Метаморфозы. Философские сказки для взрослых

Маргарита Фомина

Маргарита Фомина – человек с большой фантазией. Сказки сочиняют люди, способные не только придумывать и видеть образы, но и быть ими: взлетать, когда необходимо описать кружащую над цветком бабочку, гореть от поцелуя, когда речь идет о влюбленных. Философские сказки для взрослых – матрица времени, зеркальное отражение пережитого. Эта книга разбудит воображение и нарисует дороги забытой мечты. Может, вернувшись туда, мы найдем что-то потерянное, утраченное, очень важное и необходимое сегодня.

Оглавление

Сказка о короле, принцессе и принце

1 часть. Король

Тяжелая поступь Короля гулко отзывалась под сводами галереи. Даже птицы не смели нарушать плавное течение этих минут. Скульптуры впитывали в свой белый мрамор вечерние краски. Они сживались с сереющей зеленью парка, с воздухом, насыщенным дыханием приближающейся ночи. Каждый вечер и в снег, и в дождь, и во время войны, в и короткие дни мира выходил Король в парк, проходил по его аллеям, следуя раз и навсегда установленному пути. Парк помнил молодость Короля. Помнил его стремительную походку, помнил он и умный, чуть усталый взгляд зрелости. Но только сейчас, когда старость почти настигла властителя, между ними обнаружилась та таинственная связь, которая возникает от длительного общения людей и вещей, делая их похожими друг на друга.

Закатные лучи скользили по зелени деревьев, падали на песчаную дорожку. Игра света и тени рождала мимолетные образы. Один из них напомнил Королю его дочь. Сколько же времени прошло с тех пор, как к воротам замка подошел Бродяга? Ноги его были в пыли, а в волосах было полно вереска и соломы, лицо обветрено, а глаза умыты дождем и росой. Принцесса спустилась к нему и протянула ковш воды. А потом он рассказывал ей о дорогах, ведущих вперед навстречу невзгодам и радостям, о твердых камнях и мягкой траве, о птицах и озерах, о людях, идущих этими дорогами. И Принцесса пошла с ним.

Старый Король был мудр и не сердился на дочь. Он не заточил ее в высокую башню, не послал придворных в погоню, не отрубил Бродяге голову. Что ж, дочь выросла, и если она так решила, значит, так он ее воспитал. Только вот больно сжимается сердце, но это пройдет… пройдет и это…

Аллея парка из последних сил сопротивлялась давящей на нее темноте. Вдруг словно очнулась она от вечернего оцепенения: ветер пробежал по кронам деревьев, взлетели, тревожно закричав, птицы. Последний луч кровоточащего солнца выхватил из глубины аллеи черную фигуру в плаще. Капюшон беспомощно откинулся назад, не в силах удержать падающие волосы, бледное лицо метнуло просящий защиты взгляд. Последним усилием вырвалось тело из вязкой темноты и бессильно упало к ногам Короля.

Молча стоял Король, низко опустил седую голову. Чуть слышен был голос, словно молитва, словно бред вырывались слова.

— Отец, мой мудрый, мой сильный отец! Пришла я к тебе, но пусто сердце мое, мертва душа! Помнишь, как прежде мечтала я, как рвалась в голубое небо. Какой чистый мир был передо мной. Смело шагнула я в него. Ни холод, ни усталость, не могли сломить меня. Сильнее становился мой шаг, глаз ловил красоту полей и лесов, слух наслаждался пением птиц, шумом воды и листвы. Все жило вокруг меня своей тайной жизнью, все события были исполнены магического, непостижимого значения. Но тот, с кем я шла, оставался глух и слеп. Природа была для него блестящей декорацией к новой пьесе, которую он ставил: Принцесса в роли пастушки и Принц в роли бродяги. Все монологи и диалоги были распределены заранее. Достаточно только найти подходящее место — и сцена готова! Мои искренние чувства и слова укладывались в гениальный сценарий. И постепенно меня стали мучить сомнения: что это очередная реплика или мои слова? Жива я или послушная марионетка в руках могущественного и злого волшебника?

Наконец наступил день, когда пьеса подошла к концу. Вдали показался замок, и Принцу наскучил наряд бродяги, а также и милая наивная пастушка. Гроза опустила свой бархатный занавес. В зале зажегся свет, и прекрасные декорации превратились в кучу мусора. Гром доносил до меня отдаленные аплодисменты и свит толпы. Я стояла в черной, зловещей тьме и не чувствовала ни дождя, ни ветра. Душа моя осталась там, за упавшим занавесом, и ей суждено вечно играть одну и ту же роль. А тело осталось жить, только теперь оно никогда больше не увидит цветов, не услышит птиц, не протянет руку, чтобы помочь другому. Может быть, оно и будет по-своему счастливо, но ни счастье, ни несчастье не тронут его больше.

Голос постепенно слабел, и последние слова различал лишь легкий ветерок.

Король наклонился над дочерью, помог ей подняться, и они медленно пошли вперед по старой круговой аллее, всегда приводившей к началу пути.

2 часть. Принц

Принц раздраженно ходил взад и вперед по комнате. Подумать только, все шло так хорошо, и вдруг его постигла неудача из-за каприза, из-за минутной вспышки! Он остановился у высокого окна. День был пасмурным, далекий лес терялся в серой дымке, солнечный свет пробивался сквозь занавес туч робким рассеянным светом.

— Когда же, наконец, прекратится этот дождь! — воскликнул Принц, любивший во всем, прежде всего, ясность и порядок. В душе он был романтиком, но его рациональный, холодный ум всегда брал вверх, и все поступки Принца были тщательно обдуманы и взвешены. Редко он позволял прорываться наружу своим истинным чувствам и настроениям, но вчерашняя гроза и внезапное бегство Принцессы заставили Принца отбросить обычную сдержанность. В этот день он не играл, он действительно ничего не понимал и еще больше страдал от этого.

Все началось с детской мечты. Часами стоял он у этого окна и смотрел на луг, реку, далекий лес. Богатое воображение рисовало ему удивительные картины, которые он мог увидеть за лесом. Это был его мир — таинственный, сказочный, куда он стремился и куда боялся попасть. Прошло время, он вырос, и лес приблизился к нему. Он изучил в своем лесу все уголки, но не нашел в нем ничего похожего на детские мечты. И тогда он стал придумывать и ставить свои живые спектакли. Это была его тайна, и никто не догадывался о ней. Он был единственным зрителем. Принц сам выбирал участников, раздавал им роли, он искал место, наиболее подходящее для того или иного действия. Благодаря уму и изобретательности ему всегда удавались его затеи, и придворные превращались в послушных марионеток. Вскоре запас пьес иссяк, монологи и диалоги стали повторяться. И Принц решил отправиться в путешествие. Он облачился в наряд бродяги и пошел по дороге, ведущей туда, где должны были произойти с ним удивительные вещи, где наконец-то осуществится его детский сон. И, конечно же, там он встретит принцессу.

Дорога вела его все дальше и дальше. Она открывала ему заново мир и самого себя. Скоро Принц до того вошел в роль Бродяги, что забыл все свои прежние заботы, была только бесконечная, всеобъемлющая дорога, без конца, без начала, дорога, где познаются великие истины, где ощущается бесконечность пространства и времени, где обладаешь всем миром и не имеешь ничего. И эта дорога привела его, наконец, к замку, где жила Принцесса. «Глаза их встретились, и они, конечно же, полюбили друг друга». Она не раздумывала слишком долго, только сняла свои дорогие, неудобные для путешествия одежды, надела простой наряд и, не оглядываясь, пошла с ним вперед. Счастье переполняло их, оно, казалось, разливалось в солнечном свете, звенело в пении птиц, бросало свои чудесные краски на полевые цветы. В Принце проснулся давно им забытый поэт, и его пьеса зазвучала стихами, запела романсом и расцвела сонетом. Он выбирал для Принцессы самые красивые места в округе, он окружал ее хороводом бабочек или темным кружевом грота, тишиной звездной ночи или чистотой росистого утра. Он пробуждал в ней самые красивые слова и движения. Это была его самая лучшая пьеса.

Но постепенно в ней зазвучали фальшивые ноты. Принцесса перестала понимать свою роль. Ее слова стали резкими и разбивали спокойное течение действия. Но Принц не терял надежды и без конца повторял неудавшиеся части, меняя место и время, ритм и мелодию. Словно нерадивая ученица, начинала Принцесса снова и снова отвечать свой урок. А Принц терпеливо ждал, когда же, наконец, она выучит его так, как хотелось ему. И вот настало время, и вдали показались башни его замка. А в Принце заговорил король. Он вспомнил свои государственные дела, и они сразу же стали требовать немедленного решения. Бродяга превратился в Принца, пьеса осталась без конца, и Принцесса не успела сбросить с себя маскарадный костюм пастушки.

Слишком рано опустился занавес. Актеры еще не закончили свои реплики, а зрители уже несли им свой восторг лавиной надвигающейся грозы. И вот в этот момент пропала Принцесса. Принц настолько привык к ней, что ее отсутствие разрывало его сердце на части от тоски. А тут еще этот мелкий осенний дождь! Принц отошел от окна.

Вошел министр с очередным докладом. Но его слова Принц не слышал. Он смотрел сквозь этого золоченого, самоуверенного человека, потом неожиданно сказал тихим, но твердым голосом:

— Я уезжаю. Назначаю вас принимать решения во время моего отсутствия. Я вернусь через три дня. К этому времени приготовьте все для встречи гостей — со мной приедет Принцесса и ее отец.

Ленинград, 1980

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я