Дух, добрый или злой – он не родиться и не умирает – он жив, но где? Есть зло, поселившееся в глубине неизвестной пещеры далеко в горах Копетдага. Предания и легенды рассказывают о страшном диве, который порабощает души людей и выхода из ужасной ловушки нет. Группа молодых спелеологов во главе с известным профессором Нефедовым решают поехать в Туркменистан, чтобы разведать таинственную пещеру Кара-Дешик. Пещера окутана тайнами и легендами, но молодых людей не останавливают препятствия на их пути они идут вперед. Схватка между темными силами и людьми неравная, главный герой, которому не очень везло в любви – обретает истинные чувства и остается жив, благодаря своей НАДЕЖДЕ. У каждого из членов экспедиции есть свой «скелет» в шкафу души и див принимая образы, провоцирует людей на необдуманные поступки, играет на их слабостях. Кто слабее тот и попадает в рабство пещеры. Но если есть желание и воля все можно преодолеть и родиться вновь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хозяин черной горы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Дик и угрюм Кугитанг — Тау. Как будто окунувшись в дремоту, смотрит он в даль на песчаные пустыни Кара — Кумов, на светлую полноводную проказливую красавицу Аму, протекающую по равнине. Видит он караваны, направляющиеся из Афганистана в Керки и дальше до самой далекой Хивы.
«Тысячелетия прожил Кугитанг с тех пор, как огромное безбрежное море шумело у его подножья, омывая берега зеленовато — серыми гребнями прибоя. Затем море, волна за волной, постепенно отходило к северу, оставляя после себя огромную песчаную пустыню, также похожую на море, но желтого цвета» — так описывал край, в который отправились Надежда и Олег со своей группой, русский путешественник Д.Н.Логофет.
Многие археологи сообщали о находках на территории Туркмении следов обитания древнейшего человека. По мнению ряда, ученых расселение первобытных людей с Иранского нагорья проходило горными тропами Копетдага и Западного Памиро — Алтая, в том числе и Кугитанга.
Средняя Азия в прошлом была охвачена жестокими событиями. Большие и малые войны эхом отзывались в кугитанских горах. По сведениям историков, в этих местах проходили на север фаланги Александра Македонского; античный писатель Арриан писал об отчаянном сопротивлении, оказанном завоевателям горцами, о массовых расправах македонян над непокорными жителями древней Бактрии и Согда. Пытался покорить жившее здесь тюркское племя карлуков в 12 веке мервский султан Санджак. Переваливали через горные хребты и орды Чингисхана, и отряды «железного хромца» Тимура…
Сказки среднеазиатских народов этой местности изобилуют сюжетами о страшных дивах, стерегущих зарытые в пещерах клады. О жестоких баях, посылающих на верную смерть молодых и сильных джигитов. Старые яшули, так по сей день, обращаются к мудрым старцам в этих местах, рассказывают своим внукам о юношах, которые по своей воле становились жертвами из — за алчности и жестокости, о прекрасных девушках, которые от безвыходности либо умирали, либо жили затворницами в этих угрюмых горах. Любая из легенд рассказанная вам в горном ауле несет в себе оттенок былой жизни и перекликается с историей древнего народа.
Келифское бекство и входившее в него Кугитанское амлякиство, считалось провинцией Бухарского ханства. До прихода русских в Бухару законы не жалели разбойников и вероотступников. Непокорных сбрасывали с минаретов, перерезали горло, сажали в ямы. Баями и беками простые люди приравнивались к песчинкам в Каракумах и тот же путешественник Логофет, приводит в своем очерке характерный случай. В ответ на просьбу начальника русского гарнизона сообщить о подробностях трагического происшествия на Амударье келифский бек сообщил: «Несчастье произошло по воле Аллаха, и спаслось столько людей, сколько хотел Аллах, а погибло же много по воле Аллаха, но пусть этот случай не беспокоит генерала, так как у эмира народ несчитанный, и несколько людей больше или меньше в ханстве, никакого значения не имеет».
Жизнь человека в этих глухих местах не стоила и гроша. Власть имущих была беспредельной и безграничной. Сильные, лишь своим богатством, беки и баи волновались, за себя, но все то, что находилось, вне их взора, было для них безразличным. Страшно было жить в те далекие времена, но находились смельчаки, которые восставали против жирных и жадных властителей, но судьба их была незавидной — они умирали безвестно, страшной мученической смертью. И таких смертей было не единицы, а тысячи и тысячи. Сотни лет прошли, но и по сей день народ, живущий лишь своим трудом, боится разных начальников, для них времена не изменились, баи — хитрые и богатые поменяли имена, назвали себя иначе. Но по — прежнему женщин отдают замуж не по любви, а за калым, юноши женятся по указке отцов, а большие начальники знают все и вся и требуют одно — деньги. Видимое благополучие, красивые дворцы в центральных городах — кровь и пот простого народа. Но не потеряли люди в селениях чувства гостеприимного восточного дома. Все также гостя встречают с радостью, кормят, поят — режут лучшего барана, предлагают попробовать разнообразные блюда. И продолжают любить русского человека, помня лишь хорошее, несмотря на то, что политика официальной власти негативна к великому соседу — России. Многие русские, уехали из Туркменистана, немногие остались, но простые люди продолжают говорить на русском языке. Хотя в школах его уже и не изучают. А русские ученые едут в гости к гостеприимному народу, так как и по сей день, отроги хребта Кугитанг — тау остаются для историков «белым пятном». Заступ археолога почти не касался этого района. Этот край богат и насыщен событиями с первой половины тысячелетия и до наших дней. Любые находки в этом районе могут преподнести ученым сенсацию мирового масштаба.
Такова предыстория этого уникального и малоизвестного уголка Средней Азии, когда Надежда и Олег вместе со своими друзьями, наконец, благополучно достигли железнодорожной станции Чаршангу, что неподалеку от Чарджоу, одного из областных городов Туркменистана.
Стояла невыносимая духота. Кугитанг был хорошо виден от железнодорожной станции, но предстояло еще добраться до высокогорного кишлака «Кара — Булак».
— Необходимо найти Мурата Тулигенова, — выйдя на перрон, сказала Надежда Олегу.
— Он живет недалеко от станции.
— Я найду, Надежда Ивановна, и договорюсь о машине, — обнадежил Руслан Атакулиев. — Я вырос в здешнем высокогорном кишлаке и помню не только родной язык, но и живущих здесь яшули.
О поездке к кишлаку условились быстро. Ночь пришлось провести у гостеприимного Мурата — ака, который не забыл, по его словам обаятельную Надежду. Он же пообещал договориться с его друзьями в кишлаке «Кара — Булак» о переброске груза на предполагаемое место базового лагеря.
Утром у дома Мурад — ака засигналила машина. Все подскакивали с циновок, наскоро перекусили, выбрали несколько дынь и арбузов, вышли из дома.
Рахмет Батыров, — представил Мурад — ака сидящего за рулем, — директор лесомелиоративной станции.
Дорога не из легких, — мягко выговорил он. — Надо торопиться, чтобы засветло попасть в кишлак.
Через два часа относительно быстрой езды машина остановилась у первой волнистой гряды. Сверкнуло в песках голубое озеро.
— Кайнар — баба — «священный кипящий источник», — объяснил Мурад — ака.
Решили подойти поближе. Стоял тяжелый серный запах. На дне озерка, видимо, било несколько ключей, действительно придававших воде вид кипящей. По словам Мурад — ака, кто ни проезжает мимо, старается задержаться хоть немного у этого целебного сероводородного источника, отдохнуть после долгого перехода по пустыне.
Машина свернула с асфальтированной дороги и направилась в даль отрогов. Перед путниками запрыгала испещренная норами тушканчиков серая земля, кое — где утыканная светло — зеленой верблюжий колючкой. Мимо тянулись узкие полоски хлопчатника, затем машина резко свернула и выехала на пустынную равнину. Километры солончаковой дороги вдоль горного хребта, пересекая старые следы автомобильных колес, машина мчалась оставляя шлейф густой серой пыли. Повисла тишина, все сидящие в машине заворожено смотрели на встающую из пустыни гряду отрогов.
Рахмед выбрал видимую только ему автомобильную калию и направлял машину в горы. Пассажиров бросало из стороны в сторону. Виталий Зотов поднял к глазам бинокль, рассматривая что — то в томно — голубом небосклоне. Над песчаным холмом парила красивая птица.
— Канюк — курганник, — заявил Виталий Зотов, — боже, как прекрасен и грациозен.
— Виталий, не переживай, — отозвался на восхищение Зотова археолог Зладин. — Здесь под землей больше интересного, чем в небе, потерпи, может быть найдем, в «Черной дыре» кости мамонта.
— В Средней Азии костей мамонтов не находили, а вот костей динозавров предостаточно.
— Вот, и найдешь несколько косточек и яиц и допишешь, наконец, свою диссертацию, — громко засмеялся Зладин.
— Мальчики, что спорить — на всех сенсаций хватит, — включилась в разговор Юля. — Вот мне, более чем обидно! Вы здесь для своих диссертаций материалы собирать будите, а я должна лишь, за вашем драгоценным здоровьем следить.
— Бог ты мой, Юленька, мы и тебе что — нибудь подыщем, вошел в рашь Зотов, что — то вроде неизвестной заразы, тысячелетней давности.
— Типун тебе на язык Виталик, вечно у тебя шутки на крамольные темы, что я с не известной твоей заразой буду делать? Ты подумал?
— Что, что — искать лекарство!
— Ага, детский сад, после того как умру.
— Нет, ты не умрешь, а всех нас помажешь зеленкой, и мы мигом поправимся.
— Так, что за шум на корабле? — не выдержала Надежда.
— Надежда Ивановна, это так Зладин плоско пытается шутить, — по — детски пожаловалась Юля. — И вообще, Виталик, не умеешь шутить, не берись.
— А что я, — промурлыкал Зладин, все едут как будто на плаху, ну я и решил внести разнообразие в гнетущее молчание.
— Что спорить, — поддержал разговор Атакулиев, — работы всем хватит, а сейчас пусть шутят, ехать скучно.
— Шуточки у вас, я доложу. — Повысила голос Надежда. О хорошем думать надо, а вы о болезнях, да о смертях. Лучше песню веселую спойте или анекдоты потравите, что ли.
Юля, недолго думая, затянула неплохим голосом русскую песню, ее звонкий голос подхватило эхо и разнесло над горным плато.
С трудом, преодолевая каменные завалы, одинокий грузовик взобрался на перевал, за которым и был расположен кишлак «Кара — Булак». Неописуемая тряска сменилась плавным покачиванием. Машина выехала на пыльную дорогу, ведущую в кишлак.
— Прибыли, — сказал из кабины Мурад — ака, выходя из кабины водителя.
Их приезд, встречала стайка аульных ребятишек, которые с интересом рассматривали прибывших к ним незнакомцев.
Мурад — ака проводил гостей в небольшой глинобитный домик, где познакомил с хозяином Ахмедом — ага, главой большого семейства. Ахмед — ага, пообещал, что его старшие сыновья помогут перебросить снаряжение спелеологов к интересующей их пещере.
— Мурад и Насыр, уже пять лет, как пасут овец, — с большим акцентом, подбирая каждое слово, — сказал хозяин, — знают едва ли не каждое кугитанское ущелье. Правда, именно эту пещеру обходят стороной, по легенде там див живет. Плохое место. Вы оставайтесь на ночь, я вам эту легенду расскажу. Вот сейчас барашка зарежем, пожарим, поедим, а завтра и в путь.
Спорить было бесполезно, люди в горных аулах Туркмении гостеприимные и верующие, на ночь, глядя, путника не отправят в дорогу.
Отряд единодушно принял решение принять предложение хозяина остаться переночевать.
Вечером, после сытного плова, уютно расположившись на открытой веранде Ахмед — ака поведал гостям обещанную легенду о «Кара — дешик»
— В незапамятные времена, — начал свой рассказ старый яшули, старательно выговаривая русские слова, — жил хитрый и жадный бай. Спрятал этот бай несметные сокровища в пещере, которая была недоступна для простого человека. А в пещере жил злобный див, умеющий превращаться в огромную змею. Плату, за охрану сокровищ, див попросил странную: перед концом жизни бай должен был прейти в пещеру и умереть именно в ней. Хитрый обманщик бай согласился на условие дива и вернулся в свой аул. У старого плута была дочь — красавица. Когда к ней приходили свататься, бай требовал сначала богатых подарков, а потом, чтобы проверить храбрость женихов, отправлял их в пещеру принести драгоценный меч. Даже те, кому удавалось добраться до пещеры, при виде змеи падали замертво. Немало смельчаков сложили в этой пещере свои головы, увеличивая состояние жадного бая.
Со временем дочь стала старой и некрасивой — бай одряхлел, и пришло время выполнять обещание, данное диву. Старый глупец побрел в пещеру. Что произошло там, легенда не повествует, но на следующий день, рано утром жена бая поплелась в горы, никому ничего не объясняя. Его дочь и все его сыновья уходили и не возвращались, даже любимые лошади бая — выбив двери конюшни, ускакали в горы, как будто на зов своего хозяина. Так и пропала семья этого глупца — бая. Осталась лишь легенда.
Со временем пещеру забыли, но змея — див, как говорят люди, продолжает там жить, охраняя богатства.
И если местные жители узнают, что в этих местах без следа пропали люди, молва приписывает это деяние гигантскому пещерному змею. Он столь огромен, что одним своим появлением заставляет светиться само небо.
Рассказ подействовал на присутствующих угнетающе. Выпив еще чаю, гости решили лечь спать пораньше, следующий день обещал быть нелегким.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хозяин черной горы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других