«До и после» – шестой сборник стихов и песен Марка Аксенова, московского поэта, прозаика, автора-исполнителя песен. Современному читателю вряд ли надо объяснять смысл названия книги, составленной из произведений, написанных до пандемии Covid-19 и во время неё. А что нас ждёт после – большая загадка. Наука в глубоком раздумье по этому поводу, как на картине итальянца Джорджо де Кирико. Может быть, поэты знают больше?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги До и после. Стихи и песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МОЯ МОСКВА
Выход из метро
Стою на лестнице, лениво
Ползущей кверху из глубин,
И чувствую себя счастливым
Без объяснений и причин!
Навстречу мне плывут две нитки
Жемчужных бусин-фонарей,
Сошедших будто бы с открытки
Далекой юности моей.
А наверху, где пахнет прелью
И свежей краскою оград,
Где солнце с прелестей апреля
Срывает призрачный наряд,
Беспечным, юным и красивым
Я чувствую себя опять!
И взором улиц перспективу
Обнять готов и целовать!
«Весенний день. Я вышел на Арбат…»
Весенний день. Я вышел на Арбат.
Рекламных вывесок и слоганов призыв.
А мне навстречу — бронзовый Булат,
Бредёт, гитару где-то позабыв.
И кажется, что больше ничего,
И песенки давно уже не те,
Ни смысла в них, ни духа твоего
И от троллейбуса одна лишь буква «Т».
И всё ж… весна колдует над Москвой,
И в гомоне автомобильных стай
Мне так же слышен тихий голос твой,
И празднует свои победы май,
К чему грустить, что не вернётся вновь,
Страна с названием СССР?
Ведь солнце в небе, «май, Арбат, любовь»,
Как прежде, выше всяческих карьер!
Галактика ВСХВ
Был свет наш и газ — в керосиновой лавке,
И голод был в послевоенной Москве.
Но новая станция на Ярославке
Уже называлась ВэСэХаВэ.*
Мы сразу влюбились в сады и фонтаны,
И в легкий ажур белоснежных дворцов.
Внутри павильона Туркменистана,
Мы медленно шли вдоль восточных ковров.
И медленно плыли навстречу с мангала,
Лишая рассудка, мясные дымки.
Папахи кричали, и мама сказала:
Мы скоро придём сюда есть шашлыки.
А мальчик не понял, что это такое,
Но вскоре отведал то слово на вкус,
А позднее лето цвело над Москвою,
Вобравшей в себя весь огромный Союз.
Российские степи, вершины Кавказа,
Пески Кара-Кума, отроги Карпат
Как будто собрались тут вместе и сразу
На дружбы народов великий парад.
И все это в память проникло без спроса,
И живы доныне в седой голове
Туманность мангалов, созвездия флоксов
В далёкой галлактике ВэСэХаВе.
*До 1959 г. ВДНХ называлась ВСХВ —
Всесоюзная сельскохозяйственная
выставка.
«Ведь недаром же ты, Россия…»
Ведь недаром же ты, Россия,
Третьим Римом Москву назвала —
Мягким светом легла Византия
На иконы и купола.
Тайным шагом вошла в коридоры,
Где с царём патриарх, не спеша,
Век за веком ведут разговоры
И судьбу поколений вершат.
Грачёвка
Небо лиственным орнаментом украсив,
Выше кленов, выше туи молодой,
Крону пышную раскинул стройный ясень
Над оградою усадьбы родовой.
А за этою чугунною оградой
Белой башенкой увенчан барский дом.
Львы над лестницей и стройные наяды,
Говорят, стояли раньше над прудом.
Над водой чугунный мостик изгибался,
От него вела аллея прямо в сад.
Высох пруд и сад заглох, лишь дом остался
Под охраной львов и гипсовых наяд.
Как узнать теперь, какие помнят виды
Их глаза с пустыми ямками зрачков?
И какие видят сны кариатиды,
На террасе подпирающие кров?
Встреча в Грачёвке
Я этот день сегодняшний прожил —
И в этом нет малейшего сомнения —
Совсем не понапрасну и не зря!
Сегодня я, друзья, поговорил
С живым свидетелем правления
Из рода Рюриков последнего царя!
С живым свидетелем! Не с храмом, не с дворцом!
Я говорил, а он спокойно слушал.
Уверен я вполне — имеет уши
Всё, что когда-то создано творцом!
Я скромный свой привет передавал
Ему, как мог, и сердцем, и словами.
А он своими мощными руками
Тянулся ввысь и жизнь благословлял.
И мне при том, как будто говорил:
«Всё чепуха! Какие наши годы!
Промчались мимо войны и невзгоды,
Чума, холера, голод, недороды.
Вот мне четыре сотни тридцать три,
А приходи-ка ты, мой друг, весной
Сюда, на эту самую аллею.
Увидишь, я, как прежде, зеленею
И расцветаю, словно молодой!»
Его послушал я ещё минуты две.
Но был мороз, и я ушел. Пусть это грубо,
Но так не хочется «дать дуба» возле дуба,
Пусть даже и старейшего в Москве.
Летняя картинка с фонарём №136
А что фонарь? Ему до фонаря,
Что лиственница ласковой рукою
Его обнять пытается порою.
Он всё ворчит — «Стараетесь вы зря!
Вы приняли за дерево меня.
Но это лишь досадная ошибка.
А то, что посчитали вы улыбкой —
Лишь бледный свет вечернего огня,
Горящего во мне по вечерам.
Но он, увы, не вам лишь предназначен,
Бюджетом городским с лихвой оплачен,
Он светит всем, кто ходит в гости к нам.»
«Прошу меня простить, железный друг, —
Шептала лиственница удивленно —
Что я, пытаясь прикоснуться к клёну,
Своею веткой вас задела вдруг!»
А что же клён? Он равноудалён
От лиственницы, бархатно-зелёной
И фонаря, что между ней и клёном
И ни в кого из них он не влюблён.
Как благодарен я судьбе своей
За все её кредиты и подарки,
За долгие прогулки в старом парке
И отдых на скамье среди аллей,
За то, что я душою не ослеп,
Что муза посещает временами,
Что разговор деревьев с фонарями,
Мне до сих пор понятнее, чем рэп.
Снежные мысли
Звуки за окнами — «вжик», да «вжик»,
Как информация о снегопаде.
Чистит дорожки дворник-таджик
В огненно-рыжем своём наряде.
Затемно чистит, пока ещё спят
Жители коренные,
Спят их машины, вставшие в ряд,
Спят их дома большие.
В снежной постели город лежит,
Крепок и хлебосолен.
Тихо вокруг, и дворник Фарид
Жизнью своей доволен.
Но дети его подрастут и пойдут,
Каждый дорогой своею:
Дочери — замуж, сын — в институт.
Дети отцов умнее.
Этому длиться из века в век,
Нам же в догадках теряться —
Кто в городах будет чистить снег
Скажем так, лет через двадцать?
Наш человек от лопаты отвык,
Да ведь и я не пойду в кочегарку.
Чистой дорожке, что вымел таджик,
Радуюсь, как подарку.
Моссельмаш
Этот район назывался «Чикаго».
Видимо, тот ещё был район.
Чёрный барак двухэтажный, общага,
Мат трёхэтажный со всех сторон.
Оно и понятно, с далёких окраин
Сюда по лимиту съезжался народ.
По Конституции — главный хозяин,
По жизни, как правило, пьющий сброд.
Барак двухэтажный в прошлом остался,
Но жив и здоров трёхэтажный мат,
Который из уст алкашей перебрался
В нежные губы юных девчат.
Михалково
Вот здесь в отставке, чуть ли не в опале
Граф Пётр Панин старость коротал.
Пруды, быть может, так же отражали
Мосты, беседки, всё, что создавал
Известный зодчий, следуя примерам,
Которым надлежало подражать.
Но не Версаль, не Шлоссбург, а Бендеры
Он призван был в проекте воссоздать.
За взятие турецкой неприступной
Фортеции на берегу Днестра
Хозяин замка — полководец крупный,
Был награждён. Но милостей двора
Он, как ни странно, так и не дождался,
О чём всегда с обидой говорил,
Болтал на всех углах и доболтался —
В негласную опалу угодил.
Так в ней бы и почил, когда бы снова
Страна не оказалась на краю.
Граф был направлен против Пугачёва
И вновь исполнил миссию свою.
Прошли века, остались те же виды
На мост и пруд, на честь и на страну,
На то, как должно забывать обиды,
Когда судьба Отчизны на кону.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги До и после. Стихи и песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других