Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Л. Н. Лаврова, 2017

Актуальность методического пособия обусловлена сложностью вопроса, связанного с педагогической диагностикой развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Авторы предлагают свой вариант педагогической диагностики на основе системного и деятельностного подходов. Система оценки индивидуального развития детей разработана с учетом содержания образовательных областей, видов детской деятельности, задач развития детей и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Представлен подробный диагностический инструментарий, описана процедура проведения педагогической диагностики, предложены диагностические карты. Методическое пособие разработано на кафедре дошкольного и начального общего образования ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» и адресовано воспитателям и руководителям детских садов, специалистам (методистам) муниципальных органов управления образованием, курирующим дошкольное образование, преподавателям и студентам педагогических вузов факультета дошкольного образования.

Оглавление

  • Введение
  • Механизм разработки педагогической диагностики с позиции системного и деятельностного подходов
Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Механизм разработки педагогической диагностики с позиции системного и деятельностного подходов

Стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы воспитанниками, представленные в виде целевых ориентиров к завершению раннего и дошкольного детства.

Согласно ФГОС, целевые ориентиры представляют собой характеристику возможных достижений ребенка, его личностных качеств. Другими словами, целевые ориентиры — это обобщенный портрет ребенка, развивающегося в соответствии с возрастными нормами. В Стандарте подчеркивается: «Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений…» (п. 4.1). Названные обстоятельства обусловливают необходимость рассматривать результаты освоения образовательной программы детьми раннего и дошкольного возраста как возможные достижения ребенка, т. е. в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, но, вместе с тем, существует объективная необходимость в мониторинге (диагностике) развития ребенка. В данном пособии предложен вариант педагогической диагностики, построенный на принципах системного (конечной цели, иерархии, целостности, функциональности) и деятельностного подходов (непрерывности, минимакса и вариативности).

При разработке диагностического инструментария развития ребенка исходным положением стали целевые ориентиры. Направления развития ребенка по их достижению определяют образовательные области.

Содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС представлено ниже (табл. 1). Образовательные области как направления развития ребенка реализуются в условиях определенных видов детской деятельности. Поэтому на первом этапе разработки диагностики определена взаимосвязь целевых ориентиров с образовательными областями и соответствующими им приоритетными видами детской деятельности в раннем (табл. 2) и дошкольном возрасте (табл. 3).

В раннем возрасте, согласно Стандарту, выделяются следующие виды детской деятельности:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Механизм разработки педагогической диагностики с позиции системного и деятельностного подходов
Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я