Привычка гения. Как одна привычка может полностью изменить вашу работу и вашу жизнь

Лора Гарнетт, 2019

Автор этой книги – ведущий бизнес-консультант, разработчик стратегий эффективности и лектор TEDx, за годы сотрудничества с крупнейшими компаниями (Capital One, Pandora, LinkedIn…) пришла к твердому убеждению, что каждый человек в чем-то гениален и что работа может и, более того, должна приносить радость и удовлетворение. Ключ к успеху – в самопознании: если выявить свои уникальные способности и научиться применять их чаще, добиться впечатляющих результатов будет легко. Вооружившись «привычкой гения» и трекером продуктивности – уникальным инструментом, разработанным Лорой Гарнетт, – вы шаг за шагом построите карьеру своей мечты! «Возможно, вы испытываете то же, что испытала и я на пути к карьере мечты. Возможно, работа вас не устраивает. Возможно, вы чувствуете, что не раскрываете свой потенциал. Возможно, вы пытаетесь стать кем-то другим. Моя цель – помочь вам осознать, кто вы есть на самом деле, и усвоить одну привычку, которая принесет вам ощущение счастья от работы и гарантирует успех». (Лора Гарнетт) В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Привычка гения. Как одна привычка может полностью изменить вашу работу и вашу жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Новая возможность

1

Вы уже гений

Вопрос: применяете ли вы свое уникальное мышление в работе?

Гениальный план: разберитесь в привычке гения и приступите к делу

Вам, возможно, говорили, что быть гением означает обладать исключительным умом и доказывать собственной продуктивностью и квалификацией, что вы уникальный талант, что бы вы ни делали — выступали на сцене, руководили командой специалистов, заключали сделки или проводили хирургические операции. Конечно, думая о гении, многие люди подразумевают Эйнштейна, но и многих известных людей нашего времени тоже можно охарактеризовать этим словом. Стив Джобс был гением, потому что понял, что дизайн продукта играет важнейшую роль в его разработке. Бейонсе — гений музыки и маркетинга, потому что нашла уникальный способ продвижения собственного альбома Lemonade, который стал продаваться огромными тиражами. Джордж Лукас — гений, потому что придумал вселенную «Звездных войн». Все эти люди обладают выдающимся талантом и многого достигли в своей сфере, что привело их к успеху, о котором многим из нас приходится лишь мечтать, и потому для нас они гении.

Притом что словарное определение гения как выдающегося и неповторимого таланта верно́, я считаю, что стоит пересмотреть идею гениальности и воспринимать ее как нечто более доступное. Развивая собственную карьеру и помогая людям прийти к невероятному успеху в работе, я обнаружила, что каждый человек — уникальный гений. Ваш гений — это особый способ мышления и решения проблем, которым вы уже обладаете. Он больше характеризует ваш подход к работе, чем саму работу. Когда у вас появится возможность применить возможности своего гения в работе, вы обнаружите, что это в корне меняет всю ситуацию. Вы поймете, при каких обстоятельствах вы работаете лучше всего, направите эту энергию на свою обычную деятельность и увидите, что та становится захватывающей и превращается из скучной обязанности в источник радости.

Из этой книги вы узнаете, что достучаться до своего гения в меньшей степени означает изменить себя и в большей — развить таланты, которыми вы уже одарены, и с их помощью начать действовать максимально эффективно. Будьте уверены, что ваш гений в том, с чем вы уже знакомы, но сами этого не подозреваете. Я помогу вам найти его и применить в работе с максимальной пользой. Как только вы ясно определите своего гения и научитесь его подпитывать, вы сможете обрести исключительную способность выполнять самые разные задачи и использовать своего гения в любой области, чтобы выстроить карьеру, которая поможет вам полностью раскрыть свой потенциал.

Например, одна моя клиентка открыла свой гений, осознав, что чаще всего она чувствовала себя в ударе тогда, когда ей приходили в голову новые идеи и она подбирала слова, чтобы донести их до всех остальных. Поскольку я уверена, что определять свой гений конкретной фразой весьма полезно, мы назвали ее талант Архитектором идей и информации. Мы разработали стратегию, помогавшую ей проводить больше времени, придумывая что-то новое. В результате стоило нам осознанно определить ее гения и найти ему регулярное применение в решении рабочих задач, ее вовлеченность и уверенность в себе возросли. Зная, какая работа ее радует и дает наилучший результат, она смогла понять, откуда к ней придет успех, и, что еще лучше, ей не пришлось приобретать новые навыки или менять врожденные склонности. Ключ к успеху и счастью уже был у нее в руках.

Хотя традиционное определение гения подразумевает, что вы либо гениальны, либо нет, по моим наблюдениям, ваш гений — не постоянная величина: ее можно развивать и совершенствовать со временем. Я считаю, что врожденная человеческая гибкость и способность к росту и развитию доказывает, что каждый из нас по-своему гениален. Нам нужно лишь определить сильнейшие стороны своего мышления, разглядеть их в себе, применить в новых ситуациях и выработать привычку обращаться к ним в повседневной жизни. Когда вы начинаете искать именно ту работу, которая позволит вам применить ваш гений, это означает, что привычка гения уже почти сформировалась.

Привычка гения

Привычка гения появляется, когда вы знаете, как заставить лучшие аспекты вашей личности работать на вас и как включать поведение, ориентированное на достижение успеха. Эта привычка гарантирует, что вы всегда будете понимать, что делаете и зачем. Я изучила десятки концепций и методов повышения продуктивности, многие из которых казались полезными, но часто спрашивала себя, возможно ли применить любой из этих методов к абсолютно любому человеку, выполняющему любую работу. На мой взгляд, в этих стратегиях повышения эффективности отсутствовало настоящее понимание рутинной офисной жизни на уровне деталей. Кроме того, я не видела четкой взаимосвязи между моими личностными качествами, моим поведением и решениями, которые я принимаю. Я разработала привычку гения, чтобы учесть эти важные моменты, и обнаружила, что это повысило мою продуктивность на работе и дисциплинированность, помогло лучше узнать себя и полностью изменило мои представления о работе. Как только я осознала, что использование способностей моего гения на уровне привычки обеспечивает мне невероятную продуктивность, то поняла, что мне пришла в голову идея, которая помогла бы практически каждому стать счастливее и добиться больших успехов.

Люди формируют привычки неосознанно, идя по пути наименьшего сопротивления. Это помогает мозгу функционировать эффективнее. По словам Чарльза Дюигга, автора книги «Сила привычки» (The Power of Habit), в основе каждой привычки лежит простая нейрологическая петля[1]. Эта петля состоит из трех частей: сигнала, шаблона и награды. Сигнал дает мозгу инструкцию запустить автоматическую реакцию, которая создает физический, эмоциональный или ментальный шаблон, ведущий к награде. Например, у меня есть привычка пить кофе по утрам. Мой сигнал — проснуться и идти на кухню. Шаблон — сварить кофе, отмерив нужное количество молотых кофейных зерен и добавив воды, и все это время с нетерпением ждать, когда я смогу его выпить. Награда — немедленный прилив энергии, который я ощущаю, пока пью из чашки превосходный горячий напиток. Поскольку эту последовательность действий я повторяю каждое утро, мне больше не требуется обдумывать каждый этап процесса. Я не шарю вслепую в поисках кофе или кружки, потому что, когда совершаю все движения этой петли привычки, мой мозг работает на автопилоте.

Разумеется, есть петли сложнее, чем приготовление кофе, и вы можете даже не осознавать, что формируете какую-то привычку в работе, особенно вредную. Так, например, вредная привычка постоянно проверять электронную почту, вместо того чтобы сосредоточиться на продуктивной работе, широко изучена, и все знают, что преодолеть ее непросто. Заглядывать по утрам на кухню за пончиком, устраивать каждый день унылые обеды за рабочим столом, сплетничать с коллегами — дурные привычки на рабочем месте, которые сразу приходят в голову, но можно копнуть значительно глубже. Можно считать, что попытка сохранить существующее положение дел, потому что любые изменения кажутся слишком сложными или выбивают из колеи, — как, например, когда мы остаемся на осточертевшей работе, хотя и знаем, что она нам не подходит, — тоже в своем роде дурная привычка. В этом случае сигналом может послужить ощущение, что что-то идет не так: работа скучна, конструктивную обратную связь, которую вы получили в последнем отчете, сложно воспринимать, или же вы потеряли мотивацию. Переход к шаблону происходит, когда вы пытаетесь найти причину своих неприятных ощущений и вините во всем тех, кого обвинить кажется убедительным: своего руководителя, коллег или другие внешние факторы. Награда? Вы делитесь своими чувствами с коллегами, и они подтверждают ваши мысли. Они могут ощущать ту же скуку или быть так же разочарованы, что приносит вам облегчение, потому что вы не одиноки в своих переживаниях. В конце концов, все ведь так и должно быть, правда?

Когда вы формируете у себя вредную привычку принимать работу, которая вас совершенно не вдохновляет, как должное и застреваете на ней, неприятные переживания, связанные с работой, начинают казаться нормальными, и вы считаете это само собой разумеющимся всякий раз, когда делитесь переживаниями с теми, кто плывет с вами в одной лодке. Застряв в этой петле, вы можете думать, что сменить компанию — единственный способ избавиться от привычки работать там, где вам работать не нравится, но стресс и хлопоты, связанные с поиском новой должности, могут слишком пугать, и вы остаетесь во власти дурной привычки.

Тенденция формировать вредные привычки может присутствовать и на более глобальном уровне планирования карьеры. Сигнал появляется, когда работа начинает вызывать недовольство, и, возможно, наступает время для следующего шага, но вы не знаете, какой должна быть ваша новая роль. Шаблон — когда вы ищете новую вакансию и спрашиваете совета у всех, до кого дотянетесь, а потом слепо следуете тому, что вам скажут. Награда приходит, когда наступает кратковременное облегчение, и ваша тревога ослабевает, потому что вы предприняли действия, которые вам посоветовали предпринять. Привычка возобновляется, когда у вас начинаются те же проблемы, что и на предыдущей работе. Хотя вы последовали всем советам, которые вам дали, и выбрали вариант, который на первый взгляд казался лучше, вам в конце концов станет ясно, что новая работа тоже не приносит удовольствия и не вдохновляет. Эта дурная привычка менять место, не понимая толком, что именно вас не устраивает или какая работа сделает вас счастливее, — одна из тех, с которой сталкиваются многие, и она помогает поддерживать культурный стереотип, что работа не может да и не должна быть одной из самых приятных составляющих жизни.

Если эти сценарии кажутся вам знакомыми, то пришло время сформировать новую привычку. Я знаю тех, кто любит свою работу, и успешнее всего трудятся те, кто часто прибегает к помощи своего гения и вырабатывает верные линии поведения, позволяющие расти и учиться, какие бы препятствия ни возникали на их пути. Когда они получают сигнал, что их работа не вполне им подходит — будь то скука или ощущение, что продуктивность упала ниже их стандартов, — они формируют новый шаблон, который позволит им получать совершенно иную, куда более ценную награду.

Я дам вам инструменты, которые помогут избавиться от вредных привычек и заглянуть вглубь собственной личности, чтобы найти источник настоящего счастья и успеха на карьерном пути. Основа этого нового шаблона — разработанный мною инструмент, трекер продуктивности. Трекер содержит вопросы, которые помогут вам, во-первых, понять истинные причины ваших проблем с работой, а во-вторых, определить, что же на самом деле важно для вас на пути карьерного роста. Кроме того, трекер поможет вам разобраться, какие аспекты работы вам удаются лучше всего, а также чаще задействовать их в ежедневной работе. Как только вы осознаете свои проблемы, вы сможете их решить. Отслеживая свою продуктивность еженедельно на протяжении двух месяцев, определяя, когда ваш гений в ударе, и организуя свою работу таким образом, чтобы извлечь как можно больше пользы из собственных врожденных навыков и сильных качеств, вы сможете превратить эти процессы и модели мышления в полезную привычку, которая позволит применить способность вашего мозга изобретать кратчайшие пути и работать эффективнее. Это и есть привычка гения.

Практикуя привычку гения, вы обнаружите, что путь к успеху не так загадочен или сложен, как вам казалось. Счастье и удовольствие от работы — не вопрос удачи или правильной организации рабочего времени. Они приходят, когда вы формируете сильную привычку, которая день за днем приближает вас к желанному успеху.

Мысль о формировании новых привычек может внушать страх, — в конце концов, все мы знаем, как трудно начать делать зарядку или сесть на диету. Понимание процесса формирования привычки может стать серьезным шагом на пути к успеху. Авторы исследования, опубликованного в European Journal of Social Psychology, обнаружили, что в среднем привычка доводится до автоматизма за шестьдесят шесть дней — чуть больше двух месяцев[2]. Избавление от привычки или ее формирование подразумевает смену нейронных, или клеточных, связей в мозге. Каждый раз, когда вы повторяете определенное действие, происходит стимуляция и усиление определенной схемы нейронных связей. Если вы серьезно отнесетесь к выполнению упражнений, о которых я рассказываю в этой книге, и будете каждую неделю заполнять трекер продуктивности на протяжении шестидесяти шести дней, то сформируете у себя привычку гения, которая прослужит вам всю оставшуюся жизнь.

Как только привычка гения станет вашей второй натурой, у вас появится больше возможностей узнать и понять, почему ваша текущая работа скучна. Или, наоборот, увлекательна и приносит удовольствие. Это понимание принесет вам уверенность в себе и даст базовое знание о том, что мобилизация своего гения — ключ к достижению любых целей, которые вы себе наметите. Вы сможете изменить свой рабочий процесс, ориентируясь на свой гений, получить результат, который раскроет ваш потенциал, легко подняться по карьерной лестнице и, что важнее всего, достичь успеха быстрее, чем ожидали. Но самое главное, что, используя привычку гения, вы будете точно знать, что любите свою работу — каждый день.

Ознакомьтесь с трекером продуктивности, вашим новым инструментом для формирования привычки гения

Основная цель трекера продуктивности — помочь вам лучше узнать себя. С ним вы сможете понять, как использовать особенности вашей личности в ежедневной работе и добиться успеха. В двух словах, он позволяет отслеживать прогресс и контролировать формирование привычки гения. Можете считать задания, предлагаемые в этой книге, в сочетании с трекером продуктивности чем-то вроде ограждений на трассе. Эта информация предназначена для того, чтобы вы двигались вперед в верном для себя направлении. Сбиться с пути можно в любой момент, так что эта методика нужна, чтобы не потерять направление и чтобы вы могли выстроить шаблон своей петли привычки, благодаря которому блестящие результаты станут для вас обычным делом.

Трекер продуктивности появился, когда я работала с клиентами, помогая им выяснить истинные причины неприятных переживаний, связанных с карьерой. Я видела, что им сложно заметить и осознать те трудности, которые лежат в основе их проблем. Мой собственный опыт показал, что, когда я начинала скучать, работая на ту или иную компанию, и не понимала, почему это происходит, то, вместо того чтобы разобраться в себе, находила самую очевидную внешнюю причину: либо винила во всем своего руководителя, либо считала, что компания меня ограничивает или коллеги меня раздражают. Но, когда я начала еженедельно подмечать детали своей работы, это позволило мне сделать новые интересные выводы о собственной продуктивности. Я видела, что проблемы часто исходили от меня самой или возникали потому, что некоторые аспекты моей работы с самого начала расходились с моими лучшими качествами. Информация, которую я заносила в трекер, помогла понять, когда сменить курс, а когда, наоборот, сосредоточиться. Теперь я рекомендую трекер продуктивности клиентам, чтобы они могли убедиться, что, если что-то в работе пошло не так, с помощью этого инструмента им будет проще определить первопричину, изменить свое поведение и добиться лучшего результата.

Трекер нравится мне своей простотой. Работа с ним потребует от вас всего десять-пятнадцать минут в неделю. Вам нужно будет ответить на несколько простых вопросов, сформулированных на основе последних открытий в области психологии и научных исследований продуктивности. Ваши ответы позволят вам увидеть, что на самом деле происходит в вашей карьере, так что на каждый вопрос нужно отвечать максимально честно и подробно. Заполнив трекер, вы получите определенное количество баллов: проходя опрос еженедельно, вы сможете наблюдать за своими успехами.

Многие мои клиенты говорят, что такой простой мониторинг помог им сделать очень интересные выводы о своем поведении и тех поведенческих моделях, которые, к большой неожиданности для них, лежали в основе их проблем. Я наблюдала за людьми, регулярно заполнявшими трекер продуктивности, и видела, как это помогло им лучше разобраться в себе, понять, что тянет их назад, и яснее представить, что им нужно сделать, чтобы продвинуться дальше на пути к карьере своей мечты. Я тоже продолжаю заполнять трекер, и он помогает мне быстро обнаруживать проблемы, выравнивать курс по мере необходимости и лучше контролировать свою карьеру.

Вы обнаружите, что трекер — один из лучших способов подготовиться к процедуре оценки внутри вашей компании. Большинство компаний все еще ориентируются на устаревшую модель, согласно которой продуктивность вашего труда оценивают другие — скорее всего, ваш непосредственный начальник и, возможно, коллеги. Как и большинство людей, если вы получите положительную оценку своей деятельности, вы, скорее всего, не задумаетесь о результатах своего труда и не будете стремиться к значительным изменениям. Зачем бы вам это? Глубинной саморефлексией или размышлениями о целостной картине вы займетесь, только если что-то пошло не так и вы получили отрицательную оценку.

Если вы вырабатываете у себя привычку гения, вам не придется ждать внешней оценки вашей продуктивности, чтобы выяснить, насколько успешно вы работаете. Эта оценка будет производиться постоянно, и вы поймете, что, мобилизовав свой гений, вы лучше всего справитесь с поставленными задачами и определите, в какую сторону направить поиск, если вы расстроены или застряли на неподходящей вам работе. Вы сможете научиться определять, какая именно работа придется вам по душе и поставит перед вами задачи, которые поддержат вашу мотивацию и энтузиазм. Это знание вы сможете применить для движения по карьерной лестнице семимильными шагами.

Ознакомиться с трекером продуктивности вы можете в конце этой книги. Лучших результатов вы добьетесь, если будете заполнять его еженедельно на протяжении нескольких месяцев. В процессе вы увидите, как проявляются ваши поведенческие модели, и узнаете, как управлять ежедневной рабочей деятельностью максимально эффективно.

ЗАБУДЬТЕ О СВОЕМ IQ

Если вы изучаете, скажем, ядерную физику, то ваш гений может проявляться в том, как вы собираете данные и решаете глобальные проблемы, для чего могут потребоваться как прекрасное знание математики и физики, так и исключительно высокий IQ. Если вы работаете в другой области, это вовсе не означает, что вы не гений! Несмотря на то что высокий показатель IQ — признак высокого интеллекта, наше понимание его важности в качестве показателя успеха кардинально изменилось за последние несколько десятков лет. Сначала показатель IQ считали обязательным условием потенциального успеха, но теперь известно, что IQ — переменная, значение которой можно увеличить, приложив определенные усилия. Повышению IQ способствуют, в частности, выход из зоны комфорта, совершенствование навыков общения, изучение иностранных языков, здоровое питание и интенсивные физические нагрузки[3]. Это означает, что IQ не гарантирует профессиональный успех или его отсутствие. На самом деле практики, повышающие IQ, больше повлияют на вашу вероятность преуспеть, чем сам этот показатель.

Еще важнее знать, что само представление об IQ как о некой гарантии достижений в будущем полностью опровергнуто. Исследования Мартина Селигмана в области позитивной психологии продемонстрировали очевидную связь между позитивным мышлением и успехом[4], а исследование Кэрол Дуэк, посвященное мотивации, указало на то, что интеллект и уровень мастерства можно усовершенствовать, и стало своего рода библией для прогрессивно мыслящих людей и руководителей бизнеса. Я расскажу вам о самых удивительных и интересных выводах из этих исследований, которые перевернут ваши базовые представления о продуктивности, мотивации и успехе.

Смысл не в том, чтобы заниматься любимым делом, а в том, чтобы это было дело, для которого вы предназначены

Методы, о которых я рассказываю в этой книге, помогли мне и многим моим клиентам обрести интересную и осмысленную работу. Они дарят нам ощущение уверенности в своем профессионализме и защищают от страха перед будущим. Мы понимаем, что, несмотря на ряд неподконтрольных нам переменных — быстрые изменения в области технологий, отсутствие определенности в промышленной сфере и нестабильность экономики в целом, — мы держимся на плаву именно благодаря тому, что осознаем свои врожденные способности и свою цель.

Если вспомнить все то, что написано о цели, само ее понимание может показаться задачей невероятной сложности, ведь «цель» — это слово с огромной смысловой нагрузкой и для разных людей оно может иметь разное значение. Что же вы вкладываете в это понятие? Работу, подразумевающую благотворительную деятельность или ориентированную на достижение социальной справедливости? А может, работу, которая приносит удовольствие? Должна ли работа, обладающая целью, быть значимой?

Хорошая новость в том, что не нужно искать свою цель везде и всюду, потому что она у вас уже есть: вам нужно лишь установить с ней связь. Целенаправленная работа — это всего-навсего то занятие, которое, по вашему мнению, помогает вам самореализоваться. Это работа, связанная с тем, что я называю «определяющим эмоциональным конфликтом» — битвой, которую вы выиграли в какой-либо момент своей жизни, или проблемой, над решением которой продолжаете упорно работать. Если вы в состоянии выявить свой определяющий эмоциональный конфликт, то непременно сможете раскрыть свой потенциал, помогая другим людям с таким же конфликтом.

Мои клиенты часто обнаруживают, что их определяющий эмоциональный конфликт — не просто одномоментная трудность, с которой им пришлось столкнуться, а целая модель, которая периодически проявляется на протяжении всей их жизни. Так, например, мой определяющий эмоциональный конфликт состоит в том, что меня не замечают. Взрослея, я все время чувствовала, что отличаюсь от остальных членов семьи, потому что никто не понимает, кто я на самом деле. Этот конфликт преследует меня на протяжении всей жизни. Больше всего я расстраиваюсь, когда чувствую, что меня не замечают или что мои слова или мнение не принимают всерьез. Кроме того, я обнаружила, что работа, которая в полной мере раскрывает мой потенциал, связана с тем же определяющим эмоциональным конфликтом у других: я помогаю другим разглядеть самих себя и добиться, чтобы их увидели окружающие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Привычка гения. Как одна привычка может полностью изменить вашу работу и вашу жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Duhigg Ch. How Habits Work. URL: http://charlesduhigg.com/how-habits-work/.

2

Lally P., Van Jaarsveld C. H. M., Potts H. W. W, Wardle J. How Are Habits Formed: Modelling Habit Formation in the Real World // European Journal of Social Psychology, 2010. № 40. P. 998–1009.

3

Cassidy S., Roche B., Hayes S. C. A Relational Frame Training Intervention to Raise Intelligence Quotients: A Pilot Study // The Psychological Record, 2011. № 2 (61). P. 173–198.

4

Is a Happy Person More Successful at Work? // The Happy Manager. URL: http://the-happy-manager.com/articles/is-a-happy-person-more-successful-at-work/.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я