1. книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Магомед Омарович Султанов

Богословие и философия

Магомед Омарович Султанов (2024)
Обложка книги

Предметом исследования настоящей работы является сравнительное испытание функциональной эффективности богословия и философии с акцентом на мусульманскую догматику. Методом исследования избрана диалектика, предварительно адаптированная к исламу как к историческому арьергарду монотеизма.Цель исследования в решении исторической задачи отставания мусульманского мира от Запада и Востока. Актуальность исследования в историко-политической загадке мусульманского феномена, отмеченного широким владычеством на мировой арене в Средние века и отставанием в развитии в Новое и Новейшее время.Разработанность темы в русле обозначенного предмета критически низкая, но благо есть ряд имён, труды которых некоторым образом пополняют теоретическую базу мусульманской мысли. Их имена мы приведем введении.

Оглавление

  • Введение
  • ПРЕДМЕТНЫЕ ИСТИНЫ БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие и философия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДМЕТНЫЕ ИСТИНЫ

БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ

О чём больше всего говорят богословы и философы? О своих предметах, разумеется. У богословов это Святое Писание, у философов — мыслящий дух, читай разум, и не кабы какой, а способный отражать, воспринимать, представлять, осмысливать, запоминать, оценивать и проецировать.

Далее предмет богословия состоит из жизнедеятельности первых предшественников; в исламе это пророк Мухаммед и его сподвижники; в христианстве — Иисус/Иса, его апостолы и отцы церкви; в иудаизме также ветхозаветные пророки, патриархи, цари. Также и в философии предшественники имеют большое значение, так как благодаря их трудам и идеям мы экономим миллионы трудо-часов, избегаем в лабиринтах познания опасных тупиков.

Значит, основным предметом в философии является объективация действительности, как в отдельно схваченных частях, так и в абстрактной цельности, то есть в единстве всего сущего [кроме Всевышнего Аллаха, разумеется]. Что бы ни помыслили философы, Аллах остаётся в недосягаемости их мыслям, чувствам и догадкам (см. инсайт).

Ключевым принципом богословия является догмат о сотворении мира из ничего Всевышним Творцом. А в философии нет такой задачи, как веровать в существование Бога, затем в Его всемогущество, всевидение, всезнание, ничем не ограниченную власть, сущность, вечность. Аллаху и нам, Его мудрым рабам, не нужны дублёры. Каждый мыслящий в человеческом теле дух обязан зарабатывать свой хлеб честным трудом. Иными словами, с точки зрения чистого шариата от философов требуются продукты эпистемологии, а не молитвы, которые под силу даже детям.

Богословы разъясняют религию, мы её быстро усваиваем и далее исповедуем; кто усердно, кто умеренно, а кто-то и халатно. Но есть и такие, которые отвергают религию, не веря в существование Аллаха. Ну и что? Это ослабляет нашу умму? Нет и тысячу раз нет. Нашей умме (ахлюль сунна валь джамаа) куда больше вредят алимы/улемы/имамы/муфтии, которые до сих пор продолжают отвергать философию, вынося за неё такфиры.

В истории ещё не было эпохи, даже короткой, в которой все люди думали и верили одинаково. Разве не об этом говорит Аллах Тааля в Коране, когда неоднократно напоминает пророку Мухаммеду, что на нём только передача. Отсюда вывод: если Сам Аллах, Свят Он Один и Велик, освобождает пророка Мухаммеда от обязанности приводить людей в ислам во что бы то ни стало, то чего же наши догматики хотят от наших философов…

Вообще, говоря о богословии и философии, мы говорим о двух совершенно разных областях знаний, как было замечено в Введении об антагонистах. Тем не менее они есть дисциплины мировоззренческие. Поэтому богословие и философия нередко пересекаются, а по ряду некоторых вопросов даже дублируют друг друга. Не случайно последний из великих арабо-мусульманских перипатетиков Ибн Рушд (1126–1198) писал, что «философия — это спутница и молочная сестра религии»1, а стало быть, и богословия. И хотя это большая аллегория, между религией и философией существует чрезвычайно ценный симбиоз. Они по многим вопросам взаимно детерминируют друг друга. И поскольку в мире даже пылинка не шевельнётся без воли на то Бога, то надо понимать, что симбиоз между религией и философией вполне закономерен. Вопрос лишь в понимании задач и методов их решения…

Тут нам самое время перефразировать известную сентенцию: «Война слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным»2. В нашем случае мысль должна звучать так: «Богословие и философия слишком важные сферы, чтобы доверять их догматикам и эпистемологам».

Дело в том, что в условиях отсутствия контроля извне, а именно из общества или её самой интеллектуальной части — невидимого колледжа, — богословие и философия закономерно костенеют, в них замедляется самоочищение, а еретизм и симулякры, напротив, растут как на дрожжах. В силу этого богословие и философия дробятся на сепаратные части, то есть секты, течения и прочие оппозиции. Но не все сепаратные части являются регрессивными, в сепаратизме бывают и прогрессивные прорывы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • ПРЕДМЕТНЫЕ ИСТИНЫ БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие и философия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. Пер. Сагадеева А. В. Эл. ресурс: https://royallib.com/book/sagadeev_artur/ibnrushd_averroes.html

2

Приписывается министру иностранных дел постреволюционной Франции Шарлю Морису Талейрану (1754–1838).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я