Воздушная битва за Крым. Крах нацистского «Готенланда». 1943—1944

Михаил Зефиров, 2021

Битва за Крым, продолжавшаяся с перерывами в течение двух с половиной лет, стоит особняком в истории Второй мировой войны. Обе воюющие стороны, точнее их лидеры – Адольф Гитлер и Иосиф Сталин – придавали исключительно важное значение обладанию этим полуостровом. Первый фанатично пытался удержать его, даже когда Восточный фронт буквально трещал по швам, а его южный фланг откатился далеко на запад, второй придавал освобождению Крыма самое приоритетное значение. В результате освобождение «всесоюзной здравницы» растянулось на полгода и превратилось в затяжную изнурительную битву, в которую были втянуты крупные силы сухопутных войск и флотов обеих сторон. А в небе разыгралось одно из самых продолжительных и ожесточенных воздушных сражений, которое не прерывалось ни днем, ни ночью, ни в плохую погоду. Крымская эпопея завершилась невероятным по драматизму и накалу событий финалом: стремительным броском Красной армии к Севастополю и отчаянной попыткой противника вывезти свои войска в Румынию. В данной книге на основе отечественных и германских архивных документов и других источников впервые рассказано о воздушной битве за Крым, продолжавшейся с 1 ноября 1943 г. до 12 мая 1944 г., в которой участвовали многие известные советские и немецкие асы. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Сражения в воздухе. Военная авиация XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушная битва за Крым. Крах нацистского «Готенланда». 1943—1944 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Дегтев Д.М., Зефиров М.В., 2021

© «Центрполиграф», 2021

Предисловие

Битва за Крым, которая с перерывами продолжалась в течение двух с половиной лет с сентября 1942 до мая 1944 г., стоит особняком в истории Второй мировой войны. Обе воюющих стороны, точнее, их лидеры — Адольф Гитлер и Иосиф Сталин — придавали исключительно важное значение обладанию этим полуостровом.

Еще до того, как немецкие войска ворвались в Крым, 1 сентября 1941 г. в составе рейхскомиссариата «Украина» был образован генеральный округ «Крым–Таврия», который возглавил генеральный комиссар Альфред Фрауенфельд, по совместительству являвшийся управляющим делами и советником президиума Имперской палаты театра и членом Имперского сената культуры. Вскоре после того, как большая часть Крыма была оккупирована, Фрауефельд разработал проект «Готенланд», предусматривавший превращение этой территории в колонию, заселенную выходцами из Южного Тироля. В 1942 г. он издал книгу «Крым», в которой отдельную главу посвятил истории крымских готов и обоснованию «исконных прав немцев на полуостров». Фрауефельд предлагал построить скоростную автомагистраль Гамбург–Крым, которая позволила бы преодолевать путь за два дня. Вдоль южного побережья предполагалось организовать курорт мирового уровня. При этом Симферополь подлежал переименованию в Готенбург, а Севастополь — в Теодорихсхафен.

Добавим, что крымские готы, близкие по языку и культуре остготам, действительно проживали на полуострове с III в. нашей эры и в течение длительного времени контролировали всю его территорию. А в XIII–XV вв. в юго-западной части Крыма существовало государство Феодоро, этническую основу которого составляли германцы и греки. Его столица — Дорос — находилась недалеко от нынешнего Бахчисарая. В 1475 г. княжество Феодоро было захвачено и разорено турками, но следы древней готской культуры сохранились на полуострове по сей день.

Фюреру все эти утопические идеи очень понравились, но сам он считал Крым в первую очередь «непотопляемым авианосцем», позволявшим контролировать Черное море и оказывать политическое давление на Балканские страны и Турцию. Заселение же тирольцами Гитлер предложил отложить «до полной победы»…

Что касается нашей страны, то не будет преувеличением сказать, что Крымский полуостров в течение столетий имел (и имеет по сей день) особое и даже сакральное значение как для простых граждан, так и для высшего руководства — царей и генсеков. Обладание этой «всесоюзной здравницей», удивительные пейзажи которой всегда будоражили мечты обывателей и разжигали вдохновение у писателей и художников, стало символом господства России на Черном море, олицетворением славных и не очень страниц ее истории. Сталин же, пришедший к власти на волне революционных лозунгов, но фактически ставший преемником былых деспотов и самодержцев, так же придавал удержанию, а затем отвоеванию Крыма самое первостепенное значение. Несмотря на тот факт, что полуостров фактически являлся эдаким «тупиком», через который нельзя было прорваться ни в тыл противника, ни выйти на оперативный простор, ни вообще куда-либо попасть, советское командование упорно высаживало там десанты и бросало в бой крупные силы авиации и флота.

В свою очередь, Гитлер с таким же фанатизмом пытался удержать Крым, даже когда Восточный фронт буквально трещал по швам, а его южный фланг откатился далеко на запад — к самим Карпатам. При этом фюрера не смущали ни огромный расход сил и средств, дефицитных военных ресурсов, ни даже опасность потери вместе с «Готенландом» целой 150-тысячной армии!

В результате освобождение Крыма в 1943–1944 гг. растянулось на полгода и превратилось в затяжную изнурительную битву. Несмотря на тот факт, что основные события долгое время происходили на небольшом клочке земли — на восточной оконечности Керченского полуострова, в них были втянуты крупные силы сухопутных войск и флотов обеих сторон. А в небе разыгралось одно из самых продолжительных и ожесточенных воздушных сражений Великой Отечественной войны, которое не прерывалось ни днем, ни ночью, ни в плохую погоду. Крымская эпопея в итоге завершилась невероятным по драматизму и накалу событий финалом: стремительным броском Красной армии к Севастополю и отчаянной попыткой противника вывезти свои войска через Черное море — в Румынию.

В данной книге на основе отечественных и германских архивных документов впервые рассказано о воздушной битве за Крым, продолжавшейся с ноября 1943 до мая 1944 г. В ней участвовали практически все рода авиации обеих сторон (от истребителей и штурмовиков до легких ночных бомбардировщиков, специальных транспортных подразделений и специальных «охотников»), а также многие известные советские и немецкие асы.

Авторы дают исчерпывающие ответы на вопросы: какую роль сыграла авиация обеих сторон в высадке десантов под Керчью и Эльтигеном, их удержании и снабжении, какими способами немецкие и наши летчики пытались контролировать небо и завоевать пресловутое «господство в воздухе», как авиаудары помогали поддержать или, наоборот, сорвать наступление, какую роль ВВС КА сыграли в финальном штурме Севастополя и т. д. Также в работе рассказано о том, насколько асы люфтваффе и «сталинские соколы» завышали свои успехи в воздушных боях и почему нашей авиации, несмотря на достигнутые успехи, все-таки не удалось помешать противнику эвакуировать большую часть своих войск в Румынию.

Авторы выражают благодарность за помощь в работе над книгой военному историку Сергею Богатыреву, а также Теодору Маху (Германия).

Оглавление

Из серии: Сражения в воздухе. Военная авиация XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушная битва за Крым. Крах нацистского «Готенланда». 1943—1944 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я