В книге приведены основные сведения о беларуском городе Дубровно. Пересказано о его общей истории, о еврейском Дубровно, о Холокосте и об известных евреях Дубровно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дубровно и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
IV Евреи в Дубровно
4.1 Начало еврейского поселения в Дубровно. Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие
Начало еврейского поселения в Дубровно
Днепр. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/dubrowna/
Еврейское поселение в Дубровно началось в середине XVI века.
Евреи впервые упоминаются там в 1685 году.
В статье Dubrowna, Belarus написано [9]:
Город упоминается с начала 1500-х годов, а еврейское поселение в Дубровне относится к середине XVI века, когда регион был частью Литвы. Из-за войн между русскими и литовцами город несколько раз сжигали в конце 1500-х годов.
Восемнадцатое столетие
В 1738 году еврей из Дубровны Барух Лейбов был сожжен на костре в Санкт-Петербурге за прозелитизм.
В 1766 году в Дубровно и его окрестностях насчитывался 801 еврейский налогоплательщик.
Центр хасидизма Любовича, уже в 1792 году копии Тании (эссе и рассуждения, составляющие руководство по религиозной преданности, практической и религиозной этике, написанные рабби Шнеуром Залманом, Алтер Ребе) изготавливались в Дубровне квалифицированными писцами.
Дубровна была также центром изготовления тканых шерстяных талесов, которые продавались по всей Российской империи. Евреи также работали ремесленниками и поденщиками.
В 18 веке Дубровно стало центром ткачества молитвенных платков в Восточной Европе. Ткачихи, работавшие на ручных станках, находились в тяжелых условиях и жестоко эксплуатировались купцами, которые поставляли им пряжу, а затем покупали их изделия и продавали через агентов в еврейских поселениях по всей России и Галиции и даже экспортировали их в Западную Европу и Америку.
Девятнадцатое столетие
В 1801 году в Дубровно была основана еврейская типография.
В 1863 году в городе родился Менахем Усишкин, один из лидеров сионизма.
Это был один из главных центров по производству талитот (молитвенных платков).
С середины XIX века этот промысел, насчитывавший в 1847 году около 660 рабочих, столкнулся с конкуренцией со стороны фабрик в больших городах, где молитвенные платки ткали на машинах, и евреи стали покидать город. Бедственное положение ткачей в Дубровно привлекло внимание еврейской общины России.
4.2 Двадцатое столетие: до 2-й мировой войны Аркадий Шульман («На родине моих снов»)
Один из корпусов завода «Днепровская мануфактура», украшенный звездой Давида. Фотограф: Аркадий Зельцер. Центр еврейского искусства, Еврейский университет в Иерусалиме, копия YVA 14616980 Источник: https://collections.yadvashem.org/en/untold-stories/community/14621818-Dubrovno
До 2-й мировой войны
В 1902 году при содействии *Еврейского колонизационного общества (ICA) было основано Акционерное общество Днепровской текстильной мануфактуры, которому принадлежало две трети акций, а остальные были приобретены богатыми евреями Санкт-Петербурга и Москвы.
Еврейская школа, около 1925 г. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/dubrowna/
По состоянию на 1906-й г. еврейские благотворительные учреждения включали общество помощи бедным, основанное губернатором провинции, биккур холим (посещение больных) и лехем эбионим (еда для нуждающихся).
Дети обучались по Талмуд-Торе (72 ученика). Было двадцать шесть адарим (еврейских начальных школ), в которых обучалось 210 учеников, иешива. с шестьюдесятью учениками, светской государственной школой, которую посещали 175 учеников, некоторые из которых также посещали иешиву или хадарим, и районную школу с тридцатью шестью учениками на промышленных отделениях.
Была основана крупная ткацкая фабрика, директора, персонал и рабочие которой являлись евреями, а суббота считалась днем отдыха. Рядом с фабрикой были открыты народная школа и кооперативный магазин. Дубровно был также центром переписчиков свитков Торы, филактерий и мезузотов, которые в начале советской власти получили разрешение на создание профессионального союза.
Эшелон с 30 000 филактерий, скопившихся в Дубровно после войны, было разрешено отправить в Берлин.
Производство молитвенных платков прекратилось в 1920-е годы. В 1930 году на ткацкой фабрике работало около 1 000 человек, среди которых было много евреев.
При советской власти на фабрике стали работать нееврейские рабочие, которые к середине 1930-х годов составляли более половины рабочих. Тем не менее, до изменений, вызванных антирелигиозной политикой СССР в 1929 году, выходным днем на фабрике оставалась суббота.
Учащиеся еврейской средней школы. Выпускной вечер у этих ребят состоялся 17 июня 1941 год. Источник: http://mishpoha.org/library/16/1601.php
В начале 1930-х годов на фабрике была своя газета, выходившая на белорусском и идиш. В Дубровно также была государственная школа с обучением на идише.
В 1939 году еврейское население Дубровно составляло 2 119 человек, или 21,4 процента от всего населения города.
Рассмотрим динамику численности общины [8]:
В 1847 году численность общины составляла 4 481 человек, в 1897 году — 4 364 (57,5% от общего числа жителей), в 1926 году — 3 105 (около 39%), в 1939 году — 2 119 (21%).
Дубровно был местом рождения сионистского лидера М. *Усишкина.
Аркадий Шульман («На родине моих снов»)
Аркадий Шульман («На родине моих снов») рассказывает от имени Юрия Аркадьевича Нирмана [10]:
ШУЛЬМАН Аркадий Главный редактор журнала Белорусского объединения еврейских организаций и общин «Мишпоха».
Витебск, Беларусь. Источник: http://mishpoha.org/o-zhurnale/zhurnal-mishpokha-43-2022/1353-arkadij-shulman-baba-sora
Евель Нирман с женой. Источник: http://shtetle.com/Shtetls/dubrovno/dubrovno.html
« — Наша семья до Великой Отечественной войны жила в городе Дубровно. Это небольшой город, расположенный по обе стороны Днепра. Мы жили на улице Крылова, близко от левого берега реки. У нас был большой дом и большая семья: мама, папа, четыре брата. Старший брат Гриша — 1921 года рождения, потом Миша — 1925 года, Гера — 1928, и я — родившийся за три года до начала войны. Отец, его звали Арон Евелевич, работал мясником, скупал скот в близлежащих деревнях, занимался его убоем, разделкой, был магазин, куда он определял мясо на продажу. Был физически очень сильный человек. Да и работа у него была такая, что требовала физической силы. Папа был ровесником XX века, а наша семья на себе прочувствовала все «острые углы» этого века.
Доносы на более благополучных соседей, сослуживцев писали во все годы. Но в тридцатые — власти инициировали это, всюду мерещились классовые враги. И на отца писали доносы, что он где-то в тайнике прячет золотые монеты. Его вызывали в ОГПУ (правоохранительно-карательные органы — это я объясняю для тех, кто, слава Богу, уже не знает этой аббревиатуры), допрашивали, мама говорила, что допросы велись с пристрастием, то есть отца пытали, что в те годы было в порядке вещей. Может быть, у отца где-то и была «золотая заначка», но он о ней ничего не сказал. Выдержал все допросы. В конце концов, его объявили «лишенцем», то есть он был лишен избирательных прав, как классово чуждый элемент. В те годы была такая терминология. «Лишенцы» не могли получать от государства никаких материальных благ или даже поблажек.
Семья не была богатой, впрочем, в те годы уже не оставалось богатых семей, но никогда не была бедной. Отец много работал. Он считал, что мужчина должен зарабатывать, обеспечивать семью — это его обязанность.
Перед войной уже и старший брат Гриша пошел работать в типографию. У нас дома не боялись никакой работы, и отец сумел привить это чувство детям, за что мы все ему были благодарны.
Маму звали Геня Нирман (девичья фамилия Полина). Все мои дедушки, бабушки жили в Дубровно. У родственников уже были жены из близлежащих местечек: из Копыси, Россасно, Смольян и других. Для нашей семьи Дубровно — это родовое гнездо.
Правда, в начале XX века Нирманы стали разъезжаться по белу свету. Старший брат отца — Борух в 1914 году смог попасть на какой-то пароход, зарылся в уголь, его не заметили когда отплывали, и так он эмигрировал в Америку. Жил в Чикаго и со временем стал богатым человеком — владел скотобойнями.
Два других отцовских брата Залман и Симон в годы Великой Отечественной войны воевали и погибли на фронте. Фронтовиком был еще один папин брат — Беньямин. С войны он вернулся весь израненный. Поселился в Орше. Работал на очень тяжелой работе — возчиком основ на льнокомбинате. Была у отца сестра — Сима. Она до войны училась. Жила в Ленинграде, работала горным инженером по разведке полезных ископаемых. В годы войны помогала нам, присылала деньги, вещи ее сына, стиранные, штопанные, но очень аккуратные. Я носил их. У отца была очень дружная семья.
Отец и мама соблюдали все еврейские обычаи, традиции. Отмечали еврейские праздники. Отец ходил в синагогу, хотя в те годы это не поощрялось властями.
Война заставила нас покинуть Дубровно и разрушила мир, в котором жила наша семья, в котором мы выросли. Этот мир уже не вернулся, и живет сейчас только в памяти таких пожилых людей, как я.».
4.3 Оккупация Дубровно и Холокост. История убийства дубровненских евреев на Днепровской мануфактуре
Оккупация Дубровно и Холокост
Дубровно был оккупирован немцами 16 июля 1941 года. Лишь незначительному меньшинству евреев Дубровно удалось бежать до оккупации города. Немцы приказали евреям носить черные повязки с желтой звездой Давида.
В начале осени 1941 года на Левобереговой улице было создано гетто, откуда узников гетто забирали на принудительные работы. 6 декабря 1941 года 1500 евреев были расстреляны за двором местной льняной фабрики.
В марте 1942 года оставшиеся в живых ремесленники и члены их семей (всего 300 человек) были расстреляны, как небольшими группами, так и поодиночке.
Во время Холокоста в Дубровно гибель настигла раввина Хаима Нахума Юдина и его жену Цвию.
Дубровно был освобожден Красной Армией 26 июня 1944 года.
Фабрика «Днепровская мануфактура» в Дубровно. Источник: http://www.dubrovno.by/?page_id=11296&cpage=6
История убийства дубровненских евреев на Днепровской мануфактуре
6 декабря 1941 г. после проведенной в гетто селекции немцы уничтожили большую часть евреев гетто — около 1500 человек — на окраине города, между водохранилищем и ткацкой фабрикой «Днепровская мануфактура» (ныне полотняная фабрика).). Позднее, в феврале 1942 года, при ликвидации гетто немцы убили 300 квалифицированных рабочих и членов их семей, переживших первую операцию по ликвидации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дубровно и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других