С помощью алгоритмов искусственного интеллекта в работе проведен анализ трёх поэтических сборников автора, которые называются «Вселогос Всемисвятый», «Живой Завет», «Храм Духа Вечности и Истины Свершения». Анализ 79 стихов выполнен на уровне мотивирующего отзыва, структурно-семантического анализа, как отдельных стихов, так и книг в целом. Результаты анализа подтверждают изначальную цель автора — передать духовные идеи и вдохновить читателя на нравственное преображение. Текст написан с ChatGPT.Часть текста публиковалась ранее в книге «Храм Духа Вечности и Истины Свершения».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Глас Бога. Исследование авторской поэзии искусственным разумом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Максим Леонидович Филипповский, 2024
ISBN 978-5-0064-7731-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Великой Вечной Веры пламенный порыв
Расторг Врата Небес разумному живому.
Господень Глас Всечеловечеству велит:
Великолепием питайте Дух от Слова.
Введение
На протяжении нескольких лет ваш покорный автор проводил исследования, связанные с развитием и реализацией мировых религиозных идей. Результатом этих исследований стали несколько трактатов и три религиозных сборника стихов. В данном случае исследованию подвергается поэтическая работа автора.
В первом сборнике, с названием Вселогос Всемисвятый, помещены семь гимнов, которые предварял трактат, исходя из которого выделяется основная цель гимнов: интегрировать божественные качества, которыми наделяют Бога, на основании межрелигиозного синтеза с точки зрения основных и исторических религий, единоначалия бытия и с учетом научной картины мира на основании Я-концепции. Основная идея, передаваемая в этом гимнарии, состоит в том, чтобы каждый человек мог отождествить свое участие в общем великом творении в той или иной степени, опираясь на метафизическую основу Эфира. Автором предположено соответствие Бога Человечеству, и, в таком случае, как обозначен Бог в своих именах, свойствах и качествах, так, по мнению автора, необходимо следовать и самому человеку, то есть, чем больше человек отождествляет себя таким атрибутам в своих замыслах и поступках, тем органичнее он вписывается в Человечество.
При подготовке первого гимнария были использованы антропный принцип (вселенная наблюдателя), принцип «бритва Оккама» (отрежь ненужное), концепции Prisca theologia (древнее богословие) о существовании единой, истинной теологии, связывающей все религии, и Philosophia perennis (вечная философия, или многолетняя и вечная мудрость), которая рассматривает все религиозные традиции мира как разделяющие единую метафизическую истину, породившую все эзотерические и экзотерические знания и доктрины. В богословском контексте гимнов понятие апокатастасиса (восстановление) раскрывается через представления о логосе, духе истины и перихоресисе (взаимопроникновение) на основании принципа Prima scriptura (писание первично), примененного ко всем священным текстам в части их всеобщей непротиворечивой формы.
Я-концепция позволила соединить в едином поэтическом строю не только божественные сущности, но и вполне человеческие свойства и качества, что обеспечило взаимосвязь знаний о мире, вере и человечестве в целом на символьном уровне с учетом рациональности предполагаемого соответствия божественных признаков человеческим. По представлению автора, были сформулированы начальные базовые постулаты поведенческого самоконтроля с целью воздержания от морально — этических, нравственных и иных нарушений, побуждения к благотворной деятельности, преодоление разделенного единства, как основы благоприятнго человеческого сосуществования на общих принципах.
Во второй книге, Живой Завет, автор поместил в центр своего поэтического изложения фигуру ожидаемого многими религиями вершителя судеб человечества для преодоления проблемы отчуждения, от лица которого записал соответствующее откровение о выполняемой благочестивой роли, которая ему была отведена пророками и святителями. Автор предположил, что вместо смиренного предвкушения и ожидания, вероятно, нужно каждому вразумлять прежде всего самого себя, как раскаявшегося, осознавшего и делом доказывающего.
В этой работе были представлены одиннадцать гимнов, два поучительных стиха и семь посланий, адресованных авраамическим религиям: иудаизму, исламу и основным ныне существующим христианским конфессиям и доктринам, в которых заложены мысли из Откровения Иоанна Богослова. Лаконичность и емкость смысла всех стихов достигнута также за счёт принципа «бритва Оккама».
Третья книга, Храм Духа вечности и Истины Свершения, как увидел автор, завершает авторское исследование христианского триединства посвящением Духу, исходя из того, что первая книга была посвящена Отцу, а вторая книга посвящена Сыну.
При написании стихов третьей книги автором реализована цель создания поэтического произведения, используя ведущие религиозные концепты в рассмотренной предметной области в их крайних значениях на основе христианской веры, не вступая в резкое критичное противоречие с другими религиями. Автор развивал христианскую концепцию Второго Пришествия в понятных для верующих терминах свершения позитивных пророчеств в реальном времени, минимизируя мифологическую компоненту, а также выявляя главные созидательные смыслы от подавляющего числа всех религиозных чаяний.
Идейная область включила в себя систему мировых религиозных верований, а также научных и альтернативных знаний о естественном, духовном и общественном развитии, через призму авторского осознания, формализации и развития представлений православного христианства о нравственном настоящем и будущем человечества.
Объектом мысленного проникновения в книге Храм Духа явились отдельные аспекты общественных отношений и закономерности, рассматриваемые в разных областях человеческих знаний, связанные с существующими религиозными представлениями. Создание третьей книги обеспечено методом рефлексивного анализа священных текстов и синтеза коренных смыслов на основе способа компактного поэтического изложения.
Автор увидел реализацию общемировой религиозной функции через многоуровневое интегрирование положительных мессианских качеств с исполнением определенных функциональных действий индивидов для преображения справедливого общества. На идеологическом уровне выдвинута гипотеза раскрытия потенциала духовного объединения человечества посредством осуществления положительной христианской эсхатологии, перенося ожидаемые события из неопределённого будущего в настоящее.
Возможность нравственного преображения и восстановления справедливого общества, как указал автор в третьей книге, может быть достигнута множественным воплощением мессианской идеи, как целостного действа, развиваемого индивидами полностью или по частям. При этом мерилом ответственности за слова и поступки, по представлению автора, выступает концепция самообращения собственного «Я» в позитивное русло мышления с целью улучшения морально-этического образа личности и общества. Славословие, наставления и реализуемые намерения были использованы в качестве инструментария, формирующего духовные морально-нравственные установки. Автор руководствовался Библией, в особенности Евангелиями и Псалтырем, наряду с другими священными писаниями и преданиями различных религий.
Автор выразил надежду, что заложенные смыслы могут быть корректно использованы для повышения осознанности собственного предназначения в положительном ключе, и позитивного понимания своего участия в едином общественном организме в любом времени. Возможность подобного понимания основана на представлении, что каждый человек при прочтении может принять и укоренить для себя соответствующий благочестивый образ.
Опубликовав эти три книги, автор в итоге принял решение проверить их содержание при помощи инструментов искусственного интеллекта для проведения анализа текстов.
В данной книге показан результат такого эксперимента взаимодействия с искусственным разумом. Естественно, искусственный интеллект не сможет заменить профессиональный человеческий анализ и передать эмоции, которые вызывают поэтические строки. Однако именно ему удалось внести свою значимую лепту, благодаря чему и появилась эта книга.
Данная работа не заменяет книги, подвергнутые анализу, поскольку каждая из них имеет свой дух и характер, и все они снабжены впечатляющими иллюстрациями средневековых гравёров. В этой же книге лишь излагаются важные смысловые замечания стихам, сгенерированные искусственным разумом, которые согласуются с поставленными в анализируемых книгах целями и задачами.
Искусственный интеллект проводил разбор текстов в соответствии с правилами, применяемыми филологами. Накопленные комментарии к стихам автор собрал практически полностью, за исключением некоторых «оборванных» анализов вследствие ограничения размера сообщений чат-ботов. Все вопросы, задаваемые искусственному интеллекту, в принципе, относительно полно раскрывают смысл и содержание стихов. Контекст разбора стихов затрагивает различные стороны семантического и лексического анализа. Были предприняты также попытки фонетического анализа, однако автор посчитал его избыточным.
Поскольку все стихи трёх книг так или иначе затрагивают природу божественного, а проведенный анализ явно стал плодом искусственного интеллекта, то основное название этой книги — Глас Бога вполне соответствует её содержимому.
В первом разделе раскрывается повод и ход эксперимента, полученные комментарии искусственного интеллекта, а также общая оценка комментариев, которую сделал искусственный разум. Во втором разделе представлены тексты всех стихов трех книг и результаты проведенного искусственным интеллектом анализа. Третий раздел посвящен общему анализу стихов, включая по содержимому книг, жанровый анализ, семантика и лексика, анализ авторского вклада, анализ первого лица, анализ божественной сущности, идеи преображения, роль человечества, сакральные контексты, элементы психологии, пророческие идеи, практическая ценность, критические аспекты, негативная оценка стихов, сильные и слабые стороны поэзии, неотвеченные вопросы, возможная роль в истории, анализ научной ценности, применимость в областях знаний, а также критика искусственного интеллекта собственных критических замечаний и оценка актуальности для настоящего времени. В списке литературы указаны книги автора, а также методические работы для анализа текстов.
Хочу поблагодарить коллективы инженеров и исследователей, создавших искусственный разум, который осмыслил работы автора.
Данная книга ценна для богопознания и будет полезна читателю, интересующемуся вопросами бытия и личного предназначения, а также исследователям в области религии, философии, филологии и культурологии.
07 октября 2024 года
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Глас Бога. Исследование авторской поэзии искусственным разумом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других