В предлагаемой книге раскрыты все основные аспекты, касающиеся манипуляций в жизни в общем, в дружбе, а также в бизнесе, на работе и в политике. Даны советы и раскрыты умные способы, как справляться с манипуляциями. В основном книга построена на популярной психологии.Что написано в данной книге, целесообразно знать каждому в условиях широкой распространенности манипулятивного поведения.Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Манипуляции: основные понятия и аспекты. И как с ними справиться» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
IV Манипуляция в популярной психологии. Чтобы справиться с манипуляциями
При подготовке данной главы использовался источник [1] (англоязычная Википедия).
4.1 Гарриет Б. Брейкер
Эксплуатация манипуляторами уязвимостей, которые могут существовать у жертв
По мнению Брайкера, манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости (называемые кнопками), которые могут существовать у жертв:
Желание доставить удовольствие.
Склонность к зарабатыванию принятия и одобрения других.
Эмотофобия (выражаемая в страхе возникновения негативных эмоций; то есть в страхе выражения неодобрения, разочарован или гнева). Отсутствие напористости и умения отказывать (говорить «нет»).
Размытое чувство идентичности (с не жесткими личными границами). Невысокий уровень самостоятельности.
Внешний локус контроля (локус контроля — свойство личности приписывать свои неудачи либо успехи лишь внешним или лишь внутренним факторам)
Возможные мотивы манипуляторов
Манипуляторы могут иметь различные возможные мотивы, включая, помимо прочего такие:
1. Мотив необходимости достижения своих собственных целей и получения личной выгоды (практически любой ценой для других).
2. Мотив сильной потребности достичь чувства власти и превосходства в отношениях с другими — сравните манию величия (связанную, например, с нарциссическим расстройством личности).
3. Мотив желания и потребности чувствовать контроль.
4. Мотив желания получения чувства власти над другими — ради повышения восприятия собственного достоинства.
4. Мотив желания содействия культовой динамике в вербовке или удержании последователей.
5. Мотив наличия скуки или усталости от своего окружения; рассмотрение манипуляции как игры, а не как акта причинения вреда другим.
6. Мотив возможности реализации скрытых планов, преступных или иных, включая финансовые манипуляции (часто наблюдаются, когда намеренно нацелены на пожилых людей или ничего не подозревающих, незащищенных богатых с единственной целью — получения финансовых активов жертв).
7. Мотив не идентификации себя со скрытыми эмоциями (в том числе эмоции переживания фобии обязательств) и последующей рационализации (правонарушители не манипулируют сознательно, а скорее пытаются убедить себя в недействительности своих собственных эмоций).
8. Мотив отсутствия самоконтроля над импульсивным и антисоциальным поведением, что приводит к упреждающим либо реакционным манипуляциям, которые нужны манипулятору для поддержания своего имиджа.
Выделенные Гарриет Б. Брейкер способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв
Способы такие:
Позитивное подкрепление. Это в том числе похвала, поверхностное обаяние, поверхностная симпатия («крокодиловы слезы»), чрезмерные извинения, деньги, одобрение, подарки, внимание, такие выражения лица, как принудительный смех или улыбка, а также публичное признание.
Негативное подкрепление. Оно предполагает удаление человека из негативной ситуации в качестве награды.
Газлайтинг. Это разговорное выражение, широко определяемое как манипулирование кем-либо, заставляющее его подвергнуть сомнению собственное восприятие реальности. Выражение, происходящее от названия фильма 1944 года «Газовый свет», стало популярным в середине 2010-х годов. Мерриам-Вебстер ссылается на обман: памяти, восприятия реальности или психической устойчивости. Это слово стало «модным словечком», зачастую используемым для описания обычных разногласий, а не тех ситуаций, которые соответствуют историческому определению данного слова.
Периодическое или частичное подкрепление. Оно может создать атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление способно побудить жертву упорствовать.
Наказание. Оно может выражаться в ворчании, криках, нарочитом молчаливом обращении, запугивании, угрозах, ругани, эмоциональном шантаже, плаче и игры в жертву. Манипулятор также может дуться на жертву.
Запугивание. Это использование словесных оскорблений, взрывного гнева или иного запугивающего поведения ради установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может заставить жертву избегать расстраивания, противоречия манипулятору либо конфронтации с ним.
4.2 Джордж К. Саймон
По мнению автора в области психологии Джорджа К. Саймона, успешные психологические манипуляции в первую очередь связаны с манипулятором [1]:
Скрывать агрессивные намерения и поведение и быть приветливым. Зная психологические уязвимости жертвы, можно определить, какая тактика может оказаться наиболее эффективной. Обладать достаточным уровнем безжалостности, чтобы в случае необходимости без колебаний причинить жертве вред.
Далее рассмотрим некоторые техники манипуляторов.
Ложь (по заказу)
Трудно сказать, лжет ли кто-то в тот момент, когда он это говорит о якобы правдивых вещах, хотя правда нередко может раскрыться (стать очевидной) позднее, когда уже станет слишком поздно. Один из способов свести к минимуму вероятность быть обманутым — понять, что некоторые типы личности (в частности, психопаты) являются экспертами в области обмана и лжи, делают это охотно и часто, нередко с использованием незаметных способов.
Ложь через упущение
Это тонкая форма лжи, когда скрывается значительная часть правды. Данный прием также используется в пропаганде.
Отрицание
Манипулятор отказывается признать, что сделал что-то не так.
Рационализация
Это выражается в оправдании манипулятором своего неподобающего поведения. Рационализация тесно связана с верчением (т.е. манипулятор, по сути, вертится, выкручивается).
Минимизация
Это разновидность отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его поведение не настолько вредно или безответственно, как предполагает кто-то другой.
Избирательное невнимание
Манипулятор отказывается обращать внимание на все, что способно отвлечь его от его собственных планов.
Диверсия
Манипулятор не дает прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Он вместо этого идет на отвлечение разговора, переводя его на другую тему.
Уклонение
Уклонение подобно отвлечению внимания, но при этом даются неуместные, бессвязные либо отличающиеся расплывчатостью ответы.
Скрытое запугивание
Манипулятор заставляет жертву обороняться, используя завуалированные угрозы (тонкие, косвенные или подразумеваемые).
Убеждение в виновности
Это особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает совестливой жертве, что она недостаточно заботится о нем, чрезмерно эгоистична. Это способно привести к тому, что жертва станет плохо себя чувствовать, что будет держать ее в состоянии сомнения, тревоги и покорности.
Использование сарказма и унижений жертвы
Манипулятор использует сарказм и унижения для того, чтобы усилить страх и неуверенность жертвы в себе. Манипуляторы используют данную тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и, следовательно, «на законных основаниях» подчиняться им. Манипулятор может заставить человека чувствовать стыд даже за то, что тот осмелился бросить ему вызов. Это эффективный способ развить в жертве чувство собственной неадекватности.
Очернение жертвы
Данная тактика — мощный способ поставить жертву в оборонительное положение и одновременно замаскировать агрессивные намерения манипулятора. Манипулятор ложно обвиняет жертву в том, что она является абьюзером, в ответ на то, что жертва отстаивает либо защищает себя или свою позицию.
Разыгрывание роли жертвы
Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств либо чужого поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или сострадание и таким образом получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди часто не выносят, когда кто-то страдает, и манипулятор нередко находит возможность сыграть на сочувствии, чтобы добиться своего.
Игра в роль слуги
Это маскировка корыстных целей под видом служения более благородным целям.
Соблазнение
Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других людей, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие манипулятору и быть ему лояльным. Соблазнение также может выражаться в предложении манипулятором помощи с целью завоевания доверия и получения доступа к сердцу и доверию ничего не подозревающей жертвы, которая оказалась очарованной манипулятором.
Проецирование вины на других (обвинение других вместо себя)
Манипулирование «козлами отпущения» во многих случаях осуществляется тонкими, проблематично обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует на жертву свои собственные мысли, создавая впечатление, будто жертва сделала что-то не так. Манипуляторы также утверждают, что именно жертва виновата в том, что поверила в ложь, в которую ее на самом деле заставили поверить, как будто жертва вынудила манипулятора быть лживым.
Все обвинения, за исключением того, которое используется манипулятором в условиях ложного принятия им вины на себя, делаются ради того, чтобы заставить жертву чувствовать себя виноватой в том, что она делает здоровый выбор, мыслит и ведет себя правильно. Это часто используется как средство манипулирования и контроля (психологического и эмоционального). Манипуляторы нередко лгут лишь для того, чтобы переделать первоначальную, менее правдоподобную историю в такую, которая более приемлема для жертвы и в которую жертва скорее всего поверит (это может быть даже действительно правда, но выгодно для манипулятора переделанная).
Проецирование лжи на правду является еще одним распространенным способом контроля и манипулирования. Манипулятор может обвинить жертву в том, что она типа «заслуживает такого обращения». Манипуляторы нередко утверждают, что жертва сумасшедшая, жестокая или имеет тяжелый характер (особенно если у жертвы имеются против манипулятора веские доказательства).
Притворство невиновности
Манипулятор пытается внушить, что любой причиненный вред был непреднамеренным или что он не совершал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может напустить на себя вид удивленной или возмущенной особы. Подобная тактика заставляет жертву усомниться в собственных суждениях и, возможно, даже в здравости своего ума.
Притворная растерянность
Манипулятор пытается прикинуться дурачком, делая вид, что не понимает, о чем говорит жертва, или путается в доведенных до его сведения важных вопросах. Манипулятор намеренно запутывает жертву, чтобы та усомнилась в точности своего восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил в текст своей речи на случай, если возникнут сомнения. Иногда манипуляторы ради подкрепления своей истории используют сообщников.
Клеймящий гнев
Манипулятор использует гнев и ярость, чтобы шокировать и заклеймить жертву, заставив ее подчиниться. На самом деле манипулятор не злится, он просто притворяется. Он всего лишь стремится к получению желаемого и «злится», когда ему отказывают. Контролируемый гнев часто используется манипулятором в качестве тактики манипуляции ради того, чтобы избежать конфронтации, не сказать правду или скрыть свои намерения.
Угрозы и шантаж
Манипуляторы часто прибегают к использованию угрозы обратиться в полицию или сообщить ложь о злоупотреблениях, которые они намеренно придумывают, чтобы напугать или запугать жертву, заставив ее подчиниться.
Шантаж и угрозы разоблачения — формы контролируемого гнева и манипулирования, используемые манипуляторами особенно часто в случаях, когда жертва отказывается от первоначальных просьб либо предложений манипулятора.
4.3 Мартин Кантор
Кантор в своей книге 2006 года «Психопатология повседневной жизни: как антисоциальное расстройство личности влияет на всех нас» утверждает, что уязвимость перед психопатическими манипуляторами заключается в том, что уязвимые являются чрезмерно такими, как описано далее.
Зависимые
Зависимые люди нуждаются в любви и поэтому доверчивы и склонны говорить «да» на то, на что им следовало бы сказать «нет».
Незрелые
У них нарушена рассудительность, поэтому они склонны верить преувеличенным рекламным заявлениям.
Наивные
Они не верят, что в мире существуют нечестные люди, или считают само собой разумеющимся, что если таковые и есть, то им не позволят наживаться на других.
Впечатлительные
Они чрезмерно соблазняются обаятелями.
Доверчивые
Честные люди часто полагают, что все остальные тоже честны. Они охотнее доверяют малознакомым людям, не проверяя документы и т. д., и реже задают вопросы так называемым экспертам.
Небрежные
Они не уделяют достаточного внимания вреду или ошибкам.
Одинокие
Одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопатический незнакомец может предложить общение за определенную плату.
Самовлюбленные
Это склонные поддаваться на незаслуженную лесть нарциссы.
Импульсивные
Они склонны к принятию скоропалительных решений.
Альтруисты
Они противоположны психопатам: они кристально честные, слишком справедливые, чрезмерно сопереживающие.
Экономные
Они не могут отказаться от выгодной покупки, даже если знают или понимают причину ее дешевизны.
Материалисты
Они представляют собой легкую добычу для ростовщиков либо работающих согласно обманным схемам обогащения людям.
Жадные
Жадные и нечестные люди могут стать жертвой психопата, который легко может склонить их к аморальным поступкам.
Мазохисты
Они испытывают недостаток самоуважения и бессознательно позволяют психопатам использовать себя в своих интересах. Они полагают, что заслуживают этого из-за наличия у них чувства вины.
Пожилые люди
Пожилые люди
Эти люди могут уставать и терять способность к тому, чтобы справляться с многозадачностью. Услышав предложение о продаже, они с меньшей вероятностью подумают, что это может быть мошенничество. Они с большей вероятностью отдадут деньги человеку с тяжелой историей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Манипуляции: основные понятия и аспекты. И как с ними справиться» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других