Проблема долголетия волновала человечество на протяжении многих тысячелетий. Какого образа жизни придерживаться, чтобы прожить долго, сохранив здоровье и живость ума до глубокой старости? Книга доктора медицинских наук Л.А. Богданович «Советы советского врача. Молодость в старости» – это классика советской медицинской литературы, которая посвящена именно этой проблеме. Здесь собран обширный материал, накопленный автором за долгие годы врачебной практики: советы по личной гигиене и рецепты приготовления омолаживающих косметических средств, рекомендации по питанию и использованию лекарственных трав, методики профилактики импотенции и женской сексопатологии. Также, читатель может узнать секреты долголетия народов востока: в книге представлены китайская система упражнений тай-дзи и техники индийских йогов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы советского врача. Молодость в старости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Русские ученые о здоровье и долголетии
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался многими научными проблемами, в частности фундаментальными вопросами физики, химии, астрономии. Его научный гений отмечен рядом выдающихся открытий в этих областях знания. Не прошел он мимо и такой животрепещущей проблемы, как здоровье и долголетие человека.
«Его замечательные исследования, — отмечает советский философ Г. С. Васецкий, — являются важной вехой в развитии научного познания… Огромное историческое значение гениального сына русского народа состоит также в том, что он не только глубоко раскрыл лучшие черты своего народа, не только показал, на какие великие подвиги способны его подлинные представители, но и во многом содействовал процветанию своей любимой родины».
Первый ученый-энциклопедист России, он стойко преодолевал противодействия фаворитов царицы (Елизаветы Петровны) и в числе многих разработанных им проектов упорно добивался «действа» просвещенческих реформ, направленных на улучшение жизни народа, его здоровья и долголетия. Особое внимание Ломоносов уделял изучению вредных обычаев и предрассудков, разных сторон быта, питания и жизни крепостного крестьянства. В письме «О размножении и сохранении Российского народа» он доказал, что здоровью поколений и долголетию людей вредят семейные несогласия, драки и пьянство.
Ломоносов понимал, что здоровье человека, продолжительность его жизни во многом зависят от социальных причин. Но о каком здоровье и долголетии могла идти речь при крепостном праве, когда жизнь крестьянина ценилась ниже стоимости породистой собаки? Готовя письмо, Ломоносов надеялся, что хотя бы некоторые его полезные мысли проникнут в государственную практику. «Посему на каждый год, — пишет Ломоносов, — будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина, или еще по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год достается смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»
Ломоносов требует государственных мер для организации здравоохранения, чтобы было заведено «по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек».
Как отмечает А. А. Морозов, известный исследователь жизни и творчества великого ученого, Ломоносов не отвергает вовсе народной медицины, которой приходилось довольствоваться в то время. «Правда, — пишет Ломоносов о таких знахарях, — много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить (лечение) по правилам, медицинскую науку составляющим».
Одним из существенных препятствий для увеличения населения была огромная детская смертность. И вот Ломоносов впервые в России говорит о необходимости широких государственных мер для охраны матери и ребенка. Он предлагает обратить серьезное внимание на «искусство повивальных бабок» и издать на русском языке особое постановление, собрав предварительно «дело знающих» повитух и спросив «каждую особливо и всех вообще, и это за благо принято будет, вместе в оную книжицу», соединив ее с руководством по лечению детских болезней.
Книгу о повивальном искусстве Ломоносов предлагает не только распродать по всему государству, но и разослать по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди «могли пользовать этим наставлением неграмотных». А кроме того, Ломоносов предлагает «принудить властию» духовенство, чтобы оно крестило детей только теплой водой во избежание простуды. Ломоносов при этом сердито замечает, что не только в деревнях, но и в городе нередко крестят новорожденных зимой в самой холодной воде, иногда даже со льдом.
Ломоносов требует настойчиво борьбы с поветриями, как он по-русски называет эпидемии. Меры эти должны состоять «в отвращении приходящего». Кроме болезней и эпидемий ученый обращает внимание на различные другие причины убыли населения, бытовые и социальные.
Он не закрывает глаза на черты отсталости, патриархальщины, на дикость феодальной страны и сурово осуждает проявления темноты и невежества, которые видел на каждом шагу. С раздражением описывает он церковные праздники: обжорство и разгул во время «широкой Масленицы», неумеренные и изнурительные посты и безудержное пасхальное веселье, когда повсюду «разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки… лежат без памяти отягченные объядением и пьянством… недавние строгие постники».
Ломоносов убежден, что все эти обычаи «посягают на здравие человеческое», что «круто переменное питание тела» разрушительно для здоровья.
Конечно, эти идеи в условиях крепостнического строя тогдашней России были неосуществимы, но гений Ломоносова, его прозорливость указали последующим поколениям ученых-медиков верную дорогу в исследованиях.
Великого русского клинициста Сергея Петровича Боткина по праву называют и одним из основоположников отечественной геронтологии.
Он родился в Москве в 1832 году в семье крупного торговца чаем, однако не пошел по стопам отца, как тогда нередко водилось, а выбрал иной путь — служение науке.
Окончив Московский университет и получив диплом лекаря с отличием и звание доктора медицины, С. П. Боткин принимает участие в Крымской кампании в отряде замечательного русского хирурга Н. И. Пирогова. После этого некоторое время совершенствовался в медицине за границей. Возвратившись на родину, организовал первую в России клиническую лабораторию.
Первым из русских медиков С. П. Боткин большое внимание стал уделять проблеме нервных центров. Он приходит к выводу: целостность человеческого организма определяется нервной системой. «Она, — писал Боткин, — регулятор его внешней и внутренней деятельности, обеспечивающей жизнь». С внешней средой связана и всякая болезнь человека, целостность его организма, деятельностью которого управляет нервная система. Так была создана знаменитая теория нервизма.
О значении теории Боткина И. П. Павлов писал: «Сергей Петрович был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины с физиологией — тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах возводят здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье — здоровье и жизнь…»
Уже на склоне лет Боткин непосредственно обратился и к проблеме долголетия. Его чрезвычайно заинтересовал вопрос патологии и физиологии старости. Боткин предложил подробно обследовать более 2 тысяч обитателей петербургских богаделен. По результатам обследования он прочитал врачам города ряд интереснейших лекций, в которых развил перед собравшимися свои взгляды на изменения, совершающиеся в старческом организме.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы советского врача. Молодость в старости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других