«Как правильно воспитывать ребенка?». Все родители рано или поздно задаются таким вопросом. Если Вы не исключение, то эта книга для Вас. В ней истории родителей, которые сталкивались с трудностями, преодолевали их и учились на собственных ошибках. Книга не дает готовых ответов на все вопросы, но Вы на основе простых и четких рекомендаций сможете создать свой собственный путь к Вашим лучшим взаимоотношениям с ребенком и обрести секрет идеального родительства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Растём за детьми. Простая история мамы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. ОСНОВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ
Итак, самым отягчающим обстоятельством при рождении ребёнка является огромный груз заботы о нем. У родителей образуется масса обязанностей и обязательств, которые просто съедают всё время и силы. Об отдыхе и развлечении даже думать не приходится, качественный продолжительный сон — это уже роскошь для молодой мамы. Так о каком счастье может идти речь? Предлагаю начать с поиска в этом непомерном грузе забот того, от чего можно безболезненно, а может, даже с удовольствием, избавиться.
А для этого попробуем обозначить и структурировать основные задачи, которые стоят перед современным родителем, составим полный список важных и обязательных дел. Чтобы не изобретать велосипед, возьмём за основу довольно известную пирамиду потребностей, разработанную Абрахамом Маслоу. Ведь основные родительские задачи как раз и состоят в удовлетворении потребностей ребёнка, а значит, нам надо понять, какие потребности у него есть.
Итак, эти потребности, и именно в таком иерархическом порядке, определил Абрахам Маслоу для взрослого человека. Причем он утверждал, что каждая последующая потребность становится актуальной только после удовлетворения предыдущей. Мы не будем сейчас обсуждать обоснованность и верность этой теории (она и без этого довольно много критикуется), нас в данном случае интересует сам перечень потребностей; думаю, вы со мной согласитесь, что он представлен вполне исчерпывающе. Что же касается иерархической последовательности, то сам А. Маслоу писал о том, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. Так как мы ведем разговор о детях, а не о взрослых, то вполне логично внести в пирамиду значительные изменения, а для этого необходимо обратиться к практическим наблюдениям за детьми.
Многие мамы, например, отмечают, что довольно часто при попадании ребёнка в незнакомую среду он начинает испытывать серьёзное беспокойство, как бы пугается нового окружения, и порой этот испуг и волнение бывают такими сильными, что приводят к потере аппетита — ребёнок отказывается от еды. То есть при ярко выраженной потребности в безопасности пропадает желание удовлетворить более низкую ступень — физиологическую потребность. (Кстати сказать, голодный человек, находясь в горящем помещении, тоже, скорее всего, будет искать безопасный выход, а не холодильник с продуктами). При этом другая часть мам детей грудного возраста, наоборот, отмечает, что в стрессовых ситуациях самый эффективный способ успокоить ребёнка — это покормить его. То есть мы видим здесь смешение двух потребностей: в зависимости от конкретной ситуации и от личностных характеристик ребёнка они могут стимулировать или подавлять друг друга.
Рассмотрим другой пример: полуторагодовалый малыш учится кушать ложкой. Он всецело поглощен процессом и категорически отвергает любую помощь. «Я сам!» — очень знакомая фраза для родителей 1,5—3-летних детей. Что же это, как не стремление к самореализации? Ребёнок поставил себе цель и движется к ней, он развивается. И испытывает сильнейшие эмоции, когда у него что-то не получается: он злится, но продолжает делать сам, несмотря на неудовлетворённый голод. То есть уже в этом возрасте потребность в самоактуализации задавливает естественные физиологические потребности. И не важно, что цель — всего лишь донести ложку супа до собственного рта. Даже если нам, взрослым, эта задача кажется простой и незначительной, то для ребёнка это сложнейшая работа по обретению самостоятельности и формированию собственной личности, собственного «Я». Это настоящая война с детскими неумениями, успех в которой становится грандиозной победой.
Кстати, для наглядного понимания того, как сложны для ребёнка многие элементарные действия, есть довольно простой приём. Возьмите обычную пластиковую прищепку для сушки белья (желательно, чтобы прищепка была как можно жёстче) и сожмите её, как обычно, с одной лишь особенностью: вместо указательного пальца используйте мизинец. Неразвитая мускульная сила вашего мизинца позволит буквально прочувствовать то, с какими сложностями ежедневно, а возможно, и ежеминутно приходится сталкиваться и бороться малышу.
Исходя из вышеперечисленного, я предлагаю рассматривать основные потребности ребёнка не как иерархическую пирамиду, а как круг, где все его части тесно связаны и влияют друг на друга.
Теперь, определив основные потребности ребёнка, мы можем перейти к составлению списка родительских задач.
Во-первых, это удовлетворение основных физиологических потребностей, таких как еда, сон, туалет, а во-вторых, обеспечение безопасности ребёнка, его защита от различных внешних факторов и сохранение здоровья. Эти две задачи я предлагаю объединить в один большой блок — жизнеобеспечение ребёнка, потому как они очень тесно переплетаются между собой (особенно наглядно мы это увидели на примере грудного кормления, которое не только утоляет голод, но и несёт в себе ощущение комфорта и безопасности для малыша), и цель у них одна — создание необходимых условий для жизни и естественного роста. Сюда же отнесём соблюдение гигиены и чистоты в окружающей ребёнка среде. Согласитесь, усилий это требует очень больших и напрямую влияет на его здоровье и безопасность.
С каждым годом увеличивается значимость задач по удовлетворению познавательных потребностей. Современным обществом признана большая важность и ценность интеллектуального развития ребёнка и его духовного роста. Причем раннее развитие детей стало уже не просто важным элементом воспитания, а обязательным занятием, определяющим порой не только степень «хорошести» родителей, но и их социальный статус. Поэтому молодые мамы начинают обучение своих детей ещё с перинатального периода, и в некоторых случаях буквально засыпают своих чад всевозможными кружками и секциями, которых с каждым годом становится всё больше и больше. Хорошо это или плохо, сложно сказать, лично я считаю, что всё в нашей жизни должно быть в меру и что в данном вопросе очень важно чёткое понимание родителем того, что он делает и к каким целям стремится. Удовлетворение познавательных потребностей мы обозначим как образование
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Растём за детьми. Простая история мамы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других