Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична — родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на практике полученные знания, улучшили отношения с детьми. Цель этого пособия — помочь педагогам и воспитателям в детских садах стать теми взрослыми, в которых нуждаются дети, показать основные потребности ребенка, а также поделиться педагогическим опытом тех, кто уже применяет на практике теорию привязанности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Модель Ньюфелда в детских садах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Опыт педагогов: интервью с воспитателями детских садов
Теория Гордона Ньюфелда применяется на практике не только родителями, но и учителями, воспитателями и нянями.
Воспитателям детских садов, знакомым с теорией привязанности, предложили ответить на три вопроса:
Как в вашем саду поддерживается привязанность детей к родителям?
Как поддерживается и питается привязанность к садику и воспитателям?
Как воспитатели помогают детям выражать сильные эмоции (тревогу, фрустрацию, стремление к контакту и близости)?
Полученные ответы — это ценный опыт того, как на практике можно применить модель Гордона Ньюфелда.
Мария Полянко
Ужгород, Западная Украина
2 года работает воспитателем в домашнем саду, который посещают 8 деток. В саду 2 воспитателя, сад работает 4 дня в неделю с 9 до 17, среда — выходной.
1. Как вы поддерживаете привязанность детей к родителям?
Это сад домашнего типа, все друг друга знают, родители знакомы с теорией привязанности, поэтому привязанность между детьми и родителями уже хорошая.
Если замечаю, что ребенок вдруг больше ориентируется на меня, чем на родителей, то начинаю сватать родителя, говоря ребенку: а мама тоже так делает, а мама тебя любит еще больше, т. е. вношу идею про тепло родителей. Потом я могу сказать родителям тихонько, что такая ситуация была, чтобы они, со своей стороны, укрепляли отношения.
Если ребенок грустит, скучает по родителям, то я говорю ему: понимаю, тебе грустно, но скоро мама придет. В целом к садику дети уже привыкли, им уютно тут.
Воспитатели и родители уже давно стали друзьями, поэтому мы можем ходить друг к другу в гости, встречаться, проводить время вместе.
2. Как поддерживается привязанность к садику?
Дети очень любят садик, для них это родное место, надежное. Если же я уезжаю на какое-то время или ребенок уезжает с родителями, мы все равно поддерживаем контакт по телефону или через интернет. Мы снимаем видео для детей, которые болеют, посылаем им пожелания выздороветь, фотографии того, что делали в саду.
3. Как воспитатели помогают выражать эмоции (фрустрацию, тревогу, стремление к контакту и близости)?
Мы проговариваем ребенку то, что с ним произошло, и то, что он, вероятнее всего, в связи с этим чувствует. Например, кто-то испугался собаку на прогулке: «Я понимаю, страшно, но я здесь, чтобы тебя защитить». Или: «Ты злишься, вот подушку можно побить». Если же ребенок столкнулся с тщетностью, а ему сложно поплакать, то я стараюсь помочь ему выплакать слезы.
Когда дети начинают друг друга цеплять, мы показываем, что дело тут не в самом обидчике, а во фрустрации: «Вы злитесь, потому что голодные, сейчас уже будет обед».
У нас есть груша для битья — подушка-бьюшка. А когда в группе начинается хаос, мы предлагаем побить глину: дети из нее лепят, втыкают ножики — делают то, что помогает им выплеснуть накипевшее.
Перед прогулкой акцентируем внимание, что идем на улицу, будем там рычать, пищать, визжать, кричать, выпускать пар. Я люблю активные игры — деток подкидываю, подбрасываю, а они на меня наскакивают. Это тоже помогает им выплеснуть фрустрацию. Для выражения эмоции тревоги можем поиграть в прятки.
Наталия Кобялко
Минск, Беларусь
1. Как в вашем садике воспитатели поддерживают привязанность детей к родителям?
Для этого у нас есть разные способы:
• Много раз за день я говорю детям, как сильно их любят родители, что после тихого часа и вкусного полдника они встретятся и обнимутся.
• В утреннем кругу мы рассказываем друг другу про выходные или вечера с семьей.
• Играем в словесные игры, где подбираем нежные слова папам и мамам, придумываем комплименты для них. Или ребенок рассказывает про своих родителей: какой он/она, что любит или не любит, как они вместе проводят время, какая у них общая любимая игра и т. д.
• Мы поздравляем каждого родителя с днем рождения. Готовим совместный подарок (например, разрисовываем кружку) и вечером водим хоровод.
• Раз в году я провожу папин и мамин день. Т. е. папа и мама каждого ребенка проживают с нами полдня (что-то проводят по своему усмотрению: читают сказку, играют или просто находятся рядом).
• Родитель может в любой день побыть с нами в детском саду.
• К некоторым праздникам родители своими руками делают подарки для детей (например, мамы шили рюкзачки для запасных вещей, папы мастерили луки).
• Детки спят на своем постельном белье, которое вместе с мамой выбрали и принесли из дома в садик.
• У ребенка есть возможность позвонить родителям (но пока еще ей никто не воспользовался).
• Почти все наше творчество, все, что мы делаем с детьми, создается со смыслом. Мы валяем картину из шерсти в подарок маме. Шьем брелок на ключи для папы и т. д.
• Устраиваем сюрпризы для родителей (готовим вкусное печенье, учим песенки и стихи про родителей).
2. Как поддерживается привязанность к садику?
Наш детский сад скорее напоминает большую семью. Когда ребенок только начинает посещать группу, то кто-то из родителей находится с ним. Я все время рядом, но пока у меня не ведущая роль. Я играю, пою, рисую с другими детьми и не акцентирую сильно внимание на новичке, при этом у меня очень хороший контакт с родителем.
У нас нет ограничений на время адаптации, оно индивидуально в каждом случае. Бывало, что ребенок вместе с мамой ходил на полдня около полугода, а кто-то и на следующий день спокойно оставался.
Родитель играет активную роль в саду. Мы вместе играем в утреннем кругу, завтракаем, рисуем, и даже если ребенок ничего не делает, то взрослый с большим интересом погружается в нашу творческую атмосферу.
Ежедневно я встречаю каждого воспитанника, и со временем у нас появляются свои ритуалы приветствия и прощания. Кого-то я беру на ручки, кого-то привлекаю к совместной деятельности, с кем-то мы долго общаемся и дальше вместе встречаем друзей. Как правило, мы не менее пяти минут общаемся с родителем на разные темы (погода, природа, машины, настроение — все, что не связано с ребенком), и ребенок активно принимает участие в разговоре.
В саду есть свой ритм дня, недели и месяца. Со временем дети сами знают, что мы делаем в понедельник, во вторник и т. д. А в конце каждого месяца я провожу большие семейные праздники. Мы вместе собираемся, чтобы поиграть, показать сказку, потанцевать или сходить в поход. Такая большая деревня.
Подытожу. Важную роль в поддержании привязанности ребенка к садику играют:
1) Активная роль родителя.
2) Родитель + воспитатель = команда.
3) Воспитатель — любящий, ответственный, принимающий, поддерживающий, помогающий. Четко держит границы и создает:
• совместные праздники каждый месяц;
• ритуалы приветствия и прощания как с ребенком, так и с родителем;
• ритм дня, недели и месяца;
• семейные праздники.
3. Какими способами воспитатели помогают детям распознавать и выражать эмоции фрустрации, тревоги, стремления к контакту и близости?
• Я всегда честна с детьми. Проговариваю чувства ребенка, помогаю ему пожить с ними в безопасной атмосфере. Я учу всех детей проговаривать: «Мне так неприятно», «Мне обидно, потому что…», «Мне грустно…», «Я не хочу…» и т. д. Из практики — на это уходит до трех месяцев.
• У нас есть Эпоха принцесс и рыцарей, и здесь мы образно знакомимся со своими драконами. Драконы — наши так называемые негативные эмоции. Мы их рассматриваем, рисуем, проживаем, приручаем — вместе ищем способы выражения, но не подавляем.
• В утреннем круге мы делимся своими впечатлениями, обсуждаем сложные или неприятные ситуации. Поначалу детям было тяжело это проговаривать, но со временем они научились определять свое настроение и эмоции.
• В конфликтных ситуациях я всегда выслушиваю обе стороны, и потом мы вместе решаем, если это возможно, как поступить дальше. В большинстве случаев каждый из участников конфликта проговаривает свои переживания по ситуации и происходит перемирие.
• Сочиняю сказки (сказкотерапия), использую тактильно-коммуникативные игры.
• Подбираю сказки с определенным смыслом и первую неделю рассказываю и показываю я, а на следующей неделе это делают уже сами дети, вживаясь в образ злой тучки или любящей мамы.
Оксана Аграновски
Израиль
1. Как вы поддерживаете привязанность детей к родителям?
Родители могут долго находиться в садике, не оставляя ребенка на весь день. Постепенно дети проводят без них полчаса, час — каждый день прибавляем по часу. Когда родители уходят, просим, чтобы они попрощались, пообещали прийти и забрать.
Также мы всегда напоминаем взрослым, что очень важно говорить с детьми о садике до садика.
Мы проводим мероприятия с родителями, день семьи, когда все родители приходят и делают вместе что-то интересное. Например, однажды в день семьи мы ставили бассейн для детей, ребята купались, были угощения. Обычно в этот день мы также поем песенки о маме и папе.
Вместе с родителями мы ездили вместе собирать клубнику, устраивали праздник костров.
Чтобы ребенок не скучал в садике, мы советуем принести мамину вещь из дома, или игрушку, или тряпочку, чтобы он не тосковал от разлуки.
Если речь идет о малышах, то мы рекомендуем родителям не отлучать их от груди или соски резко, а также не переселять в отдельную комнату, когда ребенок только начинает ходить в сад.
2. Как вы поддерживаете привязанность детей к садику?
Поем песенки, знакомим всех детей между собой, сватаем их друг другу, чтобы подружились. У нас есть песенка или сказка о том, как ребенок шел в садик, по дороге встретил кошечку, собачку, а в садике встретил новых друзей. Делаем аппликацию на эту тему.
По утрам проводим утренний круг, где мы поем песенки про садик, какой он хороший: игрушки тут ждут, друзья ждут, давайте обнимемся, пощекочем соседа, пошлем воздушный поцелуйчик другим ребятам.
Встречаем шаббат: по очереди мамы и папы разных ребят в группе приносят сладкий хлеб и освященный напиток; взрослые всем раздают хлеб и печенье, потом все танцуют, делятся сладостями.
Некоторые праздники проходят без родителей, но дети обязательно приходят нарядными. Мы все вместе печем пирог или булочки, дети помогают в этом воспитателю.
3. Какими способами воспитатели детям помогают распознавать и выражать эмоции фрустрации, тревоги, стремления к контакту и близости?
У нас в садике воспитываются дети до трех лет. Малышам бывает непросто адаптироваться к новой обстановке. Поэтому, если ребенок плачет, мы проговариваем его чувства, и родителям тоже мягко советуем так поступать. Если слезы текут оттого, что родители ушли, то мы говорим: да, я понимаю, тебе грустно, но мама и папа обязательно придут после того, как ты поешь и поспишь. В это время можно взять его на руки, обнять, поговорить, а когда ребенок успокаивается, то переключить его внимание на что-то другое.
Бывает, что дети ссорятся — кусаются, толкаются и т. д. Тогда мы даем игрушки, которые можно толкать, а если кто-то задел другого, мы проговариваем, что ему больно, убеждаем не поступать так. Но никаких наказаний, криков.
Когда новый ребенок приходит в группу в течение года, мы придумываем сказку, как он пришел в садик, знакомим с детьми.
Светлана Боброва
США
Наш сад находится в Колорадо, США. Это небольшой частный сад. У нас 2 группы — младшая (от года до 2,5 лет) и старшая (2,5–5). Я работаю в старшей группе. Сад билингвальный.
1. Как в вашем садике воспитатели поддерживают привязанность детей к родителям?
Я бы назвала главным способом поддержания привязанности детей к родителям не какие-то особые меры (хотя мы используем фотографии, например), а поддержание незримого присутствия родителей в саду. Я помню, когда мои дети ходили в детский сад, воспитатели не любили, если они вспоминали о родителях, старались отвлечь от этих мыслей. Я же стараюсь делать наоборот. Если кто-то из детей спрашивает, к примеру, «Когда моя мама придет?» — то мы можем перечислить события, которые остались до прихода мамы (сейчас мы гуляем, потом делаем бабочку, потом обедаем, спим — и мама придет).
Еще мы можем погрустить. Дети знают, что можно подойти ко мне и сказать, что они скучают по маме. Тогда мы вместе грустим. Если позволяет время, то грустим с разговорами про маму (что будет, когда мама придет, как она обнимет ребенка, как обрадуется и т. п.), если времени нет (группа чем-то занята), то я могу просто приобнять ребенка, немного посочувствовать ему. Иногда, когда ребенок сильно скучает (и бывает цепная реакция «ой, и я хочу к маме», «и я»), мы рисуем картинки или делаем открытки для мам и пап.
Еще я всегда рада отправить родителям СМС от имени ребенка. Могу дать свой телефон, чтобы он сфотографировал что-то для него важное (например, найденного червяка или необычный листочек, или свой рисунок), тут же отправляю фото родителям и обязательно пересказываю или зачитываю ребенку ответные сообщения.
Я была бы рада, если бы каждый ребенок в саду имел возможность хранить фотографию близких людей. Но эта идея не близка родителям почему-то. У нас был один чувствительный трехлетний мальчик, которому было сложно адаптироваться. Прошло несколько недель, пока родители все же откликнулись на мою просьбу и принесли фотографию мамы. Первые дни он просто постоянно ходил с этим «портретом», как он называл фото. Потом стал забывать о нем на какое-то время («Ой, где мой портрет?» — слышали мы периодически). Затем в течение пары месяцев он брал этот портрет только на время сна. А затем настало время, когда малыш пришел в сад с мягкой игрушкой для сна. А портрет остался лежать у меня на столе.
Второй случай — девочка двух с половиной лет, которая уже хорошо ходила в сад, после долгого перерыва снова начала плакать в течение дня. После того как она смогла «держаться» за фото, уже через неделю оно ей стало не нужно.
2. Как поддерживается привязанность к садику?
Мне кажется, привязанность к саду формируется через создание безопасной, принимающей, интересной атмосферы.
Наши дети не боятся, что на них могут накричать или будут угрожать наказанием. Они обращаются к нам за помощью и уверены, что обязательно ее получат.
Мы стараемся формировать как групповую общность («мы так не делаем», «у нас принято так», «мы помогаем друг другу»), так и создаем индивидуальные отношения с каждым ребенком. Обычно мы знаем, что дети любят и не любят, знаем, что происходит в семье, так что всегда можем поддержать разговор о важных для ребенка вещах. Очень важно поддерживать связь с каждым ребенком в течение дня, «замечать» его не только в случае плохого поведения или особых достижений, но и во время, казалось бы, незаметной и не очень важной активности.
Особых ритуалов у нас нет. Разве что мы обязательно по утрам приветствуем каждого ребенка, обязательно прощаемся с каждым в конце дня. Ну и сам постоянный режим дня способствует созданию предсказуемой и безопасной для детей обстановки.
У нас создан особый порядок празднования дней рождения — с особой «деньрожденной» общей игрой, традиционным хороводом «Каравай-каравай», угощением, пожеланиями и подарком.
3. Какими способами воспитатели детям помогают распознавать и выражать эмоции фрустрации, тревоги, стремления к контакту и близости?
Здесь многое зависит от возраста детей. Со старшими можно довольно продуктивно проговорить о том, что происходит, почему и как можно поступить в сложной ситуации. А малышам важно помочь проживать фрустрацию. Это заключается главным образом в том, что мы проговариваем происходящее, называем эмоции, сочувствуем, даем ребенку прожить эти эмоции.
В случае признаков повышенной тревожности лучше всего работает поддержание контакта и близости: больше внимания, разговоров (в том числе о семье) и игр с этим ребенком. Во многих случаях хорошо работает физический контакт: ребенок чувствует защиту и расслабляется рядом с воспитателем.
Стремление к контакту и близости у наших детей в саду проявляется, как правило, двумя способами: стремлением к физическому контакту (сидеть рядом с воспитателем или на коленях) и желанием поделиться важным — умениями, играми, переживаниями.
В целом я для себя вывела такие этапы привыкания ребенка к саду и ко мне как воспитателю:
• он позволяет мне сопровождать основные этапы его садовской жизни (мытье рук, кормление, помощь в туалете, одевание на прогулку, укладывание);
• начинает обращаться ко мне за помощью сам: может пожаловаться на другого, попросить определенную игрушку или книжку, попросить помощи в туалете, спросить о том, когда придут родители;
• он готов делиться своей радостью и достижениями. Это для меня знак, что контакт установлен и в саду ребенку хорошо.
Елена Функнер
Мюнхен, Германия
Группа короткого пребывания — 3 дня в неделю по 2–3 часа. Туда часто приводят детей перед садиком. У нас 16 детей от 2 до 4 лет, два преподавателя и один ассистент. Это частная структура.
1. Как вы поддерживаете привязанность детей к родителям?
Родители остаются в группе столько, сколько требуется ребенку. У нас есть большая игровая площадка, на которой можно поиграть, а потом попрощаться с детьми. Мы просим родителей не исчезать внезапно, не прощаясь с ребенком. Если же такая адаптация затягивается, мы предлагаем родителям взвесить, стоит ли им сейчас отдавать ребенка в садик.
В период привыкания дети обязательно передаются в руки воспитателю. Мы просим принести фото мамы или папы, оно есть в рюкзачке или в ящичке у ребенка. Кто-то приносит медальон, свою любимую игрушку или вещь мамы. Мы это обговариваем с родителями.
Мы звоним родителям, когда нет возможности утешить ребенка. У нас интернациональный садик, и многие дети могут не говорить на английском или немецком. Мы просим родителей составить список с фразами, которые можно сказать ребенку на его родном языке: «Мама скоро придет», «Мама скоро будет».
2. Как поддерживается привязанность к садику?
У нас создан общий чат с родителями, куда мы отправляем фото. Раз в месяц мы организуем совместные походы в зоопарк, музей, библиотеку. Раз в 2–3 месяца проводим совместное чаепитие с родителями, плюс праздники — песенки поем вместе с родителями и детьми.
Раньше во время обеда мы бегали вокруг детей, помогали есть, но со временем поняли, что они лучше едят, когда мы сидим за столом вместе с ними.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Модель Ньюфелда в детских садах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других