Слушая музыку, мы вступаем в мир совершенно абстрактный – в нем нет ни слов, ни цвета, ни вкуса. Но при этом мы испытываем настоящие чувства: наше настроение меняется, мы погружаемся в воспоминания, испытываем наслаждение или печаль. Наука все еще не может объяснить, каким образом мелодии и гармонии могут владеть нашими чувствами, однако сегодня мы знаем, что занятия музыкой влияют на мозг и на когнитивные функции, причем это благотворное влияние распространяется на всех, независимо от возраста. Чтобы понять влияние музыки на мозг, нам необходимо понимать законы музыкального пространства. Марина Корсакова, доктор философии в когнитивных науках и нейробиологии, рассказывает о том, что такое музыка с точки зрения музыканта-нейропсихолога и какое воздействие она оказывает на мозг человека. Книга будет интересна широкому кругу читателей – от специалистов в нейропсихологии до юных учеников музыкальной школы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мозг и музыка. Как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Словарик полезных терминов
Тоника — тональный центр и начальная нота диатонической гаммы.
Тональная система отсчета, или гамма — система отношений между музыкальными звуками, генерирующая тональную иерархию. Эта иерархия основана на уровнях притяжения тонов гаммы к тонике. Тональная система отсчета являет собой мысленную схему для считывания мелодических рисунков.
Тон — музыкальный звук в иерархии тональных отношений.
Тональное притяжение — уровень воспринимаемого напряжения.
Тональное силовое поле — система отношений между тонами, произведенная разными уровнями тонального притяжения к тонике. Силы тонального поля формируют мелодические объекты (например, мелодию) и поддерживают их целостность.
Тональность — система тональных отношений в пространстве трезвучий. На этой системе держится наша способность навигации тонального пространства музыки.
Полутон — музыкальный интервал, образованный при звучании двух ближайших клавиш на рояле, например, ми-фа или ре#-ми.
Терция — мелодический интервал из трех ступеней, например, фа-ля. Терция может быть большой (два тона) или малой (полтора тона).
Тоническое трезвучие — комбинация из двух терций, построенная на тонике. Тоническое тре-звучие может быть или в мажоре (большая терция плюс малая терция), или в миноре (малая терция плюс большая терция).
Тональное пространство — абстрактное пространство музыкальных звуков, объясняемое формулой из трех трезвучий: на тонике (ступень I), на субдоминанте (ступень IV) и на доминанте (ступень V). Эта формула — I, IV, V, I — определяет синтаксис той обычной музыки, что мы слушаем сегодня.
Диатоническая гамма — набор из тонов и полутонов, расположенных согласно формуле мажорной или минорной гаммы.
Хроматическая гамма — набор из 12 полутонов, заполняющих интервал октавы.
Обертоновая серия (обертоновый ряд) — последовательность призвуков, возникающих при колебании и следующих за фундаментальным (основным) тоном.
Модальность восприятия — тип ощущений, например модальность слуха и модальность зрения.
Полифоническая музыка — «разговор» между несколькими мелодическими линиями, обсуждающими данную мелодическую тему.
Темперированная гамма — система настройки клавишных инструментов, позволяющая композиторам свободу перехода в разные тональности в пределах той же самой музыкальной композиции
Модуляция — переориентация тональной системы отсчета на другой центр (тонику).
Форма соната-аллегро — музыкальная структура с развитой драматургией, основанной на отношениях между несколькими музыкальными темами, контрастными по характеру. Зрелая форма сонаты-аллегро напоминает литературную форму романа благодаря тому, что развитие основных тем создает структурные арки и добавляет «толщину времени».
Стрела времени — образ обычного времени, направленного как стрела вперед, то есть асимметричного благодаря причинно-следственной связи.
Хронотоп — время-пространство от греческих хронос (время) и топос (место). Пространство музыки образовано двумя основными измерениями: стрелой времени и пространством тональных отношений. Вместе эти два измерения определяют тональный хронотоп, то есть конфигурацию тонального пространства-времени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мозг и музыка. Как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других