 70 ‰ в 1940-м, 35 ‰ в 1955-м… и менее 5 ‰ в 2000 г.
1932 г. — появление пособий по уходу за ребенком. Роль матерей начинает цениться по-настоящему, как на уровне семьи, так и на уровне всего отечества. Ее значение особенно усиливается во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. Нужно заботиться о женщинах, чтобы они давали жизнь и рожали детей. Нужно заботиться о детях, так как они представляют собой национальное достояние и являются неотъемлемой частью человеческого общества. Роды все чаще и чаще проходят в больницах, повсеместно устанавливаются санитарные нормы.
Новая и Новейшая история
В 1944 г., женщины получают право голоса. Их признают полностью равными в правах с мужчинами, их роль в общественной жизни также узаконена.
В 1965 г. женщины наконец-то получают право работать без разрешения своего мужа, владеть банковским счетом, тратить свои деньги в своих личных целях. 1965 г. с исторической точки зрения это вчера.
В 1930-х годах бабушка Алисы стала, пожалуй, первой женщиной в их семье, которая сама «выбрала» себе мужа. В 1970-х годах ее мама стала первой в семье, вырастившей ребенка без няни и кормилицы. Алиса, в свою очередь, стала первой женщиной в семье, которая получила высшее образование и пошла на работу, и это во времена, когда только 20 % молодежи продолжали образование после окончания школы. Несмотря на это, она еще долгие годы стыдилась своего образования (среднее образование с техническим уклоном, а затем пять лет изучения гуманитарных наук в университете), хотя стоило бы просто ознакомить ее с этой статистикой, чтобы она стала гордиться своими достижениями… и достижениями своей семьи.
Современная педагогическая система зарождалась не один год. Мария Монтессори (1870–1952), первая итальянка, получившая медицинское образование, разводится вскоре после рождения сына, с которым ее потом полностью разлучают. Медицинская карьера и история собственной жизни приводят ее к выводу, что раннее детство играет определяющую роль в жизни взрослого и что даже дети из неблагополучной среды стремятся учиться и они полностью обучаемы. Она создает школу в бедном районе, а затем учит преподавателей относиться к ребенку совершенно по-новому. Ее педагогический подход остается новаторским и по сей день. Среди ее современников были и другие известные педагоги, такие как Овидий Декроли (1871–1932) или Рудольф Штейнер (1861–1925). Помимо прочего, они уделяли особую роль в процессе обучения искусству и наблюдению природы, движению и игре.
Только в начале XX в. общество начинает задумываться, насколько жестоко зачастую относятся к детям и к женщинам, как с ними плохо обращаются и как часто они становятся жертвами сексуального насилия. В супермаркетах появляются первые книги по уходу за детьми младенческого возраста[8]. Люди, к своему большому удивлению, узнают, что пороть детей не рекомендуется. Знаменитый педиатр и психиатр Франсуаза Дольто принимается усердно вдалбливать в головы общества, сначала по радио, а затем и в первых телепередачах, что ребенок является полноценной личностью со своими собственными чувствами и эмоциями и слышит голос матери, еще находясь в ее утробе.
Очередное потрясение общества происходит в 1967 г.: разрешается повсеместная продажа противозачаточных таблеток, хотя придуманы они были в 1957 г. Прошло десять лет, и женщины получили к ним доступ. Происходит разделение понятий продолжения рода и сексуального удовольствия, и это глубочайший перелом в общественном мышлении. Ребенка желают и с нетерпением ждут, а не терпят. Он становится выбором мужчины и женщины. Процветание личности и счастье становятся новой общественной парадигмой. Противозачаточная таблетка меняет отношение к жизни, к ребенку и к месту мужчины в паре.
1970–1975 гг. — развод становится социальной нормой. Предпринимаются первые шаги в области сексуального воспитания детей, а ведь вплоть до этого времени было запрещено рассказывать женщинам о репродуктивном цикле, даже врачам, под страхом тюремного заключения[9].
Какой урок мы можем извлечь из этой истории современной семьи?
Вплоть до конца XIX в. показатель младенческой смертности (то есть смертности детей в возрасте до одного года) остается в районе 40 %. Помимо этого, многие дети погибают, не достигнув 14 лет: несчастные случаи на работе, болезни, нищета, войны. К тому моменту, когда дети в семье достигают совершеннолетия, какая-нибудь война (Наполеоновские войны, война 1870 года, две мировые войны) обязательно «подкашивает» одного-двух из них. Как можно быть привязанным к жизни и к своему ребенку, когда условия этой самой жизни настолько тяжелые, когда насилие (будь то в семье или во всем обществе) передается из поколения в поколение? Какой в этом смысл? Никто не берется утверждать, что любви к детям в те годы вовсе не существовало, однако она была совершенно иной, чем сегодня.
В конце XIX в. в случае смерти ребенка в возрасте 12 лет его семья могла рассчитывать на компенсацию, эквивалентную зарплате за один-единственный рабочий день! В наши дни показатель младенческой смертности меньше 0,4 %, или в 100 раз ниже, чем в XIX в. Понадобилось фактически полтора столетия законодательной работы, научных открытий и активной общественной деятельности, чтобы привить обществу совершенно новый взгляд на женщину и ребенка, чтобы оставить в прошлом насилие в семье. И все равно, в 2012 г. во Франции было зарегистрировано 172 случая гибели женщины от рук своего супруга.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Год социального кризиса во Франции, приведшего к огромным изменениям в обществе, в том числе к сексуальной революции. — Прим. ред.