1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Людмила Николаевна Прончак

Отражения в лирике: А. Блок и поиск собственного голоса

Людмила Николаевна Прончак (2024)
Обложка книги

«Отражения в лирике: А. Блок и поиск собственного голоса» — это увлекательное исследование раннего творчества одного из самых значимых поэтов Серебряного века. Книга раскрывает процесс формирования творческой личности Александра Блока, начиная с его первых литературных опытов в детстве и заканчивая становлением уникального стиля в цикле стихов «Ante Lucem». На страницах книги подробно рассматриваются источники вдохновения молодого поэта, его литературные учителя, а также влияние культурных и семейных традиций на его ранние произведения. Читатель найдет анализ композиции, тропов и образного мира цикла, а также изучит контрасты, ритмику и звуковые особенности, которые закладывали основу будущего гения русской символистской поэзии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Отражения в лирике: А. Блок и поиск собственного голоса» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

Первые стихи Александра Блока, составляющие цикл ««Ante Lucem» («До света», 1898-1900 гг.), являются началом лирического романа собственной судьбы поэта, складывающего на путях, заранее предвиденных и намеченных поэтом.» Поэтическая «картина мира» ранней лирики только ещё формируется; она фрагментарна и в целом традиционна» (28, 114). Стихотворения, составляющие цикл ««Ante Lucem», мало освещены в литературоведческих исследованиях, их недостаточно для достижения цели, поставленной в теме этой книги.

Вот А. Фет: Она молода и прекрасна бы

И чистой мадонной осталась,

Как зеркало речки спокойной, светла,

Как сердце моё разрывалось!

(т. I, с. 50)

Вот Ф. Тютчев: Окрай небес — звезда Омега,

Весь в искрах, Сириус цветной.

Над головой — немая Вега

Из царства сумрака и снега

Оледенела над землёй.

(т. I, с. 65)

«Блоковское творчество 1897-1900 гг. не порождено ещё безумной символисткой убеждённостью в абсолютной, самодовлеющей ценности» (28, с. 114). Лирика возникает как дань высокой культуре и творческой атмосфере, окружавшей поэта, и как отзвук «только личных», но ярких интимных переживаний. В частности, это роман с К. М. Садовской, которая была первой любовью А. Блока. Познакомились они летом 1897 года в Бад Наугейме (курорт в Германии), затем встречались в Петербурге до конца 1899 г. Именно ей посвящены многие лучшие стихи цикла, отмеченные инициалами К. М. С.

Наивно-романтическое противопоставление поэта и «людей» («Пусть светит месяц — ночь темна…», 1898 г. «Когда толпа руками рукоплещет…», 1898 г., и др.), мотивы ранней разочарованности (то, что Блок в 1907 году, комментируя лицейские стихотворения А. С. Пушкина, назовёт «шестнадцатилетним пессимизмом») не мешает юному Блоку пламенно и наивно верить в счастье любви, в высокую дружбу, в возможность слияния человека с природой и т.д. «Его идеалы лишены сколько-нибудь чёткой социальной устремлённости, но они ни в чём не противопоставлены гуманной направленности русской поэзией уходящего века». (28, с. 114). Многие особенности раннего блоковского мироощущения, которые навсегда войдут в его творчество, органически идут от культуры 19 века. Таковы, например, важнейшие представления о высоких целях жизни и искусства:

Хоть всё по-прежнему певец

Далёких жизни песен странных

Несёт лирический венец

В стихах безвестных и туманных, —

Но к цели близится поэт,

Стремится, истинной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой…

(т. I, с. 95)

Жизнь без цели (хотя бы далёкой, неясной или неосуществимой) кажется Блоку бессмысленной. «Важно то, что при всей чуждости молодому Блоку напряжённого социального чувства или этической проблематике они ни в малой степени не противопоказаны его поэзии» (28, С.114). Александр Блок может эти настроения порой отталкивать от себя:

Что человеческие слёзы,

Когда румянится закат!

(т. I, с. 53)

Но они присутствуют в его поэтическом ощущении жизни:

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь-

В объятья холода сырого…

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя…

Значение таких высокогуманных и пронизанных духом поэзии 19 века мотивов у Блока 1898-1900 гг. не следует преувеличивать: стихотворения, подобные процитированному, в эти годы единичны. Однако их нельзя не заметить. К мистико — утопическим надеждам начала 20 века А. Блок пришёл своим путём, обостряя и углубляя настроения, присущие ему и раньше.

Следующий этап эволюции А, Блока, этап собственно символический, связан с годами создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902). «Смена домашних и книжных воздействий неясными, но мощными импульсами, идущими от раскалённой атмосферы предреволюционных лет; глубокое и исполненное драматизма чувство к Л. Д. Менделеевой; наконец, овладевшие «всем существом» поэта и художественно оформившие его эмоциональный порыв впечатления от мистической лирики Вл. Соловьёва — всё это резко изменило Блока, способствовало его художественному созреванию». (28, с. 115)

Стихотворения, написанные за период 1898-1990 гг., объединились в цикл «Ante Lucem» только в 1910 году, когда А. Блок готовил к печати свой трёхтомник. В конце 19 века и в начале 20 века в русской литературе появляется новая тенденция — объединять произведения в циклы. Видами цикла являются трилогии и тетралогии.

Александр Блок назвал свой трёхтомник «трилогией вочеловечивания». Цикл «Ante Lucem» открывает эту трилогию. Данный цикл — замкнутый круг с одним лирическим героем, одним настроением. Лирический герой А. Блока — художественный «двойник» автора, вырастающий из текста как чётко очерченная фигура, как лицо, наделённое определённостью индивидуальной судьбы. Это — «я»-сотворённое». Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует определённая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Следовательно, читательское чувство не ошибётся, уверенное в реальном человеческом бытии блоковского героя в цикле «Ante Lucem». Каждое стихотворение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но будучи извлечённой из него теряет часть своей эстетической значимости.

«Первую книгу своих стихов Блок назвал «однострунной». В основе её — традиция русской романтической лирики, узнаваемая, но преображённая блоковской символикой.» (40, с. 285)

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Отражения в лирике: А. Блок и поиск собственного голоса» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я