Лев Иванович Давыдычев (1927–1988) написал много повестей, рассказов и сказок для детей. По некоторым его произведениям, в том числе по повести «Жизнь и страдания Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», были сняты кинофильмы и мультфильмы, поставлены спектакли. Иван Семёнов – второклассник, озорник и выдумщик. Он считает, что вся его жизнь – одно сплошное мучение, потому что приходится ходить в школу да и ещё хорошо учиться. Вот и придумывает Иван разные шалости, чтобы отвлечь себя от тяжелых мыслей об уроках: то с друзьями в шпионов играет, то в лунатиков, а то и вовсе на телевидение сниматься поехал… Недолго, однако, длилась беззаботная жизнь Семёнова: к нему приставили суровую четвероклассницу Аделаиду, чтобы она следила за его успеваемостью. Кому это понравится?! Вот и Ване не понравилось, и он развернул «военные действия»… Для среднего школьного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь и страдания Ивана Семёнова, второклассника и второгодника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Давыдычев Л.И., насл., 2020
© Илл., Спехова М.Е., 2020
© ООО «Издательство АСТ», 2020
Глава 1,
служащая как бы вступлением к описанию жизни Ивана Семёнова и объясняющая некоторые причины его дальнейшего поведения
Иван Семёнов — несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всем белом свете.
Почему? Да потому, что, между нами говоря, Иван не любит учиться, и жизнь для него — сплошная мука.
Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на нее налезет.
И этот богатырь учится хуже всех в классе.
А честно говоря, учится он хуже всех в школе.
Обидно?
Еще как!
Кому обидно?
Да всему классу!
Да всей школе обидно!
А Ивану?
А ему хоть бы хны!
Вот так тип!
В прошлом году играл он в белого медведя, целый день на четвереньках ходил по снегу — заболел воспалением легких. А воспаление легких — тяжелая болезнь.
Лежал Иван в постели еле живой и хриплым голосом распевал:
Пирамидон-мидон-мидон!
Аспирин-пирин-пирин!
От лекарства пропаду-ду-ду!
Только в школу не пойду-ду-ду!
Долго лежал Иван. Похудел. И едва выпустили его на улицу, он давай кота Бандюгу ловить: хотел дрессировкой подзаняться. Бандюга от него стрелой, Иван за ним, поскользнулся — руку вывихнул и голову чуть не расколол.
Опять его в постель, опять он еле живой, опять хриплым голосом поет-распевает:
На кровати я лежу-жу-жу!
Больше в школу не хожу-жу-жу!
Лучше мне калекой быть-быть-быть!
Лишь бы в школу не ходить-дить-дить!
Хитрый человек этот Иван Семёнов! Уж совсем поправился, а как врач придет, Иван сейчас застонет, глаза закатит и не шевелится.
— Ничего не могу понять, — растерянно говорит врач, — совершенно здоровый мальчик, а стонет. И встать не может. Ну-ка, встанем!
Иван стонет, как раненный на войне, медленно опускает ноги с кровати, встает.
— Вот и молодец, — говорит врач. — Завтра можешь идти в школу.
Иван — хлоп на пол.
Его обратно в кровать.
А план у Ивана был простой — болеть как можно дольше. И всех бы он, Иван Семёнов, перехитрил, если бы не злосчастная муха.
Муха, обыкновенная муха подвела Ивана.
Залетела она в комнату и давай жужжать. Потом давай Ивану на нос садиться. Он ее гонял, гонял — никакого результата. Муха оказалась вредной, ехидной и ловкой.
Она жужжит.
Иван чуть не кричит.
Извела муха Ивана.
И спокойненько уселась на потолок.
«Подожди, — решил Иван, — сейчас я тебе напинаю».
Он подтащил стол, на стол поставил стул, взял полотенце, чтобы прихлопнуть муху, и — залез.
А муха улетела.
Иван от злости давай по потолку полотенцем хлопать!
Вспотел даже.
В это время в комнату вошел врач. Ну и попало Ивану, невезучему человеку, так попало, что с тех пор он мух бьет кулаком, да изо всех сил!
Все Ивана жалели.
А он?
А он хоть бы хны!
Ну не получается у него учеба! Вот сядет он уроки готовить, обмакнет перо в чернила, вздохнет — клякса.
Иван ее промокашкой — хлоп!
Клякса посветлеет, но станет еще больше. Иван снова обмакнет перо, снова вздохнет и — снова клякса.
Смотрит он на кляксы и мечтает. Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась. Пришел бы в класс, спокойненько сел бы на свое место, отвинтил бы свою собственную голову и спрятал бы ее в парту. Идет урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить! Ведь говорит-то он ртом, рот-то у него в голове, а голова — где?
В парте!
Звонок на перемену. Иван привинчивает голову и носится по школе.
Звонок на урок. Иван голову — вжик! вжик! вжик! — и обратно в парту. Сидит.
Красота!
Думал Иван, думал и придумал однажды замечательную штуку.
Пришел он как-то в школу, сел за парту и молчит. Минуту молчит, вторую молчит, третью… Пять минут прошло, а он — молчит!
— Что с тобой? — спрашивают ребята. Иван отвечает:
— Зззззззззззз… — И голова у него дергается.
— Заболел? — спрашивают ребята.
Иван кивает.
— Чем заболел?
Иван медленно встает из-за парты, прихрамывая, идет, останавливается перед классной доской и мелом на ней пишет:
Я ЗАЙКА
Ребята ничего не понимают. Колька Веткин говорит:
— Да ты и не похож на зайца.
Иван весь задрожал и:
— Зззззззззззз…
— Заикой он стал! — догадался Паша Воробьёв. — Заикой, а не зайкой.
Иван обрадованно закивал.
Как только в класс вошла Анна Антоновна, ребята загалдели:
— Семёнов болен!
— Он зайкой стал!
— Не зайкой, а заикой!
— Говорить не может!
— Трясется!
И всем классом, хором:
— Зззззззззззз…
— Тише, — сказала Анна Антоновна и вызвала Ивана к доске, и стала спрашивать.
А он отвечал так:
— Трр…бр…д… — И голова у него дергалась.
— Молодец, — сказала Анна Антоновна, — правильно ответил. Ставлю тебе «пять» с плюсом.
— Пять с плюсом?! — радостно переспросил Иван, который ни разу в жизни и четверки-то не получал.
А ребята захохотали.
А громче всех — Колька Веткин.
Вызвали отца Ивана в школу.
Ох и попало потом зайке-заике!
И сказал он друзьям:
— Хватит. Точка. Не могу больше так жить. Буду проситься на пенсию. Со здоровьем у меня из-за этой учебы совсем плохо. Сегодня же напишу заявление.
— А куда, куда заявление? — с огромной завистью спросил Колька. — Отвечай давай, если совесть у тебя есть! А не ответишь, то отвечать будешь за все свои штучки!
— Совесть у меня есть, не беспокойся, — со вздохом проговорил Иван. — Но не имею я права каждому рассказывать, куда заявление о пенсии писать буду.
От обиды и возмущения Колька весь задрожал и крикнул:
— Всегда ты такой! Собакой лаять научишь, ручки в пол втыкать научишь, а на пенсию один отправишься?!
— Ты соображай, — посоветовал Иван. — Если все на пенсию уйдут, кто же учиться будет? — И он ушел, опустив свою большую голову.
Весь вечер трудился Иван над заявлением.
Вот что у него получилось:
ВМИНЕСТЕРСТВО.
Учительница Меня Мучеит. за каждую ашипку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня по здаровю атучобы спасибо. Хачю палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет
На конверте он написал:
Сталица Москва
Вминестерство
насчет пеньсии
ат Ивана Семёнова
С приветом квам заивление.
Через день почтальон принес письмо обратно и сказал Ивану:
— Нет такого адреса. И ошибок больно много. Рано тебе еще жаловаться. И пенсию рано просить. Сначала школу окончи, поработай, потом жалуйся, сколько тебе угодно.
Много разных историй с Иваном было, всех не расскажешь. Но вы уже, конечно, поняли, какой это несчастный человек.
И вот вам последний случай: надумали в шпионов играть. Ивану хотелось быть командиром советских разведчиков.
А что получилось?
Никто не сомневался, что лучше всего шпионом выбрать первоклассника Алика Соловьёва. Его и поймать легко, и настукать ему в любой момент можно, если будет спорить. А если еще учесть, что Алик никогда не ябедничает, то станет ясно: лучше шпиона и не найти.
Правда, он трусоват. Играли как-то в американского летчика-шпиона Пауэрса. Пауэрсом выбрали Алика. Посадили его на крышу сарая — будто на самолете летит — и давай в него камнями (то есть ракетами) стрелять.
С двадцатого выстрела попали — шишка!
Хорошо, в общем, поиграли. А он обратно слезать боится. Орали на него, орали, снова ракеты запускали.
Пришел милиционер Егорушкин. Полез за Аликом, да сам с крыши грохнулся.
Попало ребятам.
И все-таки, лучше шпиона, чем Алик, не найти.
Кстати, он никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками «пре» и «пере». У него получалось:
— Я пер-прыгнул.
— Я пер-пугался.
— Я пер-бежал.
Значит, можно было считать, что Алик говорит на иностранном языке.
Всем было ясно, кто и на этот раз будет шпионом. Однако для видимости решили проголосовать и до того разорались, что Алик крикнул:
— Пер-катите!
Минутку помолчали и опять разорались.
Потом началась драка.
Драка началась из-за того, что Иван обозвал Кольку килькой.
— Какая такая килька? — обиженно спросил Колька.
— Маринованная, — ответил Иван, — или в собственном соусе. Ноль руб пятьдесят коп банка.
— Это я-то килька? — И Колька без лишних разговоров дал Ивану пинка. — Видал кильку?
Кто-то за кого-то заступился, и возник бой.
Главное в драке — не закрывать глаза.
А один друг Ивана — Паша Воробьёв — всегда закрывал глаза и стоял в центре боя, вытянув руки по швам. Ну и доставалось же ему!
Иван любил драться. Он вам не будет разбирать, кто свой, а кто чужой. Ему важно именно драться — машет он руками, а то и ногами во все стороны и даже бодается. И очень часто случалось, что он помогал противнику выиграть сражение, так как бил своих.
На этот раз все произошло немножко наоборот. Не забудьте, что в данной драке совершенно невозможно было разобраться, кому кого надо бить. Но каждый решил: не беда, начнется бой — видно будет, кто свои, кто враги.
Паша глаза по привычке закрыл, но руки его заработали сами собой.
Свой первый в жизни удар Паша нанес своему другу — Ивану.
Иван от неожиданности рот раскрыл. А Паша ведь не видит, кого бьет, и опять — раз ему в то же самое место, то есть в лоб.
Иван до того растерялся, что закричал:
— Своих бьешь!
А Паша ни остановиться, ни открыть глаза не может: страшно.
Тогда Иван тоже глаза закрыл. Что тут получилось, никакими словами не передать!
Ребята так устали, что драка кончилась сама собой. Все сели. Говорить никто не мог: кто язык прикусил, у кого губа распухла. И никто не может вспомнить, из-за чего друг друга молотили.
Вдруг, откуда ни возьмись, — учительница.
— Что у вас здесь произошло? — спросила она.
Алик Соловьёв махнул рукой:
— Пер-дрались все.
А вы знаете, что, когда нужно срочно определить виновника драки, им всегда оказывается тот, кому больше всех досталось. А на сей раз больше всех досталось Ивану.
— Семёнов, после уроков зайдешь в учительскую, — сказала Анна Антоновна и ушла.
— Так тебе и надо, — сказал Колька, — не будешь человека килькой обзывать. Да еще ноль руб пятьдесят коп банка.
Иван хотел ответить, но Колька закричал что было силы:
— Кто за то, чтобы Ивана шпионом выбрать, поднимите ноги!
А в это время — звонок.
Ребята все — бух на спину и ногами задрыгали. Это у них называлось голосованием. Так Ивана выбрали шпионом.
Алик Соловьёв сказал:
— Пер-красно.
После уроков Иван проговорил мрачно:
— Прощайте, товарищи.
Все молчали, опустив головы: человека в учительскую вызывают — не маленькие, понимаем что к чему.
— Ябедничать я, конечно, не буду, — продолжал Иван, — но учтите, что страдаю я из-за Кольки.
— Вот это я понимаю! — воскликнул Колька (так он говорил, когда чего-нибудь не понимал). — Он один раз из-за меня пострадать не может. А сколько раз я из-за тебя мучился! А? Кто в прошлом году в коридоре во время уроков лаял?
— Иван! — хором ответили ребята.
— А кому попало?
— Тебе.
— Мне! — И Колька ударил себя в грудь. — А кто придумал ручки в пол втыкать?
— Иван!
— А кому попало?
— Тебе!
— Мне! — И Колька так ударил себя в грудь, что ойкнул.
— Сравнил, — презрительно сказал Иван. — Подумаешь, собакой лаял. А тут — драка. Теперь меня как миленького из школы выгонят! — весело закончил он.
— Куда же ты тогда денешься? — спросил Паша.
— Не бойся, не пропаду. В милицию, например, устроюсь. Палку в руки и пошел! Раз — грузовик стоп, два…
— Иди-ка лучше в учительскую, — перебил Колька, — там тебе раз-два и стоп.
Ушел Иван, а ребята загалдели: что делать, если его из школы выгонят?
Иван, подходя к учительской, думал: «Несчастный я человек. Дрались все, отвечать мне. Будет она меня мучить. Говорить начнет. Мол, драться нельзя. Мол, выгнать тебя надо из школы. И ведь что обидно: не выгонят!»
Четыре раза подряд вздохнув, Иван вошел в учительскую.
— Жаль мне тебя, — сказала Анна Антоновна, — живешь ты плохо. Да?
— Плохо. — Иван опять вздохнул. — Не жизнь, а учеба. Мне бы только со школой разделаться, а там я… — Глаза его заблестели. — Да я сразу знаменитым человеком стану!
— Нет, не станешь ты знаменитым человеком, — сказала Анна Антоновна, — ты ведь знаменитый лодырь.
— Ну и что? Я ведь сейчас лодырь, а потом — нет.
— Потом поздно будет. Надо теперь же за ум браться. Жаль, жаль мне тебя, — повторила Анна Антоновна. — Плохо ты живешь, неинтересно. Подумай над этим. Обязательно подумай. Можешь идти.
— Как?! — поразился Иван. — А насчет драки?
— Сами разберетесь. Иди и даже не надейся, что будешь знаменитым человеком. Если, конечно, не исправишься. Никогда лодыри не становились знаменитыми людьми.
— А я буду, — упрямо проговорил Иван. — Да вы знаете, кем я буду? Лунатиком! Первым лунатиком! — И сразу успокоился.
Анна Антоновна рассмеялась.
— Кем? Кем? — сквозь смех переспросила она.
— Лунатиком, — с гордостью ответил Иван. — На Луну полечу. Здоровых ведь будут подбирать.
— Так ведь… так ведь… — смех мешал Анне Антоновне говорить. — Лунатиком!.. Ох… ведь лунатик… это болезнь такая… Кто ею болеет, того и называют лунатиком.
— Да ну? — удивился Иван, но, человек упрямый, добавил твердо: — Так я лунатик и есть. Давным-давно болею.
Вышел он из учительской, плечами пожал. Стало ему непонятно отчего грустно.
— Ну? — спросили ребята. — Здорово попало?
— В том-то и дело, что не попало, — ответил Иван. — Но разговор был тяжелый.
— Тяжелый? — спросили ребята. — Это как?
— А вот так. Лучше и не спрашивайте. И жизнь у меня тяжелая, и даже разговоры у меня тяжелые. Не то что у вас. И еще она сказала, что я не лодырь, а просто несчастный человек.
— Врешь!
— Не верите, не надо. И еще она сказала: будешь ты, Иван Семёнов, знаменитым человеком.
— Да врешь! — возмутился Паша. — Ты же двоечник!
— Ну и что? Она сказала, что все знаменитые люди в детстве были двоечниками.
— А это видал? — спросил Колька, показывая Ивану три пальца, сложенные, сами понимаете, в одну фигуру, названия которой я что-то не припомню.
Иван сжал кулаки.
— Пер-катите! — крикнул Алик. — А то опять пер-деретесь! Слышите?
— Тем более, — грозно проговорил Иван, — что я, к вашему сведению, — лунатик.
— А это еще что такое? — с удивлением спросили ребята.
— Болезнь, — важно объяснил Иван. — Страшной силы болезнь. Просто не знаю, что и делать. — И, взглянув на ошеломленных приятелей, сказал: — Играть начнем в двенадцать часов ноль-ноль минут. Еще пожалеете, что меня шпионом выбрали!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь и страдания Ивана Семёнова, второклассника и второгодника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других