Провидец предрекает нищему художнику, великое будущее. Художник способен основать новое направление в живописи, в своих картинах человек создает призму сквозь которую люди видят мир в полном его великолепии, без налета фальши и обмана. На пути естественного проведения встает барьер в виде огромного лотерейного выигрыша. По какому пути пойдет мир искусства, откажется ли нищий художник от баснословных денег для осуществления предначертания? Все это можно будет узнать, в рассказе «Роковой Джекпот»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роковой джекпот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Мужчина средних лет, спортивного телосложения, по очереди обнял стоящих рядом товарищей и, улыбнувшись, сказал:
— Ну все братва, свобода…
Седой горбун, докуривая сигарету, хрипло спросил:
— Обратно-то когда?
Мужчина внимательно посмотрел в глаза горбуну и уверенно ответил:
— Нет, Бурый, на меня не рассчитывай, я здесь случайный гость, так что я не в теме.
Горбун, затушив окурок о подошву, тяжело вздохнул и тихо произнес:
— Хороший ты парень, Художник, хоть и чернушник. Если на воле что-то понадобится, черкни моим, они помогут.
Мужчина, прищурив глаза, ответил:
— Благодарю. Думаю, не понадобится мне помощь. Недельку отдохну, потом буду искать работу.
Горбун улыбнулся и уверенно сказал:
— Руки у тебя золотые, ты действительно художник от Бога. Жаль, что так скоро отчаливаешь. Работу на воле ты, конечно, себе найдешь, только запомни мои слова: общество всегда пытается уничтожить тех, кто чего-то стоит, так что рви зубами, волком вой, но не дай поработить себя.
Художник быстро отреагировал:
— Свобода, она в голове и в сердце. Иной и в одиночке свободен, как птица в полете, а другой на воле в роскоши, как в кандалах. Так что, Бурый, не в огорчение тебе будет сказано, работа — это естественный и постоянный способ безбедного существования, а воровство — это альтернативный и очень короткий способ того же безбедного существования.
Горбун смял сигаретный фильтр и недовольно проговорил:
— Я тебе так скажу. Будь я правителем, сажал бы не тех, кто из магазина еду крадет, а тех, кто вынуждает людей этим заниматься. Посему ты свою философию оставь для молодняка, меня учить поздно, я сам кого хочешь научу.
Художник громко спросил:
— Чему научишь? Как из магазина булки красть? Или как оставаться свободным человеком?
Горбун усмехнулся и спокойно ответил:
— В нашем обществе это одно и то же.
Художник, жестикулируя, начал говорить:
— Не одно и то же, нет! И поверь мне, я через пару лет стану состоятельным человеком, не воруя и не обманывая людей, а благодаря собственному трудолюбию!
Горбун кивнул и тихо сказал:
— Я к тому времени откинусь, вот и поглядим на твое состояние.
Стоявшие все это время в стороне несколько парней загоготали, а один крикнул писклявым голосом:
— Художник, ты слишком-то не богатей! А то мы откинемся, ограбим тебя, и опять нас закроют не за что.
Художник рассмеялся, махнул рукой и, сцепив ладони над головой, громко ответил:
— Лады, братки, бывайте. Даст Бог — свидимся на воле.
Раздался скрежет. Охранник отпер тяжелую железную дверь и сказал:
— Художник, не много ли барахла с собой взял?
Бывший заключенный спокойно повернулся и, снимая рюкзак, ответил:
— Да ты что, сержант, здесь же только игрушки для сына.
Сержант, подталкивая его в спину, весело проговорил:
— Да шучу я, все в порядке. На проходной можешь вещи не показывать, я договорился. Что-то не видно, чтобы тебя кто-то встречал, ты ж вроде человек уважаемый, сам Бурый тебя провожал.
Художник, пожимая плечами, пояснил:
— Я никому об освобождении не сообщал, хочу сюрприз жене сделать.
Сержант с недоверием посмотрел на Художника и с уверенностью в голосе сказал:
— Зря, обычно такие сюрпризы добром не кончаются.
Художник снова пожал плечами.
— Я все понимаю, но иначе не могу. Тем более что мне тут не далеко совсем, пару дней на поезде — и столица.
Сержант кивнул.
— Ну, счастливо тебе. Надеюсь, больше не свидимся.
Высокая железная дверь открылась, Художник сделал несколько шагов, закрыл глаза и, вдохнув полной грудью, тихо прошептал:
— Здравствуй, свободное общество. Вот и вернулся к тебе твой блудный сын.
Сержант закрыл дверь и через небольшое окошечко проводил взглядом удаляющегося от тюрьмы недавнего заключенного. К нему подошел полковник и, поправив портупею, задумчиво произнес:
— Ну что, откомандировал Художника?
Сержант быстро повернулся, выпрямился и с готовностью ответил:
— Так точно, товарищ полковник.
Начальник уставился в окошечко и сказал:
— Интересный персонаж этот Художник. Отсидел всего ничего, а столько шума наделал.
Сержант кивнул и проговорил:
— Так точно, очень интересная личность.
Полковник повернулся к сержанту, усмехнулся и с уверенностью в голосе сказал:
— Правильно заметил, личность! В его руках такие шедевры рождались, что даже для меня это было удивительно. За три дня бильярдный стол вырезал так, что никто и поверить не мог, что это работа отечественного мастера. А какие шкафы делал — музеи бы позавидовали! Когда Бурый ему свою мать описал, Художник ее на холсте так нарисовал, что горбун, увидав портрет, сам попросился в одиночку, чтобы выплакаться.
Сержант, улыбнувшись, спросил:
— Вроде говорят, его по ошибке закрыли?
Полковник, не отводя взгляда от окошечка, усмехнулся и ответил:
— В нашей стране, никого просто так не закрывают, иначе где бы мы сейчас с тобой были. А сел он, действительно, по глупости. Имел фирму, работал в строительстве, взял подряд, заказчики кинули его, вот и стал он козлом отпущения.
Сержант тяжело вздохнул.
— Да… Жаль мужика.
Полковник опять усмехнулся и продолжил:
— Знаешь, есть такая давняя, но поучительная история. Русский генерал Скобелев после многолетних попыток овладел крепостью Геок-Тепе. Плененный хан долго скорбел о пяти погибших. Генерал в недоумении задал вопрос: «Отчего же ты скорбишь только о пяти погибших? Ведь мы убили более десяти тысяч твоих собратьев?» На что хан, не задумываясь, ответил: «Те десять тысяч, вместо убитых, наши женщины смогут нарожать очень быстро, а те, о которых скорблю я, рождаются раз в тысячу лет».
Сержант пожал плечами и спросил:
— А это вы к чему, товарищ полковник?
Начальник посмотрел на своего подчиненного и ответил:
— Да все к тому же. Такие, как этот Художник, рождаются нечасто. — Он тяжело вздохнул и многозначительно продолжил: — Нет, не уголовников должно опасаться общество, и даже не нас с тобой, общество должно бояться таких, как этот Художник.
Сержант, широко раскрыв глаза, спросил:
— Но почему?
Полковник слегка похлопал его по плечу и повторил два раза:
— Подрастешь, поймешь… Подрастешь, поймешь.
На следующий день бывший заключенный ехал в плацкартном вагоне. На одной из остановок в поезд вошла женщина с мальчиком лет шести. Она, улыбнувшись, села напротив Художника, устроила рядом с собой сына, поставила у ног сумку и громко спросила:
— Женя, ты кушать хочешь?
Ребенок, насупившись, ответил:
— Я пить хочу!
Мать, порывшись в сумке, сказала:
— Женечка, я воду забыла купить.
Художник достал из рюкзака закрытую бутылку воды и, улыбнувшись, передал ее женщине со словами:
— Возьмите, я купил про запас две бутылки.
Женщина, широко раскрыв глаза, спросила:
— Ой, спасибо большое, сколько я вам должна?
Художник снова улыбнулся и ответил:
— Денег не надо, у меня у самого сын такого же возраста.
Он достал из рюкзака деревянного гнома и протянул его мальчику.
— Держи, тезка, подарок.
Мать открыла бутылку, напоила ребенка, сама сделала большой глоток воды и проговорила:
— Видишь, Женя, какой замечательный дядя нам в попутчики достался. — Она взяла у сына гнома и внимательно рассмотрела игрушку. — Красота какая, а где сделано, не написано.
Художник пояснил:
— Отечественного производства вещь, из разных отходов.
Женщина продолжила:
— Научились делать, а то один Китай кругом. Я на рынке торгую, вы черкните адресок производителя, может, свяжусь с ними.
Художник усмехнулся.
— Делают такие вещи в местах не столь отдаленных. Я сам вчера только освободился, вот у меня этого добра за два года и набралось.
Женщина помолчала. Затем уставилась на мужчину и громко спросила:
— Так ты уголовник, что ли? А по виду и не скажешь… Так, Женя, верни дяде его подарочек, и пойдем отсюда.
Она схватила левой рукой сумку, правой — ладошку ребенка и направилась в конец вагона.
Художник с обидой в голосе сказал ей вслед:
— Да что вы, в самом деле, я же от чистого сердца.
Ровно через сутки Художник, окрыленный свободой, вошел в родной подъезд. Он поднялся на второй этаж и, предвкушая долгожданную и радостную встречу, на несколько секунд задержал дыхание. Затем позвонил в дверь.
Ему открыла взъерошенная женщина и застыла на пороге.
Художник, улыбнувшись, произнес:
— Здравствуй, Надежда.
Та, приоткрыв рот, ответила:
— Здравствуй, Женя.
Художник сделал шаг вперед и попытался обнять жену, но она выставила перед грудью ладони и несмело сказала:
— Женя, пока тебя не было, многое изменилось.
Из-за ее спины показался тощий мужчина в трусах и майке, на его носу криво сидели очки. Художник опустил голову, грустно усмехнулся и тихо произнес:
— Ах вот оно что. Как же ты так? Я вроде развода тебе не давал.
Тощий мужик поинтересовался:
— Надежда, кто это такой?
Женщина, отодвигаясь от двери, уверенно ответила:
— Муж мой. Бывший.
Художник, проходя в квартиру, огляделся, снял куртку и, не обращая внимание на мужика, спокойно спросил:
— А Сашка где?
Надежда ответила:
— Спит Сашка.
Мужик в очках, протягивая руку Художнику, произнес:
— Разрешите представиться, я Игорь, новый муж вашей бывшей жены.
Художник строго посмотрел на него и сказал:
— Вот ты сейчас уйди. Не доводи до греха. И штаны надень, Ромео.
Мужик отскочил от Художника, а Надежда громко крикнула:
— А ты не угрожай, морда каторжанская! Я тебя годами ждать не подряжалась, явился как солнце ясное и думает, ему тут поклоны будут отбивать. И если хочешь знать, ты здесь уже год как не прописан.
Художник поморщился, сглотнул и спокойно спросил:
— Машина моя где?
Надежда, всплеснув руками, ответила:
— Нету машины, продала я ее, мне ребенка нужно было кормить!
— А где мои холсты, картины, мольберт?
— Мольберт твой в подвале, а картины я тоже продала, нашелся покупатель, все оптом и взял.
Художник, сжав зубы, прошел в спальню.
— Какое ты имела право продавать мои картины?
Надежда махнула на него рукой.
— Да кому они нужны, твои картины? Каждый кто их видел, думал, что это на принтере отпечатанные фотографии.
Вдруг из комнаты выглянул ребенок лет пяти. Мальчик подбежал к Надежде и спросил:
— Мама, у нас гости? А кто этот дядя?
Художник вздохнул, нагнулся и протянул руки к ребенку.
— Сашенька, сынок, иди к папе.
Мальчик удивленно посмотрел на Надежду и спросил:
— Мама, кто это?
Женщина посмотрела на Художника, а потом на сына.
— Сашенька, твой настоящий папа — это он, а дядя Игорь — твой отчим.
Ребенок несмело подошел к Художнику, тот взял его на руки и громко сказал:
— Саша, ты что, меня совсем забыл? Я твой отец! А помнишь, как мы катались с тобой на каруселях?
Мальчик удивленно посмотрел на отца.
— Нет, не помню. Это, наверно, было очень давно.
Художник покачал головой и с грустью подтвердил:
— Да, давно, в прошлой счастливой жизни. — Он усадил ребенка в кресло. — Посмотри, Саша, что тебе папа привез.
Он открыл рюкзак и высыпал на пол целую кучу деревянных поделок. Мальчик слез с кресла и, широко раскрыв глаза, начал разглядывать фигурки. Из комнаты показался мужик в штанах. Он уселся на пол около игрушек и, взяв одну из них в руку, неуверенно спросил:
— Это вы их на станке с ЧПУ вырезали?
Художник с отвращением повторил два раза:
— С ЧПУ… С ЧПУ.
Очкарик продолжил:
— Удивительно, но они все разные. Откуда в тюрьме столько матриц для станков с ЧПУ?
Художник крепко обнял сына и сказал ему на ухо:
— Подожди немного, сынок, я обязательно вернусь за тобой. — Он посмотрел на Надежду, которая стояла, облокотившись о дверной косяк. — Дай ключи от подвала, я заберу мольберт.
Та нехотя сняла ключи с крючка.
— Дам, если подпишешь бумаги о разводе.
Художник кивнул и спокойно произнес:
— Конечно. Где бумаги?
Надежда со своим новым мужем засуетились, и через минуту на столе лежали бумаги. Художник не глядя все подписал, бросил ручку на стол и, взяв ключи у бывшей жены, проговорил:
— Гнилая ты, Надежда, как оказалось. А я ведь тебе ни разу не изменил.
Он уверенно направился в подвал. Там, при тусклом свете, он разгреб ненужный хлам, достал свой мольберт и, нежно стряхивая с него пыль, тихо сказал:
— Ну здравствуй, дружище.
В дверном проеме показалась неприятная физиономия нового мужа Надежды. Художник отвернулся и молча продолжил протирать мольберт. Очкарик несмело произнес:
— Здравствуйте еще раз. Мне жаль, что наше знакомство состоялось в такой неприятной обстановке. Признаться, я очень боялся вашего возвращения из тюрьмы, но сейчас вижу, что вы вполне адекватный человек. Именно поэтому я хочу сделать вам предложение.
Художник усмехнулся и мотнул головой. Очкарик продолжил:
— Понимаете, Евгений, у меня есть небольшая антикварная лавка в центре города. Используя ваш талант, мы с вами могли бы неплохо заработать. Я помог Надежде продать все ваши картины. Собственно, так мы и познакомились.
Художник молча повесил мольберт на плечо. Очкарик зашел внутрь и продолжил:
— Поймите меня правильно. Я профессиональный оценщик старинных вещей, мебели и предметов искусства. С вашим талантом и моими оценочными печатями мы можем заработать на безбедное существование.
Художник откинул потертый палас и опять принялся рыться в старом хламе. Очкарик уверенно сказал:
— Да, кстати, я внимательно изучил ваши картины и как специалист скажу вам одно: на сегодняшний день людей совершенно не интересует пейзажный реализм, сейчас в моде абстракция, фантастические сюжеты, мистика.
Художник тяжело вздохнул и посмотрел на очкарика. Тот со знанием дела продолжил:
— Если вы ищете свои холсты, то их тут нет, я их отнес к себе в магазин.
Художник схватил его за воротник рубашки и сказал:
— Слушай меня внимательно, специалист, не все в этом мире продается и покупается.
Потом вложил ключи в нагрудный карман рубашки нового мужа Надежды и направился к выходу. Тот крикнул вслед:
— Ну кому ты будешь нужен со своей судимостью, постоянную работу тебе все равно никто не даст!
Выйдя из подъезда, Художник огляделся и пошел по улице в сторону станции. Вдруг он услышал знакомый голос:
— Кого я вижу? Дружище, неужели освободился?
Обернувшись, он увидел местного баламута и выпивоху Василия. Тот радостно подбежал к нему и, протягивая руку, спросил:
— Ну что, родной, со свиданьицем. Ты вчистую или на побывку?
Художник, пожимая руку знакомому, спокойно ответил:
— Вчистую.
Василий, заключая его в объятия, театрально произнес:
— Такое дело надо отметить, а то не ровен час, опять закроют.
Художник поплевал через левое плечо и с улыбкой ответил:
— Типун тебе на язык, балабол. А ты так на работу и не устроился?
Василий, почесав кадык, уверенно ответил:
— А зачем? Мать повышенную пенсию получает, я пособие по инвалидности, да и люди помогают, кто чем может. Так и живу…
Через полчаса приятели сидели в местной пивной. Василий, сделав большой глоток из кружки, заговорил:
— Знаю я о твоем горе. Надька-то на суд даже не пришла. А года полтора назад к ней мужики стали в квартиру заглядывать. Сначала военный ходил, потом она этого очкастого нашла, он вроде как коммерцией промышляет. Все машину твою обхаживал, потом продал и другую купил, чтобы ты права свои не предъявлял.
Художник устало посмотрел на Василия и попросил:
— Слушай, Васька, давай о чем-нибудь другом поговорим?
Приятель посмотрел на него трагическим взглядом.
— Заниматься-то чем теперь думаешь?
Художник почесал в затылке.
— Не знаю пока, с моими штампами на нормальную работу меня не возьмут.
Василий выставил руки ладонями вверх.
— А зачем тебе работа? Выйди в центр и рисуй портреты, завтра как раз суббота, народу будет тьма.
Художник помотал головой.
— Да неудобно как-то. Меня же многие знают.
Василий допил очередную кружку.
— Ну и хорошо, что знают, значит, заказов больше будет. Переночуешь у меня, а утром вместе пойдем в центр, я буду народ созывать, а ты рисовать. Заработаем денег, вечером опять в кабак.
Ближе к вечеру приятели, шатаясь, вошли в квартиру. Старушка, увидев пьяного Василия, схватилась за голову и запричитала:
— Ты опять напился, сынок? Когда же ты за ум возьмешься? Тебе уже пятый десяток, а ты все дембель никак отгулять не можешь.
Василий ответил:
— Не переживай, мать, я нашел работу. Вот мой новый начальник.
Художник, переступая порог, тихо произнес:
— Здравствуйте, тетя Нина. Не узнали? Я сосед ваш, Евгений.
Старушка, хлопнув в ладоши, проговорила:
— Батюшки, Женя, ты? Так тебя же, вроде, того… посадили…
Художник пожал плечами.
— Я освободился два дня назад. Теперь вот буду новую жизнь устраивать.
Старушка кивнула головой.
— Ну, успехов, Женечка. Я постелю тебе в зале, на диване.
Утром, в восемь часов, Художник умылся, осторожно прошел в спальню и, толкнув в плечо сопящего Василия, тихо сказал:
— Васька, вставай, на работу пора.
Тот приоткрыл глаза и спросил сонным голосом:
— Женя, ты чего это?
Художник шепотом ответил:
— Договорились же вчера, что в центр пойдем. Я рисовать буду, а ты народ зазывать?
Василий замахал руками.
— Так рано еще, народ только после обеда начнет собираться. Ты иди, место пока выбери ходовое, а я к полудню подойду. Да купи бутылку пива, я с утра без него не могу.
— Хорошо, — согласился Художник. — Слушай, Васька, у меня сим-карту на мобильном отключили. У тебя есть ненужная карта?
Василий привстал с кровати и негромко сказал:
— Да, есть, на полке лежит. Можешь забрать себе.
Художник вставил симку в телефон, собрал вещи и покинул квартиру. Через двадцать минут он подошел к центральной площади, разложил мольберт и принялся рисовать.
Люди, проходящие мимо, с интересом вглядывались в холст, на котором, как по волшебству, появлялся рисунок, в точности повторяющий городской пейзаж. Трое молодых людей, девушка и двое парней, с большими сумками, закрыли Художнику панораму. Один из них вышел вперед и недовольно произнес:
— Это наше место.
Художник удивленно посмотрел на молодых людей и спокойно ответил:
— Я могу подвинуться.
Девушка, обращаясь к своим товарищам, звонко сказала:
— Ребят, он нам не конкурент. Пусть рисует, а мы будем петь, так мы сможем привлечь больше народа.
Один из парней, вытаскивая гитару из чехла, возразил:
— Мы вообще-то за это место платим.
Девушка весело парировала:
— Ну вот и прекрасно, поделим нашу арендную плату с этим замечательным пейзажистом. — Она посмотрела на художника. — Надеюсь, вы не против?
Художник пожал плечами.
— Нет, конечно, только я еще ничего не заработал. А платить кому? В городскую администрацию через банк?
Девушка махнула рукой.
— Мы вам все покажем и расскажем. А теперь за работу.
Достав инструменты и выставив колонку, уличные музыканты начали играть, а девушка взяла в руки микрофон и затянула песню.
День и ночь, морганье небесных глаз.
Кто-то наверху пишет свой рассказ.
Суета сует, не поймешь сюжет.
Только автор знает на все ответ.
Неустанно пишет его рука,
Шелестят страницы, бегут года.
Персонаж — подобие своего творца,
Есть начало мысли, но нет конца.
Переплет один, разная судьба,
Сын главу продолжит деда и отца.
И, вступая в роль, под священный гимн,
Новый персонаж прокричит «аминь».
Кто герой — неважно, нищий иль король,
Автор с ним идет сквозь печаль и боль,
Защитит всегда от невзгод и бед,
Впишет смысл пером в непростой сюжет.
Станет он щитом, станет он мечом,
Путь с небес укажет своим перстом,
От невзгод укроет путника плащом
И в развязке жизни наградит венцом.
Смысл рассказа мудрость хранит в себе,
И услышит автор стих в людской мольбе,
Ниспошлет с небес свой органный гимн
И прошепчет тихо в конце «аминь».
День и ночь, морганье небесных глаз.
Кто-то наверху пишет свой рассказ.
Суета сует, не поймешь сюжет.
Только автор знает на все ответ.
Через несколько часов Художник сидел со своими новыми знакомыми за пластиковым столиком и ел пиццу. Девушка, держа в руке аппетитный кусок, протерла салфеткой рот и сказала:
— Слушай, Художник, а у тебя неплохо получается портреты рисовать. Ты за полдня получил столько, сколько мы за три дня не зарабатываем. Ты только по выходным пишешь? Какая у тебя основная работа?
Художник, пожав плечами, ответил:
— Я третий день как освободился из мест заключения. До этого работал строителем, брал крупные подряды, строил, сдавал, все как обычно.
Молодые люди переглянулись, а гитарист доброжелательно сказал:
— Да вы вроде не похожи на уголовника и рисуете хорошо.
Художник кивнул и продолжил:
— Я сначала в художественной школе учился, потом в художественном училище, архитектурном институте. Все шло по нарастающей, но в какой-то момент жизнь дала трещину.
Девушка спросила:
— А почему бы вам не попробовать себя в качестве тату-мастера?
Художник ответил:
— Татуировки бить у меня хорошо получается, но все же это не мое, я люблю писать маслом, лепить с натуры, резать по дереву.
Скрипач широко улыбнулся и сказал:
— Ого, сколько у вас талантов! В этой жизни вы точно не пропадете.
Вдруг к ним подошли двое полицейских и тоном надзирателей спросили:
— Ну что, граждане фигляры, опять нарушаем общественный порядок?
Девушка быстро встала с места и протянула деньги одному из стражей порядка. Тот пересчитал сумму и указал пальцем на Художника.
— А этот что, платить не будет?
Молодая певица заискивающе произнесла:
— Он первый день сегодня, еще ничего не знает. Мы дали ему часть своей площадки.
Полицейский поправил ремень.
— Кому и что давать, решаю я.
Художник встал и спокойно спросил:
— Начальник, не много ли власти на себя берешь?
Тот внимательно посмотрел на мужчину.
— В самый раз. А ты, я смотрю, разговорчивый слишком. Ну-ка покажи свои документы.
Через час Художник сидел в местном отделении полиции. Майор, сняв фуражку, сел напротив Художника, внимательно посмотрел на него и уверенно начал говорить:
— Ну что же вы, Евгений Богданович Писарев, не успели освободиться из мест заключения и опять нарушаете правила общественного порядка?
Художник потер лоб и ответил:
— Я ничего не нарушал, гражданин майор, я всего лишь рисовал людей.
Майор улыбнулся.
— Ну как же не нарушали? А занятие несогласованной коммерческой деятельностью? А неподчинение властям?
Художник уставился на майора.
— Послушай, рисовать людей не возбраняется.
Тот театрально засмеялся.
— Хочешь рисовать — иди на пустырь и рисуй, а здесь наша территория, и любой, кто занимается коммерческой деятельностью на нашем участке, обязан платить.
Художник скривился.
— Послушай, майор, тебе самому не стыдно? Ты представитель власти, ты должен закон блюсти, а ты вместо того, чтобы следить за правопорядком, занимаешься отъемом средств у граждан, которых должен защищать.
Полицейский встал и начал громко говорить:
— Ну ты, морда каторжанская! Мир поделен на волков и овец, а все остальное — это лирика.
Художник грустно усмехнулся.
— А если я не хочу быть ни тем, ни другим?
Майор с неприязнью посмотрел на него.
— А ты ни тем, ни другим и не являешься. Такие, как ты, — это социальный мусор, от которого мы и пытаемся оградить общество, состоящее из волков и овец.
Художник сглотнул и со злостью посмотрел на полицейского. Тот, сжимая ручку в кулаке, продолжил:
— Что смотришь, как хрен на бритву? Мольберт мы твой конфискуем. А тебе скажу так: еще раз увижу на площади, укатаю по полной программе. Теперь встал и пошел вон.
Выходя из здания полиции, Художник увидел группу музыкантов. Они радостно поспешили к нему навстречу со словами:
— Как хорошо, что вас отпустили так быстро, а то мы думали, вас задержат как минимум на три дня.
Мужчина помотал головой и сказал:
— Эти скоты мольберт мой забрали, а я с ним с четырнадцати лет не расставался.
Девушка проговорила:
— Да вы тоже хороши, зачем стали задираться? Они тут власть, с ними спорить бесполезно.
Художник сплюнул на землю.
— Да какая же это власть? Бандиты в форме.
Девушка тихо воскликнула:
— Ну, знаете! Все платят, иначе никак!
Художник посмотрел на нее в упор.
— Я не собираюсь платить бандитам, пусть даже в форме.
Певица взглянула на своих товарищей.
— Ладно, ребята, отдайте ему рюкзак и деньги. А нам пора идти, у нас еще много работы.
Гитарист выполнил просьбу своей подруги, а Художник, как бы прощаясь, поднял руку и сказал:
— Спасибо вам, что подождали.
Затем резко повернулся и направился в сторону продуктового магазина. Пополнив денежный счет за мобильный, он присел на скамейку, достал из рюкзака записную книжку и начал искать номер телефона друга детства. Перелистывая страницы, мужчина бормотал: «Серега, Серега, где же ты у нас зарылся? А, вот ты где». Отыскав нужную запись, он набрал номер, и на другом конце голос ответил:
— Але, да!
Художник, улыбнувшись, сказал:
— Здорово, Серега! Как поживаешь?
Голос радостно спросил:
— Жека, ты? Где ты сейчас?
Художник, смеясь, ответил:
— Да я тут, в столице. А ты где окопался?
Серега проговорил:
— Я под столицей, дом отдыха охраняю. Садись на электричку и приезжай ко мне, тут недалеко, часа три езды.
К вечеру того же дня Художник сидел за массивным дубовым столом. Сергей поставил на стол блюдо с жареной дичью и громко сказал:
— Я по такому случаю цесарку и тетерева зарубил, отметим встречу по-царски. — Затем разлил по стопкам водку. — Ну, давай, брат, за твое возвращение!
Художник выпил, закусил куском мяса и попросил:
— Серега, трудности у меня сейчас, можно я поживу у тебя с месяц, пока жилье не найду?
Приятель, кивнув, ответил:
— Да живи хоть год, место у меня много, и участковый — кореш мой, с бумагами поможет.
Художник заметно повеселел.
— А ты хорошо устроился. Это у вас что-то вроде гостиницы?
Сергей, закусив выпитое дичью, объяснил:
— Нет, не гостиница. Это бывший пионерский лагерь, а ныне диппредставительство одного олигарха. Он тут гость не частый, приедет раз в месяц с людьми, часа три поговорят в актовом зале, вечером попарятся с девочками и по домам.
Художник улыбнулся.
— Пионерский лагерь перепрофилировали в бордель, значит?
Сергей, поперхнувшись, посмотрел на товарища.
— А ты как думал? Сейчас это повсеместно. С другой стороны, если бы мой хозяин не выкупил здание, то оно превратилось бы в заброшенный хлам, коего по стране столько, что диву даешься.
Художник, кивнув, спросил:
— Может быть, ты и прав, а дичь откуда взял? Охотишься, что ли?
Сергей усмехнулся и ответил:
— Да нет, что ты! У нас по соседству мужик один живет, богатый до неприличия. Так вот, задумал он себе птичник построить, птиц разных диковинных купил с полсотни: перепелов белых, цесарок, тетеревов, фазанов, павлинов, короче, каждой твари по паре. С месяц поиграл в фермера и сдулся. Пришел ко мне неделю назад и говорит, забирай, мол, все даром, и кормов в придачу дал.
Художник улыбнулся.
— Ого, повезло тебе! На этом можно неплохо заработать.
Сергей помотал головой.
— С ними мороки много. Птичник строить нужно, для каждой пары отдельный отсек, кормушки, поилки. Нет, заработать на них почти невозможно. Я их на убой взял, так и жарю понемногу для себя.
Художник широко раскрыл глаза и предложил:
— Давай я построю, мне несложно. Жаль животину на мясо переводить, я и инкубатор сделать могу.
Сергей, разливая очередную порцию водки, сказал:
— Было бы неплохо построить хороший птичник. Материала у меня предостаточно, хозяин не против. Так что дерзай!
Его приятель улыбнулся.
— Вот и договорились. А машина у тебя есть?
Сергей пожал плечами.
— Есть древний ГАЗ-69, только он лет пятьдесят не на ходу.
Художник, прищурившись, спросил:
— А починить не пробовал?
Сергей, усмехнувшись, ответил:
— Кто, я? Ты что, забыл, что у меня руки не из того места растут, за что ни возьмусь, все ломается. Это ты у нас мастер на все руки.
В течение месяца Художник отстроил птичник, сделал инкубатор и починил автомобиль.
Заехав во двор, он отключил двигатель и сказал сидящему рядом товарищу:
— Ну что, машина вроде на ходу, хотя, конечно, поколдовать над ней еще стоит и запчасти сменить кое-какие.
Тот, глядя в окно, ответил:
— Машину-то мы починили, вот только документов на нее у нас нет.
Водитель закусил губу, а потом спросил:
— И что теперь делать?
Сергей ответил:
— На документы деньги нужны. Думаю, тысяч за сорок можно все оформить.
Художник задал следующий вопрос:
— Где же их взять-то?
Сергей развел руками.
— Не знаю! Мне хозяин двадцатку платит, я еле концы с концами свожу.
Его друг задумался, а потом предложил:
— Слушай, может, птиц продадим?
Сергей с раздражением ответил:
— Выставил я объявление в интернете, за месяц ни одного звонка.
Художник махнул рукой и сказал:
— Поеду в столицу, попытаюсь на стройку завербоваться.
Сергей одобрительно покивал.
— Зачем пытаться? Есть масса объявлений, сейчас пороемся в интернете и найдем достойную работу.
На следующее утро Художник стоял на территории строительной площадки, в толпе иностранных рабочих. Важный начальник вышел к ним и громко заговорил:
— Работников много, работы мало, поэтому без обид, платить буду не по таксе. Итак, требуются плиточники. Нужно облицевать тридцать санузлов в многоэтажном доме за три дня. Заплачу пятьдесят тысяч.
Один из рабочих вышел вперед и с характерным акцентом сказал:
— Начальник, это стоит сто пятьдесят тысяч минимум. Мы приехали зарабатывать деньги, а не трудиться даром.
Работодатель поднял руки и спросил:
— А сколько ты хочешь? Миллион? Я сам в смету не вписываюсь — ни по деньгам, ни по времени.
Недовольные рабочие стали расходиться, а Художник подошел к начальнику и тихо сказал:
— Я согласен на все условия, только у меня инструмента с собой нет.
Работодатель внимательно посмотрел на него и спросил:
— Опыт работы есть?
Художник кивнул и ответил:
— Да, я работал и с плиткой, и с мозаикой. Претензий ни у кого не было.
Начальник, погрозив пальцем, сказал:
— Хорошо, сейчас мой помощник выдаст тебе все необходимое, но учти, работать надо качественно и быстро, за каждый день простоя буду списывать десять тысяч.
Художник согласился:
— Договорились.
Через два дня после обхода работодатель подошел к плиточнику и протянул ему руку.
— Будем знакомы, я Валера.
Тот, пожимая руку, ответил:
— Очень приятно, Евгений.
Валера улыбнулся.
— А ты молодец, Женя, все сделал как нужно. Вот деньги, как договаривались.
Художник пересчитал деньги и пробормотал:
— Но здесь только сорок тысяч…
Валера, кивая головой, ответил:
— Ну правильно, я вычел с тебя за инструмент и за ночлег в теплушке.
Художник пожал плечами и тихо сказал:
— Ну ладно.
Работодатель, заметно повеселев, хлопнул его по плечу и воскликнул:
— Хороший ты парень, Женя, чувствую, сработаемся!
На вырученные деньги Художник приобрел нужные документы на машину. Загруженный работой на стройке, он изредка приезжал в дом отдыха, где в оборудованном полуподвале занимался любимым делом — писал на холсте маслом свои картины.
Прошло два месяца. В один из холодных декабрьских дней Валера вбежал в помещение, в котором Художник занимался внутренней отделкой, и громко сказал:
— Женя, срочно поехали на объект, там заказ горит. Нужно кухню доделать, хозяева утром прилетают.
Художник обернулся и пробормотал:
— Но я еще тут не закончил…
Валера закричал:
— Бросай все! У нас срочная работа!
Приехав на объект, Евгений установил шкафы, подключил кухонную технику и обратился к сидящему на стуле Валере, который был занят чтением анекдотов в мобильном телефоне:
— Ну, вроде все. Только «фартук» осталось вставить между нижними и верхними шкафами.
Тот махнул рукой и ответил:
— Сейчас привезут, не спеши.
Через десять минут в квартиру влетел взъерошенный помощник Валеры и, чуть не плача, затараторил:
— Прости, стекла мы не уберегли, случайно работяга выронил на лестнице, а там перила не поставили, и они вниз слетели с пятого этажа.
Валера схватил его за воротник и закричал:
— Да ты же меня без ножа зарезал! Знаешь, сколько стоила эта эксклюзивная стеклянная панель? Это же уникальная работа, таких по всей столице с десяток наберется!
Он отшвырнул помощника, схватился за голову и заскулил. Художник подошел к нему и тихо спросил:
— Слушай, а что за рисунок был на стекле?
Валера медленно опустил руки и, чуть не плача, ответил:
— Натюрморты, качество было отменное, как на картинах великих мастеров.
Евгений, почесав в затылке, снова спросил:
— А чистый «фартук» без рисунка у тебя есть?
Валера махнул рукой.
— Этого добра навалом. Вот только заказчик слишком требовательный и знающий попался, подделку сразу отличит.
Художник внимательно посмотрел на него.
— А если подделка окажется лучше оригинала?
Валера грустно усмехнулся.
— Не смеши! Эти люди из Италии не вылезают, муж — знаменитый антиквар, жена — коллекционер предметов искусства. — Он всхлипнул. — Я же этот «фартук» специально в Италии заказал, работа известного мастера. Полмира проехал, чтобы тут какой-то урод скинул его с пятого этажа. Панель эта стоит больше, чем весь ремонт в этой гребаной квартире! Повторить такое не удастся никому.
Евгений сказал уверенным тоном:
— А я все-таки попробую. Тут, на углу, есть отличный магазин, где продают масляные краски и кисти. Я сбегаю и куплю все необходимое, а ты привези чистый фартук и строительный фен.
Валера посмотрел на него круглыми глазами и спросил:
— А фен-то тебе зачем?
Художник ответил:
— Для просушки краски.
На следующее утро хозяева осматривали квартиру. Невысокий полноватый мужчина, задрав нос, внимательно проверял работу и что-то тихо говорил высокой женщине, которая шла за ним, гордо подняв голову. Их сопровождал, изогнувшись вопросительным знаком, Валера. Зайдя на кухню, женщина вдруг громко вскрикнула. Валера, сглотнув, побледнел и закрыл ладонями лицо. Хозяйка спросила:
— Где вы заказали этот «фартук»?
Валера, опустив руки, тихо произнес:
— В Италии.
Женщина пристально посмотрела на него и проговорила:
— Я знаю всех итальянских художников. Ни один из них не способен вложить столько экспрессии в обычный кухонный «фартук». Здесь чувствуется рука настоящего мастера.
Художник, стоя у двери, усмехнулся и расправил плечи. Валера, подняв голову, подтвердил:
— Действительно, вы правы. Это работа настоящего художника, аналогов в столице нет.
Хозяйка вдруг обняла Валеру и громко сказала:
— Милый вы мой, вы меня просто осчастливили! Всем подругам я буду рекомендовать вашу строительную контору. Более того, за ваши труды я заплачу вам больше на сто тысяч, вы это заслужили.
Сияя от счастья, работодатель покидал квартиру. Спускаясь по лестнице, Художник обратился к нему:
— Валера, ты вроде зарплату мне должен за месяц.
Тот небрежно отсчитал пятьдесят тысяч и, протянув их мастеру, сказал:
— Вот твоя зарплата.
Художник посмотрел на деньги и тихо произнес:
— Валера, мы договаривались на семьдесят тысяч в этом месяце. И потом я за краску и кисти заплатил из собственного кармана.
Работодатель свысока посмотрел на него и обратился к помощнику:
— Ты посмотри, как у нашего уголовника голос прорезался. Пару месяцев отработал, а уже добавки просит.
Художник посмотрел на Валеру и громко сказал:
— Если бы я тебя с этой кухней не выручил, то у тебя сегодня вместо приятных возгласов заказчика висел бы огромный долг.
Тот усмехнулся и с неприязнью воскликнул:
— Да кто ты такой? Скажи спасибо, что даю тебе возможность заработать! И попрекать меня не смей, морда каторжанская!
Помощник хихикнул и уставился на Художника. Тот посмотрел на Валеру и сказал:
— Ну и сука же ты!
Валера сжал зубы и процедил:
— А ну, пошел вон отсюда, уголовная мразь! И чтобы я тебя больше не видел!
Он демонстративно развернулся и побежал по лестнице, помощник отправился следом. Залезая в машину, Валера нервно сказал:
— Надо же, какая тварь!
Помощник тихо возразил:
— Женя хороший работник, зачем ты так?
Валера строго посмотрел на него, тяжело вздохнул и проговорил:
— Ненавижу я таких: все умеют, везде успевают. А я пока гвоздь в стену вобью, все пальцы себе в кровь молотком изуродую.
Помощник удивленно посмотрел на хозяина и задал вопрос:
— Так это ты от зависти?
Валера нервно ответил:
— Да какая зависть! Ненавижу — и все!
Выходя из подъезда, Художник укутался в легкую куртку и пошел по заснеженному проспекту. Задумавшись, он произнес:
— Двадцать второе декабря, на улице минус пятнадцать. Надо бы мне пальто приобрести.
Евгений набрел на какой-то бутик, снял со стойки пальто и начал его примерять. Миловидная девушка быстро подошла к покупателю и, улыбнувшись, сказала:
— Вам к лицу. Это пальто подчеркивает вашу статную фигуру и придает вам солидности.
Художник улыбнулся.
— Да, хорошее пальтишко. А сколько стоит?
Девушка погладила рукава.
— Это фирменное пальто, Хуго Бос. У нас на этой неделе запланированы большие скидки, так что мы продаем весь товар за полцены.
Художник опять улыбнулся.
— Здорово! Значит, беру.
Продавщица тоже улыбнулась.
— Прекрасно, с вас сорок пять тысяч.
Евгений уставился на девушку.
— Сколько?
Он снял пальто и вручил его продавщице со словами:
— Забирайте свою фирменную вещь, я поищу что-нибудь подешевле.
Девушка, возвращая пальто на место, недовольно сказала:
— Если нет денег, отоваривайся на барахолке. Ходят тут всякие, вещи только поганят. Ты на брюки свои посмотри, они же все в грязи.
Художник, уходя, небрежно ответил:
— Это не грязь, это краска, я на стройке работаю.
Девушка крикнула вслед:
— Иди отсюда, бродяга бездомный!
Переходя проспект на зеленый свет, Евгений вдруг услышал сигнал машины. Он обернулся и увидел огромный белый лимузин, который резко затормозил в нескольких сантиметрах от Художника. Огромный водитель выскочил из автомобиля и, грозя кулаком, громко крикнул:
— Ты что, козел, не видишь, что машина едет?
Художник, указывая на светофор, сказал:
— Ты глаза разуй, зеленый свет горит.
Из машины, с заднего сиденья, выскочил пузатый мужик в меховой шубе и начал нервно кричать:
— Да пристрели ты этого скота, чтобы под ногами не валялся! Бомжа кусок, будет он еще тут права качать!
Художник попытался что-то сказать, но, увидев, как водитель сунул руку во внутренний карман, поднял с земли рюкзак и бросился бежать.
Очутившись в переулке, Евгений тихо произнес:
— Ситуация… А могли и застрелить не за что… Беспредел полнейший.
Отдышавшись, он вышел на проспект, огляделся и направился в сторону станции. Заметив продуктовый киоск, он перебежал дорогу в положенном месте, купил гамбургер, прошел несколько метров и, примостившись на каких-то ступеньках, принялся за еду. Из офиса вышла женщина средних лет, высокомерно посмотрела на Художника и громко сказала:
— Ну, чего расселся? Клиентов всех распугал, с утра никто не заходит.
Он поднял голову и, улыбнувшись, ответил:
— Да я минуту назад только присел. Козырек у вас хороший и ступеньки сухие. Сами видите, снег кругом.
Женщина тяжело вздохнула.
— Слушай, мужик, ну уйди отсюда! Тут люди работают, а ты мешаешь!
Художник серьезно посмотрел на нее.
— Интересно, чем это я вам помешал?
Продавщица почти крикнула:
— Пошел вон, я сказала! Тут риэлтерская фирма, а не бомжатник. Не уйдешь по-хорошему, полицию позову.
Евгений махнул рукой.
— Ухожу!
Подходя к вокзалу, он увидел красивую серебристую машину. Статный мужчина вышел из машины и направился вальяжной походкой в сторону ресторана. Художник непроизвольно произнес:
— Красивая машина, живут же люди.
В подсознании вдруг представилась картина, где он покупает себе авто, вставляет ключ в зажигание и мчится по широкому шоссе.
Его мечтания перебил пожилой мужик, который недовольно проговорил:
— Ну что встал! Как тополь на Плющихе?
Художник, пропуская его, сказал:
— Сон наяву увидел, вот и задумался.
Старик грубо ответил:
— Пить меньше надо!
Проходя мимо шикарного ресторана, Евгений увидел сквозь огромные витринные стекла красивую девушку с фигурой богини. Она сидела за столиком в сексапильном наряде и курила тонкую сигарету. Окунувшись в подсознание, Художник в очередной раз погрузился в грезы и увидел себя в сверкающем черном костюме, рядом с этой красавицей, одетой в свадебное белоснежное платье.
Он быстро пришел в себя, когда девушка в витрине скорчила гримасу и показала средний палец.
Взглянув на часы, Евгений тяжело вздохнул — до отхода поезда было еще два с лишним часа. Он посмотрел по сторонам и побрел в сторону автомобильного салона.
Зайдя в здание, Художник тихо спросил у охранника:
— Здравствуйте, вам подсобный рабочий не нужен?
Тот с неприязнью посмотрел на безработного и недовольно спросил:
— Что?
Евгений, пригладив волосы, сказал:
— Я имел в виду, может, вам нужно что-то в салоне побелить, покрасить, карниз прибить, кафель положить, электропроводку провести, замки смазать? Я и в автомобилях разбираюсь, могу полировку сделать, днище замастиковать.
Охранник медленно встал.
— Какие замки? Какая полировка? У нас все машины застрахованы. Иди отсюда.
Художник скрипнул зубами.
— А повежливее нельзя ответить?
Охранник положил руку на дубинку.
— Пошел вон отсюда, дятел! Мы по пятницам не подаем!
Вечером, вернувшись в дом отдыха, расстроенный Евгений сел на диван, обхватил голову руками и тихо прошептал:
— Да… Точно не мой день.
Сергей бодро вбежал в комнату и, хлопнув его по плечу, весело сказал:
— Здорово, дружище. Как ты? Зарплату получил? — Художник молча кивнул. Сергей уверенно продолжил: — Слушай, из инкубатора, который ты сделал, сорок цыплят вылупилось, мелкие все такие, так что работает твоя машина.
Евгений опустил руки и тяжело вздохнул.
— Конечно, будет работать, куда же она денется, градус там я установил точный.
Он достал из кармана деньги и положил на стол.
Сергей, приподняв левую бровь, громко сказал:
— Неплохо ты потрудился, родной. Завтра устроим праздник!
Художник, мотнув головой, проговорил:
— Меня с работы выгнали. Так что я, с твоего позволения, закроюсь в своей комнате дня на три и буду рисовать.
Приятель всплеснул руками и спросил:
— Как выгнали? За что выгнали?
Евгений нервно ответил:
— Да вот так, взяли и выгнали. Меня отовсюду гонят. Понять не могу, чем я это заслужил, как прокаженный какой-то.
Сергей пересчитал деньги и приобнял товарища.
— Ничего, дружище, прорвемся. Новый год на носу, так что пару недель можешь смело отдыхать. Я, кстати, вчера договорился насчет продажи цыплят, так что у нас с тобой образовалась еще одна статья дохода.
Художник, махнув рукой, спросил:
— У тебя там рулон атласного белого материала под лестницей лежит, можно я его возьму?
Сергей, открывая банку пива, ответил:
— Конечно, бери. И ватман тоже можешь взять, у меня на чердаке целый ящик.
Только в написании картин Художник находил успокоение. Рисуя без остановки, днем и ночью, он полностью погружался в свой выдуманный мир. Только в этом мире, где не было зла, ненависти и обмана, он мог чувствовать себя полноценным человеком.
Прошли новогодние праздники. От недавних амбиций у Художника не осталось и следа. Выполняя мелкие заказы, он потерял всякую надежду на лучшую жизнь и уже почти сроднился с клеймом неудачника.
Приехав в поисках работы по очередному объявлению, Евгений постучал в дверь маленькой парикмахерской. Ему открыл невысокий полный мужчина.
— Мы обслуживаем только по записи, — объявил он.
Художник, улыбнувшись, сказал:
— Я звонил вам по объявлению, вы искали плиточника.
Мужчина нехотя ответил:
— Да мне сто человек звонили. Разве я всех упомню.
— Я сделаю все дешевле других. Поверьте, я хороший мастер, — сказал Евгений.
Мужик посмотрел на часы и быстро проговорил:
— Слушай, приди вечером, сам видишь, у меня работы полно.
Художник кивнул.
— Вы знаете, я и стричь умею, могу подсобить.
Тот засмеялся.
— Мне любители не нужны, я работаю профессионально. Так что погуляй до вечера.
В одиннадцать часов Евгений бродил по небольшой площади, хлопая себя по плечам и дуя на кулаки: холодный февральский ветер проникал внутрь тонкой одежды, а двадцатиградусный мороз кусал лицо. Заметив на доме странную вывеску, Художник подошел поближе и прочитал вслух:
— Не испытывай судьбу и не заходи в это здание, если не хочешь узнать свое будущее. — Он усмехнулся и прошептал: — Господи, какой только чертовщины не встретишь в наше время.
Через секунду он открыл дверь и зашел в большой светлый зал, где увидел длинную очередь: женщины в шикарных шубах, увешанные золотыми украшениями, и мужчины в дорогих костюмах молча ожидали на стульях, расставленных вдоль стен. За небольшим столом сидела миловидная девушка-секретарь и что-то писала. Художник почти на цыпочках подошел к ней и тихо задал вопрос:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роковой джекпот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других