Смирнова Вера, ученица десятого класса, получает домашнее обучение. Она с трудом разбирает большинство уроков и не понимает, зачем ей все это нужно. Встреча с начинающим педагогом открывает новый мир возможностей как для девочки, так и для самого учителя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Её звезда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Киселёвой Виктории,
выпускнице Ильинской средней школы.
© Мария Терещенко, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1
Первое утро сентября выдалось, на удивление, теплым и ясным. Мягкий ветерок нежно касался листьев, приводя их в легкое колыхание.
На школьный двор один за другим собирались ученики всех возрастов, родители и учителя. Ближе к сцене выровнялся ряд из самых маленьких учеников — первоклашек с огромными букетами цветов, с выражением радости и торжественности на лицах.
С правой и левой стороны от центра расположились выпускники школы. Стройные юноши и нарядные девушки стояли с гордо поднятыми головами и не прятали улыбки на лицах. Этого дня они ждали всю свою школьную жизнь!
За первоклашками более свободно выстроились остальные ученики. Для этих ребят школьная линейка — отличный повод, чтобы встретиться с одноклассниками и обсудить быстро пролетевшие летние каникулы.
Пятеро десятиклассников, стоя на сцене, объявили о начале мероприятия, посвященного началу нового учебного года.
Ведущих сменяли детишки из детских садов, им на следующий год идти в первый класс. Торжественную речь для всех присутствующих зачитал директор школы. Выпускники спели песни про свой первый звонок в первом классе. Программу выступления завершил первый школьный звонок. Девочка — первоклассница, сидя на плече выпускника, с трудом удерживала в руках металлический колокольчик. Сначала робко, а потом все более уверенно она раскачивала колокольчик, и звуки школьного звонка раздавались во всех уголках школьного двора.
Вскоре звонкий смех и детские голоса затихли: все разошлись по домам. По старой традиции все учителя собрались на первый педсовет нового учебного года. Друг за другом заходили в учительскую педагоги, обсуждая на ходу житейские вопросы:
— Любовь Александровна, прекрасный загар! И где же вы так отдохнули?
— На даче! С погодой этим летом повезло! У вас какие новости, Валентина Алексеевна?
— У нас — ремонт. Ощущение, что лето пролетело и отдохнуть не успела. Такое чувство, что вчера из школы вышла, а сегодня все сначала.
Дверь кабинета открылась, и вошла женщина средних лет в деловом светлом костюме и с аккуратно завязанным вокруг шеи ярким платком. Она улыбнулась и громко произнесла:
— Здравствуйте, коллеги! Думаю, что нам пора начинать, не стоит задерживаться и терять время в этот прекрасный солнечный день! — она отодвинула стул у центрального стола. — Поздравляю всех с началом учебного года! — торжественным и громким голосом произнесла она и присела на стул.
Наталья Николаевна — директор. Она преподает в этой школе уже около двадцати лет, а последние пять руководит ею. Наталья Николаевна разложила на столе листы бумаги и продолжила собрание:
— Очень быстро пролетело лето, и уже с завтрашнего дня в нашей школе вновь зазвучат звонкие детские голоса. В начале нашего собрания мне бы хотелось познакомить вас с нашими новыми учителями, — она выдержала паузу и продолжила: — В этом году их трое. Все они выпускники нашего педуниверситета, — директор пододвинула поближе листок и надела очки. — Итак, начнем знакомство. Попов Андрей Викторович — учитель физкультуры. Андрей Викторович, встаньте, пожалуйста, чтобы мы все вас разглядели, — молодой человек в серой рубашке и брюках поднялся со своего места и поздоровался со всеми. — Дербенцова Татьяна Васильевна — учитель математики. Очень приятно, Татьяна Васильевна, присаживайтесь. И Романова Елизавета Викторовна — учитель русского языка и литературы, — девушка в темном платье поднялась, а Наталья Николаевна кивнула головой и отложила листок на край стола. — Надеюсь, вы быстро вольетесь в наш дружный коллектив. И мы рады, что теперь вы вместе с нами будете решать нелегкие педагогические задачи! Ну а сейчас я перейду к новшествам, которые внедряются в систему образования и пересекаются с учебным процессом.
Директор зачитала информацию со следующих листов, периодически останавливаясь, меняя интонацию и разглядывая из-под очков присутствующих учителей.
Правильные паузы и мягкий голос завораживали педагогов, словно первоклассников. Деловой, но при этом всегда очень элегантный вид директора притягивал взгляды учителей. Наталья Николаевна — настоящий пример для подражания, достойный восхищения.
Список с новыми требованиями завершился, затем рассмотрели итоги прошлого учебного года и всем коллективом вспомнили лучших учеников и особенно тех, чьи имена школа впишет в свою историю.
— И напоследок немаловажный вопрос по ученикам, которые закреплены за нашей школой и проходят обучение на дому, — директор аккуратно выложила пару листов в центр стола. — В этом году количество учеников осталось тем же, все дети вам знакомы. Произошли небольшие изменения в составе преподавателей.
Наталья Николаевна посмотрела на списки, лежавшие на столе, и зачитала:
— У Веры Смирновой, ученицы десятого класса, учителем русского языка и литературы назначена Елизавета Викторовна Романова, а учитель Лебедева Дениса — Валентина Алексеевна Маклакова, — директор подняла голову и продолжила собрание: — Заключительная тема на сегодняшнем заседании — дежурство по школе. Начинаем мы, как всегда, с наших выпускников, прошу всех классных руководителей напоминать правила поведения во время всего учебного процесса. Начнем дежурство с одиннадцатого «А» класса. Елена Анатольевна, в вашем классе я полностью уверена, — Наталья Николаевна сделала паузу. — На этом все. Еще раз поздравляю всех с началом учебного года! Пусть год будет успешным и спокойным для всех нас! Всем отличного настроя и удачи! Спасибо за внимание! — директор не спеша начала собирать листы в папку, периодически их поправляя.
Елизавета Викторовна подошла к столу директора:
— Наталья Николаевна, можно задержать вас на минутку? — робко поинтересовалась молоденькая учительница. — Мне бы хотелось обсудить вопрос о домашнем обучении.
— Да, конечно! — улыбнулась Наталья Николаевна. — Мы буквально вчера в последний раз проверяли нагрузку среди руссковедов, оказалось, что вам до полной ставки не хватает четырех часов в неделю, — она посмотрела на девушку. — Учитель Веры ушел на пенсию. Вы же не будете против, если ваша карьера начнется с обучения не только здоровых детей, но и тех, кто вынужден обучаться дома?
— Конечно, но дело в том, что я не ожидала таких новостей и вовсе не настроена на домашнее обучение.
— Я вас прекрасно понимаю. Не бойтесь, это такие же дети, и они тоже должны получать полноценное образование, а по желанию родителей закончить десятый и одиннадцатый класс, — Елизавета Викторовна почувствовала на себе решительный и строгий взгляд директора. — Вера Смирнова — ученица десятого класса, в прошлом году она успешно сдала экзамены и получила аттестат об основном образовании. В этом году девочка решила продолжить свое обучение. У Веры детский церебральный паралич, она полностью прикована к кровати. Единственное, что она может, — это слышать и говорить, — Наталья Николаевна сделала паузу, — нелегко объяснять такому ребенку интегралы и геометрию! Но русский язык и литературу она любит, и вы сможете найти с ней общий язык. Не бойтесь!
— Я постараюсь, — едва слышно сказала учительница, — дайте, пожалуйста, контакты родителей. Нужно обсудить нашу первую встречу.
— Расписание для учеников на дому уже составлено, родители получают его заранее. Вы можете смело и без предупреждения приходить в назначенное время. Контакты родителей указаны рядом с расписанием, — директор указала на стенд, — уроки у детей начинаются со второй недели сентября. Некоторые из ребят до сих пор проходят профилактические мероприятия в оздоровительных центрах. Желаю вам удачи! Я верю, что у вас все получится! Смелее!
Елизавета Викторовна, поблагодарив директора, покинула учительскую.
В этот день на стенах школьного коридора красовались плакаты с поздравлениями, кленовые желтые листики и яркие воздушные шары. В честь праздника в школе был открыт парадный вход. На красивую широкую лестницу проникали через окна солнечные лучи, образуя световую дорожку.
Елизавета Викторовна спускалась по каждой ступеньке, не ускоряя шаг. Расстояние от двери кабинета до распахнутых входных дверей тянулось бесконечно. Коридор мысленно сужался, и казалось, что пол и потолок соединяются в одну точку — входную дверь.
Теплый ветер опахнул учителя своей сентябрьской свежестью. Солнечные лучи озолотили все вокруг. Елизавета Викторовна подняла взгляд наверх, посмотрела на солнце, зажмурилась и улыбнулась. Её первый школьный день подошел к концу. Она села в первый автобус, чтобы поскорее оказаться дома, где её прихода ждал любимый муж — Алексей.
— Привет! Как твой первый день в роли учителя? — и с улыбкой добавил: — Не надоело еще? Может, все-таки стоит рассмотреть варианты другой работы?
— И снова этот вопрос! Знаешь, я хочу попробовать, понять, узнать, мое ли это? Иначе зачем я отдала годы учебы в университете? — спустя мгновение она продолжила: — Сегодня была линейка и собрание учителей. К моим основным ученикам добавилась девочка на домашнем обучении.
— Вот это новость! Ты об этом не говорила!
— Я сама об этом узнала только сегодня. Мне не хватило часов до полной нагрузки, и эти часы предложили мне. Через две недели наш первый урок. Эта девочка — ученица десятого класса!
Лиза разогрела ужин, присела на самый край дивана и поджала ноги.
— Еще в детстве я старалась проходить мимо детей-инвалидов. Мне всегда казалось, что они озлоблены на меня за то, что я здорова и не знаю, чем могу им помочь. Случайная встреча с таким ребенком порождала во мне страх и отчаяние. Мне хотелось закрыть глаза, чтобы не видеть их проблем. Я прибавляла шаг, чтобы не разреветься от боли, — Лиза задумалась: — Знаешь, все это странно. По дороге домой я размышляла на тему, а почему же все-таки я? — она подняла голову и посмотрела на мужа. — Ведь я даже не догадывалась, что такие дети получают домашнее образование.
— Не придумывай себе проблемы раньше времени, — Алексей смотрел в испуганные глаза жены и находил слова поддержки. — Тебе не хватило часов, учителя решили тебе помочь. Уверен, что эта девочка очень спокойная и умная, и вы найдете общий язык, — он приступил к ужину. — Ты почему не ужинаешь?
— Что-то совсем не хочется, я присоединюсь к чаю, — и, спрятав голову в колени, обхватила их руками.
— Все будет хорошо! Я уверен! Не забывай, что я очень тебя люблю!
— А я тебя, Леш! Спасибо тебе! — Лиза подняла голову, и на её лице мелькнула улыбка. — Приятного аппетита, мой ангел-хранитель!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Её звезда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других