В предлагаемой книге рассказано об основных понятиях еврейской Каббалы, о ее видах, истории, связи с иудаизмом, традициях и знаниях, о ее изучении, концепциях, об известных каббалистах и их произведениях, о хасидизме, а также о еврейских каббалистических подходах к наукам.Возможно, у Вас, как и у многих людей, смутное представление о еврейской Каббале, но вполне внятное желание узнать о ней побольше. Данная книга поможет прояснить ситуацию. А после вы сами поймете, куда двигаться дальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейская Каббала: базовые знания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
II Традиции и знания каббалы. Каббала нееврейская и Герметическая. главные книги
«К изучению каббалы следует приступать, когда уже изучено тело Торы и душа Талмуда». Источник: https://cosmozz.info/religiya/iudaizm/kabbala/2682-kabbala.html
2.1 Необходимая часть Каббалы — изучение Торы. Резервирование современным еврейским мистицизмом термина «каббала»
Необходимая часть Каббалы — изучение Торы
В соответствии с Зохаром, изучение Торы, основополагающего текста каббалистической мысли, может проходить на 4-х уровнях интерпретации (экзегезы). Данные уровни имеют общее название Pardes (от начальных букв на иврите PRDS, означает «фруктовый сад»). Рассмотрим их:
Пешат или Пшат (в переводе с иврита буквально — «Простой»; это, по сути, прямая интерпретация значения, обеспечивающая понимание текста).
Источник: https://www.sunhome.ru/religion/110665
Ремез (в переводе с иврита буквально — «Намек»; это, по сути, аллегорические значения — через аллюзию).
Дераш, или Дараш, или Драш (в переводе с иврита буквально — «спрашивать» или «искать», «толковать»; мидрашские (раввинские) значения, зачастую объясняемые вкупе с образными сравнениями с подобными словами либо стихами).
Сод (в переводе с иврита буквально — «тайна»; значения внутренние, эзотерические (метафизические), выраженные в каббале).
Резервирование современным еврейским мистицизмом термина «каббала»
Термин «каббала» резервируется современенным академико-историческим исследованием еврейского мистицизма в целях обозначения отличающихся конкретностью особых доктрин, возникших текстуально, причем в полной мере выраженных в период Средневековья, в отличие от более ранних мистических концепций и методов Меркабы.
В соответствии с принятой классификацией, имеющей описательный характер, обе версии каббалистической теории, средневеково-Зохарская и ранняя современная лурианская Каббала вкупе составляют Теософскую традицию в Каббале, в то время как медитативная Каббала включает в себя средневековую традицию.
Традиция третья, связанная с двумя выше обозначенными, но которую в большей мере избегают, имеет отношение к магическим целям практической каббалы.
Книги Каббалы. Источник: https://www.sunhome.ru/religion/112759
Согласно Моше Иделю, к примеру, три рассмотренные ключевые модели, действовавшие и конкурировавшие на протяжении всей истории еврейского мистицизма, можно легко различить по их основному намерению по отношению к Богу.
Теософская или Теософско — Теургическая традиция теоретической каббалы (основное внимание ей уделили Зохар и Лурия) стремится понять и описать божественную сферу, используя творческие и мифические символы психологического опыта человека. Данное рассуждение как интуитивная концептуальная альтернатива еврейской философии, особенно аристотелизму Маймонида, превратилось в центральное течение Каббалы с обычной отсылкой к термину «каббала». Его теософией также подразумевается врожденное, центрально важное теургическое влияние человеческого поведения на искупление либо повреждение духовных сфер, ведь человек представляется божественным микрокосмом, а духовные миры — божественным макрокосмом. В качестве цели традиционной теософской каббалы выступала цель придания всей нормативной еврейской религиозной практике мистического метафизического значения.
Медитативная традиция экстатической Каббалы (на примере работ Авраама Абулафии и Исаака Акра) демонстрирует стремление к достижению мистического единения с Богом, или к достижению единения с Богом медитирующего человека с помощью Активного интеллекта. «Пророческая каббала» Авраама Абулафии была высшим примером этого, хотя и маргинальным в каббалистическом развитии и его альтернативой программе теософской каббалы. Абулафианская медитация построена на философии Маймонида, следование которой представляло рационалистическую угрозу для каббалистов-теософов.
Магико-Талисманская традиция Практической Каббалы (зачастую ее понимание связано с изучением неопубликованных рукописей) отличается попытками изменения как Божественных миров, так и просто Мира с помощью использования практических методов.
В то время как теософские интерпретации поклонения рассматривают его искупительную роль, состоящую в гармонизации действий небесных сил, практическая каббала включает в себя белые магические действия.
Практическая каббала подверглась цензуре каббалистов. Ее применение позволительно только тем, кто полностью чист от намерений, поскольку она относится к низшим царствам, где имеет место смешение чистоты и нечистоты. Следовательно, это сформировало отдельную второстепенную традицию, которую каббалисты в общем-то избегают. Практическая каббала была запрещена Аризалом. Запрет действителен до тех пор, пока Храм в Иерусалиме не восстановят и не будет достигнуто необходимое состояние ритуальной чистоты.
2.2 Передача ранних каббалистических знаний. Прояснение концепций Каббалы
Передача ранних каббалистических знаний
Синедрион в древней Иудее. Источник: https://zen.yandex.ru/media/city/raspiatie-za-oskorblenie-gosudarstva-5c8bd15609148900b5c8df8c
Если обратиться к традиционной вере, можно узнать о передаче ранних каббалистических знаний. Они передавались устами патриархов, пророков и мудрецов («хахамим» на иврите), чтобы в итоге «вплетаться» в еврейские религиозные писания и культуру. В соответствии с данной точкой зрения, ранняя каббала приблизительно в десятом в. до н. э. представляла собой открытое знание, которым оперировали более млн чел. в древнем Израиле.
Из-за иностранных завоеваний еврейское духовное руководство того времени (Синедрион) оказалось вынуждено скрыть знания, сделав их секретными, поскольку были опасения, что они могут оказаться использованными не по назначению в случае попадания их в чужие руки.
Прояснение концепций Каббалы
Divine Emanations — Kabbalah Tree of Life by Chana Zelig (Acrylic Painting) Artful Home. Источники: artfulhome.com и https://www.pinterest.ru/pin/339107046936742970/
Точные концепции каббалы довольно сложно поддаются прояснению. Есть ряд школ мысли с весьма различающимися взглядами, но при этом все они принимаются как правильные.
Современными галахическими авторитетами делались попытки сужения рамок Каббалы и уменьшения ее разнообразия путем ограничения изучения определенными текстами, например, учением Зоара и учением Исаака Лурии, переданным через Хайима бен Джозефа Витала. Однако этого на самом деле мало для ограничения объема понимания и выражения, поскольку в данные работы имело место включение комментариев к сочинениям Абулафа, Сефер Йецира, сочинений Алботонии и Берита Менухаха, известного в качестве избранного каббалиста, который, как описано Гершом Шолемом, сочетал экстатический мистицизм с теософским. По этой причине при обсуждении таких вещей, как сефироты и их взаимодействия, следует помнить, что мы имеем дело с довольно абстрактными концепциями, которые можно понять лишь интуитивно (в лучшем случае).
2.3 Каббала нееврейская. Каббала Герметическая. Лежащие в основе Каббалы главные книги
Каббала нееврейская
Начиная с эпохи Возрождения, тексты еврейской Каббалы вошли в нееврейскую культуру, их изучением и переводами занимались христианские гебраисты и герметические оккультисты.
Развитие синкретических традиций христианской каббалы и герметической каббалы происходило вне зависимости от каббалы иудейской. Знания черпались путем чтения еврейских текстов как средоточия универсалистской древней мудрости, сохранившейся от гностических традиций древности.
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век© Beinecke Rare Book & Manuscript Library Источник: https://arzamas.academy/mag/136-kabbala?
Христианские гебраисты и герметические оккультисты свободно адаптировали еврейские концепции исходя из своего собственного понимания, объединяя их с множеством иных теологий, религиозных традиций и магических описаний. Когда в эпоху разума произошел упадок христианской каббалы, герметическая каббала продолжала оставаться центральной нелегальной традицией в западном эзотеризме.
Благодаря этим нееврейским ассоциациям с магией, алхимией и гаданием, каббала приобрела некоторые популярные оккультные коннотации, фактически запрещенные в иудаизме, где еврейская теургическая практическая каббала являлась традицией второстепенной, ограниченной, разрешенной только для небольшой по численности элиты.
В наши дни многие публикации по каббале принадлежат нееврейскому Новому веку и оккультным традициям каббалы. Они на самом деле не дают ясного и точного представления об иудейской Каббале. Поэтому академические и традиционные еврейские издания активно переводят и публикуют материалы по иудейской Каббале, нацеливаясь на широкий круг читателей.
Каббала Герметическая
Герметическая каббала («получение, учет») представляется: западной эзотерической традицией, не исключающей такие феномены, как оккультизм и мистицизм;
центральной философией и структурой магических обществ, к которым принято причисление Золотой Зари, телемитских орденов, мистико-религиозных обществ (Строители Адитума и Братство Розового Креста).
Возникновение данного вида каббалы, собственно говоря, происходило совместно с христианско-каббалистической вовлеченностью в европейское Возрождение. Получился альянс данной каббалы и каббалы христианской. В итоге появились школы: эзотерически-христианские, нехристианские, антихристианские.
Герметическую каббалу от каббалы еврейской отличает, прежде всего, синкретическая система. Но многие из положений еврейской каббалы каббалой герметической, однако, приняты.
Часть серии по Герметизм. Герметическая каббала. Источник: https://ru.qaz.wiki/wiki/Hermetic_Qabalah
Герметическую каббалу рассматривают в качестве предшественника неоязычников, виккан и движения Нью Эйдж. Она лежит в основе Каббалы Клифотической, изучаемой орденами пути левой руки, такими, как орден Тифонический.
Опорой формирования рассматриваемого вида каббалы являются многие влияния: еврейской каббалы, западной астрологии, алхимии, языческих религий, прежде всего, египетской и греко-римской (термин «герметический», кстати, произошел как раз от последней), неоплатонизма, гностицизма, енохианства, системы ангельской магии Джона Ди и Эдварда Келли, герметизма, тантры и символики Таро.
Лежащие в основе Каббалы главные книги
Лежащие в основе Каббалы главные книги [11]:
Книги Каббалы. Источник: https://www.sunhome.ru/religion/112759
«Книга первая — Йецира (книга Творения). Наиболее древняя книга Каббалы, написанная приблизительно во 2 веке до н. э. Некоторые каббалисты уверены, что ее написал сам праотец Авраам, но официально ее автором считается раввин Аккива, жившим во 2 веке до н. э. Как понятно из самого названия, в книге рассказывается о сотворении мира. В принципе, там затрагиваются и вопросы космологии, и тема структуры Вселенной, рассматриваются некоторые аспекты астрологии и астрономии. Причем на достаточно серьезном уровне. К сожалению, вопрос, откуда иудеи (а, особенно, раввины) во 2 веке до н. э владели такой информацией, до сих пор остается без ответа. И в этом тоже мистика Каббалы.
Книга вторая — Багир (название которой можно перевести, как Яркий Свет). Книга была написана приблизительно в 1176 году. Уже в ней рассматриваются вопросы, которые потом лягут в основу учения книги Зоар: интерпретация букв еврейского алфавита, нумерология, которая и по наши дни остается загадкой для исследователей, поднимается тема перевоплощения (гилгул) и предпринимается первая попытка объяснить причины несправедливости, царящей в этом мире. В принципе, количество тем, которые поднимает книга Багир, огромно. Один только вопрос об имени Бога и 72 комбинациях этого имени заслуживает отдельного и подробного разговора.
Книга Третья — писания Ари. Ари — это имя иудейского философа и раввина, который внес большой вклад в изучение и написание текстов Каббалы. Писания Арии, по сути, состоят из нескольких книг, наиболее часто изучаемой и известной является книга Эц Хаим (Древо Жизни).
Книга четвертая. — знаменитая книга Зоар (Сияние). Это главная книга Каббалы. Она была написана в 1—2 веке до н. э. Авторство книги, чаще всего приписывают Шимону бар Йохаему. Первый же, кто опубликовал Книгу Зоар в 13 веке, был Моше деЛеон. Среди религиоведов существует мнение, что Моше деЛеон сам и написал эту книгу, выдав потом ее за произведение другого человека. Но это всего лишь домыслы, правда имеющие под собой некоторые лингвистические основания.
Чтение книги Зоар можно сравнить с чтением молитв и других священных текстов. Книга Зоар действительно обладает огромной энергетической силой и достаточно интенсивно воздействует на подсознание даже не изучающего, а просто читающего ее человека. В наши дни книга Зоар переведена практически на все языки, но, честно говоря, даже на родном языке читать ее без комментариев достаточно сложно. Самые лучшие комментарии к книге Зоар на русском языке — это комментарии Михаэля Лайтмана, в которых он досконально исследует и анализирует арамейские тексты книги Зоар.
У книги Зоар очень сложная структура, практически, каждая из ее частей является одновременно и законченной книгой, и частью целого учения, которое воистину бесконечно. Вообще, структура книги и содержание книги Зоар требуют отдельного разговора.».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейская Каббала: базовые знания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других