Книга рассказывает о современной школе и даёт необходимые знания о том, на основе каких критериев выбрать школу с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и сформированных в семье традиций и установок на получение образования. Читатель узнает о том, как спланировать образовательный маршрут для ребёнка, как пройти собеседование при приёме в школу, что можно и нужно увидеть при посещении школы и, наконец, что делать, если «что-то пошло не так»?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Марина Владимировна, мне нужна консультация по поводу моего ребёнка. Дочке 3,5 года, все мои подруги уже куда-то водят своих детей на «развивашки». Я много работаю, а с дочкой сидит няня. Её водят на английский, ментальную математику, в бассейн и на хореографию, но у меня всё время ощущение, что я о чём-то важном забыла. Как лучше подготовиться к поступлению в школу?
Когда родители начинают задумываться о том, в какую школу поступить ребёнку? В наше, советское время всё было очень просто. Был вариант поступить в школу рядом с домом либо попробовать поступить в какую-то специальную школу, среди которых были самые известные и популярные — физико-математические школы или языковые спецшколы (это такие школы, где со 2-го класса изучался иностранный язык по углублённой программе.) Школы рядом с домом без всякой специализации и вообще без всяких излишеств назывались микрорайонными, а с углублёнкой — спецшколами. В спецшколы, в принципе, можно было поступить, но для этого нужно было обладать большими способностями к обучению по профилю школы. Меня вот легко приняли по результатам собеседования в английскую спец на Тульской, поскольку я поразила всех членов приёмной комиссии своими складными рассказами о том, чем жила наша коммунальная квартира и какие у нас были отношения с соседями. Читать, писать и считать я не умела, зато болтала к тому времени вполне бойко. Ещё можно было поступить в спецшколу, имея родителей, имеющих связи (поступление «по звонку»). Если связей не было, но были адское терпение, настойчивость и готовность постоять ночью в очереди перед зданием школы, то дети таких родителей поступали в 1-й класс самых известных и престижных в Москве школ.
Какие иностранные языки изучались в языковых школах? Больше всего было английских спецшкол, но также были немецкие, французские и испанские. Китайской спецшколы в Москве не было, зато был интернат с преподаванием китайского языка, куда в основном попадали дети родителей, так или иначе связанных с дипломатической работой или внешнеторговыми связями. А ещё было много коррекционных школ, в которых учились дети с различными проблемами в развитии. В целом всё было просто и мы жили по принципу «где родился, там и сгодился». Особого выбора не было, учились там, куда нас было удобнее отдать нашим родителям. Ведь все школы действительно были более-менее похожи, а те, которые были чуть лучше прочих и учили по углублёнке, были всё-таки не для всех, учиться там было сложно.
Наши родители не имели возможности готовить нас к поступлению в школу. Кто ходил в детский садик, тот получал минимальную подготовку к школе в старшей группе, кто сидел дома (как я) — мог либо надеяться на бабушку или дедушку, либо идти в школу с нулевой подготовкой. Таких «неподготовленных» в классе было много, поэтому учителям приходилось всех учить одинаково, мы все учились по букварю, а потом нормально осваивали программу начальной и средней школы. И, кстати, в школе тогда учились не 11 лет, а всего лишь 10, после чего кто-то шёл в армию, а кто-то поступал в институт или училище. Про традиции школы из СССР, в которой училось всё моё поколение, и семейные ценности я подробно расскажу в следующей книге в серии «Мама, подскажи!», а сейчас мы сосредоточимся на вопросе выбора школы для ребёнка.
Итак, головной боли с выбором школы ни у нас (когда мы выбирали школы для своих детей), ни у наших родителей (с нами) особенно не было. И никто не сходил с ума с ранней подготовкой ребёнка к поступлению. Ну не было тогда никаких платных курсов по олимпиадной математике, английскому с носителем или тренингов по эмоциональному интеллекту. Поэтому всё было просто.
Сейчас жизнь стала сложной, школ и занятий в системе дополнительного образования стало не просто много, а очень много. Чем больше предложений на рынке образовательных услуг, тем, как водится, сложнее этот выбор сделать. Особенно с учётом того, что у родителей нет ориентиров, на основе которых они могут сделать свой выбор. Рекламируют школы и дополнительные занятия профессиональные пиарщики и маркетологи, поэтому, попадая в очередную «воронку продаж», родителям из неё выбраться очень непросто.
Информация, которая поступает от государственной формальной системы образования, не всегда понятна родителям. Ведь школа, в которой учились они сами, была ещё аналоговой (то есть доцифровой), в школе не было электронных журналов, интернета, дистанционного обучения, в руках у школьников не было гаджетов. И не было Московской электронной школы (далее — МЭШ). Немного другими были программы обучения, а учителя (в большинстве своём)… примерно такими же, как сейчас, только не такими нервными и уставшими.
Как понять, что предлагает школа, если информация не очень понятна, да и доверия особенного школы у родителей не вызывают? Что делать? В этот информационный шум вносят свой вклад и социальные сети, родительские чаты и видеотренинги, на которых можно узнать всё обо всём. Есть публикации «Мела» или «Дзена», родительские дайджесты, тематические сайты для родителей. Часто проводятся образовательные выставки и ярмарки, на которых родителей ждут практически на каждом стенде, — а лучше и проще не становится. Чем больше информации, тем сложнее в ней разобраться. Что остаётся родителям? Либо махнуть на всё рукой, записать ребёнка в 1-й класс через электронное заявление на портале государственных услуг, либо рвануть вслед за знакомыми родителями в какие-то популярные в родительском сообществе школы, где уже учатся дети друзей и знакомых.
Я хочу предложить вам другой вариант выбора школы — самостоятельный, вдумчивый, с пониманием тенденций в системе школьного образования, на основе анализа и… холодного расчёта. А для этого нужно найти время и прочитать эту книгу до конца, главу за главой, с карандашом в руках, чтобы удобнее было делать пометки в таблицах выбора и на полях. В процессе чтения книги вы поймёте, на какие школы вы хотите ориентироваться, что больше подходит именно вашему ребёнку. Вы не просто многое узнаете, но получите исчерпывающую информацию для обсуждения этого вопроса на семейном совете, в котором могут участвовать все три (а кому повезёт, и четыре) поколения: дети, папы, мамы, дедушки и бабушки.
После обсуждения на семейном совете перспектив со школами вы можете составить итоговый список школ, или, как я его называю wish list (список желаний), затем сходить на собеседование и написать вступительные тесты. Если ребёнка не примут, то вы опять можете взять в руки эту книгу и уже в третьей части прочитать, что делать в ситуации, если школа подходит для ребёнка (а вы всё правильно рассчитали), но ребёнок не подошёл школе. Что ж, такое тоже часто бывает. И мы знаем, что делать дальше.
В заключение я хочу сказать большое спасибо моей коллеге и соратнице по московской системе образования, которая не просто поддержала меня в непростой для меня период жизни, но и создала условия, при которых было невозможно не написать этой книги. Это Наталия Александровна Киселёва. Всегда важно, когда в тебя кто-то верит. А ещё я хочу отметить двух людей, с которыми я проработала весь этот год и у которых многому научилась, — это Юлия Лабунская и Залина Хохоева, волшебницы, виртуозно владеющие словом авторы и создатели «Родительского дайджеста» Московской электронной школы. Если бы не эти замечательные люди, то вряд ли бы книга появилась на свет так быстро.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других