Записки уставшей феминистки

Лариса Суслова

Если вы – женщина, то наверняка сталкивались с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к женщинам нашим обществом. В чём же причина такого положения дел? В данной книге найдётся ответ на этот и многие другие вопросы. Исторические корни женских ролей в обществе, жизненные выборы, которые приходится делать каждой, формирование собственной личности под шквалом двойных посланий социума, разнообразные мифы о женской сексуальности – вот лишь краткий перечень проблем, освещённых в этом сборнике. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Серия очерков «Мифы о женской сексуальности» Часть 1. Истоки мифов и их последствия

Мифы окружают нас. И это объяснимо. На заре своего развития человечество сначала взрастило именно мифологическое представление о мире и о себе. На этом базисе постепенно шло формирование религиозных верований в виде политеизма, шаманизма, а затем монотеизма. Но лишь с развитием философской мысли научный подход смог выкристаллизоваться и положить начало тому миру, в котором мы живём сейчас. Что же касается представлений о женской сексуальности и женском теле, то им пришлось претерпеть значительные метаморфозы.

Нашим далёким предкам связь между половым актом и деторождением не была очевидной. Возникли представление о женщине как сосуде самозарождения жизни, из чего выросли матриархальные культы и формы общественного устройства, в которых женщины имели значительный социальный вес. Культы богинь имели к этому прямое отношение. Матрилинейность родов, наследование имущества по женской линии, определённая социальная эгалитарность не препятствовали развитию культуры и технологии. Однако эти общества и их культура позже были поглощёны и ассимилированы более агрессивными патриархальными сообществами.

В последних женщина фактически дегуманизировалась, приравнивалась к имуществу мужчины. Её сексуальность в виде девственности и репродукции принадлежала мужчине, сначала отцу, а позже мужу, который покупал её («выкуп невесты») и становился полноправным хозяином. Такое положение вещей находило своё отражение в принимаемых законах на протяжении столетий.

В знаменитых скрижалях «не возжелать» полагалась чужую жену, наравне с ослом и волом. А концепция женщины как «сосуда греха», перед которым мужчина не в силах устоять, прочно входит в законодательство многих государств в виде разных форм наказания изнасилованой женщины. Этот миф продолжает жить и в умах наших современников в виде обвинения жертвы.

Когда наследование имущества женщинами своим отцам в отсутствии у тех сыновей стало законодательно возможным, то они стали притягательны как источник власти и дохода. Для завладения женщиной и её имуществом достаточно было её изнасиловать, а после жениться на ней. Традиция похищения невест в средневековой Европе имела именно такую подоплёку. Так богатейшая женщина своего времени (XII в), Алеонора Аквитанская, впоследствии Королева Франции и Англии, провела юность в страхе быть изнасилованной любым своим вассалом.

Речь о женской субъектности в таких условиях не могла возникнуть априори. Миф о женщинах «чистых» и «грязных» продолжал служить интересам мужчин. «Чистых» женщин можно было с выгодой продать (даже с учётом традиции приданного торг дочерьми и другими опекаемыми родственницами представлял значительный экономический и политический ресурс знати), а с «грязными» не особо церемониться.

А что же женская сексуальность? Она была лигитимна лишь как часть репродукции и в положенных законом рамках. Половой акт продолжал рассматриваться как наказание женщины как сосуда греха. «Спасёшься чадородием», значит единственным оправданием секса для женщины могло быть лишь зачатие и рождение ребёнка. Так как детская смертность была значительной, то стремление социума заставить женщин рожать как можно больше было вполне объяснимо. Избыток населения нужен, чтобы было кем управлять.

С позиций современной физиологии основным органом, ответственным за получение женщиной оргазма, является клитор, хотя теоретически возможен также оргазм от прямой стимуляции крестового сплетения, но далеко не во всех случаях такая стимуляция возможна анатомически. Интересна история «открытия» клитора в медицине. У меня есть ощущение, что знаменитые (Гиппократ, Авиценна) и не очень врачи открывали и открывали его заново, но их современники и потомки никак не могли смириться с тем, что женщина может получать удовольствие и без проникновения полового члена во влагалище, а значит и без наказания в виде репродукции.

Так в XV в. знаменитый «Молот Ведьм» называл эрегированный клитор «соском дьявола». Любая женщина, способная испытывать половое возбуждение, могла считаться ведьмой. Как поступали с ними мы знаем из учебников истории.

В это же время во многих странах Африки, Азии и Южной Америки клитор попросту удаляли по религиозным соображениям. К слову, обычай женского обрезания не искоренён до сих пор. Европейцы тоже пришли к удалению клитора, но попозже. В XIX в. авторитетные врачи рекомендовали прижигание клитора карболовой кислотой или хирургическое удаление для профилактики истерии и мастурбации.

Параллельно с этим тема женской сексуальности звучит в трудах Зигмунда Фрейда. Он разделил женский оргазм на «инфантильный» клиторальный и «нормальный» вагинальный, что с позиций современной физиологии ошибочно, но для XIX в. представление о том, что женщина обладает собственной сексуальностью, было просто революционным.

Первой учёной, применившей научный подход к изучению женской сексуальности в Европе, стала принцесса Мари Бонапарт, страдавшая аноргазмией и обратившаяся к Фрейду для собственного анализа. Мари стала его ученицей и пионеркой психоанализа во Франции. Она обследовала около двухсот женщин, как испытывающих оргазм при вагинальном сексе, так и не испытывающих, измеряя расстояние между клитором и влагалищем. Она обнаружила обратную зависимость между этим расстоянием и вероятностью, что женщина будет испытывать оргазм при традиционном вагинальном сексе. Чем оно было больше, тем меньше была такая вероятность.

Видимо мысль о том, что такие женщины нуждаются в дополнительной клиторальной стимуляции, не могла ещё возникнуть в её сознании, ведь мы все — продукты социума. Мари пошла на операцию по перенесению головки клитора ближе ко входу во влагалище. Операция не решила её проблемы, к сожалению.

Вплоть до середины XX века клиторальный оргазм рассматривался как патология, а женщины, предпочитающие получать оргазм таким способом, рассматривались как нуждающиеся в психиатрическом лечении. Отголоски этого мифа живы и поныне. Часто женщины, не могущие получить оргазм при проникающем сексе, но получающие его при клиторальной стимуляции, считают себя дефектными. Как правило, их партнёры не стремятся разубедить их в этом, ведь это удобно, иметь под боком женщину со сниженной самооценкой.

Однако мало-помалу ситуация менялась. В 1966 г. Вирджиния Джонсон и Уильям Мастерс опытным путём установили, что вагинальный и клиторальный оргазмы вызывают одинаковые физиологические реакции тела. Это открытие имело решающие последствия. В 1970 г. радикальная феминистка Анна Коэдт в статье «Миф о вагинальном оргазме» отметила, что клитор — единственный орган, который создан эволюционно лишь для удовольствия. Статья вызвала волну возмущения, но правда она такая, не всем нравится. Ведь в учебниках анатомии клитору по прежнему посвящалось лишь пару абзацев и считался он ни чем иным, как рудиментом.

В 1998 г. исследования урологини Хелены О’Коннел показали, что клитор, если рассматривать не только видимую головку, но и пещеристые тела и ножки, охватывающие влагалище, имеет значительный размер (от 8 до 20 см) и огромное количество нервных окончаний (8 тыс, в головке пениса — 5 тыс). Также было показано, что пещеристые тела его способны к эрекции при возбуждении.

И вот в 2009 г. получен первый 3D УЗ-снимок стимулированного клитора. Одиль Бюиссон и Пьер Фольдье смогли предоставить визуальные доказательства того, что при сексуальном возбуждении пещеристое тело клитора, наполняясь кровью, разбухает и охватывает влагалище. Так впервые были получены объективные данные о том, что вагинальный оргазм по своей сути является внутренним клиторальным. Когда Фольдье занялся разработкой методик восстановления женского здоровья после обрезания, то был поражён полным отсутствием медицинских наработок на эту тему, хотя реконструктивная хирургия в урологии развивалась очень активно.

И в настоящее время реконструктивная гинекология, если дело касается вульвы и клитора, мало что может предложить для женского здоровья. Зачастую после родов с разрывами влагалища «лишние» ткани просто ушивают так, чтобы уменьшить вход во влагалище, это делают «для мужа» (иногда причина озвучивается, иногда нет). Обнаружить же такое вмешательство женщина может не сразу, а только после многих попыток возобновления проникающего секса, вдруг ставшего болезненным. Помимо удобства мужчин, гинекология может также предложить много всего «для красоты», например лазерное омоложение влагалища или хирургическое уменьшение малых половых губ и головки клитора. Эти вмешательства могут привести к нарушению чувствительности, развитию спаечных процессов и синдрому хронической тазовой боли. Но, видимо, отказ от контроля над женской сексуальностью представляется слишком радикальной мерой, да что там, многие и представить себе не могут иное положение дел.

Этот краткий исторический экскурс рисует неприглядную картину отношения в обществе к женщине и к женскому. По сути лишь последние полвека табуированность женской сексуальности постепенно снимается. Хочется верить, что научные открытия постепенно вытеснят мифы, и женщины смогут расти, развиваться, познавать свою сексуальность без всего наносного, что накопилось за тысячелетия, без чувства вины, стыда или страха за своё женское тело во всём его великолепии.

Вместо того, чтобы всплыть на поверхность, тонущая женщина принимает решение стать гибкой и жидкой как вода

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки уставшей феминистки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я