Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР

М. Ю. Спасенных, 2010

Рассмотрены роль и тенденции развития научно-технического сектора в современном бизнесе. Проанализированы различные аспекты инфраструктурной корпоративной поддержки НИОКР. Особое внимание уделено принципам формирования корпоративной стратегии, обеспечивающей конкурентное преимущество в технологической сфере, а также вопросам мониторинга и аудита инновационной деятельности крупной компании.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», 2010

* * *

Введение

В современном мире бизнес и научно-технический прогресс неразрывно связаны друг с другом. Бизнес развивается благодаря новым технологиям, основанным на научных достижениях. Наука и технологии развиваются благодаря поддержке со стороны бизнеса, который ставит задачи перед наукой и обеспечивает финансирование. Технологии без бизнеса бесполезны. Современный бизнес без технологий невозможен. Успех достигается только за счет их эффективного сочетания.

Современный бизнес ориентирован на непрерывное технологическое развитие, которое обеспечивает компаниям конкурентное преимущество в технологической области. Технологии и инновации являются ключом к успеху и для малой компании, и для крупной корпорации. Каждая из них определяет свою технологическую стратегию, свои направления в области совершенствования технологий и продуктов. Исследования и разработки сегодня стали частью производственной цепочки, благодаря которой создаются новые продукция и услуги, оптимизируются затраты производства.

Технологии и инновации — предмет внимания и заботы как на уровне компании, так и на уровне государства. От состояния технологий зависят структура экономики и экономическая эффективность страны. Развитые государства имеют собственную четкую продуманную долгосрочную стратегию развития национальной науки и технологий. Она реализуется путем государственного финансирования фундаментальной науки, образования, поддержки приоритетных технологических разработок, развития национальной научно-технической инфраструктуры, совершенствования законодательства в области науки и технологий. Вложения в новые технологии в мире составляют триллионы долларов в год (это в несколько раз больше ВВП Российской Федерации). Большая часть, порядка 70 %, затрат на исследования и разработки напрямую обеспечивается бизнесом. Оставшиеся 30 % — государственное бюджетное финансирование. Впрочем, поскольку бюджет государства формируется в значительной степени за счет налогов от бизнеса, то и государственные затраты на науку опосредованно также обеспечиваются бизнесом.

Инновационное развитие требует профессионального управления. Качество управления инновациями оказывается более важным фактором, чем объем затраченных средств. Уже многие десятилетия назад сформировались и активно развиваются такие разделы менеджмента, как Knowledge management, R & D management, «Управление знаниями», «Управление инновациями», «Управление НИОКР». Они охватывают широкий спектр вопросов, связанных с получением и использованием новых знаний, интеллектуальной собственности, нематериальных активов в бизнесе. Эти аспекты управления принципиально важны в деятельности и малой технологической компании, выводящей на рынок свой первый продукт, и крупной корпорации, долгие годы работающей в своей отрасли, и государства, которое стремится задать вектор и обеспечить темпы инновационного развития страны. В управлении технологическим развитием важны и имеют свои особенности все основные аспекты менеджмента, включая определение цели, выбор структуры управления, механизмов финансирования, методики учета затрат, способов мотивации персонала, создание системы контроля.

В настоящем пособии кратко рассмотрены вопросы управления исследованиями и разработками в крупной компании. Первая глава посвящена общим положениям, касающимся корпоративных научных исследований и технологических разработок, в том числе их роли в бизнесе и месту в компании, объемам и направлениям финансирования по отраслям, странам и континентам, закономерностям развития и наблюдаемым трендам, а также особенностям корпоративной науки и технологий в России.

Во второй главе анализируются принципы формирования корпоративной инновационной стратегии, ее различные виды и отвечающие им ключевые задачи и направления исследований, которые должны обеспечить компании необходимое конкурентное преимущество в технологической сфере.

В третьей главе внимание уделено преимущественно формированию, развитию и функциям научно-технической инфраструктуры компании, стоящим перед ней и ее элементами задачам в области исследований, разработок, проектирования, опытных испытаний, сервисного обслуживания. Дан анализ ряда других аспектов инфраструктурной корпоративной поддержки исследований и разработок, в том числе моделей управления инновациями, организационной структуры научно-технического блока.

Четвертая глава посвящена особенностям управления научно-техническими и технологическими проектами в крупной компании, начиная от стадии планирования и оценки эффективности исследований до имплементации технологий в производство и поддержки производства. Затронуты вопросы подготовки и утверждения плана НИОКР, финансирования и учета затрат, управления интеллектуальной собственностью при выполнении исследований и разработок, разработки и имплементации политик, регламентов и процедур, необходимых для управления инновационными процессами.

В пятой, заключительной, главе рассматриваются вопросы мониторинга, аудита и реинжиниринга инновационной деятельности компании. Проанализированы критерии инновационной активности, а также процедура комплексного анализа инновационной деятельности компании как целостного процесса, позволяющего оценить эффективность управления инновациями и разработать меры по совершенствованию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я