Планета Афон. Крестный Ход

Мигель Severo, 2020

Книга Мигеля SEVERO продолжает рассказ о наведывании святого Афона. Автор и гости Святоименной Горы, которым по особому приглашению (а пускают на остров не всех!) посчастливилось побывать здесь, делятся не только впечатлениями, но и своими личными тайнами. Впрочем, автор ярко живописует не только красоты священного места и портреты многонациональных паломников, но и проникает в Историю России, чтобы делать выводы и давать советы нам и нашим потомкам… Издание богато иллюстрировано и предназначено для всех, кто любит историческую, духовную, философскую и художественную литературу. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

Оглавление

Глава V. «Паче молитвы»

Как-то один человек пришёл в монастырь и, увидев, что вся братия усердно труждается, заметил настоятелю словами из Священного Писания:

— Старайтесь не о пище тленной. «Мария же избрала благую часть» [Лк.10;4].

Настоятель повелел дать ему книгу и отправил в пустующую келью.

Когда наступил девятый час, гость стал прислушиваться у дверей, не посылают ли за ним к трапезе. Так как его никто не звал, то он сам поднялся, подошёл к настоятелю и сказал:

— Авва, разве братия сегодня не трапезничала?

— Трапезничала, — отвечает настоятель.

— Почему же меня не позвали? — искренне удивился гость.

— Потому что, — ответил ему настоятель, — ты человек духовный и не имеешь нужды в пище. А мы, плотские, мучимы алкотой и жаждой, а потому труждаемся. Ты избрал благую часть, проведя целый день в чтении, для чего же тебе пища телесная?

Человек всё понял, поклонился старцу и попросил прощения.

— Так и Мария имеет нужду в Марфе, — сказал ему настоятель. — Потому что Марию восхваляют из-за Марфы.

* * *

Беседа с братом Сергием позволила мне ненадолго расправить изрядно затёкшие мышцы и взбодрить мой разум, немного замутнённый монотонным доброделанием.

Не припомню, как сформулировал понятие «жара» Владимир Даль, но для меня — это когда завидуешь мёртвой курице, лежащей в холодильнике. Аще убо в данный момент солнышко добило, наконец, мой молодецкий задор, но от этого значимость послушания нисколько не уменьшилась. К тому же освобождать меня от него никто не торопился. Да и куда торопиться?

С фантазией, как и с финансами, дело у меня обстояло далеко не на «пятёрку», зато побеседовать с Богом без посторонних и свидетелей, душе моей требуется постоянно.

Так чего же было ещё желать?

В любом праздном уединении твой покой всегда сможет потревожить скучающий субъект, которому не терпится почесать язык, и которого у тебя не хватит духу отправить по адресу «Земля. До востребования». Ведь кто, как не ты, более всего востребован в эту знаковую для тебя минуту для пустопорожней беседы или заманчивого предложения?

Одиночество — прекрасная вещь, но почему-то всем хочется, чтобы рядом был кто-то, кому можно рассказать, какая это прекрасная вещь — одиночество. И, как правило, если ты один, то не потому, что никому не нужен, а потому, что тебе не всё равно, кто рядом с тобой.

Живой пример: кого можно было сейчас заманить на соцсоревнование? Разве что бабочку, перелетавшую с цветка на цветок, пока они ещё не оказались в кювете для сорняков.

Чудес не бывает, чудеса происходят лишь там, где в них верят.

Впрочем, для Всевышнего нет ничего невозможного в этом мiре, поэтому, казалось бы, не верить глупо. Но не настолько же!..

Азъ есмъ успокоился на том, что если Бог замыслил сделать меня счастливым, то поведёт к счастью наиболее трудной дорогой, ибо лёгкие пути, как правило, ведут в преисподнюю.

Вселюбящий Творец любит своих чад так же, как и мы любим своих детей, поелико Бог и есть Любовь. Слово «любовь» складывается из трёх слов: люди, Божественное ведающие.

А всё, что называют любовью в мiру, только привязанность к плоти, вещам, звукам, формам, изменчивым вкусам, моде — возникающим и исчезающим теням.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не ищет своего, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» [Кор. 13; 4-7]. Любовь прощает все грехи, но только не грех против любви. Любовь не ищет выгоды — она жертвенна, её нельзя добиться силой, невозможно выпросить и вымолить. Она не требует доказательств, потому что в ней нет логики. Скажем, от зависти люди стареют, от обиды болеют, от злости тупеют, а от любви молодеют!

Любовь — это всё! И это всё, что о ней известно.

Она как ветер: её не видишь, но чувствуешь. Сколько спето песен и о любви, сотворено стихов, написано книг и снято кинофильмов, а люди так ничему и не научились.

Потому что мiрская любовь — это игра. Кто первый сказал «люблю», тот и проиграл. Зато «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». [Ин. 15:13].

Среди моих родных и близких, друзей и просто знакомых можно сосчитать по пальцам тех, кто причащается хотя бы раз в месяц. Большинство же хорошо, если в посты или по большим праздникам. А некоторые причащались всего несколько раз в жизни, а то и ни разу. И что же, я должен чувствовать себя святым, что живу и общаюсь с такими грешниками?

Может быть они чище и лучше меня, опоздавшего вчера на службу, да ещё и принявшего «на грудь» перед исповедью, прекрасно понимая, что это грех. Но разве выслушать исповедь брата Георгия, которого, может и не увижу никогда больше — не проявление любви к ближнему? Да, я знаю, что мне воздастся с лихвой за моё своеволие, но разве это повод отказывать человеку? Любовь — это наступить себе на горло ради другого человека, даже если его дело тянет на копейку.

В этой связи вспомним известное высказывание преподобного Серафима Вырицкого: «Вы спросите: что такое любовь? Первое, в чём вы можете быть уверены: любовь — не то, что люди должны оказывать вам. Любовь — это всегда то, что вы должны отдавать другим». Точнее и не скажешь!

Слова святого пронзают столетия, но время не властно над истиной. Истинная любовь выражается не в том, что ты хочешь менять другого, а в том, что сам хочешь меняться ради другого. Любовь предполагает наличие жертвенности в человеке, чтоб жил он не только ради себя, а уже ради кого-то. Сиречь великое таинство брака состоит в том, что человек может свою любовь разделить и отдать кому-то, ибо оно дробит эгоизм.

Когда I’m только начал ходить в храм и читать молитвы, мои родные очень переживали, что я уйду в монастырь.

Тогда как мог, я им объяснил, что Православие — это не секта. Бог — это любовь, Православие — это любовь.

А любовь — это никогда не осуждать ближнего. Ни по поводу, ни без повода. Любовь — не нанизывать на шампур всех, чья вера в Бога расходится с твоим пониманием благочестия; это помогать, быть рядом; это поддержка. Любовь — это не слёзы о том, куда катится мiръ; это мир в твоей душе, который мы должны дарить другим людям. Любовь — это пожертвовать нуждающемуся последние свои деньги, или даже просто помочь человеку с ограниченными возможностями.

Потому что пока ты чувствуешь боль — ты жив. Но только если ты чувствуешь чужую боль, тогда ты — Человек. Именно так, с большой буквы. А если вам мучительно больно, то это у вас бесцельно прожитые годы в организме накопились.

Любовь — это не слова, не вздохи, не любование собой, как идеалом, а реальные дела, без которых вера мертва. Слава Богу, мне Господь давал в пример таких людей и не единожды.

Частенько случается, что кто-то ненароком обидит тебя бранным словом, а то и покруче. И если находишь в себе силы, встретившись с ним, забыть обиду, подать руку, взглянуть в его глаза, не принять его улыбку и его движение к тебе за проявление лукавства, обняться с ним и похристосоваться, — только тогда понимаешь, что такое любовь. Это прощение.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» [Кор. 13; 4-7].

А ещё святые отцы учат обязательно молиться за врагов. Если не молиться за них, то пламя их злобы и ненависти к тебе ещё сильнее разгорается, словно ты подливаешь в него керосин.

Бесы, распаляющие злобу к тебе, — во врагах твоих! Только по нашей горячей молитве за врагов Господь отгоняет от нас бесов и прекращает злобу. Если ты после того не молишься ещё яростней, то они снова и снова будут натравлять врагов на тебя, пока не уничтожат окончательно и бесповоротно.

Великомудрствуя такими категориями, азъ послушный продолжал размеренно ковырять грешную землю своей «барракудой», очищая её от грехов, которые портили идиллическую картину. Соловьиный концерт немного добавлял пряного соуса в бефстроганов моих мыслей, уныло томящихся под крышкой черепной коробки. Мыслям было сугубо тесно, давление уже зашкаливало. Конфорка солнечного диска раскалила мозги до точки кипения, и вот-вот из ушей должен был повалить пар.

Спрятаться от языков солнечного пламени было решительно некуда. Одинокие кипарисы если и давали какую-никакую тень, то разглядеть её можно было только под микроскопом.

Сей мудрёный прибор азъ хладолюбивый позабыл в Белокаменной, а невооружённый глаз не прибавлял моему упадническому настроению ни грамулечки оптимизма.

Чтобы побороть в себе пессимизм, я решил прибегнуть к проверенному и самому что ни на есть действенному в таких случаях способу — усердной молитве. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» — молитва полилась искрящимся напевом, словно вешняя вода с вершины Афонской горы. Враз отступили навязчивые мысли, как супостатово племя под натиском Небесного воинства, а мышцы перестали донимать нервную систему.

Меж тем, или мне так показалось, сорняки не только не убывали, но за каждого «битого» появлялись два «недобитых».

Складывалось ощущение, что пока азъ трудолюбивый освобождал от нежити один участок, на соседнем они успевали вырастать сызнова. Или у меня уже голова шла кругом?

I’m на всякий случай оборотил взор на отхожее место — куча была уже в половину моего роста, но меня это не шибко вдохновило. Спрос будет не за количество сорной травы, а за качество исполнения. Не в угоду своей гордыне, но должен признаться, что качеством я был удовлетворён в полной мере. Как сам не выношу халтуры, так и делать привык всё на совесть.

Ибо, как учат святые отцы, совесть и есть глас Божий в человеке, а не имея оного, зачем, спрашивается, совершать паломничество на Святой Афон? Для этого случая вполне подойдут Канары или Мальдивы, да и на родине подобных мест с лихвой хватает. И не только на родине. За последнее время злачные места для кобелирующих личностей множатся по всему мiру в геометрической прогрессии. И откуда у людей столько денег?

Снова поймал себя на мысли, что только-только рассуждал о любви, о всепрощении, а как только охватила мимолётная физическая немощь, так враз избранники фортуны превратились для меня в изгоев. Или жутко позавидовал, что не лежу в данный момент на золотистом пляже в обнимку с полногрудой манекенщицей и не имею под рукой фужер с ледяным коктейлем?

А как было бы здорово распластаться сейчас на травке да придавить ухо до вечерней трапезы! И сразу вопрос на засыпку: тогда почему дома не сиделось? За каким лешим надо было странствовать за три моря и за тридевять земель, да ещё и братьев во Христе напрягать?

Сия крамольная мысль обдала меня, словно холодным душем и заставила снова приняться за послушание с удвоенной энергией. И как будто в воду глядел: буквально через пару минут по дорожке прошагал о. И — й, бросив на меня испытующе-удовлетворённый взгляд.

Вот бы я был хорош, если б он увидел меня «послушно оттягивающимся» на жарком солнышке!

Замечаний никаких мое нижайшество от него тоже не удостоился. Знать за три дня архондаричий прочитал мои намерения. Тем лучше, даст Бог, не последний раз на Святой Горе.

Когда о. И — й поравнялся с монастырскими вратами, оттуда показались две до боли знакомые фигуры моих спутников, которые о чём-то весело дискутировали. На архондаричьего они не обратили ровным счётом никакого внимания, да и он не счёл нужным удостоить их взглядом. В руках у обоих красовались изрядно нагруженные пакеты, видимо ребята хорошо облегчили монастырскую лавку. Слава Богу за всё! Пока не иссякли золотовалютные резервы, почему бы не пополнить монастырскую казну? А заодно и домашнюю сокровищницу…

Поравнявшись со мной, братья как-то резко замолчали на несколько секунд, и с почтением, а может, с сочувствием — кто знает? — взирая на мои титанические усилия во славу Божию.

Давно известно, что три вещи можно созерцать безконечно: пламя костра в ночи, переливы водопада и как труждается афонский паломник. Мне ужасно не хотелось прерывать послушание, но долг вежливости заставил всё-таки разогнуть хребет и обратить к ним взор пытливых очей. Короткое время мы поиграли в переглядки, после чего, как-то сам по себе, через дебри любопытства у меня прорвался вопрос:

— Исключительно по дружескому расположению к вам изволю спросить: о чём молчим?

— Да… вот… — Никита напряг память, чтобы закрыть паузу подходящим словосочетанием. — Сходили, в лавку, кое-чего прикупили, — он развернул пакет, и Божий свет увидела икона великомученика и целителя Пантелеимона в золочёном окладе и явно не Софринской школы письма.

— Какая-то необычная, у нас целителя Пантелеимона немного иначе изображают. Греческая, наверное?

— Возможно. А может Иерусалимская. Написано по-гречески, а там кто знает, — Ники явно не занимала тема происхождения иконы, что уже само по себе говорило о почитании святого и стяжании благодати от образа.

Он благоговейно положил икону в пакет и вынул оттуда несколько книг, причём Псалтирь на церковно-славянском языке. Это меня и удивило, поскольку никогда не замечал, чтобы Никита читал по-церковнославянски. Но мысль не успела ещё до конца укорениться, как брат во Христе развеял мои сомнения.

— Вот, хочу своему духовнику подарить, если удастся побеседовать со старцем Рафаилом. Возьму у него автограф.

Отче благословил побеседовать с ним и кое-что выяснить. Старец сейчас где-то на Афоне подвизается, в каливе.

— Ну, что ж, дело святое, — азъ любопытный перевёл взгляд на гиганта Х-ва, и взглядом как бы задал ему наводящий вопрос. Володя со свойственным ему одесским говорком, напряг голосовые связки и разразился бы, как минимум, получасовой тирадой, но в монастырских воротах снова высветился о. И — й, и мне пришлось срочно принять позу послушника.

Братья во Христе любезно оценили мой жест и поспешили ретироваться. Однако Никита не смог пройти мимо ослепительно ярких цветов, брызги которых для него, пожалуй, священнее, чем корова в Индии. Но мне уже было не до любопытства, до вечера надо было успеть выдать «на гора» успехи в перевыполнении плана по спасению моей погрязшей во страстях души.

А для этого необходимо было, прежде всего, победить грех любопытства и пустословия.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» — что, если не усердная молитва может настроить на разговор со Всевышним?

Братья во Христе скрылись в архондарике, о. И — й прошагал на своё почётное место, группа говорливых пилигримов, судя по говору, из Латинской Америки, шумно простучала каблуками в сторону монастыря, и враз опустилось безмолвие, разбавленное лишь морским прибоем и соловьиными серенадами.

Но безмолвие тоже относительно. Человек думает сердцем — именно расположение души даёт направление мысли.

Кто-то говорит целый день и при этом остаётся в молчании, потому что сердце его с Богом и наполнено благодатью. А другой может целый день молчать, но при этом всё равно будет пребывать в словоблудии, аще убо сердце его в другом месте.

И вот здесь как раз технический прогресс ставит людям подножку перед входом в Царствие Небесное.

Во времена старины далёкой человеку значительно труднее или даже невозможно было, оставшись наедине с самим собой, предаваться страстям. Потом появились книги, газеты, журналы и далеко не всегда шибко благочестивого содержания. А в наши дни тем паче никуда не скрыться от радио, телевизора, телефона, интернета и прочих дьявольских козней. И, как на грех, Whats App явился — не запылился… Что нас дальше ждёт?

Когда-то святые, ища безмолвия, уходили в леса, в пустыни, в горы, но сейчас даже там не отыщешь спасения: самолёты и спутники отслеживают каждый твой шаг. Поэтому в наше время главное — это выработать в себе иммунитет от мiрской грязи, стать невосприимчивым к соблазнам цивилизации, а это, как оказалось, намного труднее, чем испытание нищетой.

Взять хотя бы историю государства Российского за последнее столетие. Казалось бы, всего было в достатке в начале ХХ века, жизненный уровень был одним из самых высоких в мiре, экономика динамично развивалась, население росло как на дрожжах — что мешало всеобщему счастью?

Что сбило народ с пути истинного и ввергло в пучину братоубийственной войны?

Некоторые скажут: козни дьявола, и будут абсолютно правы. А в чём они выражались в те годы? Чем смог прельстить лукавый православных людей? Ответ прост и банален, как формула пресной воды: информацией! Вернее дезинформацией.

Всего-то люди узнали, что на Афоне появились «богоборцы», которые отрицают святость имени Христа. Что у царя-батюшки появился какой-то наушник, который творит бесчинства и разврат. Что нужно защитить братьев-сербов от грозящей им оккупации «антихристова племени». И ещё много подобной ахинеи.

Первая мiровая, а потом и Гражданская война продолжались более шести лет, привели к обнищанию, голоду, разрухе.

И вместо того, чтобы покаяться, вернуть веру Православную и царя на престол, наоборот — начали грабить, уничтожать церкви и монастыри, подвергать репрессиям священников и монахов, проводить массовые расстрелы. В России была уничтожена не только Православная церковь, большевики уничтожили все институты русской жизни, в том числе дворянство, офицерство, казачество, деятелей науки, культуры, предпринимателей, земства заменили Советами, крестьянство загнали в колхозы. Лишь Православная церковь сумела как-то выжить в эпоху лихолетья, всё остальное было уничтожено безвозвратно.

Опомнившись, Ульянов & К° повернули историю вспять и дали старт новой экономической политике. Период НЭПа оказался крайне удивительным. Для всех граждан страны это было событие поистине фантастическое. Полки магазинов были переполнены продуктами, причём отечественного производства.

Зерно, мясо, картофель в больших объёмах гнали на экспорт. Появился золотой червонец. Казалось, ещё чуть-чуть и снова наступит всеобщее счастье.

Когда человек трудится свободно, он делает это от души и тем самым спасает свою душу. Если ещё и во славу Божию, тогда благодатно вдвойне. Но без Бога не до порога! Жадность и зависть, присущая всякому безбожному обогащению, ведёт не к спасению, а к погибели. Нет, и не может быть равенства между богатыми, всеобщее равенство бывает только у нищих!

Так почему же эта, казалось бы, настолько банальная и понятная истина не завладела сердцами и умами людей? А потому что, когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

Почему, спросите вы, стали возможны в нашей стране коллективизация, индустриализация, почему не встретили они такого же отпора со стороны народа, как октябрьский переворот?

А всё потому, что люди отреклись от Бога. Они уже не слышали голоса разума, а верили лишь всяким проходимцам и словоблудам. Но самое страшное, что верят до настоящего времени!

Рабский труд из-под палки, который принесли в нашу страну большевики, сделал его предельно одиозным. Люди работали из страха, стремились всячески отлынить от работы, схалтурить, где можно, и такой труд не был угоден Всевышнему.

Любое насилие рано или поздно оборачивается насилием над собственным разумом и собственным благополучием.

Оттого во время Второй мiровой войны и попустил Господь уничтожить почти всё, что было создано в первые пятилетки, без благословения, ради гордыни, тщеславия, покорения других народов. Многое из произведённого тогда до сих пор ржавеет на складах или служит памятниками, напоминанием грядущим поколениям о тех безбожных годах и о «мартышкином» труде наших обманутых предков во имя «нового светлого будущего».

Истребляя православное население на протяжении всего ХХ века, во время Гражданской, Первой и Второй мiровых войн, голодомором, создавая «нового человека» в лагерях и так называемых «коммунах», большевики превращали гомо советикуса по сути в животного, бессловесного раба, у которого всякая способность к предпринимательству, сопротивлению злу и даже воспроизведению и воспитанию себе подобных уничтожена на генном уровне.

Сейчас много пишут и говорят о том, что в России каждый год население сокращается на миллион человек. Заведомая ложь! Просто происходит духовное очищение нации.

Во все времена, чтобы народы обращались к Богу, Господь попускал эпидемии чумы, холеры, и тогда они прекращались. Сейчас происходит то же самое, но на более высоком уровне.

Там, где народ начинает восстанавливать разрушенные храмы, поруганные святыни, там прекращается повальное пьянство, наркомания, преступность. Вымирают наркоманы от передозировки, алкоголики от суррогатов, геи от СПИДа — люди генетически обречённые. Это те самые «плевелы», потерявшие не только веру, но с ней и волю, и человеческий облик.

В храмах повсеместно причащают младенцев, и Господь уже с малолетства берёт их под Своё покровительство. И впоследствии направляет их стопы на благие дела. Даже если кто-то из них по своему неразумию потом оступится и отпадёт от Всемилостивого Творца, то рано или поздно всё равно покается и вернётся в лоно Церкви Христовой.

Святые апостолы и те, как повествует нам Священное Писание, порой отрекались от Христа, однако вера в них не ослабевала, и они впоследствии смыли грехи собственной кровью.

Нам внушали и внушают до сих пор, что «плохие» немцы хотели превратить нас в рабов. Но большевики уже превратили людей в рабов, при этом уничтожив всё передовое.

Они уничтожили генофонд нации, поэтому последующие поколения рождались уже с рабской психологией, с рабским сознанием. Дух предпринимательства у них вытравлен на генном уровне, в сознание заложено работать только на дядю, от звонка до звонка, а жить они могут лишь как скоты.

Получая за свой труд жалкие гроши, они не могут ими даже по-человечески распорядиться и, за редким исключением, предаются пьянству и разврату. И новоявленные хозяева, бывшие партократы, в этом отношении являются первыми грешниками и подают дурной пример остальным. Не имея благодати с Небес, они лишены разума, их сердце лишено ума. Они не хотят и не могут потратить огромные капиталы на благое дело и прожигают жизнь в страстях.

Рабы же, по сути, ничем от них не отличаются, жутко им завидуют, но стоит им получить вожделенные шальные деньги, как с тем же рвением предаются тем же страстям.

Десятая заповедь прямо указует «не завидуй», «не возжелай», но рабы с той же лёгкостью меняют своё убогое, как им кажется, жилище на «хрустальный дворец»; своих верных подруг и детей на более молодых и вожделенных шлюх; отказываются от детей ради удовольствий, не сознавая, что в мiре всё проходящее, всё тлен. Что очень скоро всё вернётся на круги своя, а то и отнимется Всевидящим Творцом.

Такой человек, отказавшись от людей своего круга и, не будучи признанным высшим сословием, впадёт в отчаяние. И хорошо, если успеет обратиться к Богу и встать на спасительный путь, а не пустит себе пулю в висок или не прыгнет в петлю.

Какой жизненный путь выберет человек, что будет искать в жизни — истину или выгоду — каждый решает сам. Если есть возможность материально улучшить свою жизнь — само по себе это не является грехом. Важно побуждение. Ради чего? Если из зависти, то здесь уже появляется проблема.

Но у человека всегда есть свобода выбора, и не должно быть тотального страха греха. Взрастая духовно, он начинает понимать, что приближает, а что препятствует спасению. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» [Гал. 6; 2].

Парадокс, но именно представителям привилегированного класса свойственно впадать в депрессию. Потому что депрессия происходит от отсутствия глубокого смiрения в человеке, это причина умножения скорбей. Права человека — это антисвобода, свобода — это осознанное ограничение.

Покажется удивительным, но иногда монах имеет великое тщеславие, а мiрской человек, живущий в мегаполисе, вполне может обладать великой добродетелью и смiрением.

Те, кто говорит: жизнь не сложилось, я никому не нужен, уйду в монастырь — они рано или поздно уйдут и из монастыря. Тщеславие есть состояние души! Это не вина их окружения, это их взгляд на окружение. Вечно недовольные.

«Стяжай дух мирен!» Прежде всего — по большой любви, тогда и результат. Для истинных монахов Бог в сердце, а не какая-то абстракция.

Истинное монашество состоит не в одеждах и чётках, а в смiрении, терпении, любви и прочих добродетелях. Старцы утверждают, что внешнего человека монахом сделать не составит большого труда. Но немалый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего. Отрекшийся от всего мiрского: давший обет безбрачия, нестяжания, послушания — сделал монахом лишь внешнего человека, но ещё далеко не внутреннего. Истинный монах тот, кто отрёкся от страстных помыслов.

Так же и государства если достигают определённой мощи, определённого прогресса, то начинают диктовать свою волю другим народам, завоёвывать и покорять малые народы, навязывать им свой строй, свою монокультуру, которая им чужда и естественно вызывает неприятие, отторжение и сопротивление.

Русские цари на протяжении веков не завоевали ни одного народа. Царь Иван IV даже приказал казакам уйти из завоёванного Азова, потому что тот был взят без благословения.

Князь Игорь, желая покорить половцев, потерпел страшное поражение и навлёк Божий гнев на своё царство. Апостолы и святители вначале просвещали народы светом Христовой веры, а уж потом власть брала их под своё покровительство…

Мои размышления прервал Благовест с монастырской колокольни, видимо звонили призыв к повечерию. Не прошло и трёх минут, как из дверей архондарика к монастырским воротам потянулась вереница паломников, среди которых я заметил о. И — я. А вот заметил ли он меня или нет, осталось за кадром, но никаких телодвижений в мою сторону он не сделал.

В тайны устава Свято-Пантелеимонова монастыря меня никто не посвятил, но согласно уставу караульной службы Советской Армии, освободить меня от наряда по службе мог только разводящий. А в данном конкретном случае таковым являлся глубоко мною почитаемый архондаричий о. И — й.

Что ж… Значит так тому и быть.

Я где-то слышал, что послушание паче молитвы, поэтому позы не поменял и продолжал труждаться во славу Божию.

Некое экзотическое пернатое чудо облюбовало ветку кипариса и с любопытством уставилось на мои старания. Очков у меня с собой не было, поэтому толком разглядеть его не сумел, хотя желание и появилось. Птенчик покачался на ветке пару минут, потом вспорхнул и скрылся в зелени монастырского сада.

Мои братья во Христе покинули архондарик одними из последних и на этот раз отвлекать меня не стали, лишь поприветствовали взмахом руки и продолжили междусобойчик.

Никита едва смахнул с лица сонное выражение, Володя, напротив, был предельно сосредоточен, даже шаг печатал, как на плацу.

Вглядываясь в лица разномастной публики, азъ есмъ с малой долей вероятности пытался отыскать кого-то из знакомых, но потуги были напрасны. Лишь в конце процессии нарисовалось явно не отягощённое громадным интеллектом чело громадянина Незалэжной, хотя зуб мудрости, по всей видимости, у него был на месте. Но это, пожалуй, единственное, что удерживало его от вероятия ходить на четырёх. Его мысли, если судить по глазам — прямые, как след от бейсболки, не то, чтобы умещались в пенале, скорее всего даже в табакерке.

Не лишним будет ещё раз вспомнить монгольскую пословицу: чего нет в мыслях, того не будет и в глазах.

Как утверждают учёные мужи, мозг человека процентов на восемьдесят состоит из жидкости. Но у многих мало того, что она тормозная, так некоторым её ещё и зѣло не долили.

Как объяснить, что человек не может жить без сердца, без печени, без почек, зато без мозгов спокойно живут целыми поколениями? И счастливы, горя не знают. Великий А.С. Грибоедов свою поэму озаглавил «Горе от ума», но ещё пока никем не написано произведение «Горе от отсутствия ума». Хотя ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой.

Очень интересно наблюдать, как какие-то конкретные события высвечивают умственную ограниченность людей, даже тех, кто почитается как интеллектуальный цвет нации. Человек может цитировать изречения, умные мысли, фамилии, употреблять учёные слова, говорить, что он придерживается передовых технологий… И вдруг человек оказывается дураком.

Вы спросите: где же были его мозги? Они принимали точку зрения толпы! Человек поддался стадному чувству. В толпе люди не понимают, что творят. Через лишение разума по воле отдельных идиотов и вершатся законы истории.

Противостоять этому способна только сила Божией благодати.

Поэтому появление в городе монастыря или даже храма в глухом селе, есть великое благо.

Взять, к примеру, атом, который имеет ничтожную материю. Зато есть энергия атома, которая не имеет своей материи, но имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить целый город. Также и сила молитвы, хотя не имеет материи, но в ней заложена колоссальная энергия, причём энергия положительная.

Ведь энергию атома можно направить не только на созидание, но и на разрушение, и в результате произойдёт вторая Хиросима или второй Чернобыль. Энергия молитвы напротив, освещает умы и сердца, даёт благодать, настраивает на созидание.

Мне невольно пришло на мысль, что вся история не только России, но и Русского Мiра, вся её ухабистость, все её великие взлёты и страшные падения, во все времена упирались в один вопрос — состояние духовности народов её населяющих. А это прямо зависит от состояния Православной Церкви. Каково состояние Церкви, таково и состояние всего общества в целом.

С того времени, когда Россия перехватила от Византии эстафету Животворящего Креста, у неё появилась функция удерживающего, которая была заложена ещё в период, когда старец Свято-Елизаровского монастыря Филофей провозгласил принцип: Москва — третий Рим!

«Первый и второй Рим падоша. Москва — третий Рим, а четвертому не быть!» Эту функцию удерживающего, начиная с XV века, с Ивана III — нравилось это кому или не нравилось, кто признавал, кто не признавал, но выполняли все правители Государства Российского. И на этом стержне держалась вся русская история. Именно поэтому русский народ — народ Богоносец. Как сильно билось русское сердце при слове отечество!

Но как только царь Пётр прорубил окно в Европу, мы нахлебались Западных понятий по самую маковку.

Известно, что язык не просто влияет на наше мышление, он конструирует его. Слова — это одно, переводятся-то не слова, а понятия, и некоторые понятия в разных языках не имеют аналогичных соответствий и не тождественны.

Заимствуя язык, мы заимствуем не только слова, но и образ мыслей, систему отношений, выработанную чужой культурой и прокладываем этими словами-понятиями дальнейший путь народа, его историческую судьбу.

За примерами не надо далеко ходить.

В английском языке слово sex означает не только известную потребность, но и пол человека. А в русском языке слово, обозначающее половую принадлежность, имеет другое происхождение.

В русских избах пол выстилали распиленными напополам брёвнами. Половинки брёвен клали плоскими распилами вверх.

Так русское слово пол, имеющее два значения, напоминает о том, что распиленное напополам бревно это — по сути, половина человека, а целый человек — это человек, нашедший свою вторую половину. Поэтому русский народ хорошо понимал, что первое чудо совершенное Иисусом Христом в Кане Галилейской, — это благословение не винопития, а таинства брака…

С середины ХХ столетия в России, вооружённой ядерным оружием, происходит Богом установленная работа удерживать мiровое зло, не позволяя никакой другой силе, кроме Богом попущенной, осуществлять мiровое господство.

К сожалению, мы не удержали эту высокую планку.

Тихон Задонский и Феофан Затворник ещё в XIX веке предупреждали, что Православие незримым образом уходит из России: всё ещё внешне цвело, а внутренне уже разлагалось.

Сейчас всё потихоньку возвращается на круги своя, но будущее за духовно-светским сознанием, иначе Россия превратится в подобие Саудовской Аравии или Ватикана.

Почему мы потеряли самодержавие, монархию? Она рухнула под тяжестью собственных духовных слабостей. Царское окружение в Бога уже не верило. Они верили в теософию, в оккультизм, играли в спиритические сеансы, — о маммоне даже речь не идёт, само собой. А дальше революционные идеи, вихри враждебные, баррикады, майдан, кровь, смерть…

Монархия пала, пришли временные, потом большевики.

Комунизты стали хирургическим скальпелем в руках промысла Божия, который вскрыл гнойные раны русского общества. Через боль, страдания, страшные потери. Но не будь этого, не было и сегодняшнего этапа. Сонм новомучеников и исповедников российских, пострадавших на Соловках, на Колыме, на Бутовском полигоне и прочих, стали молитвенниками за её великое возрождение.

Для чего был попущен либеральный этап? Для того чтобы мы больше никогда не оглядывались в сторону Запада!

Многие философы говорили, что русская революция стала возможной, потому что русское общество не имело иммунитета к революции. Мы получили иммунитет в 1917-м, а потом и в 1991-м. Господь дал нам испить комунизтического и либерального яда для того, чтобы мы испытали эти мерзости на собственной шкуре и надолго, а лучше навсегда лишились иллюзий.

Чем, спросите вы, афонский старец отличается от экстрасенса или от гадалки? Богословы говорят, что Его устами с вами разговаривает Бог, старающийся помочь вам в поисках истины, предупреждая о нависающей над вами угрозе, которую вы можете даже обойти, если сделаете верные выводы. А через цыганку с вами разговаривает алчность, не более того.

В Покровском храме находится удивительная икона Спаса Нерукотворного. Чёрный, почти неразличимый лик. Она потемнела в ночь на 17 июля 1918 года. В Святом Пантелеимоне жил прозорливый иеродиакон Вениамин, который воочию видел, как убивали царскую семью, находясь в своей келье.

5 ноября 1999 года, в день прославления царской семьи иконе суждено было обновиться. Во время службы на несколько минут лик Спасителя просветлел, был цвета спелой пшеницы.

По пророчеству афонских старцев икона восстановится лишь когда в России власть перейдёт к православному царю.

Рано или поздно, но формой правления в нашей стране вновь станет самодержавие. Афонские старцы даже знают дату сего.

В отношении России в настоящий момент главенствующим на Святой Горе является пророчество одесского старца схиархимандрита Ионы (Игнатенко) — духовника Одесского мужского Свято-Успенского монастыря, — о слиянии всех племён славянских. Российская Федерация объединит земли и народы России, Україны и Беларуси и превратится в мощную православную сверхдержаву. Но путь к объединению не будет лёгкой прогулкой.

Представьте, что народ, численность которого исчисляется миллионами и даже десятками миллионов, если ему плохо живётся на своей родине, переселится в другую страну, потому что дома ему опасно, голодно и нет свобод.

Он хочет получить свободу, безопасность, сытость и мгновенно превращает всё вокруг себя в ту самую помойку, из которой бежал, если не видит разницы. Поэтому, если мы хотим соответствовать своему предназначению сверхдержавы, то в нашем доме не должно быть выбитых стёкол, какого-то разбросанного мусора, сорванных с петель дверей, раздолбанных дорог, недостроя — эти малые преступления порождают большие, создают атмосферу вседозволенности.

Поздно карать преступника или террориста, когда они уже совершили преступление. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Мы должны понимать, что решая вопрос построения сверхдержавы, мы решаем и другую задачу — более высокую и глобальную, чем защита национальной безопасности России.

Уже все народы мiра видят в России защитника от американской экспансии. Финансовая система, основанная на американском долларе, рушится. Соединённые Штаты в трудном положении, может быть, висят на волоске. В мiре это чувствуют, и с надеждой смотрят на Россию как на миротворца. Пришло понимание, что сильная Россия — гарант справедливости.

Наша страна вызывает ненависть не из-за того, что она конкурент в экономике или военной сфере, просто мы предлагаем мiру цивилизационную альтернативу. На Западе во все века главные ценности были: есть, спать и то, что с этими словами рифмуется. А в русской цивилизации всегда над материальным преобладал дух, поэтому наш народ нельзя просчитать.

Но западные стратеги прекрасно понимают — не самоубийцы же они — что невозможно в XXI веке победить Россию военным путём. На протяжении столетий не раз предпринимались попытки, но в атомный век война будет означать армагеддон.

Поэтому сейчас всё внимание сосредоточено на экономическом удушении нашей страны. Железный занавес привёл СССР к отставанию от передовых развитых стран на десятилетия, и с его падением промышленность и сельское хозяйство страны стали неконкурентоспособны. Падение цен на нефть и газ в конце ХХ века окончательно опустошило казну, что во все века приводило к неизбежным в таких случаях центробежным тенденциям. Не миновала сия чаша и Советский Союз.

После того, как СССР распался, Россия, как его правопреемник взяла на себя обязательства по выплате всех долгов, что привело к катастрофическому состоянию её экономики.

Между тем, радикальные реформы, проведённые в девяностые годы, позволили стране преодолеть экономический коллапс и выйти на устойчивый рост. В то же время все постсоветские и восточноевропейские страны держались на плаву исключительно благодаря щедрым вливаниям из-за океана в обмен на откровенно враждебную России русофобскую политику.

Чтобы «не дразнить гусей», Россия сделала «хорошую мину», что признаёт однополярный мiръ и главенство в нём Соединённых Штатов. На этом заокеанские ястребы успокоились и сбросили Россию со счёта.

В 1992 году директор ЦРУ Роберт Гейтс провёл в Москве свой персональный парад победы. Он прошёл строевым шагом по Красной площади и выпил шампанского в честь развала СССР. Заоеанские политики в «лихие девяностые» говорили: «Миссия Америки — руководить мiром. Поймите и подчинитесь», в противном случае грозились «Ираком и Югославией».

Многие в нашей стране верили и даже сейчас продолжают верить в магическую фразу: «Запад нам поможет». Не понимая при этом, что подобная «помощь» — лишь искушение дьявола, описанное в начале Священного Писания.

«Крепи оборону на Западе, а друзей ищи на Востоке», — утверждал ещё в XIII столетии святой благоверный князь Александр Невский. Дружба России и США в 90-х была, по сути, работой наших западных «партнёров» ради расчленения России на 10-15 образований.

Ещё в 1959 году США планировали истребить население Москвы. Из-за океана шла активная поддержка боевиков на Северном Кавказе, всякого рода оппозиции в национальных образованиях, «болотного» движения в столице. И после, казалось бы, триумфа американской внешней политики происходит нечто непонятное в Сирии и на Україне. Россия заявила о своих неотъемлемых правах! Отсюда и ненависть к В.В. Путину.

Верующие люди должны понимать, что сейчас происходит для нас православных нечто сакральное, таинственное, но очень значимое — русская армия сражается на Святой Земле! Ведь земля Сирии, Дамаск — это Святая Земля, по которой ступал и проповедовал Господь наш Иисус Христос! Где святыни, где арамейские сёла, где глава Иоанна Предтечи в Дамаске!

Наши руководители вслух этого не говорят, но они это тоже понимают. Впервые в истории русская армия бьётся с врагами веры, с врагами человечества, с самыми дьявольскими силами, которые олицетворяет Исламское Государство, бьётся за дело Господа нашего Иисуса Христа вместе с нашими союзниками — братьями-христианами сирийскими.

Это надо иметь в виду, и отсюда тоже неприкрытая злоба к нашей стране и со стороны элиты Западной Европы и США.

И Первую, и Вторую, и Третью мiровую войну организовали силы, которые пытаются управлять мiром. Речь о транснациональных компаниях и верхушке англо-саксонской элиты, место их пребывания — Соединённые Штаты Америки.

Германию к войне и с Россией, и с Советским Союзом толкали США. Обеим всячески помогали укрепляться, чтобы столкновение двух стран стало для них катастрофой. После капитуляции Германии немецкий золотой запас хранится за океаном, а на территории Германии более трёхсот американских военных баз.

Страны Восточной Европы и Балканского полуострова никогда не забывали, что Российская империя освободила их от пятисотлетнего турецкого ига. Но элиты, купленные США, ведут антироссийскую политику.

А ещё лидеры многих стран легкоуправляемы, потому что боятся физического устранения. Ведь ЦРУ стоит за десятками государственных переворотов, ведёт информационную войну.

Но сейчас на Россию идёт наступление не с Запада, а с Юга — Грузия, Сирия, Україна. Россию все последние десятилетия пытаются оттеснить от южных морей, трубопроводов — на Север. «Уходите в свои леса и там живите!» США захватили Грузию, началась возня вокруг Ирана. А цель их опять Россия!

Направление — выйти на Каспий, чтобы организовать новый Шёлковый Путь для товарообмена со странами Юго-Восточной Азии в обход России, а также транспортировки Ближневосточных углеводородов в Восточную, да и Западную Европу.

Если мы уйдем из Сирии, то не только однозначно окажемся отрезанными от всех южных маршрутов, но и от последних наших выходов к Чёрному морю. Для России — это трагедия!

Газ для России означает не только львиная доля бюджета страны, но и главное оружие, благодаря которому страны Европы постольку-поскольку считаются с нашим мнением.

В отличие от любых других товаров, транспортировка газа иным способом приводит к строительству дорогостоящей инфраструктуры, и овчинка не стоит выделки. Вот почему англо-саксонская элита так взбесилась, когда Россия перекрыла им возможность построить по территории Сирии газопровод в Европу и качать дешёвый газ из Катара. Отсюда и крокодильи слёзы о «страданиях сирийского народа» от тирании нынешнего режима.

Война за южные моря началась не сейчас, ещё князь Олег прибил щит к вратам Царьграда, чтобы неверные всегда помнили о предназначении Руси. Но история учит лишь тому, что ничему не учит.

Например, Олимпийские Игры считались священными, поэтому во время их проведения прекращались все войны и вооружённые конфликты. Организатор современных олимпиад Пьер де Кубертен также предполагал, что они послужат делу мира, и всевозможные войны и конфликты на время их проведения будут прекращаться.

Но нынешние ястребы стремятся разжечь пожар войны или устраивают провокации именно во время Олимпийских игр.

В феврале 1988 года, накануне открытия Олимпиады в Калгари, американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» нарушили границу СССР, вторгшись в территориальные воды на семь миль. Это была не просто провокация, а типичная демонстрация силы, примерно как в Тонкинском заливе. Сторожевые корабли Черноморского флота «Беззаветный» и СКР-6 пошли на таран нарушителей.

Силовой ответ показал, что соединённоштатники психологически пасуют. При подавляющем преимуществе над противником они готовы убивать, а погибать за родину в их планы не входит.

Подобные провокации происходили всегда. Достаточно вспомнить нарушение воздушного пространства России в мае 1960 года или в сентябре 1983-го. Но это случаи, о которых нельзя было умолчать, а сколько было провокаций, о которых не известно широкой публике? Война в Южной Осетии тоже началась накануне открытия Олимпийских игр в Пекине, причём все мiровые СМИ развернули гнусную и лживую антироссийскую информационную войну, что это российские войска вторглись в независимую Грузию и сравняли с землёй город Гори.

Либеральный угар постепенно выветривается из мозгов даже заторможенного российского электората. Сейчас всё больше не только политиков и бизнесменов, но и простых энтузиастов поворачивают свой взор на восток, за Урал.

В своё время император Николай II провозгласил этот курс, и Российская империя построила железную дорогу до Владивостока, очень быстро и без использования каторжного труда.

Построены станции, города, промышленные предприятия. Но освоена лишь узкая полоса от Урала до Владивостока, и на этой полосе, за все годы советской власти мы и остались.

У комунизтов не хватало ни ума, ни сил, ни времени, ни понимания, как продвигаться дальше. Перед нынешним руководством встала задача дальнейшего расширения. Нельзя оставаться на том, что сделано к 1912 году — ведь минуло уже столетие!

Надо идти вглубь, вширь, иначе действительно может возникнуть вопрос о принадлежности Дальнего Востока.

По какому пути идти и что искать человеку — истину или выгоду — решать лишь ему самому. Государства как люди, поэтому поворот на восток означает развитие политического, экономического, военного сотрудничества с азиатскими странами.

Также он подразумевает освоение наших же, российских, территорий, находящихся за Уралом, которым уделялось слишком малое внимание. Речь идёт об освоении наших территорий нашими же усилиями, но с использованием экономического потенциала, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Индии.

Если мы не начнём настоящую работу по освоению Сибири и Дальнего Востока, то станет реальной угроза потери территорий и ухода населения оттуда — синдром Аляски.

Если мы сами не добавим красок в свои серые будни, то нет смысла ждать, что это за нас сделают Рубенс или Брюллов.

Государственник будущего — это верующий профессионал. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» [Мф. 3:10]. Нынешние чиновники и олигархи — это же те самые лодыри и бездельники, воспитанные комунизтической моралью, бывшие комсомольцы.

Это дети и внуки тех, кто расстреливал в лагерях православных, уничтожал генофонд нации. Они не способны мыслить по-государственному.

Сейчас созданы все условия для возвращения в Россию эмигрантов, уже наученных жить и работать по-христиански, но не прижившихся в смрадном западном мiре. Кто остаётся в том аду — потеряны для Царствия Небесного, по сути они уже разлагающиеся трупы, ещё дышащие, но их души мертвы. Они просто служат отрицательным примером, как не надо жить.

«А как надо жить?» — задал азъ недостойный наводящий вопрос себе, в который уже раз поднимая заполненный сорняками лоток, чтобы отнести в компостную кучу.

Вроде бы вопрос не сложный и в то же время не лёгкий.

«А как живут монахи на Афоне», — подсказал ответ внутренний голос. Что говорил Христос в Нагорной проповеди: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их [Мф. 6;26]. Монахи-святогорцы и сеют, и жнут, и собирают в житницы, но подобно ангелам, не заботятся о хлебе насущном, потому что вера у них значительно больше горчичного зерна.

Только за ради не предаться греховным помыслам они каждую свободную минуту посвящают послушанию или молитве. Чтобы с натруженной спиной и спокойной совестью упасть вечером на спальное ложе для очередного наслаждения — кратковременного, но глубокого сна без сновидений.

Воистину, самое дорогое на земле — это глупость, потому что за неё дороже всего платить приходится. До сих пор никто не может внятно объяснить, зачем столетие назад понадобилась революция? Кого ни возьми — ратует за мнимый порядок, но разве не «порядок» несли нам «крылья чёрные» в 41-м?

Хотел — ну, так получи! Люди не хотели идти в колхозы, таки фашисты и поощряли фермерство: живи и радуйся жизни!

Православный народ ненавидел советскую власть, которая закрывала и разрушала храмы — так гитлеровцы открыли на оккупированной территории 16 тысяч православных приходов.

Ты ненавидел иноверцев — а разве после октябрьского переворота в Кремле сидел хоть один православный? Хоть один русский? Где же твоё покаяние?

В Германии даже сумасшедшие не поминают Гитлера добрым словом, за такую «шалость» предусмотрена и уголовная ответственность. В России же славословят Сталина и его подручных, у которых руки по самые уши в крови православных христиан! И всего-то лишь за то, что они вместо компенсации за миллионы смертей, за все лишения и страдания дали тебе возможность раз в году выпить сто «наркомовских» граммов горькой?

Ты судишься со страховой компанией, если она не выплатила тебе компенсацию за пожар или за ничтожную утрату. Ты хулишь полицию, если она не нашла тех, кто украл у тебя принадлежавшее тебе имущество или не защитила от хулигана.

Может, ты сам не знаешь, чего хочешь? Задумайся, а не дурак ли ты? Не ищешь ли чёрную кошку в тёмной комнате, которой там нет? Не гоняешься ли за солнечным зайчиком? Так и будешь гоняться, как белка в колесе, пока не поймёшь, что в далёком семнадцатом твои оболваненные предки свергли царя не в Петербурге, а у себя в голове! И пока ты не покаешься за их смертный грех и не вернёшь царя в свои насквозь пропитые мозги, так и будут гнуть тебя в три погибели сильные мiра сего.

Зададимся вопросом, а почему вся просвещённая Европа стала работать на Гитлера и его банду, и они всю войну черпали в ней людские и экономические ресурсы?

Если Европа так ненавидела православную Русь, тогда почему папа Пий XII благословил крестовый поход против сатанинского режима, захватившего в 1917 году власть в стране и разрушавшего православные храмы, убивавшего священников и интеллигенцию, «соль земли» и генофонд русской нации?

Зачем Гитлер бомбил «просвещённую» Англию? Рубил сук, на котором сидел? Когда комунизтические историки нам «лепят горбатого» о Второй мiровой войне, то их можно понять: они пытаются любой ценой скрыть свои истинные намерения и единственным «белым пятном» истории своего семидесятилетнего правления обелить свои кровавые злодеяния. Но когда эту ахинею начинают повторять люди православные, тем паче Русская Православная Церковь, тут в пору выпасть в осадок.

Если вдуматься, не за тех ли проливал свою кровь на полях Второй мiровой русский солдат, кто как раз и принёс нашей стране неисчислимые беды и страдания? Кто опустошил и обезлюдел просторы Великой Руси, согнал православных христиан (крестьян) в гетто, отгородив их от Божиего мiра?

Когда же, наконец, просветит нас Господь светом разума, и мы повернём своё оружие не против мнимых «немецко-фашистских захватчиков», а против захватчиков реальных, против настоящего, а не виртуального врага?

Почему белка в колесе доживает до десяти лет, а в клетке всего два года? Ответ очевиден и понятен даже младенцу.

Что бег удлинняет жизнь, знает каждый, а то, что беготня укорачивает её, понимают далеко не все. Кто обделён Божией благодатью, всю жизнь крутятся как белка в колесе, и при этом редко доживают даже до пенсии, если вообще умирают своей смертью. И где же тут логика? Соглашусь, что можно дожить и до ста лет, если отказаться от всего того, ради чего хочется жить сто лет. То есть от страстей. Так, где же золотая середина?

Её нет и быть не может, золотой середины!

Если волк питается только мясом, а заяц только капустой, то с точки зрения золотой середины они оба питаются голубцами. Поэтому каждый человек — это целый мiръ, и не может быть у людей никакой золотой середины!

У каждого из нас своя стезя, и каждый сам волен избирать свой путь. К кому склоняется твоя душа на этом свете, с тем ты будешь и на том. И здесь двух мнений быть не может…

Невольно мой взгляд остановился на монастырской усыпальнице, и мне вновь вспомнились строки духовного завещания монаха Виталия. Не буду цитировать, я их уже приводил ранее в полном объёме.

Может быть, именно прочитав их и приняв сердцем, покидающие Афон так преображаются духовно?

Тогда почему, окунувшись в житейское море, они мгновенно забывают пророчества афонских старцев и снова предаются страстям? Что-то сродни тяжкому похмелью, когда наутро после бурной попойки человек клянёт себя последними словами. Но к вечеру уже напрочь забывает о своём состоянии и снова предаётся необузданному чревоугодию и плотским утехам…

За размышлениями азъ утомлённый слегка позабыл об усталости, но попытка возобновить прерванное на минуточку послушание напомнило мне об этом резкой болью в пояснице.

Всё моё естество враз ответило взаимностью, в глазах нарисовался звездопад, впору было накрыться белой простынёй и медленно ползти в сторону монастырского погоста.

Ухватившись за спасительный круг Иисусовой молитвы, я попытался получить новый заряд благодати. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй мя грешнаго». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…»

Не знаю, как мне оценить милосердие Божие, но со стороны усыпальницы азъ полуживой увидел приближающегося ко мне седовласого, немного согбенного монаха. Его лёгкая, даже немного пружинящая походка говорила об отменном здоровье и прекрасном самочувствии.

Судя по неимоверно увеличившимся очам его при виде полутрупа на монастырском газоне, отче был несказанно удивлён, что во время повечерия кто-то не в храме. Подойдя поближе к незадачливому послушнику, отец А-й — а это был именно он, я сразу узнал его по голосу — с ходу озадачил меня наводящим вопросом, почему азъ пришибленный не на повечерии.

На удивление, резко вскочив и взяв у старца благословение, я попытался нечленораздельно оправдаться, что меня никто от послушания не освобождал. На что авва улыбнулся во всю ширь и неспешно просветил меня, что в Пантелеимоновом монастыре Благовест освобождает от любого послушания. Во время службы и монахи, и послушники, и паломники должны быть в храме. Только игумен может благословить на несоблюдение устава.

— Отцу И-ю скажешь, что тебя о. А-й освободил от послушания. Иди на службу, — и он снова благословил меня лёгким прикосновением ко лбу.

Я уже, было, дёрнулся идти в храм, но тут, будто невидимая сила удержала мой порыв, и мне до сухости в горле захотелось побеседовать со старцем и разрешить у него все сомнения.

Авва по-прежнему улыбался, будто понял мои благие намерения, и не сойдя с места, спросил:

— Хочешь узнать о пророчестве старца Ионы? Будет ли война с Україной или нет?

ВПСлуга был настолько ошарашен прозорливостью аввы, что не сразу нашёл подходящие слова для ответа. Видя моё искреннее удивление, старец не стал впадать в гордыню, объяснив мне непонятливому, что этот вопрос мучает не только меня.

Почти все паломники из России, да и Україны тоже, задаются этим вопросом, потому что войны не хочет никто.

Искренняя благодарность Всевышнему, что о. А-й не отринул моё любопытство и поведал мне долгую и полезную проповедь. Где бы я ешё услышал подобное, как не здесь, на Святой Горе. В российских монастырях старцев почти не осталось, а если и появляется где, то к нему чтобы попасть, нужно либо ехать в Тьмутаракань, либо договариваться загодя.

Да и то, если и скажет он тебе что, то намёком, боясь прогневать владыку, а там понимай как хошь.

«Пророчество — это не прогноз будущего, Господь может всё изменить, если человек или даже целый народ покается, — так начал о. А-й своё повествование. — Если человек ничего не хочет менять и не меняет, вот тогда уже следует кара Небесная.

В настоящее время Россия пожинает плоды бомбы, заложенной большевиками под российскую государственность. Это не пустые слова. Советская власть создала на исконно русских территориях геополитического монстра — Україну при содействии спецслужб кайзеровской Германии. Пытаясь уничтожить Российскую империю, Ленин и Троцкий создали это политическое недоразумение, отрезав от России русские города: Харьков, Донецк, Николаев, Херсон, Днепропетровск, Одессу. Сталин присоединил Галицию и Волынь, Хрущёв подарил Крым. Україна была нужна с одной целью — стать антироссией.

Любая империя держится исключительно за счёт идеи «разделяй и властвуй». Российская империя также ограничивала в правах населявшие её народы, но никогда не вела религиозных войн, даже православную веру не стремилась насадить силой, только проповедью. Народы принимали её, не только потому, что видели её истинность, но и потому, что проповедники готовы были идти за неё на мучения, страдания, даже на смерть лютую.

Українство же, с самого начала своего появления — это антиправославная концепция: она направлена была не просто против русских, против москалей, она направлена была против Православия. Эта концепция родилась на Западе, в Австро-Венгрии, в Польше, в католических и протестантских странах, и в настоящее время она успешно реализовывается.

То, что лжепатриарх Филарет и прочие называют себя православными — это ложь, игра. Настоящая задача — вытеснение Православия, как основы нашей русской православной цивилизации, так как без неё и цивилизации-то нет!

После государственного переворота на Україне ни одна область не избавлена от уничтожения и пожара церквей, от гибели монахов, монахинь, священников, даже в Киеве.

Эти действия являются прямым проявлением борьбы между Западной и Русской цивилизацией. Псевдопатриарх Филарет немедленно записывает отпадающие приходы в свою епархию, и, как четыреста лет назад, идёт продвижение западников!

На Западе любят повторять, что «мы — цивилизация», но забывают, какая цивилизация. Цивилизации без Православия не может быть в принципе. Без веры цивилизаций нет!

Линия Запада — использовать настоящий момент для окончательного разгрома Православия в Грузии, на Україне, для истребления, запугивания православных. К сожалению, в какой-то степени для этого появились условия.

Українская Православная Церковь Московского Патриархата заняла скользкую позицию — не все, конечно, но очень многие — «давайте жить дружно!» И в какой-то степени, такой отклик появился и в России — «давайте замиримся!»

Проявилось непонимание целей той стороны, за которой притаились сатанинские силы, и у них не стоит задача примириться, у них есть только одна задача — уничтожить. Поэтому у истинно православных христиан есть только один выбор — это нести свой крест, исповедовать Христа до конца!

Это заблуждение — «можно замириться», «можно договориться», «давайте жить дружно», «давайте вместе помолимся» — не работает, потому что у той стороны абсолютно нет такой задачи. У них задача убить, уничтожить, в лучшем случае, выгнать! Здесь и кроются причины некоторого отступления, некоторых неудач, но Господь поругаем не бывает!

Основная масса верующих УПЦ Московского Патриархата, стойко защищают Христа и твёрдо стоят на позициях Православия. Они Бога не предадут! Они и есть та единственная реальная сила на той части киевской Украины, которая сопротивляется. Иногда, может быть, молча, иногда не на Майдане и на баррикадах, а в стойкости в вере, но сопротивляется!

И за ними всё равно, безусловно будет победа.

Но российские православные верующие должны исходить из того, что мир с той частью Україны невозможен. Пока братья-малороссы не перестанут быть зомбированными монстрами, их хозяева в США будут воевать чужими руками до победы».

Батюшка сделал паузу, глубоко вздохнул, будто проделал крестный ход из Киева до Афона. Когда-то этот путь, только в обратную сторону, проделал преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской лавры. С той поры минуло почти тысячелетие, но брань на этой священной земле продолжается по сей день. Просто за время безбожия люди утратили понятие, что самое важное на свете — человеческая жизнь, культура идёт потом.

Люди живут и создают свой язык, свою культуру независимо от желания политиков. Но когда политики начинают чего-то предъявлять, то возникают реальные конфликты.

Госграницы рисуют на бумаге, чтобы разделить сферы влияния налоговых ведомств. А у культуры другие границы — более настоящие и более важные.

Воевать за какую-то условную линию лично я считаю верхом идиотизма. А вот воевать за свою веру, за свой язык, за свою культуру — это дело чести.

Государство Україна (вернее будет сказать недогосударство и геополитическое убожество) появилось на свет только потому, что банда старых комунизтических алкашей собрались в белорусском лесу сообразить на троих и раздать друг другу титулы президентов вместо старых партийных. Они поделили одну шестую часть суши под названием СССР по границам, проведённым на карте Российской империи «великим супостатом» по (партийной) кличке Ленин.

И всё бы ничего, но самый продвинутый прирезал к своим владениям исконно русские земли, не спрося на то желания миллионов испокон века проживающих на них людей. Все его последователи были такими же тщеславными упырями и с подачи заокеанских кураторов объявили Незалэжную «единой и неделимой». А с людьми можно и не считаться — они кто есть?

И вот, когда политика доморощенных князьков завела страну в тупик, если не сказать на край пропасти, очумевшая от нищеты, коррупции и произвола молодёжь страстно захотела в Европу. Но они никогда там не жили и не знают, что это такое. Невозможно понять, что такое Европа, не попробовав её al diente, «на зубок». Это всё равно что судить о работе продавца или грузчика в супермаркете по роскошной его витрине.

Помню, в советские времена максимум, куда можно было поехать простому смертному по турпутёвке это в Болгарию или Польшу. О странах Запада советские люди знали только по кинофильмам.

И тогда возникло удивительное течение — стиляги.

Они стали носить длинные, специально обстриженные волосы, одевались модно и крикливо, считая, что так одеваются в Европе и Америке. Но это было советское представление о Западе, там такого не было…

«Я недавно встречался со старцем М-м и беседовал с ним, — продолжал авва А-й свою проповедь. — Сам он по национальности грек, но возглавляет сербскую келью недалеко от Кареи. Небольшая усадьбочка, почти у вершины горы, две церкви, монахи, послушники. Он мне сказал, что не нужно воспринимать всерьёз пророчества Ионы об Україне, переданные через десятые уста. Если нет возможности услышать его лично, лучше отыскать в Сети первоисточники. По крайней мере, в них есть хотя бы доля истины.

Он говорит, что Україна как государство может состояться только при двух условиях.

Во-первых, население должно стать единой нацией, что невозможно в принципе. В тех же США попытались «переплавить» все национальности в единую американскую нацию, и ничего не вышло: каждая диаспора живёт обособленно, исповедует свою культуру, религию, нравы.

А если говорить о федерации, тогда зачем они добивались незалэжности от Москвы? Жили бы себе в удовольствие и проблем не знали. Так не же… потянуло на старые грабли.

Если греки в начале XIX века восстали против турецкого ига, то они встали на борьбу все как один. На Україне такого ждать не приходится. Скорее произойдёт второй Майдан, чем они захотят воевать за идею. За деньги ещё, куда ни шло, а за родину — не дождётесь. Притом у каждой нации там своя родина, так что если и будет война, то гражданская.

Вторым условием старец Иона назвал покаяние народа и власти. То есть признание старых ошибок и прегрешений, которые православный обязуется не повторять. Старцы Афона предупредили нынешнего, что без покаяния (изменений) он не продержится на посту президента до окончания срока полномочий. Но он понял «покаяние» по своему: стал прилюдно молиться, передавать Церкви многочисленные здания и сооружения приезжал за благословением к старцу Ионе в Одессу. Так можно обмануть себя, а не Господа. Покаяние — это реформы.

Про покаяние народа вообще говорить смешно.

Сколько я перевидал приезжающих сюда, на Афон українцев, православие в них даже не теплится. Как были вольными казаками, так и остались ими, хотя сменилось с десяток поколений. О чём можно говорить, если у них только считающих себя православными три церкви? А сколько других конфессий?

Причём греко-католики — это вообще униаты, и нашим, и вашим. А это у них основная конфессия!

Подвизался у нас один схимник, Царствие ему Небесное, — батюшка перекрестился на монастырскую усыпальницу. — Так он ещё в прошлом веке поведал мне: когда Западную Україну присоединили в 1939-м, стали проводить необходимое переустройство, связанное с госструктурами. Поменяли чиновников, которые раньше, естественно, были сплошь поляки.

Новые советские служащие, воспитанные при Советской власти, были шокированы, когда при каждом удобном случае западенцы старались чмокнуть ручку «пана начальника». Благодарили они его за что-либо, просили о чём… Кое-кто и на колени становился, и «каты-комуняки» его спешно бросались поднимать: такое самоуничижение им было видеть просто дико.

Кстати, в Западной Белоруссии подобных случаев даже близко не было. Но и резни поляков, подобной Волынской, белорусы тоже не устраивали. Где, скажи, тут ждать покаяния?»

— Да о чём тут можно говорить… — начал ВПС лишь для того, чтобы тут же замолкнуть.

«Также он рассказал, что дивизия «Галичина» из українских добровольцев была разбита в боях, не сложившие оружие повстанцы уничтожены. Но часть смогли уехать в США и Канаду, сохранив в эмиграции националистические взгляды. В молодости даже супруга предыдущего президента Україны — гражданка Америки, — участвовала в неонацистской группировке.

Во время холодной войны всех их использовали для работы на Україну против СССР. Хотя українские националисты, привыкшие хитрить и выкручиваться, чувствовали себя вполне комфортно и под немцами, и на Западе, и в советской Україне.

Покаяние для українцев — это отказ от русофобского советского мышления и осознание того, что корень українской проблемы — идея українской нации. Нет иного пути, чем прийти к единственно правильному выводу, что українский, откровенно русофобский эксперимент пора заканчивать, признать всех желающих того українцев русскими и начать строить одно государство, а не мифическую незалэжную Україну или очередную советскую конфедерацию «братских народов». Пока такое, истинно русское понимание вопроса не созреет в массах…

Никто не против прирастания России землями, если речь об исторических русских землях. Но в каком виде? От этого ключевого вопроса зависит вся дальнейшая судьба Империи.

Какой она будет — Русской или очередным мертворождённым неосоветским проектом?

Запад может реально махнуть Україну, скажем, на Сирию или Иран. Возникнет опасность возрождения пророссийской Україны. Для этого есть всё необходимое: советские идеологи в российской власти, «пророссийские» управленцы и миллионы постсоветского населения в России, готового проглотить любую советскую басню.

Они не научены думать по-русски и до сих пор не могут понять, что главная проблема Україны — сама Україна, українская идея как таковая. Это и нужно втолковать сознательным русским гражданам, не растерявшим своё национальное чувство за XX век и понимание собственных национальных интересов.

Если бы русский народ, сегодня не был «электоратом» в результате большевистского эксперимента, власть никогда бы на это не пошла. Она сама была бы русской, осознающей интерес России в данном вопросе. К сожалению, вы живёте в эпоху отсутствия в России русской нации и сознательного национально-гражданского русского общества. Если завтра власть скажет «давайте снова станем братьями?!», что ответят «дарагие расеяне»? «Давайте! ура! даёшь Советский Союз!»

Пока сознание людей в українском вопросе не поменяется от советского в сторону русского национального, говорить о чём-то серьёзном не приходится. Если вам снова посадят на шею «братскую Україну», вы проглотите, и будете ждать новое Гуляй-поле, новую Хатынь, оплачивая за счёт русского народа восстановление українской самостийности.

На Україне обязательно прозреют — куда денутся, — ибо жить там скоро станет просто невозможно. Когда они окончательно ошалеют от нищеты, криминала и полного отсутствия надежды, созреют, тогда-то вам и подсунут «единую, пророссийскую и братскую» Україну.

Её жители не осознали всех своих ошибок, просто разочаровались в своей власти и в патриотах, которые загнали страну в пропасть. А ненависть к русским в целом и вашему президенту в частности, всё также бушует в их чёрных душонках и будет бушевать ещё не одно десятилетие.

Увидишь, лет через десять сбудется пророчество схиархимандрита Ионы, который говорил: «Что вы за этим долларом гоняетесь? Посмотришь, их как листья осенью ветер гнать по дороге будет, никто за ними не наклонится, будут дешевле бумаги, на которой напечатаны. И вот тогда гастарбайтерам из обнищавшей Америки вместе с западенцами и поляками выпадет честь лечиться от русофобии на стройках Великой России».

Когда авва А-й закончил, наконец, свою проповедь, солнце уже прочно вошло в клинч с едва различимой луной. Моя фигура в сей момент зѣло борзо напоминала памятник Дюку-де-Ришелье на Потёмкинской лестнице в городе-герое Одессе. Только вместо грамоты I’m застыл с лотком для сорняков.

Авва с улыбкой оглядел меня с головы до пят и тронул за локоть, приводя в чувство.

Очнувшись от оцепенения, азъ проворный отнёс последнюю порцию «послушания» в компост и, стряхнув с себя усталость, зашагал в сторону Покровского собора.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я