«Псой Макс. Знаете, Что ж такое шуаны? Солдаты. Не могим знать. Псой Макс. Так вы говорите, что знаете… Солдаты. Так точно, знаем…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гастроль Рычалова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Действие первое
(За кулисами)
В. П. Рычалов, артист московских и других столичных театров.
Марина Исидорская, примадонна.
А. А. Ланшев, жен-премьер.
Борзой-Невзоров, артист.
С. С. Крутиков, опереточный комик.
Антрепренер.
Псой Максимович Коровкин — помощник режиссера. (Щека подвязана платком. Страдает зубной болью, часто прикладывает руку к щеке.)
1-й, 2-й, 3-й, 4-й — солдаты местного гарнизона.
Портной.
Портниха.
Солдаты одеты не шуанами, а в своем солдатском виде, стоят на сцене, руки по швам.
Псой Макс. Партии знаете. Хор с капельмейстером выучили?
Солдаты. Так точно…
Псой Макс. Ну вот вы стоите и так… (Показывает.) Знаете, что такое шуаны?
Солдаты. Так точно… Знаем…
Псой Макс. Знаете, Что ж такое шуаны?
Солдаты. Не могим знать.
Псой Макс. Так вы говорите, что знаете…
Солдаты. Так точно, знаем…
Псой Макс. Ну так я и спрашиваю, что такое шуаны?
Солдаты. Не могим знать…
Псой Макс. (нетерпеливо.) Шуаны это французские пизаны, понимаете, французские пизаны… Ну, одним словом, вы знаете, что такое французские пизаны…
Борзой-Невз. (в потертом костюмчике, который должен изображать роскошное одеяние аристократа времени Людовика XVI, пьет за столом из бутылки воду и закусывает колбасой.) Не пизане, а пейзане.
Псой Макс. Чего-с?
Борзой-Невз. Пейзане… говорю, пей… пей… а не пи пизане…
Псой Макс. Пей… пей… Вам бы только напиться… Ведь это у вас водка… (Приближается.)
Борзой-Невз. Водка-с… Только не для вас… (Прячет бутылку в карман.)
Псой Макс. Вы бы хоть для сегодняшней гастроли г-на Рычалова соблюли себя, г-н Борзой-Невзоров.
Борзой-Невз. Соблюли… (Жует.) Что мне ваш Рычалов. Вы думаете, — он не пьет… В лучшем виде… В Москве пили…
Псой Макс. С Рычаловым…
Борзой-Невз. А вы думаете, что… с суфлером Институтовым, или как вы под сценой… Нет-с, батеньки, трещала Москва, как мы пили… На Сухаревой башне факел зажгли…
Псой Макс. Да разве он пьет…
Борзой-Невз. Кто… Рычалов?.. Русский талант не может не пить… (Достает бутылку и пьет.)
Псой Макс. (машет рукой и отворачивается к солдатам). Ну, так вот, вы шуаны… Выходите с сельскими орудиями… вы знаете, что такое сельское орудие?..
Солдаты. Никак нет…
Псой Макс. Как не знаете. Ну все равно… Так вам дадут в руки… (Кричит на сцену.) Эй, в бутафорской!
Голос (из-за сцены). Здесь…
Псой Макс. Дайте солдатам перед сельским выходом сельские орудия.
Голос. Какие там сельские орудия…
Псой Макс. Ну, разные сельские орудия, какие там есть у вас, что ли… Не знаете разве. (К солдатам.) Ну вот, вы выходите и поете:
После работы,
После работы
Вытягивай, вытягивай
Усталые члены…
Ну вот вы и потягиваетесь, вытягивайте усталые руки, как после работы… Поняли?..
Солдаты. Так точно, поняли…
Псой Макс. Здесь появляется маркиз Парбле де Кассеньяк и поет вам воззвание: «О, вы верные шуаны», то есть шуаны — это вы, пизане, и как бы мужики, но французские, понимаете… Борзой-Невзоров, что, собственно, значит шуаны?..
Борзой-Невз. (жует). Французские аристократы…
Псой Макс. Аристократы…
Борзой-Невз. Ну да… Князья, графья… бароны…
Псой Макс. (жует). Что вы за вздор мелете… Ведь они идут после сельских работ, в пизанских костюмах, а вы — аристократы…
Борзой-Невз. Не верите — мне наплевать…
Псой Макс. Да помилуйте, тут каждая минута дорога, а вы с шутовством…
Суетливо входит антрепренер, поднимая руки.
Василь Яклич, что такое шуаны?..
Антрепр. Шуаны — это… гм… (Уверенно.) Это в Испании королева была…
Псой Макс. Королева…
Антрепр. Донна-Хуана-Безумная… Горелова, бывало, играла… шибко шло…
Борзой-Невз. Донна-Хуана-Везумная одно, а шуаны совсем другое… Надо историю знать…
Антрепр. Да полноте вы, в самом деле, с вашей историей… у меня и без того голова кругом идет, а вы тут с шуанами… (К Псою Макс.) В чем дело у вас?
Псой Макс. Да вот солдат-певчих я нанял. Партии-то они, говорят, разучили… Должны изображать шуанов, да вот ничего понять не могут. Битый час бьюсь с ними.
Антрепр. Да ведь на репетиции их учили.
Псой Макс. У них фельдфебель очередь установил. На репетиции одних прислал, а на спектакль других… Ну, эти и не знают ничего… Я хотел было их подучить…
Антрепр. Да когда же теперь учить… Ведь это на охоту ехать, собак кормить…
Псой Макс. Так что же делать, Василь Яклич?
Антрепр. (передразнивает). «Что делать»… (К солдатам.) Вы как выйдете на сцену, ребята, так смотрите вот сюда в кулису… а здесь будет стоять вот Псой Максимыч; что он будет делать, то и вы делайте… Ну, там махать или иное что… Поняли?..
Солдаты. Так точно, поняли…
Антрепр. (Пc. Макс.) А вы станьте в кулису и показывайте им… Вот оно и ладно будет… (Солдатам.) Ступайте…
Солдаты уходят.
Костюмы выданы… Живее одеваться…
Псой Макс. Василь Яклич, боюсь, как бы недоразумения не вышло…
Антрепр. Какое недоразумение…
Псой Макс. Да с Рычаловым относительно солдат. Ведь он к ним воззвание поет… Увидит эту пантомиму и рассердится… Говорят, он страсть какой…
Антрепр. Э, мамочка… какой тенор будет петь на сцене, обращаясь к народу. Конечно, он станет к нему спиной и обернется лицом к публике, да еще к самой рампе выйдет… а что будут делать солдаты за его спиной, он и не заметит… Рычалов приехал?
Псой Макс. Говорили, что с пятичасовым поездом. Видели, как к гостинице подъехал…
Антрепр. Да я сам его туда отвозил. Я спрашиваю — теперь-то он в театре?
Псой Макс. Нет, еще ждем…
Антрепр. (смотрит на часы). Ай-ай-ай… ведь публика уже собирается. Сбор поверх полный… все приставные места заняты… Нельзя затягивать… А Исидорская здесь?..
Псой Макс. Она прямо в костюме из дому приедет.
Антрепр. А остальные как, все налицо?
Псой Макс. Ох, и не знаю, право… Ведь Селину некому петь.
Антрепр. Как некому. Я ж распоряжался, чтобы ее дали нашей водевильной инженю, у ней есть голосок, а роль Селины небольшая… Разве она не знает.
Псой Макс. Да ведь я ж вам говорил, Василь Яклич, что наша инженю седьмым беременна.
Антрепр. Ну это подробности, мамочка…
Псой Макс. Родит сегодня…
Антрепр. Родит… Так придется ее роль выпустить, вот и все… Ведь у нее сцен с Рычаловым нет.
Псой Макс. Только ведь смысл теряется…
Антрепр. Э, мамочка, кто в опере смысла ищет… Там и слов-то не разберешь… Была бы музыка, да гастроль, а смысла нет… «Тра-та-та… тра-та-та»… а что тра-та-та, и сами не знают. А у вас что, зубы?..
Псой Макс. Ох, да… (Берется за щеку.)
Антрепр. Вы бы полечились, голуба моя…
Псой Макс. Да и то хочу… Вот думаю водкой полоскать…
Антрепр. (испуганно). Только не водкой, только не водкой, мамочка… Псой Максимыч, я вам серьезно говорю, если вы сегодня пьяны будете…
Псой Макс. Нельзя же в самом деле так давить на личность…
Борзой-Невз. (смотрит на сцену). Василь Яклич, Рычалов идет…
Рычалов (входит быстро в пальто. Горло закутано поверх пальто в большом кашне). Что же это такое… Что это такое, спрашиваю я вас…
Антрепр. В чем дело, милушка моя, мамочка…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гастроль Рычалова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других