Как полюбить себя? Методика розового асфальта

Мартин Мишович, 2020

Многих людей волнует вопрос собственной самооценки. Что делать, когда не нравишься не только другим людям, но и самому себе? Как решить эту проблему и найти ответы на давно мучивший вопрос. В этой книге мы разберёмся с самой сутью любви к себе и рассмотрим новую методику прокачки своей самооценки.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как полюбить себя? Методика розового асфальта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Я с детства страдаю от низкой самооценки. Всю жизнь мне кажется, что я во всём хуже других, что я не такая красивая, умная и талантливая, как люди вокруг меня. У меня нет никаких значимых достижений, постоянно что-то не получается, и я даже плачу в подушку по ночам из-за того, что я такая неудачница. Молодого человека у меня нет, близких друзей тоже нет — мне постоянно кажется, что я всем мешаю, надоедаю, что со мной неинтересно, а семья просто меня терпит из вежливости. Хотя они и говорят, что со мной всё в порядке и мне не о чем беспокоиться. Я боюсь, что на всю жизнь останусь такой, не смогу ничего добиться, буду никому не нужна. Сейчас я заканчиваю университет и даже не могу дописать диплом — постоянно представляю свой провал на защите и понимаю, что все труды напрасны. Очень хочу наконец понять, как повысить самооценку, научиться любить себя, развивать уверенность в себе. А главное, я совершенно не понимаю, откуда это пошло — в семье меня очень любили, никогда не унижали и гордились моими маленькими победами. Только вот все они остались в прошлом. Сейчас же я чувствую себя никем».

Людей с адекватной самооценкой всегда видно: они выглядят уверенно, относительно легко достигают новых высот в карьере, у них хорошие отношения с окружающими, счастливая семейная жизнь. Конечно, и они порой ошибаются, пребывают в плохом настроении, могут уставать и раздражаться. Но они не боятся признавать свои ошибки, извиняться, если случайно обидели другого, смеяться над собой. Они не «грызут» себя за случайный проступок. Это люди, живущие в гармонии с собой.

К сожалению, далеко не все из нас могут похвастаться нормальной самооценкой. И чаще всего люди задаются именно вопросом, как поднять самооценку. Этому есть разные причины. Важно понять, что недооценивать себя вредно, ведь это неизбежно приводит к чувству одиночества, вредным привычкам, низкому уровню жизни, а порой даже к депрессии. Человек с низкой самооценкой не может полноценно развиваться как личность, самореализовываться — его фокус смещён на другие потребности, такие как поиск уважения и признания.

Именно поэтому так важно работать над повышением самооценки и уверенности в себе. В этой статье мы расскажем о способах, как увеличить собственную ценность. А заодно разберёмся, как формируется самооценка человека, какие последствия имеет заниженная самооценка и поможем выяснить, есть ли у вас проблемы с этой частью личности.

Как формируется самооценка

Психологи выделяют в структуре самооценки два компонента:

1. Когнитивный компонент. Он включает знания человека о себе: способностях, умениях, достоинствах и недостатках. Формируется в процессе самопознания. Часто неадекватная самооценка связана именно с несформированностью представлений человека о себе или с представлениями, не соответствующими реальности.

2. Эмоциональный компонент. Это отношение человека к себе и проявлениям собственного «Я». Этот компонент нестабилен, меняется в течение всей жизни — и даже в один момент времени мы можем испытывать противоречивые чувства к самому себе. [1]

Эти компоненты неразрывно связаны между собой и формируют общую самоценность. Они зависят от разных факторов: отношений с родителями, отношений с другими людьми, темперамента, особенностей характера, среды и многих других.

Если рассмотреть подробнее, то становление самооценки происходит наряду с развитием личности, то есть с раннего детства. Этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений человека. Ребёнок исследует этот мир и свое место в нем, определяет свои способности и возможности, на основании чего и складывается его самооценка.

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он — «хороший» или «плохой» — от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашку, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» — «Сережа хороший!» — отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» — Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка.

Если ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку. Если же вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка.

В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. Что касается поведения или общения, то здесь объективных показателей меньше… — но, может быть, это как раз нам на руку? Хвалите авансом то хорошее, что уже в ребенке потихоньку появляется: если ребенок в целом неряшлив, но сейчас свои вещи (или игрушки) убрал, почему бы и не удивиться: «Вау, смотри как ты красиво все убрал! Все аккуратно разложил. Дай тебя поцелую!» Как хвалить ребенка — наука особая, но она вполне вам по силам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как полюбить себя? Методика розового асфальта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я