Три аккорда русского шансона

Михаил Бурляш, 2020

90-е были эпохой шансона. Отовсюду звучали песни Михаила Круга, а радио "Шансон" стало самой популярной радиостанцией, опередив хедлайнеров. Тридцать лет спустя, жанр жестко трансформировался. В дорогом шоу главного канала попсовые певички изображают блатняк, а люди, от души певшие про тюрьму, "переобуваются" в гламур. Что происходит в жанре шансона и почему он до сих пор остается самым "русским жанром". Ответы на эти вопросы и личные истории некоторых исполнителей – в книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Три аккорда русского шансона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дама на миллион Катерина Голицына

При всем множестве исполнителей, работающих в «русском жанре», женщин в категории «звезд шансона» можно пересчитать по пальцам. Лет двадцать назад так и вообще хватило бы пальцев одной руки — успешный шансон пели только Люба Успенская, Катя Огонек, Вика Цыганова и Таня Тишинская.

С началом нового века на слуху стали появляться новые женские имена. Ирина Круг, Елена Ваенга, Лена Василек, Аня Воробей, Афина, Любовь Шепилова и другие. Было среди них и имя певицы с чьей песни «С днем рождения, бродяга» каждый год начинается мой личный праздник.

Сегодня она знаменита и востребована. Чертова дюжина альбомов, с десяток премий «Шансон года», авторские сборники, дуэты с легендарными исполнителями, неизменное участие во всех значимых шансонных тусовках — это всё о ней. Всего лишь один эпитет позволяет безошибочно определить, о ком идет речь. Стоит где-нибудь обронить фразу «железная леди шансона», как все сразу понимают, что речь идет о Катерине Голицыной.

Столкнувшись с ней как-то на одной сцене был просто сражен её энергетикой и обаянием. Буквально, потерял дар речи. Катерина смотрела на меня выжидающе и требовательно, мол, смотри какая дама пропадает, а ты молчишь. Кто, мол, комплименты будет говорить, Пушкин? И тут мне на помощь действительно пришел Александр Сергеевич — вернее, написанные им когда-то строки:

«С кем можно быть не хладным, не пустым?

Отечество почти я ненавидел!

Но я вчера Голицыну увидел —

И примирен с отечеством моим»…

И правда — как можно не любить страну, которая подарила любителям эстрады харизматичную приму шансона и просто потрясающую женщину?

Поет Катерина с детства и определенной известности добилась ещё в ХХ веке. Вот только совсем под другим именем и в другом формате. Вы не найдете фамилию «Голицына» среди участников «Песни-94». И, тем не менее, она выступала в этой программе с песней «Ни слова о любви». Сегодня видеозапись этого выступления выглядит наивно и даже немного комично. Ибо 23 года спустя певица выглядит более стильно и элегантно, чем собственная юная копия.

Возможно, Катя так и пела бы попсу, потихоньку отвоевывая место на эстраде у Аллы Борисовны и «околопугачевской» мафии. Однако «лихие 90-е» сделали свое дело — в те времена многим стало не до песен. Когда страна билась в пост-советской ломке, солистка ВИА «Катюша» уехала испытывать судьбу в Америку.

…А вернулась уже певицей шансона. И, как показало дальнейшее развитие событий — сделала правильный выбор.

В апреле этого года она отметила очередную «полукруглую» дату. Возраст Катерину не тяготит. В одном интервью на вопрос по поводу празднования юбилея она, ничуть не тушуясь, ответила «я сделаю такое, чтобы все упали!» В этой фразе вся Голицына. Дерзкая, безбашенная, поющая не «за бабло», а в кайф.

Секрет успеха Голицыной

В чем секрет успеха Катерины? Прежде всего, в её пробивном характере. Общеизвестно, что в нашем шоу-бизнесе талант вовсе не является пропуском на большую сцену. А то, что Голицына талантлива — сомнению не подлежит. Скажу больше — она профи высшего класса. Кем ещё мог стать человек, который будучи семилетним ребенком самостоятельно (!) доехал на метро до музыкальной школы, где сразил педагогов виртуозным исполнением «Мурки» под собственный аккомпанемент? Только звездой шансона!

Екатерина умна и хорошо образована. В её песнях, даже самых простеньких, не встретишь примитивных рифм типа «любила-убила». Это, кстати, ещё один её плюс — тексты к своим песням она, в основном, пишет сама. Исключения составляют разве что кое-какие дуэты, отдельные синглы, да песня «Муж-муженек», написанная Вилли Токаревым, исполнение которой можно считать реверансом в адрес легенды жанра.

Авторство вообще даёт сильные преимущества. Во-первых, экономишь на поэтах-композиторах. Во-вторых, получаешь полную свободу действий. Уже никто не скажет возмущенно: «зачем ты заменила в моём тексте «слякоть» на «мякоть»?!» Да и вообще. Слушатели и так ассоциируют исполнителя с песней, которую он поет. А когда певица ещё и автор — каждая песня воспринимается как личное откровение. И цепляет в разы сильнее.

Многолетний сценический опыт позволил Голицыной вывести свою формула успеха: «Если мужикам не нравится — значит, будет хит!» Думаю, однажды эту формулу у неё подглядел Стас Михайлов и, наконец, прославился.

Кстати, «Не забывай меня», «Попутчик», «Как ты там», «Фамилия» и другие песни Голицыной на ура звучали бы из уст Михайлова. Только текст на мужской исправить. Например, так: «У тебя теперь моя фамилия, Ты — Михайлова теперь, моя душа»… По-моему, вполне.

Что еще? Умница. Красавица. В отличной форме. Всегда с радостью идущая на контакт с поклонниками. Отличная журналистка и радушная хозяйка «Звездного пасьянса» на «Шансон ТВ», что добавляет баллов в её копилку народной любви. Повезло Катерине и с фотографом — а по совместительству и с главным режиссером её клипов. Продуманные и эффектные образы цепляют взгляд любого мужчины. Да и женщин не оставляют равнодушными.

Стас Михайлов в юбке

Выходит, всё у «железной леди» схвачено, всё отлажено, всё бессовестно круто на зависть соперниц… если таковые вообще есть. Или не совсем?

Лет семь-восемь назад в музыкальной карьере Катерины Голицыной наметился перелом. Певица, которая много лет пела настоящий шансон, как будто перешла в другую «весовую категорию». Этот переход принес ей миллионы новых поклонников. И одновременно оставил за бортом большое количество «старых». О чем речь? О смене акцентов в репертуаре. Слушатели, полюбившие Катю за песни «Любовь заочная», «Кольца дыма», «Сухарики», «Декабристочка», «Мисс ЗК», «Горький хрен», «Обломов», «Северный блюз», «Оперок» и т.д. до сих пор недоумевают по поводу того, что певица «ударилась в попсу».

Кажется, ещё совсем недавно мы видели Катю, поющую с гитарой в руках. Она с удовольствием аккомпанировала себе на семиструнной, не боясь обломать ногти. И вообще залихватски пела и серьёзный и хулиганский репертуар под живые гитары, скрипку, баян, шейкер. Пела песни памяти 90-х, про хорошенькое дело, про таксиста, про догонялки и про дядю… И вот она вдруг танцует вся в блёстках и стразах под попсово-забойные «Какая дама пропадает», «Лучшая подруга», «На двоих», «Одна на миллион», «До свиданья», а то и под вовсе проходную «Ты идешь»…

С каждым новым поп-хитом все больше поклонников у Кати. Точнее, поклонниц. Репертуар Голицыной последних лет всё больше отдает стасомихайловщиной. В хорошем смысле, конечно. Ведь эффект налицо — новая волна успеха, всенародная известность, аншлаги на концертах, ротации и эфиры для новых хитов.

А мне почему-то всё сильнее скучается по ней прежней. Как будто есть две Катерины Голицыны. Одна — с вызывающим макияжем и в сверкающих платьях с продуманно глубокими декольте, поющая танцевальную попсу для «дам за…» И другая — как будто сошедшая на сцену из клипов к песням «Как ты там» и «Поздновстреченный» — в джинсах и майках, стильная, поющая умные, душевные песни, в которых смысла и чувств больше, чем ритма и грува…

Одна её бывшая поклонница как-то сказала: «Зачем переписывать репертуар в угоду"эстетам", не жалующим"блатняк"? Променять сильные, стильные песни на розовые бабские сопли? Не понимаю…»

Я-то как раз понимаю. Спрос определяет предложение. Сегодня эстрада живет не по законам Амадея Моцарта, а по законам Адама Смита. Хотя, у Екатерины вроде с финансами всё в порядке. Шансон набил оскомину? Поменялась картина мира? Хочется петь что-то другое? Хочется войти песнями в каждый ресторан, в каждый дом?

Что ж, красивой и талантливой женщине можно всё. Тем более, если это доставляет ей радость, а слушателям — удовольствие.

И все-таки я бы с огромным удовольствием пришел на концерт Катерины Голицыной формата «до 2012 года», где Катя будет петь настоящие, потрясающие песни. Как старые, так и новые: «Северный блюз», «Романс дворовой», «Все прошло», «Мы друзьями не станем», «Привокзальные голуби», «Кидайте денежки», «Невозвращенка», «Стиральная машина», «Алюминиевая брошка», «Богу Богово», «Летная погода», «Русалка», «Бессонница», «Другая»…

Открытая записка Катерине Голицыной.

«Катерина! Катя! Если вдруг появится у Вас такая программа — зовите! Я стану самым преданным и восхищенным зрителем этого концерта «по заявкам».

Я — и тысячи других, скучающих по непопсовой Голицыной».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Три аккорда русского шансона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я