Великий путь Великой России. Книга первая

Людмила Попкова

В книге рассматривается время, начиная от возникновения Руси и до крушения монархизма. Автор работал над ней в течение года, используя различные материалы: летописи, труды известных русских историков, таких, как Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Н. И. Соловьёв.Особенное внимание автором было уделено периоду становления Руси Великой.Русь пасхальная, Русь сусальная, Моё сердце с тобой, Русь привольная!Ты – весёлая и печальная! Колокольная! Сердобольная!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий путь Великой России. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1.

Первые шаги на пути к государству

Глава 1.

Славяне и Рюрик

Спросил меня студент-историк Юрик:

— Скажите, был ли, в самом деле, Рюрик?

А, может, это байки скандинава,

Чтобы досталась им в истории вся слава?

Я долго Юрику подробно объясняла,

Что Рюрик из варяжских из славян.

Но ему мало.

— Каких? Из бодричей, полян или древлян?

Ведь было много разных там славян…

Мне надоело бесконечно объяснять —

Я посоветовала мой рассказ читать.

После потопа от сынов Ноевых произошли все народы.

Народ славянский пошёл от племени Иафета.

Славный русский народ формировался на базе разных славянских племён: ильменских, полян, древлян, полочан, северян, бодричей…

Каждое племя жило обособленно, со своими обычаями. Они постоянно вели войны за господство друг над другом, и эти войны ослабляли их.

Историк Геродот писал:

«Если бы они имели общего повелителя, которому бы повиновались, то, по моему мнению, они были бы самым сильным народом из всех существующих на земле; но у них всегда такие раздоры между собой…»

Славяне, или Словы, то есть говорящие на одном языке (в отличие от немов — немцев, и других народов, говорящих на непонятном языке) были сильными, но ссоры ослабляли их, чем пользовались враги.

В 862 году на Русь пришёл Рюрик. Происхождение Рюрика постоянно вызывает споры, поскольку данных о нём недостаточно.

Некоторые учёные считают, что он скандинав, так как пришёл из-за Балтийского моря, другие — что он из поморов, или из варягов, или был из славянских же племён, живших на острове Ругии/Руссии. А Михаил Ломоносов находил у Рюрика прусские корни.

Известный писатель-сатирик Михаил Задорнов имел свою точку зрения на этот вопрос. Он полагал, что Рюрик родился от жены-славянки Умилы.

Он был прекрасным воином, как и его родичи-славяне, и храбрым мореплавателем, как его предки — варяги-русы, жившие в столице Арконе.

Источники, по которым мы можем судить о Рюрике и его братьях, более чем скромны, в основном, мы черпаем сведения из летописи, составленной Нестором. Но Нестор жил в XI веке и основывался в своих заключениях не только на фактах, которые были чрезвычайно немногочисленны, но и на древних изустных преданиях, народных сказаниях. Известно, что в древности у народа нашего не было письменности. Да и недобросовестные переписчики позднее вносили изменения по своему усмотрению.

Слабо верится, что вольнолюбивый народ, каким были славяне, добровольно призвал чужеземцев властвовать над собой.

«Я понял, понял! Вот, что я понял:

Считается, что Рюрика позвали

Из дальних стран мы править к нам…

Такая глупость быть могла едва ли:

Ведь свободолюбив народ наш и упрям!»

— Верно, Юрий! Но если это и произошло, то вряд ли народ не раскаялся, не пожалел об утрате вольной волюшки (в преданиях говорится, что русич Вадим Храбрый восстал против рабства, против Рюрика, но был им сражён).

За недостатком фактов мы не можем достоверно судить о происхождении Рюрика.

Рюрик старался владеть — творить лад — с умом, усмирять междуусобицы. В Перунов день пришёл он на Ладожскую землю и срубил новый город, назвав его Новгород, и стал там править.

Главным идолом у славян был Перун — бог грома и молнии; другие боги: Стрибог — бог ветра, Велес — бог скота, Ярило — бог плодородия, Ладо — бог веселья и любви…

В Новгороде расцветала торговля, приезжали заморские купцы и привозили украшения из золота и серебра, вина, благовония, добротные и красивые ткани. Торговля была бартерная. Русичи предлагали мёд, меха, деревянные и глиняные изделия. Особенно ценились товары из Пермской земли: драгоценные камни и редкие меха.

Рюрик пришёл с братьями, дал им в управление города: Трувору — Изборск, Синеусу — Белоозеро, а после смерти братьев Тувора и Синеуса, Рюрик стал княжить единолично.

Он много сделал для становления государства, усмирял междуусобицы. Двое его дружинников, Аскольд и Дир, отпросились идти к Царьграду. Идя по Днепру, увидели они на горе небольшой городок — Киев и остановились там. Жители сообщили, что основали Киев три брата — Кий, Щек и Хорив, и их сестра Лыбедь. Понравился Киев Аскольду и Диру и стали они там властвовать.

В 866 году пошли, наконец, Аскольд и Дир на греков, вошли в Константинопольскую гавань. Греки были испуганы. Патриарх Фотий молился со всем народом, объясняя, что гнев божий бывает за грехи:

«О, город-царь! Какие беды столпились возле тебя…

Рыдайте, девы… Плачьте, юноши… Горюйте, матери…

Проливайте слёзы и дети… Плачьте о том, что умножились наши несчастья, а нет избавителя, нет печальника…

Наконец, настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единой надежде и прибежищу. К ней возопием: Досточтимая, спаси град Твой, как ведаешь, Госпожа!»

Они просили Царицу небесную — Богородицу о помощи, обнеся ризу Божьей Матери и опустив её в воду. И Богородица напустила на русских страшную грозу и шторм, и разбились ладьи русичей. Спасла Богородица Царьград от неминуемой гибели!

Аскольд и Дир были вынуждены вернуться в свои земли с остатками войска. Они были поражены тем, что греки избежали истребления. Проповедник-грек пытался склонить их к христианству. Они сомневались, потом сказали: «Брось в огонь своё Евангелие и, если оно не сгорит, мы поверим в твоего бога.» Проповедник произнёс: «Господи! Прослави имя Твоё пред сим народом!» И положил Евангелие в огонь. Евангелие не сгорело, и Аскольд и Дир крестились.

А в 879 году Рюрик скончался от простуды, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Поскольку Игорь был мал, опеку над ним взял князь Олег, родственник Рюрика.

Глава 2.

Вещий Олег — первый князь древней Руси

Олег стал первым историческим князем на Руси. Он собирал славянские народы, покорял города, захватывая всё бОльшие территории.

Богатство и процветание Киева, лежащего на пути из варяг в греки, где обосновались Аскольд и Дир, не давали покоя Олегу.

И через 3 года, в 885 году, собрав войско, он скрытно на ладьях пошёл на Киев. Подойдя к Киеву, он со своей дружиной и с малолетним Игорем вошёл в город и послал своего человека к Аскольду и Диру с известием, что прибыли люди от Олега и Игоря и хотят с ними встретиться на берегу Днепра. Своих воинов он спрятал в ладьях. Ничего не подозревая, Аскольд и Дир пришли на берег. Завистливый Олег приказал дружинникам схватить их, вышел с Игорем на руках и, указав на Игоря, произнёс:

«Вот настоящий князь, сын Рюриков, а вы самозванцы, за это и поплатитесь!» Так были убиты хитростью Олега и мечами его дружинников Аскольд и Дир. А Олег стал княжить в Киеве.

Народ сохранил могилу Аскольда и построил рядом с ней церковь Святого Николы.

Через некоторое время спокойствие надоело Олегу, и он тоже решил идти на Царьград. Снарядив 2000 судов, он подошёл к Царьграду. Греки попросили:

«Не губи нашу столицу. Дадим тебе дань, какую захочешь!»

Олегу понравилось предложение, он остановил нападение.

А греки послали русичам различные отравленные яства и напитки, надеясь погубить их. Но Олег запретил своим воинам брать угощение. Не сумев перехитрить Олега, греки заключили с ним выгодный для Руси мир. Удача полюбила Олега. Он и его дружина вернулись домой с богатством и славой, прибив щиты свои на врата Царьграда. Его прозвали «Вещим».

Олег первым собрал разрозненные племена в единое государство и заставил считаться с русскими как с равными. Народ любил его.

Но коварство его было наказано. Преданье гласит, что прокняжив 33 года, он в 913 году умер не своей смертью, а «принял смерть от коня своего»: был укушен змеёй, выползшей из конского черепа. Игорь и Ольга справили тризну по Олегу:

«Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.»

/А. С. Пушкин/

Глава 3.

Князь Игорь и древляне

По смерти Олега начал править Игорь. В этом же году он женился на русской славянке, красавице Прекрасе, которая после свадьбы стала зваться Ольгой.

Ольга была ранней пташкой, вставала ещё до рассвета, была жива и резва. А красива, как утренняя заря: глаза её сверкали, как солнечные лучи, губы алели нежным румянцем, кожа белизной своей спорила с жемчугом.

Душа её была также красива: она помогала бедным, подавая милостыню и ободряя нужными словами.

Сердце её томилось от непонятной грусти, пропавшей сразу же, как она увидела молодого князя Игоря. С тех самых пор и поселилась любовь в её сердце — так повествует летопись.

И в сердце Игоря её нежное, трепетное чувство зажгло любовь, страстную, пламенную.

Время летело быстро, и пришла пора — женились Ольга и Игорь.

Жили они в любви и согласии, но Игорь любил жизнь воина так же, как и свою жену. Поэтому часто уходил в военные походы.

У Игоря было достаточно хлопот в начале княжения: после смерти Олега взбунтовались древляне и уличи. Они не желали платить дань Игорю. Но он усмирил непокорных, придя на их земли, и заставил платить. Поначалу судьба благоволила к нему.

Однако вскоре пришли печенеги на Русскую землю, посланные греками. Выгнав ненасытных и свирепых печенегов, Игорь с тысячью кораблей пошёл на коварных греков, полагая быстро с ними расправиться и взять богатую добычу. Но судьба улыбнулась не ему, а его противнику: благодаря тому, что на море был штиль, греки смогли применить греческий огонь, который был «…как есть молонья, что на небесах. Эту молонью греки пущали на нас и пожигали. Оттого нам и нельзя было их одолеть», — оправдывались немногие воины, оставшиеся в живых и бежавшие домой.

Вернувшись из неудавшегося похода, Игорь принялся снова собирать войско, чтобы наказать греков. Дома у него произошло важное событие: у него родился сын Святослав.

Игорь всё-таки решил мстить. Он пошёл на греков. Греки засомневались, что смогут выстоять, и попросили мира, пообещав богатую дань. Он взял много золота и воротился домой, заключив договор с греками, где впервые употреблялось выражение «Русская земля».

Но Игорю не сиделось на месте. Воодушевлённый победой над греками, он пошёл осенью на древлян для сбора дани.

Ольга просила Игоря:"Возьми меня с собой. Любовь моя защитит тебя от стрел древлянских. Дай мне меч острый и щит железный, и я буду биться рядом с тобою. И будет с нами Бог, как написано на щите: «С нами Бог: никто же на ны!»

Но не внял Игорь мольбам Ольгиным: отправился один туда, где стрелы летают, где мечи сверкают, где бьются русские воины, проливая кровь во славу своего Отечества. Где раздаётся клич русичей: «Умрём или победим!»

Стяжали русские воины в древлянской земле воинскую славу: победили. Но несправедливость и жадность Игоря привели его к гибели. Он сам выбрал свой печальный жребий.

Получив богатую дань, он отправил свою дружину домой, а сам с небольшим отрядом вернулся и снова потребовал уплатить дань. Князь древлянский Мал произнёс: «Повадится волк к овцам, перетаскает всё стадо, если не убьют его; так теперь и с нами: если не убьём Игоря, то всех нас погубит.» А Игорю сказал: «Зачем идёшь опять, ведь ты уже взял всю дань?»

Но Игорь из жадности решил настаивать на своём и заставить древлян склонить свои головы.

Древляне возмутились и перебили малый отряд Игоря, а его самого привязали к ветвям двух деревьев и отпустили их. Деревья распрямились — и Игорь был заживо растерзан.

Так неуёмная жадность погубила князя.

Глава 4.

Княгиня Ольга — первая христианка на Руси

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как закат перед рассветом.

Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»

/ Древнерусская летопись./

Получив страшную весть о гибели мужа, Ольга решила отомстить древлянам. Она хитростью заманила их послов и приказала сбросить их живыми в глубокую яму и засыпать землёй. Её поражала наглость древлян, которые предложили ей выйти за их князя Малого, а Святослава решили убить, чтобы прекратился род княжеский на Руси.

Ольга сделала вид, что согласна выйти за Малого и послала древлянам сказать: «Я согласна. Мужа моего уж не воскресить. Пришлите самых лучших из вас, чтобы мои люди видели, какой почёт мне от вас!»

Вторую делегацию Ольга, истопив для них баньку, сожгла.

А древлянам послала весточку: «Ждите. Иду. Варите меды, буду творить тризну по Игорю.»

Древляне обрадовались, начали готовить свадьбу, надеясь получить, наконец, русские земли.

Ольга с дружиной пришла, напоила всех на тризне, и её дружина перебила древлян.

В 946 году Ольга собрала большое войско, взяла с собой пятилетнего сына Святослава и пошла на древлян. Прибыв в древлянскую землю, она дала Святославу копьё, и он бросил это копьё своей детской рукой. Копьё упало у конских копыт, недалеко, но начало было положено. Воевода Свенельд и дядька Святослава Асмольд воскликнули: «Ну, что ждёте? Князь уже начал! Потянем, дружина, по князе!«И пошла великая сеча!

Древляне были побеждены.

Ольга сказала древлянам, чтобы они не боялись, что она больше мстить не будет. Да и дань с них не возьмёт: нечего у них взять. «Вы обеднели в осаде. Нет у вас теперь не мёду, ни мехов. Хочу взять от вас дань на жертву богам… дайте от двора по три голубя и по три воробья.«Древляне радостно выполнили её просьбу. Ольга же велела привязать к каждой птице горючую серу и трут и отпустить. Птицы вернулись на свои гнёзда и подожгли весь город. Ужас объял древлян! Они выбежали за городские ворота, и дружина Ольги одних перебила, других взяла в плен.

Такова была «лёгкая» дань Ольгина.

В «Летописи временных лет» Нестор пишет об Ольге: «Всё на этом свете остроумная Ольга искала мудростию».

Отомстив древлянам, Ольга приняла решение — принять веру христианскую. В 955 году она отправилась в Царьград и сказала царю греков: «Крести меня сам, иначе не крещуся». Патриарх сказал ей: «Чадо верное, крестясь во Христа, ты облеклась в Христа…»

После крещения она возвратилась счастливая домой, приняв для себя с новой верой новую жизнь. Но очень огорчалась Ольга от того, что несмотря на её уговоры, Святослав не захотел креститься, боясь, что дружина будет смеяться над ним.

После крещения Ольга прожила ещё двенадцать лет, соединяя племена и объединяя Россию.

Похоронили Ольгу в гробнице красного шиферного камня у основания Десятинной церкви.

Церковь нарекла её Равноапостольною и Святою.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий путь Великой России. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я