Основные принципы комплаенс-контроля

М. А. Татчук, 2023

«Основные принципы комплаенс-контроля» – новая книга финансового юриста М.А. Татчука. Автор освещает вопросы системы внутреннего контроля, направленной на снижение всех существующих видов риска. В книге излагаются основные принципы современного комплаенса, анализируются его ключевые области, финансовые правоотношения с клиентами и контрагентами. Подробно охарактеризованы все виды рисков, с которыми сталкиваются организации, деятельность которых требует внедрения комплаенс-процедур. Книга затрагивает экономические, политические, правовые и этические вопросы имплементации комплаенс-принципов. Помимо теории, автор предлагает читателям богатый практический материал. Книга «Основные принципы комплаенс-контроля» может использоваться для обучения персонала организаций, а также будет интересна студентам, аспирантам и преподавателям юридических и экономических вузов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные принципы комплаенс-контроля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Более чем 20-летний опыт работы автора в области комплаенса показал, что реализация данного функционала напрямую связана с управлением всеми возможными рисками организации независимо от её организационно-правовой формы либо сферы её деятельности. Будь она кредитной организацией, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, лизинговой компанией, ломбардом, организацией, содержащей тотализаторы и букмекерские конторы либо организующей и проводящей лотереи, организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и т. п., она обязана соблюдать все нормы применимого права (права страны инкорпорации юридического лица), всех принятых подзаконных нормативных актов и рекомендаций органов государственной власти, включая регулирующие и надзорные инстанции, и имплементировать их в свои внутренние нормативные акты.

Но, учитывая скорость, с какой происходит глобализация мировой экономики, отдельных сегментов рынков, какими темпами происходит трансформация казавшихся стандартными форм сделок либо способов расчётов, как происходит их миграция в виртуальное пространство, мы неминуемо сталкиваемся с тем фактом, что зачастую те или иные национальные законодатели не успевают вносить оперативные коррективы в действующие нормативные акты, а запоздавшие рекомендации местных регуляторов либо надзорных органов не могут позволить организации оперативно адаптироваться к новым реалиям, и, как следствие, её деятельность подвергается серьёзным рискам, которые необходимо оперативно купировать.

Таким образом, единственным инструментом, позволяющим устранить потенциальный риск либо минимизировать уже существующий, является наличие эффективной многоуровневой системы внутреннего контроля, функционирующей на основании внутренних нормативных актов, учитывающих не только нормы национального законодательства, но и так называемые «лучшие практики».

Реализация системы внутреннего контроля не является индульгенцией одного или нескольких подразделений организации, а является глобальным процессом, требующим вовлечения в него риск-оценивающих подразделений, подразделений, наделённых комплаенс-функцией, а также функцией по аудиту деятельности организации, юридической службы, службы безопасности и пр. Поэтому для целей эффективного функционирования в организации адекватных комплаенс-процессов, купирующих угрозу риска на стадии его формирования, а не выявляющих его post factum, как это происходит при анализе деятельности организации в рамках внутреннего либо внешнего аудита, требуется проведение комплексной работы, включающей симбиоз финансовых, экономических и юридических процессов, результатом которой является разработка внутренних механизмов, оперативно учитывающих любые внешние изменения.

Комплаенс-контроль, как глобальный процесс, не может регулироваться исключительно экономическими, финансовыми либо юридическими аспектами, в связи с чем существуют жёсткие квалификационные требования к персоналу, наделённому комплаенс-функцией, что требует знания им всех внутренних процессов организации и наличия у такого персонала значительного опыта работы в комплаенс-подразделении.

Так, в частности, нельзя купировать потенциальный риск, не зная все его разновидности либо методики его выявления. Невозможно оценить риск вовлечения организации в противоправную деятельность, не владея багажом юридических знаний, в частности, в области гражданского, финансового, международного права и пр. Также представляется затруднительной реализация комплаенс-функции без наличия у соответствующего персонала понимания экономической сути сделок, заключаемых организацией либо её клиентами, а также их бухгалтерского отражения.

Возвращаясь к настоящей книге, хочется отметить, что при её написании автор исходил из необходимости описания классической комплаенс-модели организации в отрыве от её юрисдикции, применимого к её деятельности национального права, а также в отрыве от занимаемого ей сегмента рынка.

В основу данной книги легли наработки автора в области комплаенс-контроля, основанные на нормах национального права, рекомендациях тех или иных национальных регуляторов, международных организаций, разрабатывающих стандарты в области комплаенс-процессов, а также собственных методик, разработанных им в ходе реализации комплаенс-функции, которые были имплементированы во внутренние процедуры как финансовых организаций, являющихся коммерческими банками либо банками с государственным участием, так и международной финансовой организации.

Для удобства понимания всех бизнес-процессов, связанных с комплаенс-контролем, структура настоящей книги состоит из двух частей: главы, описывающей все виды существующих рисков, способов их выявления и купирования, а также главы, содержащей описание всех существующих комплаенс-процессов, методов и способов их реализации.

Уверен, что данная книга будет полезна как студентам, изучающим экономику, финансы и юриспруденцию, так и практикующим работникам организаций, деятельность которых требует наличия эффективной комплаенс-модели, и все полученные из этой книги знания могут быть ими имплементированы во внутренние процессы, тем самым позволив создать адекватную систему комплаенс-контроля. Но при этом не нужно забывать о необходимости самостоятельного отслеживания всех новелл в области комплаенс-контроля, так как данная область наиболее подвержена оперативным изменениям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные принципы комплаенс-контроля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я