В романе писательница показывает судьбу молодой женщины на долю которой выпало испытание жить во времена конца 80-х начала 90-х годов двадцатого века в России. Героиню романа окружают разные люди, со своими достоинствами и недостатками и с каждым человеком приходится выстраивать отношения руководствуясь одним правилом, одним выбором между добром и злом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Белая краска» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Дети в коммунальной квартире подрастали, Наде и Славику исполнилось по семь лет, пора идти в школу. Школа находилась во дворе, хорошо, что ездить было не надо. Надя очень переживала перед первым сентября, как устроится ее жизнь в новом коллективе, какая будет учительница, трудно будет учиться или нет? Мучимая этими вопросами она почти не спала ночь перед первым сентября.
Утром мама нарядила ее в красивое коричневое платье с белым воротничком и белый, нарядный передник, две светло-русые косички подняли над головой и украсили большими, белыми бантами.
Все в это утро было непривычно, даже погода соответствовала лихорадочному настроению: то показывалось солнце, то накрапывал дождь. По случаю дождя торжественное открытие нового учебного года решили провести в спортивном зале. Бледная Надя несла в руках тяжелый портфель и букет Нарциссов, которые потом на линейке, тихонько ела от волнения, а после первого торжественного урока ее стошнило. Такой оказалась первая непосредственная реакция на учебу в школе, и она впоследствии подтвердилась. Многие из предметов, преподаваемых в школе, вызывали у нее тошноту, это же можно было сказать и о некоторых людях, с которыми приходилось учиться.
Сосед Славик попал в другой класс, а соседка Вика была старше на год и переехала с родителями в другой район. В квартире они часто играли вместе, во время игр Славик старался держаться солидно, понимая, что он мужчина и вести себя, как капризная девчонка ему не подобает. Он старался пройти спокойным шагом, лишний раз подумать, прежде чем совершить какую-нибудь шалость. А может быть, он себя так вел из-за слабого здоровья? У него были проблемы с глазами, приходилось носить очки, к тому же он заикался.
Рыжеволосая Вика тоже была не слишком игривой. С двух лет она уже начала читать и это осталось ее любимым занятием на всю жизнь. Чтобы уговорить ее поиграть в какую-нибудь активную игру, надо было очень постараться. Все считали, что из нее получится, по меньшей мере, профессор. Вика обладала большой любовью к чтению, но при этом громадной ленью, которая помешала ей впоследствии просто подойти к какому-нибудь институту и подать документы.
Надя с раннего детства понимала, что хороша собой. Об этом часто упоминали взрослые, гладя ее по светлой головке. И ей очень хотелось нравиться, особенно противоположному полу. Мужчины такие необычные, все у них по-другому! Она уже могла сравнивать Славика с другими мальчиками из садика. Это было не в его пользу. Он уступал им в смелости, силе и красоте, поэтому особого интереса не вызывал. Наде нравились два мальчика из садика. Их звали Герман и Андрей, уже сами имена заключали в себе много мужества. Вот это были настоящие мужчины! Они никогда не играли с девочками, всегда разговаривали басом и смотрели свысока, а если им хотелось показать какое-то внимание, то старались посильней дернуть за волосы или выкрутить руку. Надя по очереди влюблялась то в одного, то в другого, но без взаимности. Всякий раз, оказываясь с ней рядом, они старались показать, как им это неприятно; постоянно отворачивались и разговаривали сквозь зубы. Надя чувствовала, что они поступают так нарочно, пытаясь скрыть свою симпатию.
Жизнь среди большого скопления людей была привычна для Нади, сначала ясли, потом садик, а теперь и школа. В классе оказалось почти сорок человек! Все разом говорят, играют, дерутся, бегают — с непривычки можно было и растеряться. В первый день занятий первоклассников построили по росту. Надя оказалась предпоследней, самой последней была девочка Юля, напоминающая взъерошенную кареглазую птичку. Надя сразу поняла, что Юля не уступает ей ни в чем. Это обстоятельство вселило легкую ревность в ее маленькую душу. И впоследствии, эта ревность проявилась: на одном из уроков Юля испачкала нос чернилами, Надя это заметила, но Юле ничего не сказала. Один из одноклассников Рома, которому нравилась Юля, подойдя к девочкам на перемене, увидел это пятно. Рома постеснялся сам сказать Юле, что у нее испачкан нос, испугавшись, что она на него обидится. Тогда он с удивлением и укором посмотрел на Надю. От этого взгляда Наде стало не по себе; она почувствовала, что Рома понял — она молчит специально, чтобы Юля подольше ходила с грязным носом. Спохватившись, она быстро подошла к Юле и указала на испачканный нос. После этого случая Надя с Юлей остались подругами, а Рома стал относиться к Наде недоверчиво.
Глядя на других бойких и остроумных ребят, Надя понимала, что ей недостает внутренней силы и уверенности в себе. Эта неуверенность мешала развиться ее неплохим природным способностям. Еще в первом классе на уроке математики, учитель предложил найти правильное решение примера. Первым непосредственным порывом Надя нашла это нужное решение, но как всегда засомневалась в своих силах; она посмотрела в тетрадку к Юле, и списала с нее неправильное решение.
Каким горьким было ее разочарование! Оказывается, ее первое решение было верным! Этот случай заставил Надю задуматься о том, что больше нужно верить себе и иметь мужество поступить по-своему.
Учеба в школе складывалась поначалу неудачно; Наде недоставало усидчивости и терпения. Приходя после уроков домой, она отшвыривала портфель далеко в угол, включала телевизор, брала что-нибудь вкусное в холодильнике и так проводила время до вечера; иногда даже забыв переодеться. Или сразу уходила гулять во двор. Уроки делать было лень, но к вечеру хочешь — не хочешь, приходилось садиться; надо было держать ответ перед мамой. А маме после тяжелого трудового дня было сложно сосредотачиваться на уроках дочери, поэтому она часто верила Наде на слово, что все уроки сделаны. Хотя это было не так. Иногда мама вообще не появлялась дома. В такие вечера тоскливого ожидания у Нади портилось настроение, опускались руки; она могла делать только одно — сидеть на подоконнике и смотреть в темное окно — не появится ли мама?
Какое было счастье, когда мама приходила! И какое огорчение, если приходила пьяной… тут уже, точно было не до уроков и вообще не до чего. В такие моменты Наде самой нужно было заботиться о маме. Зачастую Тамара приходила не полностью одетой. Свою одежду она либо теряла, либо раздаривала своим «друзьям» по застолью. Она отличалась, какой-то бесшабашной щедростью по отношению к людям. Видимо это было продиктовано тайным желанием всем понравиться, неважно какой ценой (распространенная особенность мелких душ). Надя оглядывала маму с головы до ног, прикидывая, что же утрачено в этот раз? На ней не оказалось дорогой шубы…
Надя в отчаянии и слезах стала уговаривать мать не приходить домой так поздно и в таком состоянии! И где она потеряла свою шубу? На все это мать только глупо улыбалась и разводила руками, вполне довольная и счастливая…
Были вечера, когда Тамара приводила домой веселую компанию пьяных сослуживцев. Что тогда было делать Наде? Она пыталась уговаривать мать, плакала и кричала на гостей, чтобы они шли домой. Никто не обращал внимания на ее слова, кругом были пьяные лица и глупые ухмылки. Навязчивая девочка начала сильно надоедать и от пьяной толпы отделилась Елена — здоровая баба с узкими глазами и большим подбородком.
— Подожди Томочка! Я сейчас ее воспитаю! — она взяла за руку Надю и повела в ванную комнату. Она закрыла за собой дверь и злобно прошипела в лицо испуганной девочке.
— Зачем ты мешаешь матери развлекаться? — Ты еще ребенок и не можешь ей указывать! — она сильно стиснула руками худенькие плечи Нади и продолжила, — а если будешь мешать, я с тобой разберусь! — и ладонью ударила Надю по лицу, затем вышла и закрыла за собой дверь.
Надя в страхе, глотая горькие слезы, забилась в угол ванной и просидела там до тех пор, пока не утихли пьяные голоса.
Тамара потом уверяла дочь, что это больше не повторится, но все повторялось вновь. После таких маминых «праздников» Надя не могла уснуть и еще долго плакала в кровати. В школу приходилось ходить с опухшим лицом и тяжелой головой. Как тут сосредоточишься на уроках?!
В комнате Тамары на стене висела репродукция с картины Джорджоне «Юдифь», где изображена стоящая молодая женщина с мечом в руках, одной ногой попирающая отрубленную голову мужчины. Тамара увлекалась искусством и часто покупала альбомы и репродукции, ходила в музеи и картинные галереи. Она была привлекательной женщиной стремящейся к культуре и знаниям, несмотря на то, что выросла в глухой деревне. Мужчины постоянно вились вокруг нее, а придя в гости, видели эту картину и ужасались: «Томочка! — Неужели и ты такая жестокая женщина?!» Неизвестно, то ли страшная участь мужчины на картине их так пугала, то ли по каким другим причинам, но никто из них надолго не задерживался в обществе Томочки.
В один из вечеров, Надя, как обычно ждала маму с работы, мучимая страхом, а вдруг она опять не придет?! Она постоянно прислушивалась к стуку входной двери, и каждый раз ее сердце радостно подпрыгивало — наверно это пришла мама! Но это оказывалась очередная соседка. И когда она уже совсем было, отчаялась, услышала тихие шаги по комнате. Надя подняла голову и увидела темную, тихую фигуру мамы. Ей сразу показалось, что произошло что-то нехорошее. Она быстро подбежала к маме и пытливо, со страхом заглянула ей в глаза.
— Мамочка, что с тобой случилось!? — с тревогой спросила она.
Мама с тоской и болью посмотрела на дочь.
— Ты хотела бы иметь братика или сестричку?
Услышав такой вопрос, Надя сразу обрадовалась.
— Конечно! Это будет замечательно!
В ответ мама только криво улыбнулась, глаза опять наполнились слезами и тоской.
— Мамочка, зачем ты плачешь? — удивилась Надя, — пускай у меня будет братик или сестричка! — радостно продолжила она, — я буду их очень любить, и нам всем будет хорошо вместе!
— Но я одна не смогу вас вырастить двоих, — грустно ответила Тамара. Она опустила голову и больше ничего не прибавила. Надя тоже больше ничего не сказала. Она крепко обняла маму и поняла, что ничем не может помочь в этом горе. Только может показать, как сильно она любит и поддерживает маму! Отчаяние Тамары передалось и Наде, она стала тоже плакать. Заметив слезы дочери, Тамара постаралась взять себя в руки. Она улыбнулась и сказала, чтобы Надя не плакала, все у них будет хорошо!
Со временем все плохое забылось. Были счастливые выходные дни, когда Тамара была весь день дома, занималась хозяйством: мыла полы, готовила вкусную еду. А Надя долго утром нежилась в постели и смотрела на яркий, радостный солнечный свет, который врывался в открытое окно, и ветер развивал легкую белую занавеску.
Несмотря на сложные семейные проблемы, учеба во втором классе наладилась. Надя постепенно освоилась, привыкла к учителям и стала получать хорошие оценки. Особенных успехов достигла в физкультуре и рисовании. По физкультуре ее даже выдвигали на соревнования по легкой атлетике, а учительница по рисованию настоятельно советовала родителям определить Надю в художественную школу. Родители, видимо посчитали это занятие не серьезным и не последовали совету учителя, а сама Надя была пассивной и стеснительной для того чтобы пойти и устроиться туда самой. Надя осталась, предоставлена сама себе: игры с друзьями во дворе и долгие просмотры телевизора.
Однако будет не справедливо утверждать, что родители совсем не уделяли внимание бедной девочке. Папа часто навещал ее и дарил разные полезные вещи. Он сам сделал для нее набор для чеканки — изготовил на станке много разных металлических палочек и деревянный молоток, в наборе еще была большая круглая резиновая шайба. Потом он подарил ей набор для выжигания и фотоаппарат. Эти вещи очень нравились Надежде, и она периодически увлеченно занималась то одним, то другим. Когда ей исполнилось семь лет, папа подарил двухколесный велосипед и научил на нем кататься. Во втором классе подарил лыжи, и они вместе катались в парке по выходным.
Мама решила сделать из дочери пианистку. Она купила красивое коричневое лакированное пианино с золотыми вензелями и изогнутыми ножками. Надя не сопротивлялась, ей было интересно попробовать все новое. Для занятий была приглашена персональная учительница — Роза Эдуардовна. Учениками этой величественной дамы были многие успешные эстрадные артисты. Занятия проходили один раз в неделю. Роза Эдуардовна приходила днем после занятий в школе, мама в это время была еще на работе и встречала учительницу сама Надя. Роза Эдуардовна была хорошим педагогом, она никогда не проявляла признаков недовольства, если замечала, что ребенок недостаточно усидчив. Она методично и спокойно повторяла одно и то же, пока это не дойдет до ее ученика. Сначала она хотела убедиться, есть ли вообще у девочки слух? Она задала несколько сочетаний нот и попросила Надю повторить. Надя все выполнила правильно и только тогда Роза Эдуардовна согласилась заниматься. Но занятия продлились недолго. Наде стало скучно, музыка требовала много труда и любви. Надя особой любви к музыке не испытывала, а трудиться вообще не любила. Она стала под разными предлогами пропускать занятия, и маме пришлось отказаться от услуг учителя. И единственным результатом этих уроков были заученные несколько аккордов песни «Полюшко поле! Полюшко широко поле!..», которые она с гордостью демонстрировала всякий раз, когда ее спрашивали, умеет ли она играть на пианино? И все же коронным номером так и остался «Собачий вальс».
После неудавшихся занятий музыкой, Тамара по совету друзей, решила определить дочь в кружок английского языка. Знание языка, по ее мнению, могло бы пригодиться дочери в будущем. Она узнала, что есть хороший кружок в доме творчества, размещенном в старинном дворце восемнадцатого века. Дворец до революции принадлежал Великим князьям, там даже сохранилась вся обстановка, существовавшая еще при его владельцах. Для девочки из коммунальных трущоб было большой удачей посещать такое красивое место. Великолепие убранств комнат: золоченая резная мебель, хрупкий фарфор, цветная мозаика, классическая живопись — все радовало и возвышало мысли и желания. Преподавательница и система занятий ей тоже понравились. Учительница была спокойной и строила весь урок в игровой форме, из-за чего дети не успевали уставать и урок пролетал незаметно, но все же оставляя какие-то знания у них в голове. Надя ходила туда с удовольствием. Во дворце еще при его владельцах был отведен зал для семейного театра. Интерьер этого театра представлял собой мини образец большого Императорского театра. Там было все и ложи, и балконы, и партер; кресла были обиты малиновым бархатом и украшены золоченой резьбой; стены и потолок расписаны сценами из греческой мифологии; потолок украшала массивная хрустальная люстра. Многие актеры почитали за честь выступать на подмостках этого маленького театра, где сама атмосфера располагала к приятному почти семейному отдыху, но в шикарной, торжественной обстановке. Надя никогда не думала, что тоже окажется актрисой на этой сцене.
Учительница английского языка решила поставить спектакль по сказке «Золушка» на английском языке с участием всех ее учеников. Когда началось распределение ролей, она окинула класс взглядом и сказала:
— Я предлагаю роль Золушки отдать нашей Наде!
Некоторым девочкам это предложение не понравилось, но они решили промолчать. А Надя сразу испугалась: «Это же главная роль, большая ответственность, нужно говорить на английском языке, а вдруг я не справлюсь?!» — пронеслось у нее в голове. Она умоляюще посмотрела на преподавательницу и сказала, что не хочет браться за эту роль, пусть ее отдадут кому-нибудь другому. Но учительница не сдавалась, она стала уверять, что у Нади самая подходящая внешность для Золушки: маленький рост, большие испуганные глаза и светлые косички. После долгих уговоров и уверений, что ничего страшного в этом нет, Надя решила попробовать себя в роли Золушки.
Для представления Наде выдали удивительное белое платье с воздушной, кружевной юбкой и облегающим лифом с открытыми плечами, спереди расшитым маленькими полудрагоценными камнями. Такого чудесного платья ей еще не приходилось держать в руках. Облачившись в это белоснежное одеяние, маленькую блестящую корону и белые атласные туфельки, она с радостью ловила на себе ласкающие восхищенные взгляды окружающих.
«Если бы можно было просто танцевать или стоять на сцене, не произнося ни слова! — мечтала она, — а тут нужно запоминать и произносить английские слова, которые от страха вылетают из головы. — Какое несчастье!» Страх действительно помешал представлению пройти удачно. Многие актеры чувствовали себя скованными и забывали слова. Надя в нескольких сценах долго держала паузу с открытым ртом, растеряно вспоминая, что же говорить дальше, пока не услышала шепот учительницы откуда-то из темноты. На роль принца пришлось выбирать кандидата из мальчиков посещающих кружок, а таких было всего трое и все далеко не соответствовали образу сказочного принца. В итоге принца пришлось играть маленькому мальчику, который был даже ниже Золушки. Девичьим мечтам о сильном прекрасном принце, который уведет за руку от всех тревог в чудесную сказку, испуганный мальчик совсем не соответствовал.
Золушка все еще оставалась одинокой и ждала своего принца.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Белая краска» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других