Приглашаю вас пройти мини-курс, где я рассмотрел психологическую сторону выбора любимого дела при помощи навыков естественного самопознания. Вы научитесь проявлять любопытство, приближаться к интересному и пробовать, распознавать свои чувства в процессе дела, выбирать на основании ощущений лучшее для себя. Курс дополняет книгу «Современная профориентация: как искать дело жизни».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выбрать любимое дело естественно? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Навыки замечать интерес, проявлять любопытство и поисковую активность
Первая возрастная программа длится от рождения до года. Вторая от года до трех лет. Они очень важны для развития психики, но для наших целей их нет смысла рассматривать подробно. В это время ребенок развивается по большей части физиологически, осваивает пищеварение, движения, восприятие. Общение с родителями только телесное и эмоциональное, необходимо для формирования базового доверия к миру. Потом ребенок развивается психически через обучение действиям с предметами и усваивает их назначение.
На самоопределение влияет третий этап, который проходит в дошкольном возрасте 3—7 лет. В три года происходит кризис, который сопровождается негативизмом, упрямством, обесцениванием всего, что раньше было важно. Так ребенок отстаивает свою автономию от родителей. Самое главное новообразование возраста — самостоятельность. Ребенку хочется все решать и делать самому, но он не учитывает ограничения своих способностей и возможностей.
В это время ребенок обладает базовой уверенностью в себе и не сомневается, что сможет стать кем угодно и способен сделать все, что захочет. Его самооценка очень высока, что помогает осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха учиться новому.
Дошкольное детство — это отрезок времени, когда ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Из этого противоречия рождается детские игры, моделирующие жизнь взрослых.
Возраст 3—7 лет, это время, когда вы наблюдали за взрослыми и подражали им. Вы были любопытны и старались узнать как можно больше. Вы внимательно наблюдали за всем, что происходит и постоянно расширяли кругозор в пределах детских возможностей.
Вы видели много интересного. Мама готовит еду. Папа сидит за компьютером. Дедушка читает газету. По дороге едет грузовик. Тетя ведет трамвай. Вы видели людей в униформе — полицейских, военных, врачей. Из увиденного что-то впечатляло меньше, что-то больше. Вам хотелось примерить роли, которые производили впечатление. И вы научились воспроизводить их в игре, а потом погрузили игру в воображение. С развитием фантазии вы смогли примерять на себя любые образы.
В этих играх уже начали проявляться ваши склонности, настоящие интересы. Это были первые пробы всего подряд. Вы постоянно искали ответ на вопрос — что я могу? При этому условный ответ всегда был — могу все!
Если вы родились в нулевых, то научились пользоваться интернетом с самого детства. В мультфильмах и простых компьютерных играх вы тоже видели привлекательные роли и примеряли их на себя. Вас водили на кружки, где вы наблюдали и пробовали себя в различных занятиях.
Первые непроизвольные выборы возникают под действием ярких переживаний. Пусть не очень явно, но уже возможно обнаружить свои склонности. Поэтому часто в качестве упражнения для профориентации предлагают вспомнить любимые игры детства.
Через впечатлительность выбирают не только в детстве, но и всю дальнейшую жизнь. Человек, как магнит, тянется к тому, что ему по душе, без каких-либо вспомогательных средств. Но чтобы притянуло, нужно оказаться рядом. А для этого нужно знать, что интересующее вас занятие существует.
Таким образом, в этом периоде развития формируются навыки:
— замечать свой интерес
— проявлять любопытство
— поисковая активность
Непрерывное расширение кругозора, наблюдение за другими и желание попробовать — это база для самоопределения, которая закладывается в первом детстве.
Человек сохранивший любопытство и уверенность в своем праве пробовать, благодаря непрерывности поиска, на следующих возрастных этапах найдет то, что ему интересно.
Повторю главный смысл этого жизненного этапа. Чтобы найти то, что вас заинтересует, нужно знать о его существовании. До семи лет формировалась ваша любознательность, которая в норме не исчезает и в зрелом возрасте. Чем шире осведомленность о том, чем занимаются люди в мире, тем больше выбор.
Теперь займемся развитием перечисленных навыков.
Упражнение 1
Проанализируйте свои интересы на момент прохождения курса. Ответьте письменно на каждый из вопросов о ваших увлечениях. Старайтесь писать первое, что приходит в голову. Не думайте, что обязаны связать с этим свою жизнь. Это всего лишь список того, что непроизвольно притягивает ваш взгляд. Запишите все интересы, даже если это просто развлечение, если считаете дело несолидным и несерьезным, если убеждены, что родственники или друзья не одобряют это.
— Чем вы интересуетесь сегодня?
— О чем вы часто читаете?
— Какие заголовки привлекают внимание?
— Какие видеоролики смотрите?
— За какими людьми наблюдаете?
— Что вызывает у вас эмоции — возмущение, возбуждение, радость, злость. К каким темам вы не равнодушны?
— Чем занимаются люди, которыми вы восхищаетесь?
— Представителей каких видов деятельности на ваш взгляд уважают люди?
Через несколько дней снова перечитайте и проанализируйте свои ответы. Какие темы часто встречаются? Что общего у этих увлечений? Какими словами обобщенно называется тема ваших интересов?
Упражнение 2
Если вы вдруг обнаружили, что не любопытны и ничем не интересуетесь, подумайте, с чем это связано? Возможно, у вас действительно не закрепился этот опыт в детстве из-за постоянных ограничений со стороны взрослых. Может быть, в жизни вы полагались только на чужое мнение и интересовались тем же, чем и все остальные. Возможно, приняли как должное, что интерес в жизни встретится сам по себе, без вашего активного участия. Любопытство можно развивать.
В течение двух недель ведите дневник самонаблюдения. Каждый день перед сном отвечайте на вопросы:
— Что сегодня привлекло мое внимание?
— Что мне захотелось узнать подробнее?
— О каких вопросах я сегодня думал, рассуждал?
Упражнение 3
Возможно, вам в голову лезут сомнения — «что толку знать о разных занятиях, если я все равно ничего не смогу». Это негативные установки, которая были внедрены в ваше сознание с воспитанием. Осознайте, что это инородное, чуждое, а не правда вашей жизни. Любознательность не обязывает вас заниматься всем, о чем вы узнаете. Не нужно глушить ее только из опасения, что встретитесь с чем-то, что не можете себе позволить. Пока рано об этом думать.
Замечайте искры пробудившегося интереса каждый день. Они ощущаются как прилив энергии, непроизвольное включение внимания. При этом освободитесь от мнений на счет предметов, явлений, вещей, которые притягивают ваш взгляд. У взрослых людей оценка возникает мгновенно и, как правило, гасит интерес. Если заметили, что обесцениваете что-то, спросите себя «Действительно ли все так, как я думаю? Почему я так считаю?».
Расширение кругозора — это первый необходимый этап самоопределения. Интересуйтесь окружающим миром, узнавайте, чем занимаются люди, как они зарабатывают. Будьте просто наблюдателем, а не оценщиком. Не сравнивайте себя с другими и не расстраивайтесь, когда узнаете, что кто-то уже добился высот в своем деле. Не отметайте заинтересовавшую область только потому, что сейчас вы ничего не смыслите в ней и она вам кажется трудной. Постарайтесь восстановить мировосприятие ребенка, которые знает, что ему все по плечу, а значит можно представить себя кем угодно. Это действительно так.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выбрать любимое дело естественно? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других