Психология искусства

Лев Семенович Выготский, 1925

Эта книга была написана молодым, но быстро завоевавшим авторитет у коллег и читателей психологом Львом Семеновичем Выготским, чья научная деятельность пришлась на первую треть XX века, когда активно создавались новые теории и даже целые направления в психологии. Сейчас труды Л. С. Выготского – признанная классика. Ученый-материалист, он стремится объяснить истинную художественность, высокий уровень произведения неразрывной связью с реальностью. Анализируя особенности текста, он выстраивал логику читательской реакции, внутренней деятельности, вызванной этим текстом, постигал связь между формой и содержанием. Несмотря на солидный возраст этой работы, она не утратила актуальности, так как отражает объективные процессы в искусстве и его восприятии.

Оглавление

Из серии: Великие идеи

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ИП Сирота Э. Л. Текст и оформление, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Что, по мнению Выготского, можно считать центральной идеей психологии искусства:

1. Умение автора погружаться в материал.

2. Приобщение читателя к идее произведения.

3. Реалистичные образы героев.

4. Признание преодоления материала художественной формой.

Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Лев Выготский. «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей…»

Наиболее плодотворный период работы психолога Льва Семеновича Выготского пришелся на переломные для нашей страны 1920-1930-е годы. Ученый прожил всего 37 лет, но успел оставить значительное научное и творческое наследие. Его теории в области психологии, педагогики, истории культуры интересны тем, что Выготский, активно участвуя в создании образовательных учреждений, формировавших «человека нового типа», в то же время призывал не возводить в абсолют роль социума в развитии ребенка. Для него основной целью и ценностью было формирование личности — в самом широком понимании этого слова…

Свою карьеру Выготский начал как преподаватель литературы и редактор, но уже в 1923 году он приступает к организации «психологических лабораторий» и всю свою последующую жизнь посвящает психологии и педагогике. Его многочисленные теоретические разработки легли в основу многих популярных ныне практических педагогических систем: Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, П. Я. Гальперина и многих других.

Благодаря Л. С. Выготскому был создан «Экспериментальный дефектологический институт», ныне известный как Институт коррекционной педагогики. Он внес значительный вклад в развитие педологии — направления, ставившего своей целью объединить «инструментарий» различных наук (психологии, социологии, антропологии, биологии, медицины) применительно к методикам развития ребенка.

С точки зрения Льва Выготского, формирование личности должно осуществляться при активном взаимодействии всех основных факторов: воспитание — обучение — личная деятельность ребенка — социум и культурная среда. Отсюда — такая широта научных интересов исследователя.

Другая сфера приложения его научных усилий — психология искусства, основы творчества. Со взглядами ученого на эту проблему вас и познакомит предлагаемая книга.

1896 год, 5 (17) ноября — в Орше родился Лев Выгодский (впоследствии он изменил одну букву в своей фамилии, чтобы его не путали с двоюродным братом — известным литературоведом Давидом Выгодским).

1923 — организация психологической лаборатории на базе Гомельского педагогического техникума.

1924, январь — начало работы в Государственном институте экспериментальной психологии в Москве.

1924 — издается работа «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей», имевшая большое значение для советской дефектологии.

1925 — защищена диссертация «Психология искусства».

1927 — Государственный ученый совет утверждает Л. С. Выготского профессором.

1928 — выходит книга «Педология школьного возраста». Всего за свою жизнь исследователь опубликовал около 200 работ.

1930 — Выготский выступает в Клинике нервных болезней МГУ с докладом о психологических системах.

1934 — выходит книга «Мышление и речь», которую относят к числу самых значимых в творческом наследии ученого.

1 июня 1934 — Л. С. Выготский умирает от туберкулеза.

Оглавление

Из серии: Великие идеи

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я