Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках. Часть вторая

Маргарита Акулич

Во время Второй мировой войны почти все жители еврейских штетлов погибли. Однако не хотелось бы, чтобы угасла память о них. Поэтому я поискала по интернету и нашла разные фотографии штетлов. Затем я сгруппировала фотографии по темам и сделала своеобразный альбом. Фотографии я покрасила, но, к сожалению, цветные снимки – лишь в электронном варианте предлагаемой книги. В печатном варианте они черно-белые.Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках. Часть вторая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Маргарита Акулич, 2020

ISBN 978-5-0051-1122-7 (т. 2)

ISBN 978-5-0051-0918-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

«В окошке нашем догорает свечка.

И пусть давно всё в запустенье тут.

Мы родом из еврейского местечка

Оттуда наши корни душ растут».

(Автор — Адольф Берлин)

Штетл Лида. Беларусь. Источник: http://lidanews.by/news/grodzenskay-voblastsi-75/14547news.html

Возникновение этно-географического понятия «штетл» (означающего на идише «городок»), произошло в Восточной Европе в пятнадцатом — шестнадцатом столетиях, чтобы исчезнуть к середине двадцатого столетия, оказавшись поглощенным вместе с населявшими его евреями беспощадным Холокостом.

Многие полагают, что данное понятие служило для обозначения небольшого по размерам поселения городского типа, где по численности превалировало еврейское население. Однако в некоторых «штетлах» евреи могли численно преобладать над другими этносами, в других — быть в меньшинстве, но это мало меняло их роль и функции. Кроме того, понятие «штетл» определяет, прежде всего, не население (его количество), не размер территории поселения, а специфический и вовсе уникальный строй, а также особенности проживавших на данной территории представителей еврейства, во многом изолированных от внешнего мира, придерживавшихся своих традиций, а также (безусловно) своих законов. Штетл отличался своей особенной культурой, имеющей огромное значение с точки зрения рассмотрения его как культурного феномена Восточной Европы (и одновременно феномена своеобразной идиш-культуры).

Штетлы нередко связываются со стремлением правителей обеспечения оживления существовавших до их появления принадлежавших литовским аристократам поселениях. В Великом Княжестве Литовском было принято приглашать евреев (даже целые еврейские общины), чтобы они содействовали улучшению экономики в существовавших поселениях. Ведь всем было известно о высокой предприимчивости евреев, их умениях быть прекрасными торговцами, коммерсантами и ремесленниками.

Еврейские поселенцы зачастую являлись прибывшими из крупных западноевропейских общин и больших городов людьми, которые находили в штетлах ощущение большей защищенности от погромов и лучшее применение своим многочисленным умениям и способностям.

Время шло. Многие штетлы оказались в составе России, где чиновниками присваивался статус местечка (по сути, штетла, городка) селам, если в них проходили ярмарки и проживали евреи. В период семнадцатого — восемнадцатого столетий происходило продолжение переселения в них евреев, где уже еврейская община являлась консолидирующим началом, и именно ее значение было определяющим, даже если небольшой городок становился более крупным.

Понятие «штетл» вмещает в себя широчайший пласт богатейшей еврейской культуры. В штетле соблюдались свои традиции, люди придерживались законов ортодоксального иудаизма, законов Галахи, он отличался своим образом жизни, базировавшемся как на традиционных еврейских ценностях (на «идишкайте»), так и на гуманности (на «меншлихкайте»).

Проживание евреев в штетлах продолжалось до Второй мировой войны, во время которой почти все они погибли. Однако не хотелось бы, чтобы угасла память о них. Поэтому я поискала по интернету и нашла разные фотографии штетлов. Затем я сгруппировала фотографии по темам и сделала своеобразный альбом. Фотографии я покрасила, чтобы их оживить. Но, к сожалению, цветные снимки — лишь в электронном варианте предлагаемой книги. В печатном варианте снимки черно-белые.

Представленные в книге снимки — всего лишь малая часть существующих, но они все же дают некоторое представление о существовавших некогда мирах, утраченных еврейских мирах из-за гибели евреев, а также по причине отъезда части из них в другие места и страны.

Вторая часть предлагаемой книги-альбома включает следующие темы:

I Еврейские семьи в штетлах на старинных снимках.

II Еврейские праздники в штетлах на старинных снимках.

III Еврейские свадебные старинные снимки

IV Пуримы, пуримшпили и другие любительские спектакли в штетлах на старинных снимках

V Еврейские дети в штетлах на старинных снимках

VI Еврейское образование в штетлах на старинных снимках

Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках. Часть вторая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я