Мечтаете стать иллюстратором, но боитесь начать? Тогда эта книга станет для вас хорошим другом. После прочтения вы поймете, что не вы одни сомневаетесь в себе. С синдромом самозванца сталкивается каждый художник. Из этой книги вы узнаете, как побороть свои внутренние страхи и начать делать первые шаги к своей мечте — стать иллюстратором. Автор делиться со своим опытом и доступно объясняет, как собрать свое портфолио, где искать клиентов, как вести свои соцсети. Как реагировать на критику и что делать с синдромом самозванца. Книга не научит вас рисовать, но поможет обрести уверенность и выстроить свой путь к становлению и освоении профессии иллюстратора. Книга предназначена для начинающих иллюстраторов и художников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хочу стать иллюстратором! Первые шаги начинающего художника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первые трудности
Где искать клиентов?
Ну и где, собственно, искать клиентов? Куда податься начинающему иллюстратору? Я была без понятия. Но следила за любимыми художниками в социальных сетях. Поэтому решила завести свой блог.
Поняла, что лучше начать с ВКонтакте. Эта соцсеть мне наиболее близка и понятна.
Ну и завела сообщество в ВК. Что дальше? Умом, конечно, я понимала, что его нужно вести и продвигать. Но как?
Первые мои посты были так себе. Да и рисунки тоже. Но худо-бедно, методом проб и ошибок, я всё-таки получила свой первый заказ. Каким он был, расскажу отдельно. А пока вернёмся к трудностям в начале пути.
Как быть с критикой?
Помню, как мне впервые написали, что мои рисунки — это отстой. Это было неизбежно. Но я очень сильно расстроилась. Хоть и говорила про себя, что это нормально, что всем не угодить, что я только в начале пути. И вообще — я взяла планшет и стилус в руки несколько месяцев назад. Очевидно, что сразу не буду рисовать профессионально.
Но признаюсь честно, меня это задело. Я начала загонять себя мрачными мыслями, что мне ещё рано рисовать на заказ, что я плохо рисую. А может, это вовсе и не моё?
Стоп!
Если у вас такие мысли, то остановитесь, пожалуйста. Вспомните: жизнь — одна. И никто вам не вправе указывать и решать за вас, когда вам стоит брать заказы. Никто. Даже те, кого вы считаете непререкаемыми авторитетами. Только вы можете определить, готовы вы или нет.
Если кто-то пытается убедить вас в обратном, то пошлите его куда подальше. Можно мысленно. Он не проживал ваш опыт, ему неизвестно, что творится у вас внутри. И, естественно, он не знает, как долго вы решались на это, взвешивали за и против. Так зачем вам слушать какого-то мимокрокодила? Слушайте себя!
Таким образом, прислушавшись к себе, я стала более устойчивой к критике. Если она конструктивна, от профессионалов, то да, я могу принять её к сведению и в будущем включить в свой план развития как художника. А если это критика из разряда «фу, какое говно», то я это не принимаю. Зачем мне принимать говно?
Представьте, к вам в гости пришёл человек с говном в руках. Вы ведь вряд ли его впустите в дом? На худой конец, вы попросите человека выбросить гадость и помыть руки.
С негативными комментариями такая же ситуация. Вы имеете право этого человека не впускать в своё пространство. В социальных сетях — это ваш блог и личная страница.
Как работает рынок иллюстраций?
Я ничего не знала о ценах, типах лицензий, о том, как составлять договоры. Да и в этапах общения с заказчиком я тоже разбиралась слабо.
Из-за этого я сталкивалась с неадекватными и недобросовестными клиентами, вгонявшими меня в депрессию бесконечными правками, рисовала за 200-300 рублей. Это ужасно, понимаю.
Но тогда я ориентировалась на других иллюстраторов и художников на просторах ВК. Думала, что они-то знают, раз уже работают. Как же я ошибалась…
Я даже не могла предположить, что многие из художников-фрилансеров, на которых я ориентировалась, тоже не знали о том, как вести дела. Помню одну девушку с потрясающим стилем и уровнем рисования, прямо вау! Она брала за персонажа в полный рост 500-600 рублей. Вот и я подумала: раз профи берёт такие деньги, то кто я вообще, чтобы оценивать свою работу выше. Так и получился ценник от 200 рублей за персонажа. Кошмар!
Хорошо, что тогда я попала на бесплатный марафон по продвижению от Ульяны Бабенко, за которой долгое время следила. Но поначалу не собиралась учиться у неё. Во-первых, считала, что мне ещё рано. Ну, а во-вторых — бюджет не позволял.
Но на бесплатный марафон пошла. Господи, как я благодарна судьбе и своей светлой головушке, что решилась.
Там я узнала, что рынок иллюстраций огромен, он просто бездонный. Есть куча направлений и ниш, не только книжные иллюстрации и портретики.
А ещё увидела много иллюстраторов и художников, с разным стилем и уровнем рисования. И очень удивилась, когда увидела, что новички вроде меня ставят ценник от 5 тысяч рублей за полноценную иллюстрацию.
Я такая: чтоо?! Оказывается, художники могут рисовать не за копейки. И самое главное — заказчики у них находятся. Сказать, что я офигела, ничего не сказать.
Тут-то я и прозрела. Неважно, новичок вы или опытный волк в мире иллюстраций. В этом мире, как и везде, нужно уметь себя ценить и доносить ценность своих услуг. Я окончательно убедилась, что нужно проработать свои внутренние негативные установки и страхи.
Ведь пока вы сами не будете ценить себя и свой труд, никто не начнёт делать это за вас.
Теперь поговорим немного о лицензиях и договоре. Это весьма важный момент в работе иллюстратора. Тип лицензии влияет на стоимость работы. Их три: неисключительная, исключительная и отчуждение исключительных прав.
Неисключительная лицензия даёт право художнику продавать свои иллюстрации нескольким людям. То есть одну и ту же вашу работу могут использовать много людей. Каждый платит за право использования вашей иллюстрации. Стоимость будет ниже, но зато вы можете продать её много раз.
Исключительная лицензия даёт право заказчику быть единственным обладателем иллюстрации на определённый срок. То есть иллюстрацию, проданную с такой лицензией, вы не сможете кому-то ещё предложить, пока срок использования не закончится. Конечно, авторское право сохраняется, и вы можете класть и показывать работу в портфолио.
Отчуждение исключительных прав — это когда заказчик забирает права на использование иллюстрации навсегда. Возможно, вы даже не сможете положить её в портфолио (это оговаривается с заказчиком). Но как иллюстратор вы сохраняете авторские права. Этот тип лицензии самый дорогой. Цена за вашу работу может быть втрое выше. Так как вы не сможете больше продавать эту иллюстрацию, а, возможно, и показать никому не сможете.
Все эти лицензии передаются только через договор. Если договора не было, вы можете распоряжаться иллюстрацией, как вы хотите.
Я ещё не заключала договоров на передачу типа лицензии. К этому уровню только стремлюсь. Мои заказы небольшие, и многие клиенты ничего не знают о лицензиях. А сама я не умею хорошо рассказывать об их важности.
Я пробовала несколько раз объяснить суть лицензий, но большинство заказчиков после моих слов либо испарялись, потому что это дорого, либо говорили: давай без договора. Якобы иллюстрации нужны для личного пользования. Сомнительно, но окей.
Сейчас я учусь деловому общению, потихоньку изучаю юридические моменты. Параллельно выполняю мелкие заказы. Пусть и без договора, но веду дела как самозанятая, поэтому в стоимость работ стараюсь включить и процент налогов.
Это всё сложно и непонятно. Многие новички боятся всех этих юридических моментов. Я прекрасно понимаю, сама тоже боюсь. Но я стремлюсь стать профессиональным иллюстратором и понимаю, что этому надо учиться. Всему своё время.
Как оценить свой навык рисования?
Мне всегда кажется, что я недостаточно хорошо рисую. Скачущий стиль, ошибки в анатомии, подбор цвета: то слишком тускло, то слишком ярко.
Вы скажете, что это нормально. У всех в начале так. Но меня это беспокоит до сих пор. Хоть я прошла не один курс и постоянно практикуюсь.
Это беспокойство приводит меня к пятой проблеме.
Как полюбить своё творчество?
Согласитесь, трудно брать заказы, если вы сами не любите результат своего рисования.
Меня лично это бесит. Точнее, бесило. Как я уже говорила, я не из тех художников, которые обожают рисовать с детства. Я немного другой тип.
Но, как вы уже знаете, я поняла, что люблю рисовать. Сам процесс мне интересен и приятен. Проблема в том, что результат не всегда радует.
Этот вопрос я решила, когда поняла, что мне нравятся стилизованные мультяшные персонажи. Я пробовала рисовать разное: реализм, стилизованный реализм, аниме, гейм-арт. Ни одно из этих направлений меня не радовало.
Тогда я решила попробовать мультяшек. Например, как в диснеевских мультфильмах. И, знаете, результат меня порадовал. Мне понравился мой первый концепт персонажа в этом стиле.
Решила дальше изучать мультяшную стилизацию. Сейчас как раз этим занимаюсь. Экспериментирую с формами, пытаюсь делать гиперболизацию, утрировать эмоции, позы. Обучение мне очень нравится. И наконец меня начал радовать результат моей работы.
Всё дело в том, что я смогла предсказывать, какой результат я хочу. Точнее, на каком моменте стоит завершать иллюстрацию. Это очень важно понимать, чтобы быть удовлетворённым своей работой.
Например, если я хочу нарисовать скетч, я заранее предполагаю, какой именно скетч мне нужен. Просто хаотичные каляки-маляки или более аккуратный и проработанный? А может, цветной или однотонный? Выбрав в голове конкретный вариант, приступаю к рисованию. Тут главное — вовремя остановить себя.
Если решила сделать каляки-маляки, я делаю просто их. Если хочу более аккуратный, то делаю скетч похожим на лайн и останавливаюсь. Не крашу, не добавляю тени.
Конечно, если скетч мне очень нравится, я могу его доработать до полной иллюстрации. Но я стараюсь делать полноценные работы, которые потом могу положить в портфолио. Если скетч я не вижу в проекте, то не стану его мучать. Оставлю как есть. Это нормально.
Такой простой подход помогает моему мозгу понимать и предсказывать результат работы. А когда ожидание совпадает с реальностью, то чувствуется удовлетворение. Поэтому, если у вас подобная проблема, старайтесь рисовать без излишнего фанатизма.
А что мне рисовать?
Направлений и ниш в иллюстрации так много, что я невольно теряюсь. А что мне подходит?
Начинала, как и многие художники, с портретов и аватарок на заказ. Потом подключила стикеры. А дальше у меня пробовали заказать иллюстрации для открыток.
Но это слишком мелкая работа, от которой руки опускаются, а мотивации — никакой. Нет, меня, конечно, радуют и такие заказы. Но я могу точно сказать, что в долгой перспективе это несерьёзно.
Поразмыслив, я решила для себя, что буду стремиться к направлению рекламных иллюстраций. Это бренд-персонажи, упаковки, плакаты, постеры. Мне казалось, что это хорошая идея. Учитывая, что мне больше по душе именно персонажи, а не локации и фон.
Но, как обычно бывает, меня соблазняют и другие ниши. Например, настольные игры. Наверно, это очень круто — играть в настолку, которую вы сами нарисовали.
Или книжные иллюстрации. Представьте, что у вас в руках книга, оформленная вашей рукой. Ну разве не так выглядит счастье?
Таким образом, моё сердечко прыгает с одного на другое. Собственно, так у меня появилась ещё одна проблема.
Пока не определитесь, что вы хотите рисовать, невозможно собрать рабочее портфолио, что привлекало бы заказчиков. Моё пока выглядит так себе. Хотя раньше было ещё хуже. Но из-за того, что я не могу определиться с нишей, у меня всё ещё ассорти.
Но давайте расскажу, как я собираю своё портфолио как иллюстратор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хочу стать иллюстратором! Первые шаги начинающего художника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других