Никогда

Людмила Бержанская, 2018

Эта пьеса о любви длиной в жизнь, о горьких превратностях судьбы и о личной свободе.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Никогда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Действующие лица:

Оля — Высокая, статная, очень хороша собой. С красивыми длинными волосами. 42 лет.

Артем — Высокий. О таких говорят: красавец. Спортивный, энергичный. 50 лет.

Их дочь — 16 лет. Высокая, крупная, красивая девушка. Выглядит лет на 20.

Олег, Леонид, Лида — приятели Оли.

Занавес не раскрыт. Выходит мужчина лет пятидесяти с небольшим. Он элегантен, он красив. В нем остатки былой уверенности в себе. Старается скрыть, что подавлен, растерян, старается говорить спокойно с достоинством.

Артем: Я хочу рассказать вам об одном вечере. Всего одном, который расколол мне жизнь, он не расставил все точки над “и”, он пригвоздил. В общем, все значительно проще. Мне шестой десяток, а я не знаю, как жить.

Уходит.

АКТ I

Занавес раскрывается.

Очень средне обставленная комната.

Заходит Оля, включает свет, входят Лида, Олег, Леонид.

Занавес раскрывается.

Очень средне обставленная комната.

Заходит Оля, включает свет, входят Лида, Олег, Леонид.

Оля: Заходите, ну, чего вы стали на пороге? Олег, Ленечка, Лида, заходите.

Олег: Сейчас, не спеши (пауза). Молодец ты, все-таки, Ольга, какая ты молодец.

Лида: По поводу чего молодец?

Олег: По поводу похода в театр. На все находится время, а в театр — вечно какие-то проблемы.

Леонид: Пьеса-то хорошая, но уж очень далека от оптимизма.

Олег: Не понял? А жизнь тебе дает много повода для него, родимого, то бишь, оптимизма?

Лида. Мне очень понравилась актриса, которая играла главную героиню. Хоть и говорят, что актер, скорее всего, в жизни не такой, как его герой на сцене, но глупая женщина не потянула бы такую роль.

Оля: Я смотрю, не жалеете, что я вас вытащила в театр?

Олег, Лида, Леонид: (Чуть ли не хором). Да, что ты? Молодец. Благодарность огромная.

Оля: (Обращается к Лиде). Лид, а тебе, по-женски, не грустно слышать еще раз истину о том, что самая большая плата в жизни за большую любовь?

Леонид: (Ему, видимо, давно и безнадежно нравится Оля). Странно, но ведь любовь самое сильное человеческое чувство, а приносит столько страданий (пауза). Но и этого мало — нужна еще и расплата.

Лида: В жизни полно пессимизма, в театр приходишь — та же картина.

Олег: А что, разве пьеса не о жизни? Давай, тогда пойдем на фантастический фильм об инопланетянах.

Лида: К чему эти крайности?

Оля: Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы через неделю пойти еще раз?

Леонид: Какое сегодня число?

Лида: Двадцать третье.

Леонид: Значит тридцатого? Давайте завтра посмотрим, созвонимся и решим.

Оля: Но завтра будет завтра (оборачиваясь к Лиде). А ведь, вчера Артему исполнилось пятьдесят.

Лида: Господи, ну, ты ведь умная баба: реальная, трезво смотрящая на все. Откуда этот непонятный романтизм? Его уже давно нет в твоей жизни.

Оля: А малая?

Лида: Но ты же понимаешь, что она только твоя?

Оля: Понимаю. Вот уже столько лет понимаю. Но дети без мужчин не рождаются.

Олег и Леонид в это время тихо переключают каналы телевизора.

Лида: (Решила больше не продолжать разговор). Ребята, пошли. Завтра всем на работу.

Леонид: А как на счет чая?

Лида: Не будем.

Оля: Ребята, не обессудьте.

Раздается телефонный звонок. Оля подходит к телефону.

Оля: Алло (пауза). Я вас не слышу (пауза). Не слышно (обращаясь ко всем). Извините. Наверно, барахлит телефон.

Лида: А может, ошиблись номером?

Оля: Нужно будет, перезвонят.

Опять раздается телефонный звонок.Оля берет трубку.

Оля: Алло.

Все молча прощаются. Оля кладет трубку. Олег, Лида, Леонид уходят. Оля идет их проводить. Не переодеваясь, звонит по телефону.

Оля: Алло, добрый вечер, вы там надолго? Светик, скажи моей красавице, что я уже дома (пауза). Ладно, не засиживайтесь допоздна (пауза). Хорошо, досмотрите, пусть позвонит.

Вытаскивает из сумочки театральную программку и очень внимательно перечитывает. Раздается телефонный звонок.

Оля: (Подбегая к телефону). Алло, я слушаю (в телефоне молчание, удивленно). Я вас не слышу.

Артем: Алло!

Оля: (Удивленно, с некоторой дрожью в голосе). Я вас слушаю.

Артем: Алло (молчание).

Артем: Алло (молчание).

Оля: (Пауза). Я вас не слышу (пауза). Артем? (пауза) Ты? (пауза) Боже мой! (пауза) Алло.

Долгое молчание.

Артем: Оля? (молчание)

Артем: Оля?

Оля: Ты? (молчание)

Оля: Ты?

Молчание.

Артем: Оля! Да, это я, Оля (пауза). Ты меня слышишь?

Оля: (Молчание). Да.

Артем: Ты занята? (пауза) Я могу поговорить с тобой?

Оля: Я слушаю.

Артем: Мне позвонить завтра?

Оля: Я тебя слушаю. Ну, говори же.

Артем: (От неожиданности не знает с чего начать). Уже темно. Правда, еще не поздно.

Оля: Поздно.

Артем: Ты устала?

Оля: Я слушаю.

Артем: У тебя нет желания меня слушать?

Оля: Есть.

Артем: А видеть?

Оля: Есть.

Артем: Я так давно не видел тебя.

Оля: Я тоже.

Артем: Хочу представить.

Оля: И не можешь?

Артем: Нет, не то. Передо мной не образ, а чувство.

Оля: Как это?

Артем: Очень просто: оно, оказывается, не уходит, не теряется, не забывается (пауза) — оно прячется (пауза).

Оля: Интересно.

Артем: Я только сейчас понял: оно прячется, сохраняя себя.

Оля: А я вижу тебя.

Экран. На экране городской телефон, сумерки, мало прохожих, но все это второй план. На первом плане Он.

Оля: Ты стоишь в уютном тихом переулке, тебе легко говорить — нет прохожих. Можно начать диалог, больше склонный к монологу.

Артем: Ты права. Городские телефоны укрепляют чувство одиночества, но, правда, дают иллюзию освобожденности (небольшая пауза). Оля, пригласи меня.

Долгая пауза.

Оля: Сейчас?

Артем: (Настойчиво). Да.

Оля: Я жду.

Артем: Я сейчас.

Оля начинает что-то убирать в комнате, идет открывать дверь квартиры, включает телевизор. Раздается звонок.

Оля: (Повернувшись к двери, говорит громко). Заходи, открыто.

Входит Артем. В руках у него красивый букет и торт. Чувствуется, что зашел человек, уверенный в том, что ему рады.

Артем: Ну, здравствуй!

Оля: Еще раз. Присаживайся (с иронией). Давненько не виделись. Надо же.

Артем подходит к столу, открывает коробку с тортом.

Артем: (Говорит тоном почти хозяина, он привык, что ему всегда рады.) Девушка, где у вас ваза для цветов и чашечки для чая? Ты пригласила меня на чай, ты же знаешь, что чай очень сближает.

Оля: (С некоторой настороженностью). Ну, чай, так чай (выходит).

Артем: (Кричит ей в кухню). Знаешь, я не ехал, я шел по улице, у меня было чувство, что я бреду без цели и адреса (дальше говорит тише, как бы, для себя). Как хорошо быть наедине с самим собой. Это не одиночество — это наедине, когда взгляд в никуда или в себя. И так уютно душе (пауза). Ведь, по большому счету, нас так мало интересует в жизни, всего две вещи: звездное небо над головой и мир внутри нас (пауза, нетерпеливо, громко). Оля, за это время можно нагреть уже два чайника.

Оля: (Входит, говорит спокойно). Ты не разлюбил хорошее вино? Я искала бутылку муската.

Артем: Нет. Какой я болван. Торт придумал, а вино, честно говоря, постеснялся. Извини. Старею, не все понимаю.

Оля: (Как бы, продолжает). Или кокетничаю. Ладно. Я с удовольствием выпью с тобой хорошего вина. Правда, с удовольствием (уходит).

Артем: (Как бы, продолжая мысли вслух, ходит по комнате). Хорошая вещь, широта интересов — только, ведь, это не более, чем цивилизованное любопытство. Вот так, идешь медленно-медленно, споришь с самим собой, обвиняешь и одновременно объясняешь, возвращаешься к началу и доходишь, почти, до тупика, и опять возвращаешься к себе, ругая и оправдывая, а, главное, никогда не извиняешься.

Входит Оля с чайником. Артем продолжает. Такое впечатление, что Оля должна была слышать все предыдущее. Артем садится в кресло.

Артем: Я думаю: вот проходит время, скорее всего справедливое время, которое ставит все на свои места, все участники событий высказываются вслух или исподтишка, и видишь, что та самая мелочь, которую, считаешь, никто не заметил, оказалась главной и решающей, и вся твоя правота нужна только для оправдания собственной гордыни. И продолжаешь успокаивать себя, и успокаиваешься.

Оля: (расставляя чашки). О чем это ты?

Артем: Да, так. Мысли вслух.

Оля: (продолжая накрывать стол). Не пойму: то ли оправдываешься, то ли каешься.

Артем: Ты права. Я и оправдываюсь, и каюсь.

Оля: (Поворачиваясь к нему). Знаешь, я, ведь, до сих пор помню, как ты говорил: ”Самая большая правда говорится во имя лжи”.

Артем: Могу дополнить. Французы говорят: “Говорите правду, говорите много правды, говорите столько правды, сколько от вас никто не ожидает, но только не вздумайте говорить всю правду” (пауза). Нет, Олечка, это не ложь. Просто, ты попала на откровенное отдохновение души (пауза). Ну, давай, садись. Будем пить чай и откровенничать.

Оля: А ты умеешь?

Артем: Нет.

Оля: Хотя, здесь можно: никто не видит, никто не слышит (садятся за стол).

Артем: За встречу (пьют вино, Оля встает, начинает разливать чай). Меня вчера покинули 50 лет. Они уже не мои.

Оля: Я помню. Прими мои соболезнования.

Артем: Сегодня начинается обратный путь — похоже, он будет быстрее.

Оля: А что ты хотел?

Артем: Понимаешь, вчера, среди тех, кого хочется считать близкими, я промолчал весь вечер. Я вспоминал, я горевал, я прощался с надеждами, и кажется, увидел свой предел (пауза).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Никогда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я