Работа направлена всем, кого интересуют проблемы философии, вопросы формирования правильного миропонимания. Она будет интересна старшеклассникам, студентам, а также учителям и преподавателям.М.А. Дорогой – магистр богословия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конец философии материализма. 5 иллюзий материализма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
экскурс в историю
Натурфилософия
Вопросы происхождения природы, жизни, человека и общества были в центре внимания людей с момента возникновения философии (7–5 век до н. э). Самые ранние письменные источники показывают, что первые размышления человека, его попытки рационально осмыслить мир касались вопроса познания мира, в котором жил человек. Философа окружал мир веществ и предметов, т. е, натура, природа. Поэтому первых философов, которые размышляли о природе, история называет натурфилософами. Они искали, из чего составлена природа, её предметы и видели происхождение вещей в тех веществах, из которых состоят эти вещи.
Второй их интерес был связан с небом над ними — с космосом. Поэтому были популярны вопросы космологии, космогонии. Но ответы на все эти вопросы у философов были разные.
Одни философы, видя порядок в космосе, предположили, что всё создал высший Ум (Нус), идеи (Платон), неподвижный невещественный двигатель (Аристотель).
Другие отрицали существование высшего Разума и настаивали на вечности космоса (Гераклит, Демокрит). Это ярко описал позднее в своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар.
Но уровень знаний той эпохи не смог дать ответа на вопросы отношений «человек-природа», т. е. на вопросы о веществах, о начале мира, о космосе, и потому последующие философы стали размышлять об отношениях «человек-человек и человек-общество». Но и в этих вопросах человек не мог получить один удовлетворяющий всех ответ, и потому существовали разные школы и учения, которые по — своему учили, как лучше всего прожить в этой жизни и в чём человек может получить счастье. Это, так называемая, социальная философия.
Так, философы скептики (греч. skepticos — рассматривающий, исследующий) указывали на невозмутимость духа. Человек должен воздерживаться от всяких суждений о природе вещей, о явлениях. И это даст человеку счастье.
Стоики говорили, что путь к счастью лежит через апатию (греч. apatheia — бесчувственность), через равнодушие к жизни.
Киники предлагали крайний аскетизм (греч. asketes — аскет, упражняющийся, подвижник; аскеза — крайнее воздержание, отказ от жизненных благ). Они призывали человека довести безмятежность духа до крайности, т. е. жить в нищете, отказаться от удовольствий и т. д.
Эпикурейцы, наоборот, говорили: смысл жизни в чувственном наслаждении. Наслаждайся, и это даст тебе счастье.
Как видим, с 7-го по 1-й век до н. э. Философы не получили желаемых ответов на происхождение природы, жизни, человека, сущности человека и смысла его жизни. Они не смогли дать обобщённую стройную картину мира, в котором жил человек. Итак, разум философов — язычников не мог дать ответ на все вопросы человека.
В 1-м веке ситуация изменилась. В Римской империи появилось христианство с библейским объяснением всех этих вопросов. Христианство принесло идею одного Бога для всех людей, для всех племён, языков, государств, Который всё сотворил за 6 дней. Христианство также объявляло, что человек создан Богом как образ и подобие Бога. Кроме этого, христианство принесло в мир общий для всех людей моральный и нравственный закон десяти заповедей, которые дал этот Бог, и надежду вечной жизни всем, кто уверует в Спасителя людей Иисуса Христа.
Таким образом, на все вопросы, которые ставили философы, они получили ответ от христианства.
Но христианство было основано на вере, и поэтому все языческие философы — стоики, эпикурейцы и другие, учения которых были основаны на разуме философов, стали противодействовать новому учению. Таким образом, вера христиан столкнулась с разумом языческой философии, и период с 1-го по 4-й век был временем борьбы разума философов с верой христиан в библейскую историю. Христианство принесло истину, но принятие этой истины требовало безусловной веры в Евангелие.
Итак, четыре века языческая философия и императоры Империи боролись с христианскими философами — апологетами, которые придавали христианству философское обоснование, и этим защищали христианство и саму подпольную, как называют её, «катакомбную» христианскую церковь. Так, философ — апологет Юстин, бывший сторонник учения Платона, писал:
"Я христианин и, гордясь, признаю себя таковым. Теория Платона несовместима с христианской, и никогда более не цвесть им вместе, как не совместима она ни с какой другой, ни стоической, ни поэтической, ни прозаической". Климент Александрийский защищает христианство, используя философию, отстаивая союз веры и знания на приоритете веры. «Факты священной истории могут показаться разуму невероятными, сказочными, и это действительно так, потому что они не область философии. и ему не следует даже пытаться понять их», — писал Климент. Известно знаменитое высказывание Тертуллиана (160–220 гг.):"Верую, потому что абсурдно" — credo guia absurdum.
История сохранила сведения о более чем 30 массовых гонений на христиан, их избиений и казней. Но христианство выстояло. Христиане предлагали принять весть о спасении верою. Уверуй и спасёшься, — говорили они. Апостол Павел писал: «Верою познаем». На первом месте должна быть вера в Евангелие, а не отвлеченное бесплодное размышление, умствование. Христианство известило Империю об историческом мировом событии, случившемся в Иерусалиме. Ибо произошло реальное историческое событие — факт воскресения человека из мёртвых. Оно подтверждалось свидетелями и участниками этого события. Они видели воскресшего из мёртвых Иисуса. Многие видели, как Он вознёсся на небеса. И теперь это спасение доступно каждому, кто в это уверует. Христианство провозгласило благую весть о спасенни человека от смерти через веру в Иисуса. Об этом ясно говорит Писание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Император Константин Миланским эдиктом в 313 г. положил конец гонениям на христиан. А при императоре Феодосии христианство стало государственной религией (380 г.) и, таким образом, поглотило языческую философию. Вера в Единого Бога Творца и Сына Божия, Спасителя людей от смерти, победила разум философов. Теперь познание истины было основано на вере в рассказ Библии. Так, разношерстная парадигма языческого видения мира сменилась ясным библейским видением, а античная философия стала богословием.
Для рассказа об этом и подготовке человека к вечной жизни Бог создал Церковь, главою которой поставил Иисуса Христа. Язычник может спастись от смерти, если покается и уверует в Иисуса Христа. А сделать это он может только в Церкви и, таким образом, Церковь стала центром жизни человека и общества. До 1305 года Церковь обладала властью большей, чем власть местных правителей. Ибо под юрисдикцией Церкви было право, суд, медицина, образование и, конечно, все церковные дела. Теперь человек рождался, жил и умирал в лоне Церкви.
Церковь выполнила часть Великого поручения Иисуса:"Идите, научите все народы, крестя их". Церковь пришла в мир язычников, крестила народы и теперь должна была научить их Слову, — а это значило организовать систему образования, научить их поклонению и сформировать христианскую культуру, чтобы этот мир прославлял принятого им Бога. Богословие, разрабатывая духовные вопросы, установило в Империи христианскую парадигму, называемую в истории философии теоцентризмом (от гр. тео-Бог).
Теоцентризм
Итак, парадигма европейского общества с 4-го по 14 век была основана на христианском богословии, на Библии. Этому богословию учила Церковь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конец философии материализма. 5 иллюзий материализма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других