Сборник лучших практик развития регионов российской и зарубежной Арктики. Часть I

Надежда Юрьевна Замятина

Сборник открывает серию описания лучших практик управления социально-экономическим развитием арктических и северных регионов России и зарубежных стран. Тематически описанные кейсы охватывают наиболее острые вопросы регионального и местного развития в условиях Арктики: организация транспорта и связи в условиях бездорожья, энергосбережение, самообеспечение удалённых регионов, проблемы коренных малочисленных народов Севера и др.

Оглавление

  • Зарубежная Арктика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник лучших практик развития регионов российской и зарубежной Арктики. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Надежда Юрьевна Замятина

ISBN 978-5-4490-7685-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сборник открывает серию описания лучших практик управления социально-экономическим развитием арктических и северных регионов России и зарубежных стран. Тематически описанные кейсы охватывают наиболее острые вопросы регионального и местного развития в условиях Арктики: организация транспорта и связи в условиях бездорожья, энергосбережение, самообеспечение удаленных регионов, проблемы коренных малочисленных народов Севера и др. Приведены также отдельные лучшие практики социально-экономического развития, применяемые во внеарктических регионах России, однако целесообразные к применению и в Арктике (микрокредитование сельского населения).

По каждому случаю даны описания конкретных проектов, норм, программ, и результаты их реализации.

В подготовке сборника принимали участие сотрудники АНО «Институт регионального консалтинга»: Лидия Юлина (разделы 1 — 3, 5, 6), Татьяна Евсеева (раздел 4), Андрей Шипугин (разделы 7 и 9), Иван Шамало (раздел 8), Константин Ловягин (раздел 10). Составитель: к.г.н., ведущий научный сотрудник МГУ Надежда Замятина.

Зарубежная Арктика

1. Опыт организации транспортного сообщения с удаленными поселками. Социальные рейсы

Регион: Аляска

Большинство удаленных, малонаселенных городов и деревень Аляски не связаны с остальной территорией штата автодорожной сетью, и единственный вид транспорта, который может эту связь обеспечить — воздушный. Чаще всего услуги по перевозке пассажиров и небольших грузов оказываются почтовыми самолетами, так как массовая доставка почты в сельские общины Аляски субсидируется из федерального бюджета. В соответствии с программой этих субсидий основная часть средств направляется компаниям-перевозчикам, чтобы те, в свою очередь, осуществляли транспортное сообщение между населенными пунктами. В результате сельское население штата обеспечено регулярными пассажирскими перевозками и доставкой грузов по доступным ценам.

Детали организации

Система функционирует в рамках федеральной программы Alaska Bypass mail, созданной в 1972 г. Согласно этой программе, Почтовая служба США субсидирует грузоперевозки, ежегодно обеспечивая доставку более 45 млн кг яблок, замороженного мяса, собачьих кормов, памперсов и других предметов домашнего обихода в удаленные деревни Аляски1.

Одновременно с грузами суда осуществляют перевозку пассажиров. Местные авиалинии, участвующие в программе, обязаны поддерживать установленный минимум рейсов в каждый из обслуживаемых населенных пунктов.

Отправка грузов системы Bypass mail производится из аэропортов Анкориджа и Фэрбанкса. Перевозки осуществляются в 16 региональных центров и до 120—130 удаленных поселений2 (Рис. 1). В региональные хабы доставку обеспечивают пять наиболее крупных авиаперевозчиков, а малонаселенные пункты и деревни обслуживают порядка 20—25 буш-перевозчиков3.

Рисунок 1 — Региональные хабы (обозначены звездочками) и поселки, охваченные программой Alaska Bypass mail. Источник: Alaska Aviation System Plan4

Финансирование

Для обеспечения регулярных перевозок грузов и пассажиров в удаленные поселения была разработана программа субсидирования Essential Air Service. Программа действует по всей стране, а на территории Аляски осуществляет обслуживание сорока пяти удаленных общин5.

Наряду с прямым субсидированием через эту программу, федеральное правительство предложило оказывать финансовую поддержку местным авиалиниям для осуществления почтовых перевозок. В результате ряда законодательных и организационных изменений была принята схема, согласно которой федеральное правительство финансирует Почтовую Службу США из средств федерального бюджета, а Почтовая Служба направляет 70% средств местным авиаперевозчикам (Табл. 1).

Источник: Unites States Postal Office6

Чтобы перевозчики не сокращали число пассажирских мест в пользу коммерческих грузов, действует Закон об улучшении обслуживания сельских поселений (Rural Service Improvement Act of 2002)7. Закон предусматривает:

а) предоставление финансирования только авиалиниям, осуществляющим, помимо грузовых, пассажирские перевозки;

б) запрет в случае неполной занятости пассажирских мест использовать грузоподъемные мощности судов для перевозки коммерческих грузов сверх установленной нормы.

В общей сложности NorthwesTel содержит и обслуживает 156 станций, 87 из которых работают на дорогом и экологически «грязном» дизельном топливе. При этом связь с 37 удаленными станциям поддерживается только вертолетами. Таким образом, эксплуатация и обслуживание этих станций стоят дорого и обходятся компании в 2,5 млн долл. ежегодно (при цене 5 долларов за литр топлива).

Результаты

Через перевозки из Анкориджа и Фэрбанкса программа Alaska Bypass mail обеспечила регулярную и надежную транспортную связь с удаленными населенными пунктами штата. Наглядный пример: между Анкориджем и городским поселением Кинг Сэлмон, насчитывающим 374 жителя, производится 90 рейсов ежемесячно. Для сравнения — между Анкориджем и столицей штата Джуно (более 31 тыс. жителей) в месяц осуществляется только 80 рейсов.

При этом социально ориентированный характер программы характеризуют данные о заполняемости пассажирских посадочных мест: в среднем по стране этот показатель превышает 80%, в то время как в Аляске заполняется лишь 40—50% мест.

Программа решает острую транспортную проблему по обеспечению территории социальными рейсами, но является убыточной: за 2010 г. доходы Почтовой службы от организации перевозок составили 30 млн долл., расходы — 103 млн долл. Таким образом, государство понесло 73 млн долл. чистых финансовых потерь. За три десятилетия действия программы неокупившиеся затраты составили 2,5 млрд долл.8

Дополнительная информация

Дополнительное преимущество системы Bypass mail для жителей Аляски заключается в стоимости тарифов на почтовые перевозки. Воздушным транспортом на территории «континентальных» штатов доставляются только грузы премиальной категории, доставка посылок непремиального класса обеспечивается через наземное сообщение (как правило, почтовыми трейлерами)9. Авиаперевозки сокращают затраты по времени10 и, соответственно, стоят дороже. Однако отсутствие развитого наземного сообщения в Аляске делает воздушный транспорт безальтернативным способом надежной доставки. Таким образом, все перевозки любой категории доставляются в общины Аляски самолетами или вертолетами, и жители штата могут, заплатив цену непремиального тарифа, получить посылку в срок как по премиальному тарифу.

2. Поддержка удаленных аэропортов

Регион: Канада

Программа Airports Capital Assistance Program (ACAP)11 осуществляет финансирование небольших аэропортов, направленное на поддержание и совершенствование воздушно-транспортной инфраструктуры и логистики.

Детали организации

Программа предусматривает финансирование только для удаленных аэропортов. Статус удаленного аэропорта присваивается авиаплощадкам в том случае, если воздушное сообщение является единственным круглогодичным способом связи с населенным пунктом, который она обслуживает.

В рамках ACAP средства направляются на решение таких задач как:

— повышение безопасности региональных аэропортов;

— защита объектов аэропортовой инфраструктуры (оборудование, взлетно-посадочная полоса);

— сокращение расходов на перевозки.

Наряду с осуществлением внутренних пассажирских перевозок и транспортным обеспечением туристических туров, региональные аэропорты получают возможность:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Зарубежная Арктика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник лучших практик развития регионов российской и зарубежной Арктики. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/alaska-bypass-mail-program-ships-goods-to-rural-villages/2014/06/28/c0245172-fe3c-11e3-8176-f2c941cf35f1_gallery.html?utm_term=.031b355e3bed

2

Alaska Aviation System Plan. URL: http://www.alaskaasp.com/media/1087/mail_service_in_ak_short_paper_-_8-1-11__1_.pdf

3

От англ. bush — глушь, глубинка.

4

Alaska Aviation System Plan. URL: http://www.alaskaasp.com/media/1087/mail_service_in_ak_short_paper_-_8-1-11__1_.pdf

5

U.S. Department of Transportation, Office of Aviation Analysis // Управление авиационного анализа Министерства Транспорта США. URL: http://ostpxweb.dot.gov/aviation/rural/easwhat.pdf

6

Unites States Postal Service // Office of Inspector General// URL: https://www.uspsoig.gov/sites/default/files/document-library-files/2015/rarc-wp-12-005_0.pdf

7

Public Law // URL: Public Law 107—206, Sec. 3002, August 2, 2002.

8

The Guardian // URL: https://www.theguardian.com/world/2014/jul/01/us-postal-service-alaska-bypass

9

Unites States Postal Service // Office of Inspector General// URL: https://www.uspsoig.gov/sites/default/files/document-library-files/2015/rarc-wp-12-005_0.pdf

10

Доставка почты премиального класса производится в срок от 2 до 8 дней, непремиального класса — от 7 до 14 дней. Доставка по системе Bypass mail — от 2 до 7 дней.

11

Transport Canada [Министерство транспорта Канады: официальный сайт]. URL: https://www.tc.gc.ca/en/programs-policies/programs/airports-capital-assistance-program.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я