Большая книга аппликаций из природных материалов
Наталия Дубровская, 2009

Мир природы наполнен многообразием красок и совершенством форм. И этот мир находится рядом с нами. Надо только увидеть неповторимость каждого листочка на ветке, игру красок в ажурных крылышках бабочки, причудливые узоры морских раковин. Эта книга адресована как взрослым, так и детям. С ее помощью вы научитесь создавать необычные аппликации из камней и ракушек, семян и веточек, шишек и тополиного пуха… Оглянитесь вокруг, и природа сама подскажет вам сюжеты для удивительных картин!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга аппликаций из природных материалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Какие бывают аппликации

Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, различных природных материалов.

Аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название «флористика».

Для творческих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ним.

Аппликация бывает трех видов:

• декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

• предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

• сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

Предлагаю рассмотреть более подробно каждый из видов аппликации.

Декоративная аппликация — наиболее простая и доступная даже для трехлетнего малыша. Поверхность каждого материала своеобразна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры, ребенок учится объединять различные материалы, декоративно преобразовывать заданные формы по законам ритма и симметрии.

Для декоративной аппликации наиболее характерны ленточная и центрально-лучевая композиции. В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник). Декоративная аппликация, которая основана на создании новых, оригинальных узоров, подготавливает детей к более сложным видам работы.

Для предметной аппликации лучше всего отбирать материал, который представлен большой формой. Очень хорошо, например, использовать листья разных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба, клена, вяза, осины, каштана. Форма этих листьев отличается отчетливой конфигурацией.

Последовательность работы следующая: сначала выбирается большой лист и закрепляется на основном фоне, а затем располагаются более мелкие листья, которые передают характерные особенности изображаемого предмета. Например, форма листа дуба напоминает причудливую фигуру человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза, и у человечка появится голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то выйдет туловище рыбы, а плавники ей можно сделать из маленьких листочков тополя.

Сюжетная аппликация ставит более сложные задачи и требует соблюдения некоторых правил.

Во-первых, следует подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Возможны такие сочетания: листья и травы, ракушки и камушки, легкие, крупные семена и чешуйки шишек. Обратите внимание и на сочетание цвета материалов и основного фона. Цвет вообще очень важен, он помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей.

Во-вторых, необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи выделяются более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением.

В-третьих, композиция, как правило, строится с учетом перспективы. В этом случае детали располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что дальше — меньше. Например, в композиции «Ежик в лесу» главное внимание обращено на ежика, который занимает центральное место. Изображение елок будет второстепенным, поэтому их можно расположить в верхней части картинки и сделать более простыми.

И наконец, в-четвертых, очень важны подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

Выбор фона

Для фона рекомендуется использовать белую плотную бумагу, цветной, серый, бежевый картон, бархатную бумагу, сизофлор, кружево, березовую кору, листья кукурузы. Выбор того или иного фона определяется природным материалом, на котором он будет особенно ярко «звучать». Белая бумага, например, подчеркивает контур растений, цвет и форму. Цветной, серый и бежевый картон может служить фоном для листьев лавра, серебристого тополя, кукурузы, которые становятся продолжением цветовой основы. Бархатная бумага обладает мягкой поверхностью, на которой легко закрепляются тополиный пух и перья.

Сизофлор (рис. 1) — это прессованные волокна разных оттенков. Его можно приобрести в цветочных магазинах. Этот материал особенно хорошо смотрится, если его закрепить клеем на белом или цветном фоне.

Кружево и белый тюль также являются прекрасным фоном (их можно приобрести в магазинах «Ткани»). Рекомендуется использовать белое кружево, ширина которого 10 или 15 см. Тюль может быть с разным рисунком, мелким или крупным; главное, чтобы он гармонично сочетался с природным материалом.

Рис. 1

Закреплять тюль и кружево можно клеем на цветном или белом фоне.

Кора березы (береста) — прекрасный фон для сюжетных композиций. Для основания используют фанеру или плотный картон, на который наклеивают бересту. Для подготовки фона необходимо время, примерно сутки, чтобы береста закрепилась.

В качестве фона используют и высушенные листья кукурузы. Они могут быть закреплены клеем на картоне как самостоятельный фон. В то же время листья кукурузы хорошо сочетаются с берестой.

К более подробному рассмотрению каждого из материалов в качестве фона мы вернемся при составлении аппликаций.

Клей

Наиболее эффективно использовать в аппликациях клей ПВА, который лучше всего покупать в строительных магазинах. В работе с клеем следует учитывать несколько его особенностей.

Во-первых, цвет. Цвет клея белый. Но не стоит волноваться, если на какой-то из деталей аппликации окажется слишком много клея. Когда он высыхает, то становится прозрачным.

Во-вторых, консистенция. Клей может быть густым или жидким. В описаниях работы над аппликациями рекомендуется использовать клей ПВА разной консистенции. Например, такие материалы, как береста, желуди, веточки деревьев, плоды кедра и других растений, лучше закреплять густым клеем ПВА. А если речь идет о листьях, семенах, зернах, полевых травах, то предпочтение отдается жидкому клею.

Окантовка

Вы составили аппликацию из природных материалов, закрепили клеем на основном фоне — и вот работа готова! Теперь следует подумать о том, как ее оформить. Для окантовки вам потребуется рамочка. Наиболее целесообразно использовать бумажную или деревянную рамочку.

Деревянная рамочка. Если ваша аппликация составлена из материалов, обладающих определенными фактурой и объемом, которые характерны для косточек, ягод, ракушек, камушков, выпуклых листьев и лепестков, то рамочка будет без стекла и с высокой окантовкой. Такие рамочки можно приобрести в магазине или сделать самим из бумаги.

Бумажная рамочка. Для основания вам потребуется плотная белая бумага. Размер бумаги должен быть в два раза больше, чем готовая аппликация. Например, для творческой работы формата А4 (30 х 20 см) вам потребуется бумага для рамочки размером 60 х 40 см.

Приложите работу к листу бумаги и обведите края простым карандашом (рис. 2, а). Отложите работу в сторону. Внутри нарисованного прямоугольника с помощью линейки проведите еще четыре линии, чтобы получился другой прямоугольник, поменьше. Расстояние между сторонами этих прямоугольников должно быть примерно 1 см. Теперь пунктирными линиями проведите еще четыре прямоугольника, расстояние между их сторонами 1 см (рис. 2, б).

Ножницами вырежьте самый маленький прямоугольник. От углов получившегося «окошка» проведите линии к углам большого прямоугольника и разрежьте (рис. 2, в).

К пунктирным линиям приложите линейку и проведите по ним тупым концом ножниц. Теперь вы можете легко загнуть бумагу по этим линиям, чтобы получились ровные грани. Последнюю грань смажьте клеем и зафиксируйте на внутренней стороне рамочки (рис. 2, г).

Все! Рамка готова, и ее можно закрепить клеем на картине.

Рис. 2

Природные материалы

Для работы нам необходимо подготовить природные материалы, которые можно собирать в течение всего года. Особым разнообразием красок, конечно, отличается осень. Листья деревьев окрашены самыми разными цветами. Клен — багровый, дуб — медный, каштан, вяз — золотисто-желтые, рябина — оранжевая. Арбузы, дыни, тыквы, кабачки имеют необычные семена, которые тоже нам пригодятся. В садах мы найдем осенние цветы, золотисто-оранжевый физалис. Зима все скрывает под белым покрывалом, но она тоже порадует нас своими подарками. Это шишки сосны, ели, кедра, которые хорошо видны на снегу, семена ясеня, клена, веточки деревьев.

Весной можно собирать наросты (древесные грибы) с деревьев. Такие грибы снимают с помощью ножа, подрезав края нароста. Лето богато семенами вяза, «носиками» клена. И это только небольшая часть природных материалов, которые можно собирать в нашей климатической зоне. А если вы вернулись из экзотических стран с коллекцией удивительных растений, семян и плодов, они также смогут быть интересны для творческих работ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга аппликаций из природных материалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я