Природа кризиса сознания в эпоху глобализации: социально-философский анализ актуальных общественных явлений

Леонид Рассказов, 2014

В монографии систематизированы сведения о кризисном сознании, его природе и способах проявления в условиях глобализации. Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных философов и ученых с 2000 г. до наших дней. Основу методологии составляет диалектический метод всеобщей связи и развития, а также ви́дение кризисных явлений в системе космос-природа-общество-человек. Концептуально исследование имеет прогностический характер. Работа рекомендуется для широкого круга читателей: философов, социальных мыслителей, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов философских, общественных и гуманитарных специальностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа кризиса сознания в эпоху глобализации: социально-философский анализ актуальных общественных явлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Сегодня, в эпоху глобализации, все чаще говорят о знании или информации и все реже о сознании и его роли в познавательно-преобразующей деятельности общества. Человечество достигло глубин атома на уровне наночастиц, а также устремилось к далеким галактикам, находящимся на удалении от Земли более чем на 100 тыс. световых лет. Однако решить такие проблемы, как профилактика гриппа или устранение пробок на дорогах в миллионных мегаполисах, еще не удалось. О чем это говорит?

Прежде всего о том, что рациональный оптимизм, достигший своей вершины, оказался в кризисе. Дальше развиваться общество, основанное на научной ментальности в ее прежнем историческом традиционном понимании, не может. Также общество не может развиваться, не имея новых перспективных ориентиров. Остается единственный путь — исследовать сознание как субстанциальное начало идеального мира человека, которое на протяжении всей его истории порождало различные типы сознания, являя спасительные мировоззрения эпох.

Речь идет об исторически эволюционных феноменах сознания — мифосознании, метафизическом и религиозном сознаниях, а также о сознании научном, которое и вывело человечество на новый уровень понимания мира и человечества в этом мире. Если говорить об обыденном сознании, то оно сопровождало общество на всех этапах его развития и существования. Напрашивается вывод о том, что сегодня в условиях глобализации необходимо исследовать природу сознания, а также его производную — кризисное сознание, — равно как и его влияние на общественные явления глобализационного масштаба и специфики.

Позиция философского и научного сообщества, активной общественности, представителей власти и бизнеса, ориентированная на экономико-политические доминанты в жизни человечества, объективно обоснована, но не оптимальна для того, чтобы быть доминирующей на мировой арене. Давний спор между диалектиками и метафизиками, идеалистами и материалистами сейчас объективно приводит к мысли о том, что необходимо признать примат не материи или духа, экономики или идеологии, а того основания, субстанции, которая всегда рядом, внутри любой категории практического или теоретического уровней жизнедеятельности общества. Речь, кончено, идет о сознании — первооснове любого начала человеческой деятельности, познавательной или преобразующей, идеальной или материально ориентированной.

Испокон веков человечество вынуждено было добывать хлеб насущный двумя путями — разумно-рассудочным и деятельно-орудийным. И в том, и другом случае общество, оснащенное духовными и материальными средствами, развивало себя и строило свой рукотворный мир, отвоевывая у природы островки своей социально-экономической жизни. Постепенно, век за веком, человечество, не задумываясь об источнике своего чудесного социального восхождения и последствиях агрессивного натиска на природу, построило вокруг себя и внутри своего идеального мира отдельный мир — мир познания, знания и информации, а также и мир орудий, преобразований и искусственную среду. В конечном итоге человек попал в ловушку своего эволюционирующего мировоззрения и социально-экономической инфраструктуры, оказав предельно максимальную нагрузку на природу. Так, мир оказался на грани вырождения и исчерпаемости ресурсов. Где же выход?

Сознание феноменально, поэтому изучение его субстанции, а также внедрение результатов исследования в практику общественной жизни — вот единственный путь и средство исцеления человечества и направление его развития по оптимально возможному пути. Предваряя исследование, необходимо сказать о том, что сознание — это не рефлектор (отражатель) или подчиненное потребностям человека средство, а, напротив, способность человека, позволяющая формировать идеальный образ потребностей и материальный способ их удовлетворения.

Основу сознания составляет родовая способность человека:

1) различать внутреннее и внешнее, материальное и идеальное, «я» и «не-я», психическое и физическое;

2) различать различия;

3) различать различенные различия.

Таким образом, сознание содержит не пять или шесть органов чувств, а намного больше. Например, нельзя обойти вниманием чувство стыда, совести, страха, равновесия и т.п. Различение — это синоним сознания, а также его сущность вообще — как понятия и как явления. Это значит лишь одно — способность человека различать как базовая характеристика сознания, готовая формировать бесконечное количество сознаний — метафизических и научных, теоретических и практических, общественно востребованных и жизненно необходимых. В условиях глобализации исследование сознания занимает объективно ведущую роль.

Сегодня становится ясно, что общество информатизации знаний и поклонение фетишам современности, созданным самим человеком — деньгам, институтам власти, технологиям, — ведут в тупик, порабощая его все более и более. Глобализация общественной жизни не только добавила проблем, но и указала путь развития человечества. Наряду с полипроблемными теоретическими подходами и монотехнологическими практическими средствами на арену общественной жизни выходит новое направление, о котором говорится уже давно, — духовное. В духовности различается не только множественность идеального мира человека, но и единство материального. Сегодня духовное как понятие и как явление общественной жизни может быть выражено через сознание, его исторические и нарождающиеся новые типы, формы и виды.

Таким образом, нашим монографическим исследованием дается старт реконструкции философского знания о природе сознания в авторском понимании, а также поиску новых оснований практического применения результатов этого исследования для решения проблем, порожденных глобализацией.

Феноменальной и новаторской является и авторская позиция в отношении определения природы кризисного сознания и механизмов его образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа кризиса сознания в эпоху глобализации: социально-философский анализ актуальных общественных явлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я