В учебнике освещаются система, основные понятия, институты и отрасли современного международного права. Характеристика международного права дана на новой концептуальной основе и в связи с функцией международного права XXI в. При написании учебника наряду с ранее принятыми международно-правовыми актами использованы новейшие источники. Для подготовки учебника кроме профессорско-преподавательского состава Казанского университета были приглашены ведущие специалисты в области международного права, в чьих трудах исследовались отдельные институты и отрасли международного права. Учебник предназначен для бакалавров, преподавателей юридических вузов, а также для практических работников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II
История возникновения и развития международного права
§ 1. Периодизация международного права
Международное право — естественный продукт исторического развития. История международного права — неотъемлемая часть истории общества, она не может не обладать собственной периодизацией, и ученые каждой эпохи представляют «свою» периодизацию.
Например, периодизация, предлагаемая В.П. Даневским и его сторонниками, была следующей:
— с конца V по XVII в. — период Средних веков до Вестфальского конгресса 1648 г.;
— от Вестфальского конгресса 1648 г. до Французской революции 1789 г.;
— от Французской революции 1789 г. до Венского конгресса 1814–1815 гг.;
— от Венского конгресса 1814–1815 гг. до Парижского конгресса 1856 г.;
— от Парижского конгресса 1856 г. до Берлинского конгресса 1878 г., Берлинской (Африканской) конференции 1884–1885 гг.
Как видим, в представленной периодизации отвергалась древность. Утверждалось, что для Древнего мира были характерны фактические отношения народов, чаще враждебные; отсутствие порядка и организации; отсутствие идеи равенства между людьми и незначительный уровень потребностей у людей во внешних сношениях.
В Энциклопедии международного публичного права[17], в которой значительное место отведено истории, выделяются следующие периоды: от древности до Первой мировой войны; период между двумя мировыми войнами; период после Второй мировой войны.
Для периодизации развития международного права общим ориентиром являлось также и учение об общественно-экономических формациях и исторических эпохах.
Ученые сегодняшнего дня приводят следующую периодизацию истории международного права, не исключая древность:
1) от 4 тыс. до н. э. до 476 г. н. э. — период, иногда называемый «предысторией международного права». Это время распада родоплеменных отношений, образования ранних рабовладельческих государств, зарождения первых норм международного права, период рабовладельческой общественно-экономической формации;
2) от 476 г. н. э. (падение Римской империи) до 1648 г. (Вестфальский конгресс). Данный период называют международным правом Средних веков, и он соответствует феодальной общественно-экономической формации. Это период развития норм феодального международного права;
3) от 1648 до 1919 г. Данный период называют периодом классического международного права, он соответствует периоду становления капиталистического производства;
4) от 1919 до 1945 г. — период перехода от классического международного права к современному, или период перехода от Статута Лиги Наций к Уставу ООН;
5) период современного международного права. Его называют «правом Устава ООН».
Принципиальным является вопрос о времени возникновения международного права. Существуют следующие мнения ученых:
1) международное право возникло еще в межплеменных отношениях; 2) международное право появилось одновременно с государствами; 3) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств[18].
Развитие международного права в Древнем мире и в Средние века существенно различалось. В каждом регионе Древнего мира (Месопотамия, Египет, Индия, Китай и др.) развивались свои специфические международно-правовые институты, которые в Средние века отражали новую ступень общественного развития.
§ 2. Возникновение международного права (Древний мир)
Международным правом Древнего мира называют систему юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с IV тысячелетия до н. э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи.
Межгосударственные правовые нормы начинают складываться с возникновением первых рабовладельческих государств на базе имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Основными чертами межгосударственных правовых норм Древнего мира являлись:
1) правила из догосударственного межплеменного «права», закрепленные в обычаях и договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник международного права.
Центрами международной жизни считались Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.[19]
В межплеменном общении обычай являлся стабильным средством регулирования долговременных отношений экономического характера и гарантией неизменности приобретаемых в результате выгод. Право и религия в период античности были едины, и это проявлялось в заключении договоров, соглашений, в создании международных обычаев, в процедуре объявления войны, ее ведения; религиозность прослеживалась в дипломатии. Благодаря религии установился принцип международной ответственности (процедура приема и обмена посольствами, ведение переговоров, заключение договоров, правила обмена дарами).
Неравенство субъектов являлось также одной из особенностей международного права Древнего мира.
Международному праву были известны принципы справедливости и равенства. Речь шла об установлении справедливых отношений, основанных на равенстве (Кодекс Хаммурапи, переписка месопотамских правителей). Также был известен принцип нерушимости правовых предписаний, что проявлялось в общем признании принципа pacta sunt servanda.
Понимание войны и отношение к ней в Древнем мире также были неоднозначны. Война являлась главным средством ведения внешней политики древнейших стран. Но надо отметить и то, что Древнему миру были известны институты нейтралитета и невмешательства (Древняя Греция). Особенностью этих институтов являлось то, что нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство — и в мирное время.
Если в Египте во время войны господствовал неограниченный произвол[20] (побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя), то в Индии Законы Ману закрепляли гуманные правила ведения войны: запрещалось убивать просящих милостыню, сдавшихся в плен добровольно, спящих и безоружных. Эти так называемые гуманные правила ведения войны предусматривало и законодательство Моисея.
Дополнительной гарантией соблюдения права стали военные репрессалии, происходившие из принципа коллективной ответственности. Положения ответственности включались в тексты международных актов и были связаны с религиозными нормами и стандартами.
Позднее складываются институты проксенов[21] в Греции и преторов[22] в Риме, что явилось началом формирования консульского права.
Для Индии и Китая были характерны институты посредничества и арбитражных судов. Древний Китай был знаменит и тем, что на общекитайском конгрессе впервые был подписан договор о ненападении, предусматривавший мирное разрешение споров (в 546 г. до н. э.).
В Древнем мире заключались и мирные договоры (если война не заканчивалась полным покорением одного из государств), а также договоры о покровительстве, которыми предусматривались сдача оружия, выдача противной стороной вождей и заложников. Были известны Древнему миру и договоры о перемирии, которые подписывались командующим армией, консулом или легатом и подлежали ратификации.
Подводя итог вышесказанному, надо подчеркнуть следующее: Древний мир не создал науки международного права, те или иные правила, которые действовали на практике, не могли быть названы системой международного права, и те союзы, которые существовали, нельзя назвать международными союзами. В круг вопросов межгосударственных отношений, подлежавших договорно-правовому урегулированию, входили соглашения о союзе, взаимной помощи, нейтралитете, государственных границах, об обмене спорными территориями, о порядке раздела военной добычи, праве убежища, правилах торговли, праве контроля за каботажным плаванием. Известными были институты признания государств, арбитража, посредничества, нейтралитета и т. д.[23]
§ 3. Международное право в Средние века
Система юридических принципов и норм, сложившаяся с V по XVII в., именуется международным правом Средних веков. Отличительными чертами этого периода являлись:
— регионализм;
— преобладание обычных норм над договорными;
— существенное влияние церкви на процесс формирования норм международного права. Для данного периода характерно и то, что войны были постоянными. Постоянство войн и развитие государственности вынуждали государства вступать в разнообразные международные отношения, в основном речь шла о мирных отношениях и торговле. Это было время, когда церковь взяла верх над государством. Каноническое право имеет несомненный интерес для международного права, так как именно оно пропагандировало следующее:
— божье перемирие означало перемирие: от субботы до понедельника; в неделю, предшествующую крещению, с включением шести дней после него; в период от Великого поста до Троицы; все Господние праздники; божье перемирие гарантировалось присягой вассалов, сюзеренов. Если нарушалась присяга, то применялась санкция — епитимья (церковное отлучение и проклятие);
— запрещение во время войны грабить церкви, уничтожать поля, жатвы;
— право убежища для иностранных купцов;
— нейтралитет церковных земель и т. д.
Церковные сборы XVI в. были предшественниками будущих международных конгрессов. Кроме того, Церкви удалось содействовать образованию института постоянных посольств. Неприкосновенность посла подтверждалась и каноническим правом (1582 г. — свод канонического права). Церковные соборы принимали постановления, направленные на ограничение способов и средств ведения войны, торговли оружием[24]. Хотя и не запрещалось убивать пленных, раненых, но известны были такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих милостыню. Постепенно стал использоваться институт выкупа пленных.
Те же действия были и со стороны мусульман: война с иноверцами считалась священной; допускалось опустошение вражеской страны; убийство пленных, освобождение их осуществлялось за выкуп, в лучшем случае — рабство; запрещалось истязать женщин, детей, больных; слово, данное врагу, должно было честно соблюдаться.
Со временем войны стали подразделяться на законные и незаконные. Участниками войны считались все взрослые мужчины (обычно с 14 лет). В Средневековье не проводилось различия между военными и мирным населением. Что касается Руси, то нельзя не упомянуть о таких обычаях, как объявление войны заранее («иду на вы» — предупреждение киевских князей) и неприкосновенность мирных жителей.
Если в первые века феодализма в основном заключались многочисленные устные договоры, сопровождавшиеся клятвой, рукопожатием, то позднее устанавливается форма письменного заключения договора.
Средневековью был известен институт гарантий. Одним из средств выполнения договоров являлась религиозная клятва. Со временем религиозная клятва становилась недостаточной и государства прибегали к таким мерам, как поручительство, взятие заложников или обмен ими, залог ценностей или даже территорий, т. е. к своего рода гарантиям исполнения договора. Известны институты «хранителей договоров».
В Средние века была известна формула суверенитета: верховная власть государства; независимость государства во внешних делах; верховенство государства во внутренних делах. Суверенитет понимался как выражение верховенства и независимости главы государства как внутри страны, так и в международных отношениях. На то время имели место французская и английская формулы суверенитета, а во времена правления Людовика XIV (1638–1715 гг.) суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем: «Государство — это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов, т. е. под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Позднее, а именно в XVII в., понятие «суверенитет» воспринимается международным правом и признается необходимым юридическим свойством государства.
Начиная с XIII в. в международных отношениях закладывались основы института торговых «консулов». Институт постоянных дипломатических представителей не был известен Средневековью, а практика дипломатии в Средние века исходила из принципа: «Посол лицо государя носит и речи его говорит». Послы являлись неприкосновенными, наделялись привилегиями и преимуществами и могли рассчитывать на почести церемониального характера.
Средневековье характеризовалось и тем, что в случае проживания на территории феодала без специального разрешения иностранец превращался в крепостного, а его имущество переходило в собственность феодала. В Средние века появилось понятие «береговое право», согласно которому прибрежный владелец получал право собственности на корабли, потерпевшие кораблекрушение у его берегов, а экипажу и пассажирам грозили плен или обязательство выкупа.
Что касается морской торговли, то ее развитие в Средние века обусловило появление норм, касающихся ведения морских войн. К примеру, получил развитие институт каперства.
Необходимо отметить, что переход от международного права античности к международному праву Средних веков занял ряд столетий, но мы ограничимся лишь перечислением институтов, которые получили развитие в упомянутый период: институт правосубъектности, институт посольства, институт консульского права, институт нейтралитета, институт залога и гарантий договоров со стороны третьих лиц и др. Характерной чертой развития международного права в Средние века являются также вопросы правового режима иностранцев, правового режима открытого моря, формирования понятий исторических морей и заливов, территориального моря, правового режима пленных[25]. Все это сыграло положительную роль в развитии принципов и норм международного права будущих веков.
§ 4. Период зрелости международного права
4.1. Вестфальский мир (1648 г.)
Тридцатилетняя война разразилась на стыке Средних веков и Нового времени. Это была первая общеевропейская война, в которую было втянуто большинство народов и государств, расположенных от Габсбургской Испании на западе до Московского государства на востоке. Некоторые историки называют Тридцатилетнюю войну настоящей Первой мировой[26].
В 1648 г. Тридцатилетняя война закончилась знаменитым Вестфальским миром, заключенным на Вестфальском конгрессе, который определил основные контуры системы международных отношений в Европе на целых полтора столетия. Это был первый конгресс в Европе, и отличался от амфиктионий он тем, что у него не было принудительной власти. Это был прежде всего съезд дипломатов христианских государств, которые собирались обсудить и привести к соглашению путем переговоров международные интересы Европы.
Вестфальский трактат состоит, как известно, из двух связанных между собой договоров: Оснабрюкского и Мюнстерского. Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:
— принцип политического равновесия и стабильности границ;
— институт международно-правового признания (была признана независимость Швейцарии и Нидерландов). Впервые сформулирована декларативная теория признания. Это проявлялось и в признании за германскими князьями их суверенных прав;
— институт равноправия государств на внешней арене независимо от преобладающего в нем вероисповедания;
— институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, «что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны отстаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого независимо от религии»).
Важную роль играл Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала «в качестве общепризнанного участника международного общения». Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных договоров на полтораста лет, вплоть до Великой французской революции. Что касается дипломатии, то она в рассматриваемый период характеризовалась как искусство лжи и вероломства[27].
Было положено начало согласованному решению европейских проблем не на религиозной основе, а на светской; значимым является и то, что Вестфальский трактат стал гарантией европейского международного правопорядка.
4.2. Французская революция и международное право
Своеобразным кодексом международного права можно назвать два документа, которые особо выделяются среди многочисленных актов, принятых в дни Французской революции 1789 г. Первый из них — это «Предложения», внесенные депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г.; в дальнейшем они были оформлены в виде Декрета от 22–27 мая 1790 г. и частично содержались в гл. VI Конституции Франции от 3 сентября 1791 г.[28] Второй документ — проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом[29] Грегуаром 23 апреля 1795 г.
Если международному праву Средних веков не были известны демократические принципы, то при капиталистическом укладе жизни эти принципы находили свое отражение в таких документах, как Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г. Что касается периода Французской революции, то такие принципы, как народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории и др., были отражены в таких актах, принятых революционной властью, как Декларация международного права 1795 г. и Конституции Франции 1791 и 1793 гг.
Принцип невмешательства был отражен в ст. 3 Декларации международного права 1795 г.: «Ни один народ не имеет права ни вторгаться во владения другого народа, ни лишать его свобод и естественных выгод». Не без внимания остались принцип неприменения силы и принцип территориальной целостности государств (ст. 4).
Декларация аббата Грегуара состояла из 21 статьи. К примеру, ст. 6 гласила: «Народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают». Принципы невмешательства провозглашаются в ст. 7: «Народ не имеет права вмешиваться в дела других народов». Ряд статей посвящен территориальным проблемам. Завершающая, 21-я статья объявляла: «Договоры между народами священны и нерушимы». Таким образом, эти два документа — Декларация Вольнея и Декларация аббата Грегуара, ставшие своеобразным кодексом международного права, подчеркивали важность самой идеи кодификации международного права.
Революция 1789 г. знаменательна и тем, что в практику был введен плебисцит и утвержден принцип свободы речного торгового судоходства.
Огромный вклад внесла Французская революция в развитие института прав человека. Отметим наиболее важные статьи Декларации прав человека и гражданина. Это ст. 1: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»; ст. 2: «Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека.
Таковы свободы, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»[30]. Через много лет ряд положений Декларации прав человека и гражданина будет включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Нельзя не упомянуть о праве убежища, которое также было провозглашено Французской революцией. Законодательные акты Французской революции выделили его политический характер, а также признали подобные мотивы единственным основанием его предоставления.
Для рассматриваемого периода характерно и то, что формулировались новые основы права войны, согласно которым выдвигались требования гуманного обращения с пленными, уважения прав мирного населения, проводилось различие между комбатантами и мирным населением. Война считалась допустимой, если она носила характер оборонительной, т. е. осуществлялась в защиту попранных прав. Частная собственность объявлялась неприкосновенной.
4.3. Конгрессы и Гаагские конференции мира
Венский конгресс, продолжавшийся с сентября 1814 г. по июнь 1815 г., на свои заседания собрал 216 глав европейских государств (за исключением Турции).
Знаменательным можно назвать принятие Конгрессом специального Положения относительно дипломатических агентов от 7 (19) марта 1815 г. Впервые учреждаются ранги дипломатических представителей: посол, посланник, поверенный в делах — и определяется порядок их назначения.
Венский конгресс первым осудил работорговлю (Декларация держав об уничтожении торга неграми 1815 г.). Конгресс также принял Постановление о свободе судоходства по рекам, которые протекают по территории нескольких государств (была признана свобода судоходства по реке Конго).
Историками, юристами доказано, что был создан порядок на основании уступок и соглашений между различными началами и системами, однако ни один принцип на Конгрессе не получил полного признания и осуществления.
Первая восточная война 1853–1856 гг. (Крымская) закончилась Парижским мирным конгрессом, на котором был подписан трактат от 18 марта 1856 г. Парижский мир 1856 г. был заключен между Россией, с одной стороны, и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией — с другой.
Знаменательным прогрессом в международном праве можно назвать разработку и принятие Декларации о праве морской войны (Парижская морская декларация от 16 апреля 1856 г.), которая подтверждала положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. и дополняла ее:
— каперство отменялось навсегда (каперство — нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (так называемые каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства);
— нейтральный флаг покрывает неприятельские товары, за исключением контрабанды;
— нейтральная собственность, за исключением военной контрабанды, не может быть захвачена под неприятельским флагом;
— блокада, для того чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддерживаться достаточной силой, чтобы фактически воспретить приближение к неприятельскому берегу.
Также согласно Декларации 1856 г. определялся режим свободы торгового судоходства во время войны по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба — в Европе, Миссисипи и Св. Лаврентия — в Америке, Конго и Нигер — в Африке.
Конгресс в Берлине был созван по инициативе Англии и Австро-Венгрии при посредничестве Германии в 1878 г. Он проходил под председательством имперского канцлера Германии, состоял из министров и посланников Германии, Англии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, России и Турции. Армянская и болгарская делегации не получили права участия в Конгрессе. Так появилась балканская проблема, а затем и армянский вопрос[31].
Берлинский конгресс вновь подтвердил свободу плавания по Дунаю, сохранил Дунайскую международную комиссию, постановил срыть крепости и запретил плавание военным кораблям от железных ворот до устья.
Конгресс 1878 г., вынужденный предоставить независимость Болгарии, Сербии и Черногории, юридически подтвердил право наций на государственное самоопределение. Но нерешенные важнейшие противоречия на Балканах в дальнейшем обусловили Первую мировую войну. Соглашаясь с мнением ученых-международников о том, что Берлинский конгресс 1878 г. не внес ничего нового в развитие международного права, все же необходимо отметить его значимость. В частности, в ст. 26 Берлинского трактата закреплялось обязательство государств обеспечивать защиту прав человека от дискриминации; в ст. 35 утверждалось, что различия в религиозных верованиях и исповеданиях не должны являться поводом для непризнания за кем-либо его гражданских и политических прав[32].
Первая Гаагская конференция, получившая название «мирной», состоялась в Гааге в мае 1899 г. В работе Конференции участвовали 27 государств Европы, Азии и Америки. Число участников второй Гаагской конференции 1907 г. возросло до 44 государств. Первая Конференция была проведена по инициативе России, а вторая — по инициативе России и США.
Работа конференций предусматривала три направления: 1) вопрос разоружения; 2) средства мирного урегулирования международных споров; 3) международное закрепление законов и обычаев войны.
Участники Конференции 1899 г. пришли к единому мнению, что для роста материального и нравственного благосостояния человечества желательно ограничение расходов на военные дела, и подписали ряд международных правовых документов.
На второй Гаагской конференции 1907 г. внимание сосредоточилось на юридических вопросах права войны, и 18 октября (5 октября) 1907 г. конференция мира приняла Заключительный акт, к которому были приложены 13 конвенций и одна декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов. Что касается конвенций, то это были конвенции:
— о мирном решении международных столкновений;
— об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по договорным долговым обязательствам (конвенция Драго — Портера[33]);
— об открытии военных действий;
— о законах и об обычаях сухопутной войны;
— о правах и об обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне;
— о положении неприятельских торговых судов при открытии военных действий;
— об обращении торговых судов в военные;
— об установке автоматических контактных подводных мин;
— о бомбардировке морскими силами во время войны;
— о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г.;
— о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;
— об учреждении международного призового суда;
— о правах и об обязанностях нейтральных держав в морской войне. Надо отметить, что конвенции, принятые в 1899 и 1907 гг., явились в истории развития международных отношений и международного права значимым событием, они до сих пор остаются сводом общепризнанных принципов и норм международного права, относящихся к войне. Их иногда называют «правом Гааги», или «правом войны».
§ 5. Октябрьская революция и переход к современному международному праву
1917 г. был знаменит тем, что в результате Великой Октябрьской социалистической революции появляется Советская Россия, выдвинувшая политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на развитие международного права. Одним из значимых документов Революции явился Декрет о мире 1917 г., согласно положениям которого грабительские войны объявлялись величайшим преступлением против человечества, выдвигались требования о ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право народов на самоопределение, противоправным деянием квалифицировалась аннексия (захват чужих земель), отвергались аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов, запрещалась тайная дипломатия.
Таким образом, Декрет о мире 1917 г. явился выражением сотрудничества государств с различной социальной системой и наличия общего международного права, которое выражало бы «правовое сознание демократии вообще»[34].
Бедствия, которые принесла война, показали международному сообществу, что необходимы средства для ограничения войн и обеспечения международного мира. Основным механизмом для решения задачи была призвана стать Лига Наций.
На пленуме Парижской конференции в апреле 1919 г. был принят Статут Лиги Наций, а в июне 1919 г. состоялось подписание Версальского мирного договора с Германией (вступил в силу в январе 1920 г.), что изменило политическую карту мира и оказало существенное влияние на развитие международного права.
Статут Лиги Наций (окончательный текст) закреплял так называемое доброе пожелание в вопросе воспрещения частной фабрикации оружия и военных материалов, что мешало членам Лиги Наций вести между собой соревнование во всех видах вооружений. По положениям Статута Лиги Наций сфера действия международного права ограничивалась «организованными народами», колониальные страны и народы из нее исключались.
В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия — первый постоянный международный суд. Статут Лиги Наций предусматривал процедуры мирного разрешения споров между государствами. Являясь первым международным механизмом по предотвращению военных конфликтов и укреплению всеобщего мира и безопасности, Лига Наций взяла на себя следующие обязательства:
— не прибегать к войне;
— поддерживать в полной гласности международные отношения;
— строго соблюдать предписания международного права;
— добросовестно соблюдать все договорные обязательства.
Отрицательными аспектами Статута Лиги Наций можно назвать то, что он:
— не предусматривал действенных средств предупреждения войны;
— не запрещал обращения государств к войне как к средству разрешения международных споров;
— узаконивал колониализм.
Хотя в 1924 г. Лига Наций и приняла Протокол о мирном разрешении споров, согласно которому агрессивная война объявлялась международным преступлением и в котором давалось определение агрессии, Протокол не вступил в силу. В 1928 г. был принят Парижский пакт об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, или Пакт Бриана — Келлога (вступил в силу 24 июня 1929 г.). Договор предусматривал торжественное осуждение войны, отказ от нее «как орудия национальной политики» во взаимных отношениях между Францией и Соединенными Штатами и разрешение всякого рода споров, которые могли возникнуть между обеими странами, исключительно мирными средствами[35].
Вопрос о разоружении по-прежнему оставался актуальным в рассматриваемом периоде, и в 1932 г. была созвана Женевская конференция по разоружению. Результат ее работы констатировал, что государства не готовы разоружаться.
Нельзя не отметить и положительные аспекты в области обеспечения прав человека в рассматриваемый период. К примеру, были приняты конвенции о запрете рабства (1926 г.), о правовом положении политических беженцев (1928 г.).
В 1925 г. состоялась Локарнская конференция. Практически все Локарнские договоры рекламировали мирные средства разрешения споров, и предполагалось, что они должны как бы дополнить механизм Лиги Наций.
Время показало, что ни Постоянная согласительная комиссия, ни Постоянная палата международного правосудия, ни арбитражный суд ни одного серьезного спора между государствами не разрешили[36]. В случае конфликта Лига Наций становилась на сторону великих держав либо самоустранялась. Уроки Лиги Наций в известной мере учтены в международной организации — ООН, организации сегодняшнего дня.
1. Какие вы знаете периодизации развития международного права?
2. Перечислите факты, свидетельствующие о становлении международного права в древности.
3. Укажите роль мирных конгрессов и конференций в формировании международного права.
4. Каков вклад России в формирование международного права?
1. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.
2. Буткевич О.В. У истоков международного права. СПб., 2008.
3. Водовозов В.В. Версальский мир и Лига Наций. Пг., 1922.
4. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.
5. Пустогаров В.В. Мартенс — юрист, дипломат. 2-е изд., доп. М., 1999.
6. Циммерман М.А. История международного права с древнейших времен. Прага, 1924.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18
См.: Курс международного права. В 7 т. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права / Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др.; отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. М., 1989. С. 73.
19
См.: Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; ТК Велби, 2003. С. 35.
20
См. подробнее: Лурье С.Я. Вопросы войны и мира 2300 лет тому назад // Летопись. № 6 (июнь 1916). С. 184–202.
21
Проксены — покровители иностранцев в Греции. Сначала этот институт носил личный характер, постепенно он приобрел государственные черты.
22
Преторы — должностные лица, определяющие принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме.
24
Лютеранский собор в 1139 г. запретил использовать арбалеты, продажу мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от Церкви.
27
См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изд. 1904 г.). Т. 1. С. 95.
28
См.: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Великая Французская буржуазная революция и международное право // Советский ежегодник международного права. 1989–90–91. СПб., 1992. С. 37–48.
30
Декларация прав человека и гражданина. Принята Национальным собранием 26 августа 1789 г. // Конституции государств Европы. В 3 т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. Т. 3. С. 433.
31
См.: Кирокосян Дж., Саакян Р. Армения в документах международной дипломатии и советской политики. Ереван, 1972. С. 128.
32
См. подробнее: Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1888. Т. 8. С. 668–670.