Методическое пособие представляет собой пошаговое руководство к действию должностных лиц, вовлеченных в организацию закупочной деятельности учреждения. В издании объединены и систематизированы все нормативно-правовые акты, раскрывающие вопросы применения законодательства о контрактной системе. Автор акцентирует внимание читателей на нововведениях 2019 года и приводит анонс изменений в контрактной системе, которые грядут в 2020 году. Для наглядности приведены наиболее яркие примеры из практики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методичка «закуписта» (контрактная система). 44-ФЗ – это наше все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Модуль 1. Организация закупочного процесса
Тема 1. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Сфера применения контрактной системы
Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ (ч. 1 ст. 1) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд В ЦЕЛЯХ:
— повышения эффективности, результативности осуществления закупок ТРУ;
— обеспечения гласности и прозрачности закупок;
— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок
в части, касающейся:
— планирования закупок ТРУ;
— определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— заключения контракта;
— особенностей исполнения контрактов;
— мониторинга закупок ТРУ;
— аудита в сфере закупок ТРУ;
— контроля в сфере закупок.
Действие ФЗ №44-ФЗ не распространяется на отношения, упомянутые в ч. 2 ст. 1 ФЗ №44-ФЗ, а именно:
1) оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
2) закупка ТРУ для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с ФЗ от 20.08.2004г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ от 20.04.1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупка драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов РФ, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;
4) назначение адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;
5) привлечение адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с ФЗ от 21.11.2011г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
6) закупка ТРУ участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах;
7) привлечение избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
9) закупка ТРУ Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;
+ п. 10) взимание оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 ФЗ №44-ФЗ (Федеральный закон от 31.12.2017 №504-ФЗ).
Законодательство РФ о КС (ч. 1 ст. 2 ФЗ №44-ФЗ) основывается на:
— Конституции РФ;
— ГК РФ;
— БК РФ;
состоит из:
— ФЗ №44-ФЗ;
— других ФЗ, регулирующих отношения, предусмотренные ч. 1 ст. 1 ФЗ №44-ФЗ.
«Другие» ФЗ:
— Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012г. №275-ФЗ;
— Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223-ФЗ;
— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ;
— Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ;
— Федеральный закон от 02.12.1994г. №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
— Федеральный закон от 13.12.1994г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
— Федеральный закон от 29.12.1994г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
…
НПА о контрактной системе в сфере закупок, регулирующие отношения, предусмотренные ч. 1 ст. 1 ФЗ №44-ФЗ (ч. 2 ст. 2 ФЗ №44-ФЗ) вправе принимать:
— Президент РФ;
— Правительство РФ;
— федеральные органы исполнительной власти;
— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
— Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Правовые акты о КС в рамках своей компетенции принимают (ч. 3 ст. 2 ФЗ №44-ФЗ):
— органы государственной власти субъектов РФ;
— органы местного самоуправления.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ №44-ФЗ, применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 2 ФЗ №44-ФЗ).
Тема 2. Принципы контрактной системы в сфере закупок (ст. 6 ФЗ №44-ФЗ)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015г. №625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»:
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015г. №626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок»:
Письмо Минэкономразвития РФ №5594-ЕЕ/Д28И, Минобрнауки РФ №АК-553/06 от 12.03.2015г. «О направлении методических рекомендаций» — Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок:
— рекомендуемый минимальный срок освоения программы 108 часов, для руководителей организаций-заказчиков такой срок может быть снижен до 40 часов;
— «обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся».
Тема 3. Основные понятия, используемые в контрактной системе (ст. 3 ФЗ №44-ФЗ)
п. 1: контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — КС) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием ЕИС (за исключением случаев, если использование такой ЕИС не предусмотрено ФЗ №44-ФЗ), в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о КС действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
участники КС — ФОИВ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
п. 2: определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном ФЗ №44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки ТРУ для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных ФЗ №44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
п. 3: закупка ТРУ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ №44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с ФЗ №44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
п. 4: участник закупки — любое ЮЛ независимо от его ОПФ, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является оффшорная зона, или любое ФЛ, в том числе зарегистрированное в качестве ИП;
оффшорная зона — государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц,
Перечень оффшорных зон — Приказ Минфина РФ от 13.11.2007г. №108н;
п. 5: государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки;
п. 6: муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
п. 7: заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 ФЗ №44-ФЗ БУ, ГУП/МУП, осуществляющие закупки;
п. 8: государственный контракт — договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд; муниципальный контракт — договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд;
п. 9: единая информационная система в сфере закупок (далее — ЕИС) — совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);
п. 10: уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные ст. 26 ФЗ №44-ФЗ;
п. 11: специализированная организация — ЮЛ, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 ФЗ №44-ФЗ;
п. 12: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — ФОИВ, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
п. 13: контрольный орган в сфере закупок — ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, ОМС муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа — ФОИВ, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок ТРУ для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
п. 14: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — ОИВ субъекта РФ, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с ФОИВ по регулированию КС) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта РФ;
п. 15: эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла ФЛ, в том числе ИП, либо ЮЛ (работники ЮЛ должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ;
п. 16: совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с ФЗ №44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Для чего нужен СГОЗ?
1. Для принятия решения о необходимости формирования контрактной службы.
Если СГОЗ> 100 млн. руб., то создание контрактной службы необходимо. Если нет — назначается контрактный управляющий.
2. Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у СМП и СОНО.
3. Для расчета объема ТРУ, закупаемых у ЕП согласно п.4 ч. 1 ст. 93 ФЗ 44-ФЗ (общий объем не может превосходить либо 2 млн. руб., либо 5% СГОЗ и в сумме не более 50 млн. руб.).
4. Для расчета объема ТРУ, закупаемых у ЕП согласно п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ 44-ФЗ (общий объем не может превосходить либо 5 млн. руб., либо 50% СГОЗ, в сумме он не должен превышать 30 млн. руб.).
5. Для расчета объема закупок посредством запроса котировок (объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% СГОЗ, и эта сумма не должна быть больше 100 млн. руб.).
Основные правила расчета СГОЗ
Формула состоит из следующих компонентов:
1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
2. Цена контрактов, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
3. Цена оформленных в нынешнем году контрактов, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах, — включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.
При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие расходы:
— заработная плата, командировочные выплаты сотрудников;
— средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет;
— на возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности;
— средства предназначенные для закупок в рамках ФЗ №223-ФЗ;
п. 17: электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 ФЗ №44-ФЗ требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
п. 18: оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 ФЗ №44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок — РП РФ №1451-р от 13.07.2018г.;
п. 19: специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 ФЗ №44-ФЗ требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
п. 20: оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 ФЗ №44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов специализированных электронных площадок — РП РФ №1451-р от 13.07.2018г.;
+ ч. 2 ст. 3 Понятие «банковская гарантия» используется в значении, указанном в ГК РФ (изменения с 01.07.2019г.):
Ст. 368 ГК РФ:
По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Тема 4. Субъекты контрактной системы, их правовой статус. «Двойной режим» закупок
Субъекты (участники) КС:
1. Заказчики:
1.1. Государственные:
— Государственный заказчик (п. 5 ст. 3 ФЗ №44-ФЗ);
— Государственный орган (в т.ч. орган государственной власти);
— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
— Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
— Орган управления государственным внебюджетным фондом;
— Государственное казенное учреждение;
1.2. Муниципальные:
— Муниципальный заказчик (п. 6 ст. 3 ФЗ №44-ФЗ);
— Муниципальный орган;
— Муниципальное казенное учреждение;
1.3. БУ, АУ, ГУП/МУП, иные ЮЛ в случаях, предусмотренных ст. 15 ФЗ №44-ФЗ;
1.4. ЮЛ, на которые распространяется действие ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ;
1.5. Заказчики, на которых распространяется действие ФЗ №223-ФЗ, в случае невыполнения хотя бы одного из условий:
— несоблюдение годового лимита закупок у СМП (ч. 8.1 ст. 3 ФЗ №223-ФЗ);
— неразмещение отчета об объемах закупок у СМП в ЕИС до 01.02 года, следующего за текущим, либо размещение недостоверной информации в таком отчете (ч. 8.1 ст. 3 ФЗ №223-ФЗ);
— неразмещение в ЕИС утвержденного Положения о закупке или решения о присоединении к Положению в установленный срок (ч. 5.1 и 6 ст. 8 ФЗ №223-ФЗ).
2. Участники закупок:
ЮЛ (независимо от ОПФ, формы собственности, места нахождения, места происхождения капитала, кроме офшорных зон), ИП, ФЛ.
3. Уполномоченный орган (ст. 26 ФЗ №44-ФЗ).
4. Специализированная организация (ст. 40 ФЗ №44-ФЗ).
5. Эксперт/экспертная организация (п. 15 ст. 3 ФЗ №44-ФЗ).
6. Орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы — Министерство финансов РФ (ч. 1 ПП от 26.08.2013 г. №728).
7. Контрольный орган в сфере закупок — Федеральная антимонопольная служба РФ (ч. 2 ПП от 26.08.2013 г. №728).
8. Оператор электронной (специализированной электронной) площадки — п. 18, 20 ст. 3.
9. «Специализированный» банк — Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018г. №1451-р.
Особенности применения «двойного режима» закупок (ст. 15 ФЗ №44-ФЗ)
Изменения с 01.07.2019г. — ФЗ от 01.05.2019г. №71-ФЗ:
В случае, если законодательством РФ с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 ФЗ №44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ФЗ №44-ФЗ, то при их проведении положения ст. 14, 23, 28 — 30, 34, 35 ФЗ №44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Тема 5. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок, электронный документооборот
Единая информационная система (ЕИС) (ст. 4 ФЗ №44-ФЗ) введена в эксплуатацию — 1 января 2016 г. (Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 №36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»).
До ввода ЕИС в эксплуатацию информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащая размещению в соответствии с ФЗ №44-ФЗ в ЕИС, размещалась на официальном сайте РФ в единой информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru
(Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2013г. №913 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию»).
Федеральный закон от 31.12.2017г. №504-ФЗ внес изменения с 01.01.2018г.:
— п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ в новой редакции:
использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ;
— п. 4 ч. 1 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ утратил силу (подача заявок через ЕИС).
Порядок и правила функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами (ч. 2 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ) — ПП РФ от 23.12.2015г. №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (вместе с «Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок»)
Информационное наполнение ЕИС — ч. 3 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ:
1) планы закупок;
2) планы-графики;
3) информация о реализации планов закупок и планов-графиков;
4) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
5) информация о закупках, предусмотренную ФЗ №44-ФЗ, об исполнении контрактов;
6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
6.1) единый реестр участников закупок — с 01.01.2019г.;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
13) отчеты заказчиков, предусмотренные ФЗ №44-ФЗ;
14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) НПА, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 ФЗ №44-ФЗ;
16) информация о складывающихся на товарных рынках ценах ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 ФЗ №44-ФЗ запросах цен ТРУ;
17) иные информация и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено ФЗ №44-ФЗ, ФЗ №223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными НПА.
Анонс изменений с 01.04.2020г.:
ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об ИКЗ и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты) (п. 2 ч. 1 ст. 4 в новой редакции)
Распределение функций между органами исполнительной власти — ч. 4 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ
ПП РФ от 13.04.2017г. №442 на Федеральное казначейство возложены задачи:
— выработка по согласованию с Минфином РФ функциональных требований к ЕИС;
— ведение ЕИС в части поддержки ее пользователей.
— создание, развитие, ведение и обслуживание ЕИС;
— установление порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС;
— ведение единого реестра участников закупок (с 01.01.2019г. — ч. 46 ст. 112 ФЗ №44-ФЗ):
Приказ Казначейства России от 30.12.2015г. №26н «Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок»
Приказ Казначейства России от 30.12.2015г. №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25.03.2014 г. №4н»
Информация, содержащаяся в ЕИС (ч. 4—5 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ):
— общедоступна;
— предоставляется безвозмездно;
— не может быть государственной тайной;
— размещается на официальном сайте (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ).
ИС, интегрированные с ЕИС (ч. 7 — 12 ст. 3 ФЗ №44-ФЗ)
ПП РФ от 28.11.2013г. №1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с ЕИС, не допускается.
В случае несоответствия информации, размещенной в ЕИС и иных ИС, приоритет отдается информации, опубликованной в ЕИС.
ГИС, создаваемая в целях мониторинга действий, бездействия участников КС в ЕИС (ч. 13—14 ст. 4 ФЗ №44-ФЗ) — «Независимый регистратор»
Правительство РФ в целях эксплуатации ГИС определяет (ч.14 ст. 4):
1) ФОИВ, уполномоченный на обеспечение ее функционирования — Федеральное казначейство (ПП РФ от 26.04.2019г. №518);
2) порядок мониторинга (работоспособности) доступности ЕИС, ЭТП — ПП РФ от 28.07.2018г. №882 (вступает в силу 01.10.2019г.);
3) порядок фиксации действий/бездействия участников КС в ЕИС и на ЭТП — ПП РФ от 28.07.2018г. №883 (вступает в силу с 01.10.2019г.);
4) требования к эксплуатации ГИС — ПП РФ от 28.07.2018г. №881 (вступает в силу с 01.10.2019г.).
ГИС начинает функционировать с 01.01.2020г. (ч. 53 ст. 112 ФЗ №44-ФЗ) (изменения, вступившие в силу с 12.05.2019г. — ФЗ №71-ФЗ).
Организация электронного документооборота (ст. 5 ФЗ №44-ФЗ)
1) было до вступления в силу ФЗ №504-ФЗ:
— допускается обмен электронными документами посредством ЕИС;
— использование усиленной неквалифицированной электронной подписи;
2) стало после вступления в силу ФЗ №504-ФЗ:
— допускается обмен электронными документами посредством электронной площадки, специализированной электронной площадки, а в отдельных случаях — посредством ЕИС;
— с 1 июля 2018 года участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей (ч. 5.5. ст. 112 ФЗ №44-ФЗ).
Квалифицированные сертификаты ключей проверки ЭП, предназначенные для использования участниками КС (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами), создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям ФЗ от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об ЭП».
До 31 декабря 2018 года обеспечение участников КС, за исключением участников закупок, квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществлялось ФК (ч. 5.1. ст 112 ФЗ №44-ФЗ)
ВАЖНО! Информационное сообщение ЕИС от 29.10.2018г.: с 01.01.2019г. УЦ ФК продолжит обеспечение участников КС, за исключением участников закупок, сертификатами ключей проверки ЭП и средствами ЭП, в порядке, установленном Регламентом УЦ ФК — утв. Приказом ФК от 14.09.2018г. №261 (вступил в силу 01.10.2018г.).
Понятийный аппарат ФЗ №63-ФЗ (ст. 2):
Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Сертификат ключа проверки электронной подписи — электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат) — сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным ФЗ №63-ФЗ и иными принимаемыми в соответствии с ним НПА, и созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
Ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи.
Ключ проверки электронной подписи — уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи.
Виды электронной подписи (ст. 5 ФЗ №63-ФЗ):
— простая;
— усиленная (квалифицированная или неквалифицированная).
ВАЖНО! В ФЗ №63-ФЗ не дано однозначного запрета на передачу подписи. По сути, решением этого вопроса занимается сам владелец ЭЦП.
Участники электронного взаимодействия — осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане (ст. 2 ФЗ №63-ФЗ).
При использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны (ст. 10 ФЗ №63-ФЗ):
1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;
2) уведомлять УЦ, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;
3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.
ВАЖНО! Электронная подпись — это аналог собственноручной. Она служит идентификатором владельца. Если отдать ЭП другому человеку, а он подпишет документ, с которым вы не согласны, то оспорить это решение не удастся.
Модельный закон «Об электронной цифровой подписи» (Принят в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16—10 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Статья 22.
1. Лица, неправомерно использующие электронную цифровую подпись другого лица, включая неправомерное получение закрытого ключа и (или) проставление электронной цифровой подписи другого лица без должных полномочий, несут уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Тема 6. Контрактный управляющий. Контрактная служба. Комиссия по осуществлению закупок. Специализированная организация
Контрактная служба / контрактный управляющий (ст. 38 ФЗ №44-ФЗ)
Условия создания контрактной службы:
1) СГОЗ> 100 млн. руб.;
2) наличие Положения (регламента), разработанного и утвержденного на основании Типового положения (регламента).
Типовое положение (регламент) — Приказ МЭР РФ от 29.10.2013г. №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».
При СГОЗ ≤ 100 млн. руб. и отсутствии контрактной службы назначается контрактный управляющий.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование ИЛИ дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
НО: обращаем внимание на профстандарты.
Функции и полномочия контрактной службы / контрактного управляющего:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают ЕИС план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные ФЗ №44-ФЗ.
Контрактным управляющим может быть только работник заказчика (Письмо Минфина России от 07.11.2017г. №24-01-09/73185)
ВАЖНО! Контрактный управляющий — это не должность, а должностное лицо, наделенное определенными обязанностями!
ВАЖНО! Если осуществлением закупок занимаются не уполномоченные на это работники без указания соответствующих функций в трудовых договорах/должностных инструкциях, такое действие может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст.5.27.1 КоАП РФ, —
влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей
(ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Комиссия по осуществлению закупок (ст. 39 ФЗ №44-ФЗ)
Комиссия по осуществлению закупок — создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением закупки у ЕП) на основании РЕШЕНИЯ.
Виды комиссий:
≥ 5 чел. — конкурсная/аукционная/единая;
≥ 3 чел. — котировочная/комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
Комиссия правомочна принимать решения, если:
— кворум — более 50%.
— в составе> 50% лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Членами комиссии не могут быть физические лица:
— которые были привлечены в качестве экспертов (внешних);
— лично заинтересованные в результатах определения поставщиков;
— подавшие заявки или состоящие в штате организаций, подавших такие заявки;
— на которых способны оказать влияние участники закупки;
— состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками;
— непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок (должностные лица контрольного органа в сфере закупок).
Специализированная организация (ст. 40 ФЗ №44-ФЗ):
— может быть привлечена заказчиком на контрактной основе для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) от имени ЗАКАЗЧИКА;
— наряду с заказчиком несет солидарную ответственность за вред, причиненный участнику закупки в результате незаконных действия специализированной организации;
— не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет свои функции.
ЗАКАЗЧИК осуществляет:
— создание комиссии по осуществлению закупок;
— определение НМКЦ;
— определение предмета и иных существенных условий контракта;
— утверждение проекта контракта;
— утверждение документации;
— подписание контракта.
Тема 7. Совместные и централизованные закупки
Совместные конкурсы и аукционы (ст. 25 ФЗ №44-ФЗ):
— вправе проводить 2 и более заказчиков при закупках одних и тех же ТРУ;
— организатор — уполномоченный орган (ст. 26 ФЗ №44-ФЗ), уполномоченное учреждение или 1 из заказчиков;
— между организатором и остальными заказчиками заключается соглашение;
— стороны соглашения несут расходы на организацию совместного конкурса/аукциона пропорционально доле НМЦК;
— контракт с победителем заключается каждым заказчиком самостоятельно;
— в случае признания конкурса/аукциона несостоявшимся принятие решения заключить контракт с единственным поставщиком и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов — Постановление Правительства РФ от 28.11.2013г. №1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов»
Информация о совместных закупках отражается в ЕИС в т.ч. на этапе планирования в плане-графике.
Централизованные закупки (ст. 26 ФЗ №44-ФЗ)
В целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами
а) могут быть созданы уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков
ИЛИ
б) полномочия могут быть возложены на
уполномоченный (-ые) орган (-ы) /уполномоченное (-ые) учреждение (-я), а именно на:
— государственный орган;
— муниципальный орган;
— казенное учреждение;
— несколько таких органов/учреждений
на основании РЕШЕНИЯ о создании/наделении полномочиями
(определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов с заказчиками)
(те, на которых возложили полномочия, ВПРАВЕ руководствоваться СОГЛАШЕНИЯМИ между субъектом РФ и муниципальным образованием).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ возлагать на уполномоченный орган задачи (это делают ЗАКАЗЧИКИ):
— обоснование закупок;
— определение условий контракта;
— определение НМЦК;
— подписание контракта.
Информация о централизации отражается в ЕИС в т.ч. на этапе планирования в плане-графике.
Исключения:
1. Президент РФ, Правительство РФ могут возложить полномочия:
— на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких ФОИВ, федеральных КУ и БУ;
— на планирование закупок;
— на определение поставщиков;
— заключение госконтрактов;
— исполнение госконтрактов, включая приемку результатов и обеспечение их оплаты для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных КУ и БУ
на:
— федеральный орган исполнительный власти;
— федеральное КУ;
— несколько таких органов/учреждений.
Пример — Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. №658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» — полномочия возложены на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и на Федеральное казначейство.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация могут возложить полномочия:
— на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта РФ, КУ и БУ субъекта РФ, муниципальных органов, муниципальных КУ и БУ;
— на планирование закупок;
— на определение поставщиков;
— заключение государственных и муниципальных контрактов;
— исполнение государственных и муниципальных контрактов, включая приемку результатов и обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта РФ, КУ субъекта РФ, ОМС, МКУ
на:
— орган исполнительный власти субъекта РФ;
— КУ субъекта РФ;
— муниципальный орган;
— МКУ;
— несколько таких органов/учреждений.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями:
— ПП РФ от 08.06.2018г. №658;
— Приказ Россельхознадзора от 25.01.2017г. №51;
— Приказ Казначейства России от 18.01.2017г. №2н;
— Приказ Министра обороны РФ от 23.08.2012г. №2450;
— Приказ Росжелдора от 21.09.2017г. №362;
— Распоряжение Росавтодора от 02.02.2016г. №141-р.
Тема 8. Организация внутреннего документооборота, связанного с закупочной деятельностью учреждения. Одобрение крупных сделок. Применение типовой закупочной документации, типовых контрактов
Рекомендуемый перечень локальных НПА учреждения:
1) приказ о назначении контрактного управляющего/регламент контрактной службы;
2) должностные инструкции контрактного управляющего/членов контрактной службы, приведенные в соответствие с положениями действующего законодательства РФ о КС;
3) порядок использования и хранения сертификата (-ов) ключа электронной подписи;
4) приказ об утверждении состава закупочной комиссии + регламент ее работы;
5) приказ (-ы) об утверждении/ о внесении изменений в ПЗ и (или) ПГ;
6) регламент взаимодействия между службами заказчика (возможно утверждение форм заявок на приобретение ТРУ);
7) соглашение (-я) о совместных конкурсах и (или) аукционах;
8) соглашение (-я) о проведении централизованных закупок;
9) приказ о назначении лиц, ответственных за приемку продукции, + регламент их работы /положение о приемочной комиссии;
10) порядок проведения экспертизы силами заказчика + приказ о назначении лиц, ответственных за проведение такой экспертизы;
11) порядок согласования крупных сделок.
Одобрение крупной сделки — ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» — ч. 13 ст. 9.2 — для бюджетных учреждений
Крупная сделка может быть совершена БУ только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя БУ.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок,…при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов БУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом БУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка… может быть признана недействительной по иску БУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя БУ. Руководитель БУ несет перед БУ ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований…,независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Правительство РФ вправе (ч. 5 ст. 24.1):
1) определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах;
2) установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методичка «закуписта» (контрактная система). 44-ФЗ – это наше все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других