Работа посвящена проблеме развития современного общества. В форме ответов на двадцать вопросов, в основном касающихся экономического и духовного состояния исламской общины, автор раскрывает все возможные значения понятия «развитие». Особое внимание уделяется экономике и духовной составляющей мусульманского населения. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
.محمد جمال خلیلیان. اسلام وتوسعه
Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры
Предисловие
Сегодня слово «развитие» предстаёт перед нами в качестве нового понятия, которое отличается своей особенной сложностью и многозначностью значений. Оно по-разному описывается в школах модернизма, постмодернизма и других течениях сообразно их философским, гносеологическим, антропологическим и иным воззрениям. Понятие «развитие» также применимо в отношении мусульманской идеологии.
Учёным, занимающимся вопросами ислама и желающим применить новые значения термина «развитие», следует обратить внимание на те области человеческой деятельности, которые входят в спектр данного понятия. Прежде всего, это облагораживание и восстановление земель; обучение и воспитание подрастающего поколения; развитие банковских систем, сельского хозяйства, промышленности, торговли; улучшение облика городов; справедливое распределение богатств; обеспечение безопасности и социального единства мусульманского общества. Все эти проблемы актуально рассматривать во взаимосвязи, что позволит теоретически обосновать (на основе мусульманских источников: Корана и хадисов пророка Мухаммада (с)[1]) допустимые, с точки зрения ислама, преобразования в жизни мусульман.
Но прежде, для того чтобы претворить в жизнь идеи развития, необходимо наличие высоко интеллектуального пласта людей в том или ином обществе. Поскольку антропология — это всегда краеугольный камень всех наук о человеке, любая гуманистическая теория может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на людей. В этой связи необходимо верно толковать показатели развития в свете мусульманской теории. Чтобы не исказить взгляд ислама на жизнь человеческого общества, исследователям необходимо обладать целостными воззрениями на религиозные источники: стараться применять методологический подход к толкованию айатов Корана и хадисов. Следует обращать внимание на новые, необходимые в жизни мусульман вопросы, при этом остерегаясь навязанных извне гипотез.
По исламу, настоящее развитие общества невозможно без духовной составляющей. Рост религиозного самосознания, вера во Всевышнего как Абсолютную Истину — основа здоровья любой нации. Такой подход в корне отличается от западной теории и практики, в которой отсутствуют в достаточной степени нравственная, воспитательная и духовная составляющие, что в итоге не ведёт к организации праведной жизни.
По мусульманским канонам, основными целями построения цивилизованного общества являются равномерное и гармоничное развитие человеческих ресурсов и полезных производств, улучшающих качество жизни, а также укрепление единства и социальной справедливости.
Некоторые исследователи полагают, что отдельные представления мусульман обрекают их на отсталость и неразвитость. Это положение в корне неверно. Учёные, видимо, забывают о том, что на протяжении многих веков государства, построенные по мусульманской модели, обладали высочайшим уровнем культурного и социально-экономического развития. В жизни мусульман не было места таким порокам как весёлое времяпровождение, небрежное отношение к работе, бессмысленное использование разного рода возможностей, игнорирование новейших научных достижений и т. д. Наоборот, каждому таланту находилось своё место, в любой сфере деятельности эффективно использовалось время. Люди старались избегать запрещённых Кораном соблазнов, что лишний раз защищало их от опрометчивых поступков.
Ислам особо подчёркивает важность изучения всевозможных наук, необходимость проявлять усердие в работе, выполняемый со скрупулёзной точностью, стабильность в профессиональной деятельности и соблюдение дисциплины, обеспечивающей достоинство мусульманского общества. Всё это свидетельствует о конструктивном подходе ислама к вопросам развития. И нет никакого противоречия между понятием развития и такими мировоззренческими особенностями ислама, как упование на Бога, вера в судьбу и предопределение, осуждение склонности к мирским благам, удовлетворённость имеющимся и т. д.
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой исследование, выполненное известным иранским учёным худжат ал-исламом[2] Халилийаном. В этой работе подробно рассматривается смысл термина «развитие», его виды и другие вопросы, связанные с этой темой.
‘Абд ал-Хусайн Хосроупанах,
заместитель главы Центра
культурных исследований
исламской духовной академии г. Кума.
3 джамади-ас-сани 1423 г. л.х.[3] (21.05.1981).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
(с) — здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада.
3
л. х. — сокращение выражения «лунная хиджра». После смерти Пророка (с) халиф Умар ибн ал-Хаттаб ввёл лунный календарь в государственный обиход. Было решено начать мусульманское летоисчисление с момента хиджры (переселения) пророка Мухаммада (с) из Мекки в Медину в 622 г. Таким образом, 622 г. стали считать первым годом мусульманской лунной хиджры.