1. книги
  2. Биографии и мемуары

Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм

Группа авторов (2024)
Обложка книги

Книга посвящена наследию скульптора Меера Айзенштадта (1895–1961), выпускника скульптурного факультета ВХУТЕИНа и автора оригинальных скульптурно-архитектурных монументальных проектов. Издание, адресованное как специалистам, так и широкому кругу читателей, создано по мотивам выставки «Меер Айзенштадт. К теме синтеза 1930-х», прошедшей в 2019 году в галерее «На Шаболовке» (куратор Александра Селиванова), и включает статьи Александры Селивановой, Надежды Плунгян и Александры Шатских, а также воспоминания современников скульптора и интервью с художницей Женей Ржезниковой о том, как метод Айзенштадта соотносится с современным искусством. Большинство материалов публикуются впервые: авторы-составители вводят в научный оборот большой корпус ранее неизвестных скульптурных произведений, а также рисунков скульптора, которые представлены как одна из основ его художественного метода. Осмысляя эволюцию стиля Айзенштадта с 1920-х по 1950-е годы, издание освещает наследие мастера как цельный и значимый элемент в истории советского искусства первой половины XX века. Все права защищены

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Меер Айзенштадт. К теме синтеза 1930-х

В середине 1930-х вчерашних выпускников и преподавателей ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа волновала тема нового синтеза искусств: скульптуры, архитектуры, монументальной живописи, света, звука. Случившийся в те же годы насильственный поворот к «освоению классического наследия» мыслился ими шире — как возможность поместить пластические приемы и идеи авангарда (конструктивизма, рационализма, супрематизма) в контекст истории искусства, осознать его как часть наследия.

Скульптор Меер Айзенштадт опередил эти поиски почти на целое десятилетие. Больше чем на половину века он опередил и постмодернизм, используя палимпсест и коллаж из цитат как основу своей идеологии и художественного языка.

Традиционный искусствоведческий подход к описанию творчества художника в случае Айзенштадта терпит крах. Его скульптуры и графические листы выпадают из рамок любых школ и стилей; они и сейчас не поддаются однозначной интерпретации. Ничего не объясняют ни его биография, ни список учителей — Яков Кругер[1] в Минске, Иосиф Чайков[2] и Вера Мухина[3] в московском ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе. Не существует его текстов и комментариев к работам — кроме совсем отрывочных фраз в пересказах друзей и семьи. Количество сохранившихся произведений невелико. Многое уничтожил сам художник, что-то пропало при переезде из мастерской, часть сгинула в музеях. Нет ни одного реализованного памятника в задуманном масштабе в городской среде.

Все эти лакуны, белые пятна не меняют сути. После Меера Айзенштадта остался целостный пластический мир, ироничный и странный, населенный персонажами его собственной мифологии. Он балансирует между индустриальной реальностью рубежа 1920–1930-х и образами античности, готики, северного Возрождения. Кажется, что настоящих учителей скульптора следует искать среди тех, с кем он не имел возможности встретиться лично. Это Лукас Кранах[4] и Казимир Малевич, Рембрандт и мастера готики, авторы образов из музеев и собранных Айзенштадтом вырезок, открыток, репродукций.

Монументальные композиции, фонтаны, порталы, триумфальные арки, соединяющие архитектуру и скульптуру, по замыслу автора должны были достигать нескольких десятков метров. Авангард в интерпретации Айзенштадта стал архаикой и руиной, а герои советской действительности — тракторист, свинарка, физкультурница, литейщик, красноармеец — обрели бессмертие и стали античными богами или персонажами Боттичелли и Микеланджело.

В эскизах, набросках на полях блокнотов и альбомов, скульптурных моделях, заполненных расслаивающимися скалами-архитектонами, наслоениями разномасштабных фигур и профилей, мы видим только фрагменты, отражения этого неуловимого постсупрематического мира.

Вероятно, это — рай, где любимые Айзенштадтом обезьяны, бегемоты, львы, овчарки, марабу, ежи и неизвестные науке животные живут в согласии с людьми, где нет долгов, болезней, страха, невостребованности, забвения, заседаний МОСХа и борьбы за мастерские. Этот синтезированный Меером Айзенштадтом рай мы пробовали реконструировать на выставке в Центре авангарда на Шаболовке в 2018 году, а затем — в книге, которую вы держите в руках.

Александра Селиванова

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Яков Маркович Кругер (1869–1940) — живописец. В 1906 году открыл в Минске школу-студию. — Прим. ред.

2

Иосиф Моисеевич Чайков (1888–1979) — скульптор, педагог, профессор. — Прим. ред.

3

Вера Игнатьевна Мухина (1889–1953) — скульптор-монументалист, педагог. — Прим. ред.

4

Лукас Кранах — старший (1472–1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, один из основателей Дунайской школы живописи, придворный художник саксонских курфюрстов. — Прим. ред.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я