В этих увлекательных мемуарах описывается путешествие автора к вершинам классической индийской музыки под руководством выдающейся певицы Дхондутаи Кулкарни. В них также рассказывается о величайших индийских музыкантах XX века, таких как Алладия Кхан, Бхурджи Кхан, Кесарбаи Керкар и самой Дхондутаи Кулкарни, а также о том, как складывалась судьба индийского исполнительского искусства в целом. Бестселлер в Индии, где он стал литературной сенсацией. «Обязательно к прочтению для каждого музыканта и меломана!» – знаменитый ситарист Рави Шанкар.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыкальная комната предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Namita Devidayal
The Music Room
Перевод с английского Т. Упоровой
Под редакцией Н. Гориной
© Namita Devidayal, 2007
© ООО ИД «Ганга». Издание, 2022
Пролог
Бхайрави
«Рага должна быть исполнена таким образом, чтобы через несколько минут оба, и исполнитель и слушатель, смогли увидеть ее стоящей прямо перед ними».
Было почти пять утра. Дхондутаи поежилась от ворвавшегося в окно ветра. Несколько минут она полежала в постели, шепча беззвучную молитву и разминая затекшую больную ногу. Она пыталась снова погрузиться в сон, чтобы вернуться к своему любимому сновидению, в котором она сидит на качелях рядом с храмом богини у реки. Когда петух прокричал во второй раз, она заставила себя встать и поплелась в ванную.
Дхондутаи зашла в музыкальную комнату и взяла тампуру [1]. Слегка морщась от боли в ноге, она села настроить инструмент. Она пробежала пальцами по натянутым струнам и поправила положение бусин из слоновой кости в нижней части инструмента, там, где струны уже почти прилегали к лакированному корпусу. И когда строй инструмента стал безупречным, она начала ритмично перебирать его четыре струны. Звуки завибрировали в окружающем ее пространстве, и она, забыв о своей боли, о холодной комнате, о молочнике, всегда опаздывавшем с доставкой, растворилась в безвременном монотонном звучании.
Она начала с нижних нот, пропевая их по отдельности словно гортанную молитву. Затем постепенно, едва утренний солнечный свет скользнул в комнату, осветив небольшой квадрат на выцветшем пейсли-узоре ковра, она начала подниматься к верхним нотам. Она пела Бхайрави — раннюю утреннюю рагу, наполненную печальными полутонами.
Дхондутаи
Бхайрави — жена космического танцора-разрушителя Шивы. Рага переменчива, подобно настроениям мифической богини. Иногда она — тоскующая влюбленная, временами — преданная почитательница, иногда — соблазнительница, но всегда — таинственная женская сила, побеждающая зло.
Дхондутаи пела с закрытыми глазами, беря ноты с нежностью, словно заворачивая себя в огромный кокон из звука. Уловив необычный источник света, ее глаза открылись, но она продолжала петь, пока ее взгляд скользил вслед за светом к углу комнаты. Когда она достигла самой высокой и величественной ноты раги, она услышала вздох удовольствия, и перед ней появилась улыбающаяся богиня. От неожиданности Дхондутаи закрыла глаза и когда открыла их снова, видение исчезло.
Она отложила тампуру и отправилась к входной двери забрать бутылку с молоком. Ее день начался хорошо.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыкальная комната предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Индийский струнный музыкальный инструмент для фонового аккомпанемента (бурдона) при исполнении раги. По конструкции и звучанию похожа на ситар, но не имеет ладов (струны звучат только в открытом состоянии). Тампура обычно имеет 4 струны (есть варианты с 5, 6 и более). Тампуры различаются по размерам, высоте и громкости звучания (для мужчин и женщин). — Прим. ред.