Застенчивый малыш

Наталия Александровна Богачкина

Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга. В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей. Книга издавалась в издательстве «Академия развития» под названием «Как преодолеть детскую застенчивость».

Оглавление

1. Что такое застенчивость?

(природа застенчивости, застенчивость как особенность темперамента, как передающаяся по наследству черта)

Различные исследователи по-разному трактуют феномен застенчивости.

Как черта личности она начинает функционировать уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет. Последствия застенчивости могут быть очень печальными. Назовем лишь некоторые из них:

1) застенчивость мешает человеку в общении, ему трудно заводить новые знакомства, участвовать в многолюдных мероприятиях, и при этом получать удовольствие от общения; круг общения ограничивается, как правило, семейными рамками;

2) застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;

3) окружающим трудно оценить достоинства застенчивого человека, так как он стесняется их демонстрировать;

4) с застенчивостью часто соседствуют одиночество, депрессивное настроение, преобладание негативных переживаний; мир окрашен в мрачные тона;

5) застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении;

6) порой застенчивость становится всепоглощающим качеством и мешает продуктивно мыслить и действовать.

Таким образом, наличие у человека такого личностного качества, как застенчивость, отрицательно действует на его психическое здоровье и мешает социальной адаптации.

Отрицательное влияние застенчивости определяется и возможностью негативного воздействия на мыслительные процессы, процессы памяти и восприятия, особенно искажается восприятие самого себя. Человек не видит своих положительных качеств. Он представляется маленьким, жалким, ни на что не годным и т. п. В состоянии крайней застенчивости человек забывает очевидные вещи, не может связно построить фразы, временно становится не способен логично мыслить, адекватно воспринимать поступающую информацию. Застенчивость даже мешает воспринимать красоту. Так, в эксперименте студентов-мужчин попросили запомнить сообщение, которое им должна была произнести очаровательная женщина. По окончанию исследования выяснилось, что все незастенчивые указали на незаурядные внешние данные собеседниц, тогда как застенчивым они не показались даже привлекательными.

Известный американский исследователь застенчивости, психолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Зимбардо говорит о застенчивости как о достаточно расплывчатом понятии. В различных словарях и авторских исследованиях обнаруживается большое количество толкований понятия «застенчивости». Сложно привести единственно верное определение, так как для разных людей оно означает не одно и то же. По словам все того же Ф. Зимбардо, застенчивость — это «комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах: это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз».

Этот ученый с соавторами провел опрос большой группы учащихся средней школы и студентов колледжа. Этот опрос показал, что 42 % людей считают, что застенчивость является значимой чертой их личности. 79 % из них полагают, что это качество отрицательное, 63 % говорят о застенчивости как о реальной проблеме.

Зимбардо и Пилконис попытались выделить ситуации, являющиеся наиболее травмирующими для застенчивых людей. Такими оказались:

1) Я — в центре внимания большой группы людей (72,6 %);

2) большая группа людей (67, %);

3) низкий статус (56,2 %);

4) социальные ситуации в целом (55,3 %);

5) новые, незнакомые ситуации (55,0 %);

6) необходимость постоять за себя (54,1 %) и т. д.

Данные различных исследователей позволяют с уверенностью утверждать, что застенчивость — это явление всеобщее и глубоко распространенное. Оно свойственно людям любой возрастной категории, но все же чаще встречается в среде школьников, особенно подростков. В подростковом возрасте изменяется самооценка относительно отдельных характерологических черт, усиливается эгоцентризм, а вместе с ним и застенчивость. Именно подросткам свойственно чаще задумываться о том, какого мнения о них окружающие люди. В литературе приводятся данные, согласно которым в подростковом возрасте девочки являются более застенчивыми, нежели мальчики, что, вероятнее всего, объясняется большим желанием сексуальной привлекательности девочек.

Внешне застенчивость может проявляться по-разному. Это может быть смущение, которое возникает лишь иногда в присутствии отдельных личностей, а может принимать форму постоянной тревожности, сопровождающей человека в различных ситуациях общения и отравляющей ему жизнь. Иногда застенчивость приобретает форму прямо противоположную. Человек начинает себя вести достаточно напористо и даже развязно, пытаясь таким образом скрыть свое смущение. Некоторые исследователи даже склонны утверждать, что застенчивость может стать причиной агрессивного поведения. По их мнению, постоянно испытывая стресс, застенчивый человек не способен адекватно противостоять своей «ущербности». В этом случае смущение, неловкость могут перерасти в гнев, который, выйдя из-под контроля, проявляется в немотивированной жестокости, насилии. Однако такое мнение подтверждается лишь отдельными несистематизированными наблюдениями. Таким образом, приведенные примеры говорят о том, что по внешнему проявлению трудно констатировать наличие у человека такого качества как застенчивость.

Тем не менее, такие проявления все же есть. Рассмотрим лишь некоторые психолого-физиологические проявления застенчивости.

Застенчивые люди называют следующие физиологические симптомы:

1) учащенное сердцебиение и учащенный пульс;

2) повышенное потоотделение;

3) ощущение пустоты в желудке.

Однако подобные симптомы испытывает большинство людей в моменты сильных эмоциональных переживаний. Специфическим же проявлением застенчивости выступает покраснение лица. Также для застенчивых людей характерно чрезмерное внимание ко всем этим физиологическим проявлениям. Иногда они заранее предвидят их наступление, а потому избегают ситуаций, способных их вызвать: отказываются от важных встреч, не летят на самолете, опаздывают на экзамен и т. п.

Замкнутость, по словам Ф. Зимбардо, — это «стремление застенчивого человека избегать контактов с другими,… нежелание говорить даже в случае необходимости,… склонность к молчанию,… стремление избегать легкой беседы».

Смущение может испытывать каждый человек, и многие при этом краснеют. Человек смущается, если испытывает кратковременное снижение самоуважения, он чувствует, что не в состоянии эффективно общаться. Часто смущение возникает в ситуации неудачи, особенно публичной. Поэтому многие застенчивые люди предпочитают в жизни руководствоваться не мотивом достижения успеха, а мотивом избегания неудач. Цитируя К. Э. Изарда, можно сказать, что смущение — это «хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми… отражает реальный дефицит навыков социального взаимодействия. Очень робкие люди — среди них порой встречаются одаренные и даже талантливые личности — как правило, стараются держаться подальше от занятий и развлечений, которые предъявляют слишком высокие требования к их социальным навыкам».

Чрезмерно застенчивые способны испытывать смущение даже наедине с самим собой при воспоминании о постигших их в прошлом неудачах и беспокойстве о будущих возможных промахах.

Кэрролл Э. Изард подчеркивает, что никакое мимическое проявление нельзя однозначно приписать реакции смущения. Например, человек прячет глаза, отворачивает или опускает голову, что можно охарактеризовать и как смущение, и как стыд. Смущение имеет такие же характеристики, как и многие другие эмоции, особенно стыд, страх, вина и интерес, и его можно рассматривать как соединение положительных и отрицательных чувств по отношению к общественным взаимодействиям.

Повышенная склонность к самоанализу так же характерна для застенчивых людей. Способность к самоанализу выступает как обязательное качество зрелой личности. Однако у застенчивых людей самооценивание становится навязчивым.

Арнольд Басса и его сотрудники говорят о внешнем и внутреннем самоанализе. Внешний самоанализ отражает озабоченность человека производимым на окружающих впечатлением. Он часто задает себе вопрос: «А что обо мне подумают?». Внутренний самоанализ — это самокопание в собственном «Я», которое становится самоцелью, отнимая силы и энергию, парализуя действия. Наличие внешнего и внутреннего самоанализа выражается в самом примечательном, по словам Ф. Зимбардо, качестве застенчивого человека — неловкости. Он характеризует его как «внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием».

Наличие такого качества, как неловкость на публике (внешний самоанализ), можно констатировать, если человек постоянно задается вопросами типа:

1) мне не дает покоя мысль, правильно ли я делаю те или иные вещи;

2) меня заботит то, как я выгляжу в чужих глазах;

3) я стесняюсь своей внешности;

4) я обычно обеспокоен тем, чтобы произвести хорошее впечатление;

5) перед тем как выйти из дома, я смотрю на себя в зеркало;

6) меня заботит то, что обо мне думают другие люди;

7) я обычно знаю, хорошо ли я выгляжу.

Когда человек испытывает неловкость перед самим собой (внутренний самоанализ), то он руководствуется в жизни такими фразами:

1) я всегда стараюсь понять себя;

2) по большей части я сознаю, в каком душевном состоянии нахожусь;

3) я очень много думаю о себе;

4) часто я становлюсь героем своих фантазий;

5) я всегда придирчиво слежу за собой;

6) в основном, я внимателен в своим чувствам;

7) я постоянно анализирую мотивы своего поведения;

8) иногда у меня возникает ощущение, что я как бы со стороны наблюдаю за собой;

9) я слежу за изменением своего настроения;

10) когда я пытаюсь разрешить какую-нибудь проблему, я отдаю себе отчет о ходе своих мыслей.

Пол Пилконис выделил два основных типа застенчивых людей: внешне застенчивые и внутренне застенчивые. Для людей первого типа важно, как они себя ведут, для второго — как они себя чувствуют.

Внешне застенчивый человек (социально застенчивый) все свои страхи, проблемы вынужден накапливать внутри себя. Он не может этим поделиться с другими людьми и соответственно получить ни полезный совет, ни конкретную помощь. Такие люди, как правило, попадают в разряд аутсайдеров, их карьерный рост затруднен, так как они не стремятся продемонстрировать свои достоинства.

Внутренне застенчивый человек (личностно застенчивый) — внешне более успешен, чем предыдущий тип. Окружающие могут и не догадываться о его проблемах, тогда как успех порой достигается ценой огромных внутренних усилий, демонстрацией хорошо усвоенных навыков общения, избеганием ситуаций, с которыми он может не справиться.

Застенчивые люди и первого и второго типа теряются в ситуации неформальных встреч, импровизированных вечеринок, при необходимости проявления инициативы. Они скорее готовы последовать за лидером, чем самим брать на себя ответственность.

Ф. Зимбардо с сотрудниками, наблюдая за школьниками и студентами колледжей, выделил наиболее характерные для застенчивых поведенческие реакции:

1) с трудом начинают разговор, действуют и высказывают новые идеи, задают вопросы, проявляют инициативу;

2) неохотно разрешают двусмысленные ситуации;

3) мало говорят;

4) проблемой являются неупорядоченные ситуации, когда отсутствуют четкие указания того, как следует себя вести;

5) при общении с противоположным полом мужчинам труднее завязать беседу, проявлять инициативу, контактировать глазами, они медленнее говорят; о застенчивости женщины свидетельствуют более частая улыбка и кивки головой;

6) более редкая жестикуляция при ответах на вопросы;

7) более дисциплинированы, больше сидят, чем ходят;

8) редко участвуют в специальных заданиях, таких как замещение учителя;

9) получают меньше общественных наград и меньше замечаний.

Как мы уже отмечали, застенчивость прежде всего выражается во взаимоотношениях с людьми. При этом у каждого имеются свои личные барьеры, мешающие продуктивному общению. Психотерапевт Леонард Горовиц выделяет два типа поведения в межличностных отношениях:

1) тип С — действия направлены на сближение двух людей;

2) тип Д — удержание другого человека на расстоянии.

Тип С начинает действовать, когда есть стремление к сотрудничеству, согласию, близости, а в конечном варианте, к любви; тип Д функционирует, когда люди испытывают отчужденность, разногласия, а порой и враждебность. Часто тип Д — это та линия поведения, которой на начальных этапах общения придерживается застенчивый человек, это именно те барьеры, которые следует преодолеть, чтобы начал работать тип С. Возможно отсюда берет начало фраза: «Мы всегда раним тех, кого любим».

Следует отметить и положительное значение застенчивости, прежде всего, застенчивость может уберечь ребенка от общения и более близкого знакомства с незнакомыми людьми, предотвращает перевозбуждение нервной системы, регулируя деятельность вегетативной нервной системы, но следует помнить что вашему ребенку застенчивость доставляет не мало хлопот, и может негативно отразиться на будущем ребенка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Застенчивый малыш предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я